Главная
Предметный указатель
ВОЛЯ - см. также МЫСЛЬ, ч.в. — и обмен веществ |
84. "Моторные нервы в действительности также сенситивные. Они существуют для того, чтобы, когда я, например, двигаю пальцем, возникало непосредственное отношение между волевым решением и обменом веществ в пальце, чтобы непосредственное влияние, оказываемое волей, захватывало обмен веществ в пальце. Это изменение в обмене веществ, этот процесс обмена веществ воспринимается с помощью т.н. моторных нервов. А если я не воспринимаю процесса обмена веществ, то не возникает никакого волевого решения". 301 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
414. "Воля погружена в процессы роста и питания. Все, что активно протекает в нас как рост, родственно в то же время воле. Подходя внешне, телесно, мы имеем процесс роста, подходя внутренне, душевно — волю". "По сути говоря, можно совершенно точно видеть, что жизнь представлений является противоположным полюсом жизни воли, а рост — всей жизни в организме вообще". "В нас постоянно происходит процесс роста, а значит, и процесс обмена веществ; также постоянно отпадает отмирающая материя. Мы постоянно, когда думаем, наполнены такой отмирающей материей. Эту отмирающую материю мы именно и воспринимаем, когда восходим к имагинациям. И наше мышление, наши представления связаны с отмирающей материей. ... Постоянно неорганическое выпадает из органического, и с этим отпадением связана жизнь представлений. Если процесс роста и обмена веществ становится чрезмерно активным, то жизнь представлений чахнет. Если преобладает процесс отмирания, то наши представления делаются все жестче, педантичнее".206 (14.VIII) Перейти к данному разделу энциклопедии
428. "Чувство опосредуется дыхательной системой, ритмической системой, как мысль — системой нервов и чувств. Воля опосредуется обменом веществ, а не нервной системой. ... Лишь мысль о воле опосредуется нервной системой. Только когда вы, как человек, отчетливо осознаете волю, в этом участвует нервная система". Разделение нервов на чувствительные и двигательные абсолютно неверно.192 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
433. "Если при восприятии чувств внешний эфир некоторым образом оживляется внутренним эфиром, так что внутренний эфир вливается в мертвый эфир, то при волевом импульсе... эф.тело изгоняется из физ. тела в той области, в которой разыгрывается обмен веществ". 66 с.170 Перейти к данному разделу энциклопедии
1796. "Только процессы, присущие формированию образов, связаны с нервной системой, в то время как процессы чувствовании связаны — при этом не косвенно, но прямо — с ритмическими процессами организма. Современный естествоиспытатель предполагает, как правило, что процессы чувствовании не имеют прямой связи с ритмической системой, но что эти телесные ритмы передаются нервной системе, и т.обр., косвенно, жизнь чувств выражается посредством нервной системы. ... Вся жизнь нашей воли зависит от нашей метаболической системы непосредственно, а не через по средство нервной системы. Т.обр., нервная система только обнаруживает волевые процессы. Нервная система не приводит в действие волю, но воспринимает то, что происходит внутри нас при посредстве воли".312 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1803. "Как пищеварение соответствует мыслительной деятельности, так деятельность сердца и крови соответотвуют жизни воли и вожделений; все, что как определенные субстанции в виде различных средств питания оказывает воздействие на кровь, выступает соответствующим образом в волевой деятельности".96 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
1805. Чтобы найти волю, необходимо от процессов организма нервов и дыхания спуститься к процессам в организме питания. Моторных нервов нет — это сенситивные нервы. И если в позвоночнике нечто повредить, то будет утрачено восприятие ноги, и потому станет невозможно ею двигать. Нерв воспринимает то, что совершается в обмене веществ в результате импульса воли. Когда мы учимся играть на фортепьяно, то учимся определенным образом двигать пальцами, господствовать волей над соответствующими тонкими процессами обмена веществ. Сенситивный нерв (моторный) при этом все более замечает, какое движение правильное. Организм обмена веществ можно сравнить с простыми буквами. Но поскольку это просто знаки, душе приходится делаться вще более внутренней, входить в область духа. "И как через органы чувств душа связывается с материей, так через волю она связывается с духом". Процесс в веществе есть лишь знак действия духовного, и такова именно воля. В воле дух посылает в нас своих существ. Воля проникает в мир интуиции. "И благодаря тому, что мы непосредственно духовное переживаем в душевном, душевное в тех представлениях, о которых идет речь в "Философии свободы", охарактеризовано как лежащее в основе свободной воли...". Когда душа переживает веление духа, она живет в свободе.66 с. 131-142 Перейти к данному разделу энциклопедии
1806. "Это было бы чем-то совершенно ужасным, если бы в обычной жизни вы смогли сопереживать все то, что происходит в вашей воле. Невыносимая боль охватила бы вас, если бы вы, напр., действительно смогли пережить, как данные организму через средства питания силы употребляются ногами, когда вы идете. ... сонное состояние воли подавляет это".293 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
Две воли и два чувства. Свет и тьма
1877. "В нашем человеческом бытии мы можем различать два рода воли: внутреннюю и внешнюю. И мы можем сказать: внешняя воля является нам в ее действии, когда мы бодрствуем. Внутренняя воля является нам в ее действии, когда мы спим. ... Воля имеет дело с органической деятельностью... с процессами обмена веществ. ... И вот из этого моря воли человеческого существа ударяет волнообразно то, что открывается в чувствах. Мы ведь знаем, что чувство (см.схему) является очень смутной действительностью человеческого существа, что чувство для сознания обладает лишь той интенсивностью, что и сновидение. И тем не менее оно светлее воли. ... Человек просветляет себя в своих чувствах. И когда он просветляет себя, то два полюса воли восходят в интенсифицированное сознание; выявляются как внутренняя, так и внешняя воля, когда они могут пробиться в сознание. Подобным же образом мы различаем два рода чувств... одно выбивается из воли и родственно состоянию сна человека. Оно изживается в антипатиях, которые человек развивает в широком объеме... в то время как воля, ведущая человека во внешний мир, когда она ударяет в чувства, приводит нас в исполненное симпатии отношение с внешним миром". Чувства раскрываются в душевной деятельности. "Мы можем с этой точки зрения изучить душевную жизнь и получим много показательного. Мы увидим, что бодрствование призывает нас к симпатии к окружающему миру. Антипатии приходят из бессознательных состояний. Они проникают из спящей воли. ... Благодаря антипатиям мы отдаляем себя от окружающего мира, делаем себя одинокими, замыкаемся в себе. Эгоизм, развиваемый человеком, имеет своей предпосылкой восходящие внутри антипатии. Чем эгоистичнее человек, тем больше элемента антипатии действует в нем. Он хочет замкнуться, он хочет по возможности чувствовать в себе". В обычной жизни мы не замечаем, как взаимодействуют симпатия и антипатия. Но в аномальных случаях, например, когда во сне нас мучают при стесненном дыхании кошмары, можно узнать, что "...душевно эти кошмары в существенном выражают антипатичное отклонение того, что хочет проникнуть в нас и не позволяет нам достаточным образом пережить нашу эгоистичность". Если антипатия сильно захватывает человека в бодрственном состоянии, то она пронизывает астр. тело; и тогда антипатия струится как самостоятельная аура. Человек тогда может испытывать антипатию даже к тем, кого он ранее любил. "Если человек переживает антипатию, необъяснимую внешними отношениями, то это происходит из переливающейся в душе через край антипатии, и означает анормальную выработку в душевной жизни одного полюса, выступающего из сна. Итак, если антипатичное существо получает перевес, то человек становится мироненавистником. Эта ненависть к миру может очень сильно возрастать. Все воспитание, все социальное взаимодействие должно вести к тому, чтобы помешать возникновению подобных человеконенавистников". Из того же источника возникает и мания преследования — как результат сильного эгоизма. Кто за порогом сознания познает эту волю, тот узреет тайну того, что во внешней жизни ведет человека ко всему плохому. "Это глубокая тайна жизни, что уравновешивание нашей органической деятельности мы получаем благодаря тем силам, которые, овладев человеком в сознательной жизни, способны сделать его преступником, злодеем. В мире не существует злого или доброго самого по себе. ... Если вы спросите о сущности сил, действующих компенсирующе на израсходованные жизненные силы, то вы должны на это ответить: это есть зло. У зла есть задача. И она такова. ... Нужно знать, что жизнь — это опасный процесс для человека и что в подосновах жизни присутствует необходимая для употребления сила зла. ... Но волны бьют далее, в представления. И когда внутреннее спящее воление просветляется в чувствах, ударяет в представления, то тогда оно становится хотя и светлее, но, в то же время, качественно спиритуальным, оно переабстрагируется. Антипатичные чувства еще обладают некоторой живой интенсивностью в человеческих переживаниях. Когда же они ударяют в представления, то тогда они живут во всем том, что в человеке является отрицательными суждениями, отклоняющими суждениями. Все, что в жизни мы отрицаем в суждениях, все, что логика называет отрицательными суждениями, является биением антипатичных чувств или спящей воли в жизнь суждений. А когда в представления ударяют симпатичные суждения, коренящиеся во внешней воле, в бодрственной воле, то мы получаем утвердительные суждения... воля, чувства и суждения или представления ударяют далее, вплоть до сферы органов чувств. И что же возникает, когда отрицательные суждения достигают органов чувств? — Тогда возникает нечто, не воспринимаемое: мы переживаем темноту, если речь идет о восприятии, идущем через зрение. Утвердительные суждения, напротив, дают переживания света. Естественно, в ином случае мы должны говорить о переживании немоты, о переживании тона или звука. Ко всем 12 чувствам относится то, что мы охарактеризовали через свет и тьму". Сфере органов чувств соответствует божественная деятельность. Эту деятельность переживали во 2-ю послеатлантическую эпоху: Бога в свете, Бога в тьме; "... Бога в свете: Божественное в люциферической окраске; Бога в темноте: Божественное в ариманической окраске. Так переживала персидская культура внешний мир. Солнце было представителем внешнего мира — Солнце как божественный источник света". В 3-ю послеатлантическую эпоху переживали сферу между суждениями и чувствами. Божественное переживали в столкновении представлений с чувствами. "И если мы в состоянии прочесть образные и т.п. документы, сохранившиеся от египто-халдейских времен, то мы обнаружим, как все там образовано из симпатичного утверждения и антипатичного отрицания. Можно почувствовать в египетских надгробных и иных фигурах, что в них заложено нечто, художественно изображено это симпатичное "да", антипатичное "нет". Нельзя изобразить никакого сфинкса, не внеся в изображение симпатизирующую или антипатизирующую жизнь идей. ... Солнце переживали как божественный источник жизни".208(20) Перейти к данному разделу энциклопедии
596. Зайдем за процессы сгорания в нашем организме. В сгорании действует мировая воля. "Как сила Логоса действует за силой дыхания внешне слышимого слова, так за силой сгорания действует творческая сила мировой воли, которая действует в нас". Вырабатывая навык глубокого активного молчания, мы можем научиться переживать, как из этого молчания, в направлении, противоположном физическому слову, которое мы произносим гортанью, мы можем познать духовное, голос мирового Логоса. Мы воспримем его во всех процессах, подобных сгоранию внутри нашего организма. 84 с.126
Перейти к данному разделу энциклопедии
|