Главная
Предметный указатель
ВЗАИМОПОМОЩЬ |
1143. "Когда мы замечаем, что завистливы, что лжем, то мы всячески стараемся это победить. В этой области мы сталкиваемся с борьбой против Люцифера и Аримана. ... Когда же мы пытаемся победить происходящую из прошлого воплощения склонность к зависти, то эта зависть надевает маску. Люцифер говорит: человек борется против меня, он стал внимательным к своему чувству зависти. Я передам этого человека моему брату Ариману". И в результате этого у нас тогда развивается страсть искать недостатки в других и порицать их. Нужно разглядеть, является ли у человека это качество врожденным или в молодости он был завистлив. Искореняемая ложь часто превращается в поверхностное отношение к истине. Тогда слишком легко удовлетворяются поверхностным ответом. "Преображенная лживость образует в позднейшей жизни стыдливое существо. Кто в юности был лжив, в позднем возрасте не осмеливается смотреть людям в глаза. В сельской местности об этом имеют инстинктивное, элементарное знание, не доведенное до степени понятия. Говорят, что не следует доверять людям, которые не могут смотреть в глаза. Стыдливость, скрытность, сдержанность, проистекающие не из скромности, а из страха перед другими людьми — таково кармическое последствие лживости уже в одной инкарнации. ... Когда мы говорим, что этот человек слаб — но говорим непредвзято, ибо нужно знать, что такое слабость, а что такое сила, — если человек легко восприимчив к тем или иным влияниям, не имеет никакой силы противостоять им, то мы тогда знаем, что его тело слабо, и что это слабое тело есть следствие преобразованной прежде (в прошлой инкарнации) зависти". Вы скажете: а как быть, если ребенок уже родился слабым в определенном окружении? Каждое существо — не только человеческое — подходит к своему окружению и не возникает в нем случайно. "Так рождаемся мы среди людей, которым мы завидовали или которых порицали. И стоим мы со слабым телом среди тех людей, которым в прошлой жизни завидовали, завидовали тому, чего они достигли и т.п. Бесконечно значительно знать подобные вещи, ибо только взвесив их, можно понять жизнь. Если человек, ребенок со слабым телом рождается в данном окружении, то мы должны спросить себя: как нам к этому относиться? — Самым правильным будет то отношение, которое обладает наивысшим моральным смыслом: мы должны его простить. Это наилучшим образом ведет к цели, а также служит наилучшим воспитательным средством для соответствующего человека". Если это ребенок, то от нашего прощения с любовью он будет становиться все крепче и крепче; и это воздействие простирается вплоть до мышления. Такова карма зависти. Если же человек был лжив, то в следующей жизни он вообще не сможет выработать правильного отношения к своему окружению, ему тогда угрожает слабоумие. Такому человеку нужно постараться донести побольше истин духовной жизни, и мы увидим, как он расцветет. "Здесь мы всегда должны иметь мысль: в прошлой инкарнации мы были сильно оболганы этим человеком и мы должны сделать все, чтобы образовать правильное отношение такого ребенка к его окружению. Как видите, мы постоянно, как люди, призваны к тому, чтобы помогать другим людям правильным образом выносить свою карму. Не понимает кармы тот, кто считает, что людей нужно предоставить их карме". Помогая другим, мы помогаем себе. "Плодотворным для самого человека является лишь то, что он делает для других. Сами себе мы добра принести не можем". Когда один помогает другому преодолеть карму, то от этого выигрывает все человечество.125(11) Перейти к данному разделу энциклопедии
1145. "Предположим, что человек, благодаря прочим свойствам своей организации и остающейся карме, а также тому, что он приобрел болезнью, может успешно справляться с остающейся ему жизнью. В этом случае исцеление имеет смысл, и оно наступает. ... Преодолев болезнь, он получил более совершенные силы там, где имел силы несовершенные". "Решение об излечимости или неизлечимости болезни является делом более высокой разумности, чем та, которой мы можем понять повседневное. ... Нашим высшим сознанием мы, конечно, способны стать на точку зрения, которая даже смерть принимает как дар высших духовных сил. Но тем сознанием, которое должно помогать и активно проявлять себя в жизни, мы не должны отваживаться становиться на эту высшую точку зрения. Тут легко ошибиться, посягая на область, в которую мы таким образом не должны вторгаться: в сферу человеческой свободы. ... И если была оказана действительная помощь, то мы этим предоставили индивидуальности человека применить свои силы, и врачебная помощь в этом случае только поддержит его. Тогда она не влияет на человеческую индивидуальность". Не помогая человеку или даже способствуя неизлечимости, мы бы навязали индивидуальности нашу волю. "Все соображения, направленные на исцеление, вытекают из сознания, правильного для нашей Земли; другие соображения вышли бы за пределы земной сферы. Тут должны были бы вмешаться силы, неподведомственные нашему повседневному сознанию". 120(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
|