BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ВОЛОСЫ

542. «Групповые «Я» животных живут на астральном плане; теперь мы говорим о другом роде Я, живущих на астральном плане и действующих в человеке, оживляющих его кровь, когда собственное «я» ее покидает (во время сна). Что приносят они в кровь? -- То же самое, чем человеческое тело обладает со времен др.Сатурна: огонь, тепло. Это духи, которые не нисходят до физического плана, живут на астральном плане и имеют огненное тело. ...На астральном плане вы находите текущее по всем направлениям тепло, огонь, который представляет собой самостоятельную сущность, движущуюся туда и обратно; в нее воплощены существа, какими мы сами были на др.Сатурне. Ночью они вползают в кровь и оживляют ее теплом». Но кровь покидается ночью не только «я», но и астральным телом. И потому кроме Я существ над ней тогда работают еще одного рода существа. «Свое Я они имеют на Девахане; их тело еще более высокое и никогда не уплотняется до тепла. ...Такого рода Я пронизывает кровь и производит в ней то же самое, что человеческое астральное тело производит в ней днем». Эти Я образуют три элементарных царства, расположенных за нашим физическим миром. «Существа третьего элементарного царства -- товарищи групповых душ животных, принадлежат к той же самой области. ...они оживляют человеческое астральное тело желаниями, вожделениями, страстями. ...Они населяют астральное тело, подобно червям в сыре».
     Второе элементарное царство формирует, вычленяет облики растений. В человеке оно воздействует на растительный элемент: волосы, ногти и др. (где нет астрального). «В то время как Я растений действует на растения изнутри, эти существа действуют извне, формируют их, дают им облик, цветение». Я растений находится в средоточии Земли (почему Земля испытывает боль, если растение выдергивают с корнем).
     Существа второго элементарного царства слетаются к растению со всех сторон, подобно бабочкам. «Они работают над повторением листьев, цветов и т.д.». Формообразующая сила минералов находится на высшем Девахане, или в первом элементарном царстве (от групповых Я минералов происходят силы притяжения, отталкивания, атомные силы). Но все три царства следует мыслить пронизывающими друг друга.98 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

44. Атланты и первые послеатлантические люди были очень волосаты — знак того, что их еще интенсивно пронизывал духовный свет. В Библии выбор делается между безволосым Иаковом и волосатым Исавом. В древнееврейском языке волосы и свет обозначались почти одним словом. 117 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

108. (3; 4) Назареи полностью воздерживались от алкоголя, уксуса и винограда, т.к. в нем образующий растение принцип перешел через тот пункт, в котором силы Солнца действуют лишь только на растение. В винограде действуют не только и не столько силы Солнца, сколько нечто, развитое изнутри, что созревает от ослабленной силы осеннего Солнца. Вино пьют те, кто ясновидение обретает не в высшем смысле, а только почитая Диониса, и свои способности получает исходящими из Земли. Далее, назареи избегали всех животных, всего того, что может умереть и при этом обладает астральным телом. Они были строжайшими вегетарианцами. Иоаннов хлеб (сладкий рожок) часто являлся их единственной пищей или мед диких пчел (не домашних). В Евангелиях ошибочно написано, что Иоанн питался акридами (саранчой). Он ел пищу назареев. В период подготовки назареи не стригли волос: в наших волосах мы можем видеть остаток неких излучений, через которые прежде всего сила Солнца вошла в человека. В древние времена считали, что из длинных волос, если они свежие и здоровые, можно получать силу. "Те люди, которые подготовлялись к тому, чтобы ясновидчески знать и познавать, кем является Христос, назывались назареями". 117 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

89. Человек, который питательные соки с силой гонит сквозь тело, имеет черные глаза и черные волосы. Питательное средство достигает у него даже глаз, он с силой гонит кровь в глаза. Тот, у кого глаза коричневые, делает это в более слабой мере. Человек с синими глазами вообще не гонит с силой питательные соки в глаза, и передняя стенка радужной оболочки у него совсем не наполнена питательным соком; через прозрачный глаз тогда видна задняя стенка. Тогда соки не достигают с силой также и во­лос, и они бывают у голубоглазых людей светлыми. "Блондины всегда были телесно более слабыми (чем брюнеты); они были сильными только душевно. В прошлом многие люди были блондинами, но сильными они были только душевно, духовно сознавали многое из того, что сегодня большинство людей сознавать уже не может".
     Северные люди живут в холодном климате. Много сил питания они должны направлять против холода: они светловолосые. У южных людей все обстоит наоборот. Поскольку Земля ослабевает, то ныне боль­шую силу в состоянии гнать сквозь тело брюнеты и люди с карими глазами. Светловолосые люди в опреде­ленном смысле вымирают, их становится все меньше. "Светлые волосы дают умность". — Чем меньше сил посылается в глаза, тем больше от питательных соков остается в мозгу. Черноглазые, кареглазые и черно­волосые — материалисты, ибо они входят лишь в то, что видят. Духовная наука должна входить в мир в той мере, в какой человечество теряет светловолосость, умность, иначе человечество будет глупеть.348 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

236. "Человек состоит из физ., эф. астр. тел и Я. Не все части человека равным образом причаст­ны к этим четырем членам. Имеются части, где действие астр.тела отступает, где у него отсутствует сила для овладения ими. Так, его действие кончается вверху, в голове, и там действует эф. тело с его принципом повторяемости, порождая однообразную массу волос. В другом месте можно видеть, как принцип эф.тела переходит в принцип астр.тела. В позвонках позвоночного столба действует принцип эф.тела, но вверху его сменяет астр.тело и разворачивает позвонок в полость головы".98(12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Голова и мир животных

307. Головной мозг человека есть "...не что иное, как преобразованный спинной мозг; это, в не­котором роде, нахохлившийся спинной мозг. Представьте себе горизонтальный спинной мозг животного, вздувшийся, преобразованный, метаморфизированный, и вы получите человеческий мозг.
     Истина такова, что во время лунного развития то, что сегодня является мозгом человека, выглядело так, как сегодня выглядит спинной мозг животного. И лишь при переходе лунного развития в земное спинной мозг, которым человек обладал на Луне, стал сложным, стал современным человеческим мозгом, но сохранил свое горизонтальное положение. Ибо в существенном его ось перпендикулярна оси принадлежащего телу спинного мозга, который человек получил во время земного развития. Он находится сейчас на той ступени, на которой современный головной мозг находился на др.Луне. ... Т.обр., когда мы рассматриваем человеческую голову, то она выступает перед нами не особенно отличающейся от животной, ибо направление (оси) головы у человека то же, что и направление позво­ночника у животного, которое также является и направлением его головы: параллельно Земле.
     Можно привести многие другие свойства, которые бы показали, что человеческая голова, как таковая, если ее рассмотреть во всем ее развитии, представляет собой преобразованную животность ... к которой затем добавилась вся остальная человеческая организация". (Следует при этом еще заметить, сколь воло­сата, особенно мужская, голова!)
     "Рассмотрите панцирных животных (улиток, раковин) или черепах — они представляют собой человечес­кую голову на низшей ступени, и наш остальной организм добавился к этому, после того, как низшие фор­мы животных постепенно преобразовались в человеческую голову, к этому добавился остальной организм. ... Лишь в одной нашей голове носим мы то, что связывает нас с миром животных, но не в нашем осталь­ном организме".
     "Из Земли в животное постоянно идут силы, проходят по его позвоночнику и, оказав влияние на мозг, снова возвращаются в Землю. Животное принадлежит Земле. Силы, деятель­ные в Земле, которые проходят через его ноги, через позвоночник и воз­вращаются назад принадлежат всей жизни животного.
     Отношение животного ко всей Земле человек имеет в отношении своей головы к своему остальному организму. Благодаря тому, что человек об­ладает организмом, расположенным перпендикулярно к земной поверхности, этот организм играет для человеческой головы ту же роль, что Земля, вся Земля, для животного. Т.обр., в нашем примыкающем к голове орга­низме мы имеем объединенную тайну всей Земли в нас".171 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Конечности. Имагинация человека

313. "В птице мы имеем возможность следующей локализации: астр.тела — в мускулах, в плоти, физ. тела — в оперении, эф.тела — в том, что в птице остается как силы роста из содержания яйца.
     С человеком все обстоит значительно сложнее. Человек не живет внешне в яйце. В материальном теле развивает он свое люциферическое, которое птица выносит вовне. Поэтому Ариман не переходит через че­ловека в тело матери. С птицей же обстоит так, что она некоторым образом показывает, как она люциферическое выносит в мир, не являя это косвенно, и воспринимает ариманическое. ... Между человеком и птичьим родом можно поставить млекопитающих".
     "Ведь птица предназначена для полета, этим обусловлен и облик ее ног; они, в некотором роде, яв­ляются лишь указанием на ее принадлежность к Земле. Человек не отрывает своих ног от Земли, он не может летать, он ставит на Землю обе ноги, как две гордые колонны. Тем, как они образованы, эти ноги, они являются, в существенном, даром Земли. ... в этом земном даре он больше связан с ариманическим, чем птица, ... В человека Ариман проникает, прорастает через ноги, а оттуда — далее в остальной ор­ганизм. У птицы Ариман прорастает в перья. ... у человека в этой связи имеются лишь небольшие зачат­ки ариманического, заложенные в волосах. Это ариманические зачатки. Они особенно сильны в голове и служат доказательством того, что голова у человека содержит очень много ариманического". Млекопитаю­щие еще больше, чем человек, связаны с Землей — также и передними конечностями.
     "Птица имеет в себе люциферический принцип, не тяготеющий к Земле ни в малейшей мере. Поэтому птица в своем яйце обособляется от Земли насколько только можно, и Земля мало воздействует на нее. Ее ноги остаются чахлыми, и окружающие Землю силы, ближайшие земные силы, окружающие ее как тепловая мантия, воздействуют на птицу. Это обусловливает ее облик: чахлые ноги и т.д. Человек связан с Зем­лей нижними конечностями: он освобождает себя. Млекопитающие стоят на Земле четырьмя конечностями: они образованы Землей. Таким образом, на животное воздействуют силы, действующие прямо из Земли. ... по этой причине древнее воззрение видело в голове человека птицу, орла. В чело­веке конечностей и обмена веществ, целиком организованного для Земли, видели быка, или тельца, или корову, поскольку эти животные целиком организованы для Земли. В средней части человека, служащей соединительным членом между орлом и коровой или тельцом, видели то, что некот.обр. именно через об­мен веществ освобождается от земного; это вы можете видеть, не правда ли, в том, что лев имеет очень короткий кишечник. Его система обмена веществ исключительно примитивна, зато грудная система, систе­ма сердца развита особенно. Отсюда проистекают его страсти, ярость и т.д. Льва древнее инстинктив­ное воззрение видело в средней части человека".205 (16.VII)
     "1. Астральная часть человеческой головы обработана космосом как "птица".
     В птице действует космическая астральность, которая растений лишь касается (в цветах). В планетной системе эта астральность действует через . — Почитание орла.
     2. Эфирная часть человеческой ритмической системы обработана космосом как "лев".
     Во "льве" действует космическая эфирность, которая растением удерживается благодаря воздушно-влажному. В планетной системе это эфирное существо действует через Солнце. — Почитание льва.
     3. Физическая часть человеческой системы обмена веществ обрабатывается космосом как "рогатый скот".
     В рогатом скоте действует физическое космоса, которое растением удерживается благодаря влажно-холодной Земле. В планетной системе этот физический космос действует через . — Индийское почитание коровы".Д.40, с.6


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

406. "Можно понять, почему нашей голове нужна углекислота. Углекислота отделяется от натрия, и в кон­це концов мы завоевали бы у натрия — металла с серебристым блеском — твердый череп, если бы углекис­лота не вмешалась в натрий и в нас не образовалась бы сода. Итак, в натрии мы берем углекислоту, чтобы сода в нашей голове распределялась правильно. А из всего, что окружает нас, мы берем, через волосы и кожу, фосфор, водород. Водород нужно брать извне и не давать ему особенно образовываться изнут­ри (без света) в виде рудничного газа (что вредно). Эта человеческая голова представляет собой дейс­твительно род яйца. Как яйцо из земли воспринимает соду, а из воздуха водород, так человеческая го­лова снизу, из своей "земли" берет соду, а извне фосфор, водород, если не может завоевать его изнутри. Затем они действуют вместе и порождают внутри материю, служащую посредником для мыслей, т.е. порожда­ющую мысли". 351 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1234. "Какой вид будут иметь в следующей жизни люди с исключительно сидячим образом жизни — этого нужно ждать, поскольку такие земные жизни, когда человек только сидит, впервые возникли в современности. Раньше же человек, если он обращал внимание на окружающие вещи, должен был подойти к ним, должен был привести свои члены в движение. Все его тело становилось деятельным, а не только органы чувств, относящиеся к голове... И то, что совершало все тело, когда человек был внимательным — это переходило в головное образование следующей земной жизни... Голова человека в следующей земной жизни обладала силь­ной склонностью эти силы посылать в остальной организм, который вычленялся в следующей жизни? В пер­вые 7 лет каждая кость образована так, как это проистекает из головы. Если человек имеет особую скло­нность к силам Земли, то он получит большие крепкие кости, исключительно хорошие ключицы, хорошо выра­ботанные ребра. Все тогда носит характер добротной выработки. Голова же родственна Земле в силу обсто­ятельств предыдущей земной жизни. Лоб тогда не особенно высок — высокий лоб не родственен Земле, — но строго очерчен. Такой человек мужественно проходит по жизни. Тогда также быстро растут волосы. И если это имеет место у ребенка, значит, он был внимателен к окружающему в прежней жизни. Из морально-духов­ных отношений одной жизни формируется тело в другой. (Кто во все совал свой нос, был сверхвнимателен, у того взъерошенные волосы).
     "Если мы поверхностно шмыгаем по жизни и нас ничто не интересует, то можно быть уверенным, что в следующей жизни мы станем трусливы как зайцы. А возникает это, в свою очередь, благодаря тому, что, будучи безучастными существами, невнимательными к окружающему, мы оказываемся слабо связанными с окружающим, наша головная организация в следующей жизни не имеет родства с земными силами. Кости остаются неразвитыми, волосы растут медленно, человек тогда получает О- или Х-образные ноги". Много думавший, много размышлявший в одной жизни, в другой становится худощавым, сухощавым. Кто в одной жизни мало раз­мышлял, жил более в охвате внешнего мира, тот в следующей жизни предрасположен к ожирению. Если че­ловек много думал в предыдущей жизни, неважно где — идя за плугом или занимаясь ремеслом, то в этой жизни у него необычайно нежная мягкая кожа на всем теле. Люди же с нечистой, пятнистой кожей — хотя тут могут существовать и другие причины — чаще всего оказываются мало думавшими в прошлой жизни. Люди с веснушками, совершенно очевидно, не были мыслителями в предыдущей земной жизни.236 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

44. "Сегодня люди охотно верят, что волосы некоторым образом выгоняются изнутри, из головы, в то время как в действительности они внешней природы, которая их вытягивает.
     В древние времена люди видели это фактически, что позже отразилось в искусстве. Рассмотрим, например, совершенно отчетливо принадлежащий голове шлем Афины Паллады. Этот шлем ощущают неверно, если считают, что он надет на ее голову. Он не надет. Он ей подарен из концентраций космических душев­ных сил, которые действуют вокруг ее головы и, сгущаясь, оседают на нее, так что грекам в древности показалось бы чем-то невозможным изобразить Афину Палладу без ее головного убора. Они бы это ощути­ли так, как мы сегодня ощутили бы скальпированную голову. Я не утверждаю, что так чувствовали в более поздние времена гречества".217 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

45. "Иссохшие астрально-эфирные потоки — вот что такое наши теперешние волосы".117 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

46. "Каждое птичье перо имеет тенденцию стать волосом, но не в состоянии этого достичь, поскольку силы действуют на перо из мирового пространства со всех сторон. А каждый волос имеет тенденцию стать пером, но он не может им стать, поскольку силы, действующие снизу, из Земли вверх, сильнее, чем дейст­вующие извне".129 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru