Главная
5. РЕЛИГИЯ. НАУКА. ИСКУССТВО
III. ИСКУССТВО
3. Виды искусства
Живопись
|
596. "Если греческая культура дышит воздухом богов, то искусство Микельанджело дышит воздухом мира, в котором живем мы сами". Микельанджело пришел на Землю зрелой душой. Уже в раннем детстве он беспрерывно рисовал. И казалось, он все уже знает. Как человека его даже боялись, его побаивался сам папа Лев X. Так действовало величие его души даже на людей не пугливых. Но его не понимали. "Он был столь тесно связан с величием христианского импульса, сколь только это было возможно в его время. Его искусство — это духовный реализм" в высшей степени. 63, с. 192, 209
597. Если Леонардо нес в себе все свое время, то Микельанджело нес в себе свою Флоренцию, представлявшую собой в концентрированном виде мировой строй того времени. Что развивалось во Флоренции в малом, позже охватило весь мир. Леонардо всегда старался стоять выше политики, в душе Микельанджело разыгрывалась вся политическая жизнь. Леонардо вносил в свои творения мировые ощущения, Микельанджело — флорентийские, где бы он ни рисовал; он победил ими Рим; даже глядя на его "Пиету" (Ватикан), можно заметить, что, по сути говоря, она создана печальным Микельанджело, обеспокоенным судьбой своего родного города". Когда же трудные времена Флоренции проходят и туда возвращается свобода, Микельанджело творит своего огромного "Давида". В этом Давиде живет не библейское, а "протест свободной Флоренции против проникновения принципа большого государства; колоссальный размер статуи связан с этим ощущением". Что он принес в Рим как творение мира, душевно не могло возникнуть в Риме, но — во Флоренции. Конец свободы Флоренции вызвал к жизни "Последний суд" — "огромный протест человечества, человеческой индивидуальности против всего, что противостает ей". 292 (2)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|