BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ВОЛЯ - см. также МЫСЛЬ, ч.в. — правящая, космическая

158б. "Человек в основном построен извне, внешним Универсумом". Он видит, чувствует, волит. Творящие боги устроены противоположным образом. Творческая воля у них является первичным. "Воля к действию (творящая воля) рождает в них определенные ощущения, и как следствие этого чувства выступает творческая мысль; мысль затем кристаллизуется в форму".
     На др. Луне человек вдыхал тепло, а выдыхал холод. Теперь это стало в нем внутренними органами: сердцем, кровообращением. Некогда мы будем иметь в себе орган воздуха, который будет обслуживать организм тем, что мы теперь получаем из воздуха; а дышать мы будем светом. Мы тогда будем жить не в воздухе, а в свете.
     "Все процессы в железах являются процессами эфирного тела". На др. Солнце развились железы. "Тогда духовная сила действовала извне... духовные существа, так сказать, беспрерывно пробовали. Духовную силу, действующую здесь, называют "инкантацио". Земной человек вобрал в себя силу "инкантацио", в свои симпатии и антипатии..."266-1, с. 329, 162, 368


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Имагинация Иоаннова Праздника

633. "Природное бытие от весны к лету делается все подвижнее, внутренне насыщеннее, и сам чело­век со всем своим существом вплетается в него. Так что можно сказать: человек в вер­шине лета переживает некий род природного сознания. Весной, если у него есть к тому ощущение и чувст­во, он становится единым со всем восходящим, прорастающим, растущим. Он цветет с цветами, прорастает с растениями, плодоносит с ними, ввергается во все, что пребывает и живет вовне. Благодаря этому он расширяет свое бытие до природного бытия, и возникает некий род природного сознания. А затем осенью, поскольку природа умирает, должен и он нести в себе смерть, если сопереживает природу до осени, до времени Михаэля; но он не должен в ней (в смерти) соучаствовать своим Я. Он должен подняться над этой смертью. На месте природного сознания в нем должно выступить укрепленное, усиленное само­сознание. Но именно потому, что природное сознание особенно сильно в человеке в период летнего зноя, то там-то и необходимо, чтобы Мироздание послало навстречу человеку, если он этого хочет, духовное. ...из ткущей природы к нему выступает объективно духовное. Таким образом, человеческое как таковое в Иоанново время должно искать внешнее, объективное духовное. И оно имеется в природе. Природа лишь внешне предстает растущим сонным существом. ...Если имагинативный взор обратить в Иоанново время в глубины Земли, то получаешь впечатление: там, внизу ткут и живут кристаллические формы, в которых консолидируется твердое земное царство, все кристаллические формы, получающие свою красоту имен­но в вершине лета. Все там в вершине лета образует себя в линии, угле, плоскости. Как общее впечатление встает: эта в себе уничтожающаяся земная кристаллическая природа ткет в темно-синем".
     "Если эту имагинацию попробовать нарисовать, то сначала нужно показать как бы излитое синее, повсюду пронизанное линейным, мерцающим серебром (см. рис., белое).

Человек получает впечатление, будто он сам растворяется в этой природной пластике и каждую серебряную линию чувствует в себе. Человек как таковой чувствует себя буквально выросшим из синих подоснов земной почвы, чувствует себя внутренне пронизанным силами сияю­щих серебром линий кристаллизации. Все это человек чувствует как свое собственное существо. ...Он чувствует себя стоящим на космической воле. Так бывает, когда взор направляют вниз. А если его направить вверх? Если его направить вверх, то возникает впечатление распространяющейся космической интеллигенции. В человеке на современной стадии развития интеллигенция (субстанция), как я часто описывал, ценится не особенно высоко. В вершине лета в высотах человек получает чувство: там повсюду ткущая интеллигенция, но не отдельных существ, а множества существ, которые живут одно в дру­гом. Итак, вверху простирается ткущая интеллигенция, сквозь которую проходит жизнь света, освещающе­го светлую ткущую живую интеллигенцию (желтоватое) как противоположность воли. ...И вот внутри это­го светящегося ткания — я не могу это выразить иначе — появляется облик. ...Теперь для Иоаннова вре­мени перед нами выступает, если это описать по-человечески — естественно, это будет лишь приблизите­льное описание, — перед нами выступает исключительно серьезный лик, восходящий, как бы тепло светясь, из всеобщей светящейся интеллигенции (красная голова в желтом).
     Возникает впечатление, что из этой светящейся интеллигенции лик образует свою световую телесность". Чтобы этот облик возник, из земли должны подняться элементарные духи и соединиться со светящейся ин­теллигенцией, в которой в вершине лета является лик Уриэля. "...Уриэля, чья собственная интеллиген­ция, по сути говоря, составлена из действующих одна в другой сил планет нашей планетной системы, под­держанных действием звезд из круга Зодиака, Уриэля, который в своем собственном мышлении лелеет ми­ровое мышление. ...Человек получает непосредственное чувство: то серебряное, что устремляется сни­зу вверх (белое), воспринимается тем, что, будучи солнечнопронизанным светом, ткет и живет вверху; и тогда земное серебро — это совершенно правильное выражение, — тогда земное серебро космически-алхимически вверху превращается в космическое золото, которое там, вверху, ткет и живет. Происходит по­стоянное искрение вверх серебряного блеска, а вверху — постоянное превращение серебряного блеска в золотой.
     А затем, в августе, приходит к завершению облик Михаэля, как я его описал". Отливающее золотом и серебром одеяние Михаэль получает из того, что описано как предыдущий процесс. "И постепенно к осени мы видим, что отданное Землей космосу серебро возвращается как золото, и в этой силе превра­щенного в золото серебра заложено то, что затем происходит в Земле в течение зимы: ...оно пронижет духовно тканием, волнением глубины Земли, оживит там то, что жизнь ищет для ближайшего года глубо­кой зимой".
     "Человек получает глубокое, страстное желание понять этот необыкновенный, направленный вниз взгляд Уриэля. Человек получает впечатление, что он должен оглядеться вокруг, чтобы понять, что означает этот взгляд. И он впервые поймет его значение, когда сам научится еще глубже заглядывать духовно в синие, блестящие серебром глубины летней земной почвы. Там тогда видны сплетающиеся, сферически округляющиеся облики, которые то сливаются в один шар, то снова растворяются и в определенном смысле стараются растворить блестящие серебром лучи кристаллов.
     И человек узнает: это — каждый может это увидеть по-разному — человеческие ошибки, которые кон­трастно выделяются на фоне регулярно возникающих, последовательных в себе природных кристаллических образова­ний и оседают вниз. ...на эти-то ошибки и направлен взор Уриэля. Здесь, в вершине лета, видно на­сквозь, что в человеческом роде еще несовершенно по сравнению с регулярно строящимися кристаллическими образованиями. Здесь, я бы сказал, из серьезного взгляда Уриэля человек получает впечатление: тут природное сплетается с моральным. Здесь не просто моральный миропорядок встает в нас как абстрактный импульс, но мы теперь видим; и когда мы созерцаем природное бытие, то не спрашиваем: живет ли в росте растений моральное? живет ли в кристаллизации моральное? — Мы теперь видим, как естественно в вершине лета человеческие ошибки сотканы с последовательной в себе, консолидированной природной кристаллизацией.
     Зато все, что является человеческими добродетелями, человеческими способностями, с блистающими серебром линиями идет вверх и является как окутывающее Уриэля облако (красное), является, так сказать, как произведение искусства, как превращенные в светящейся интеллигенции в облачную пластику человеческие добродетели.
     Можно видеть не только серьезный лик Уриэля, его взгляд, обращенный на земные глубины, но можно также видеть некоего рода крылообразные руки или рукообразные крылья, которые серьезно предостере­гают. Жест Уриэля действует так, что в человеческий род он, я бы сказал, вводит историческую совесть. Здесь, в вершине лета, является историческая совесть, особенно слабо развитая в современности, она является как бы в предостерегающем жесте Уриэля.
     Вы это, естественно, можете представить себе как имагинацию. ...Сверху (в ней), как бы осве­щенный силой глаз Уриэля, виден голубь (белое). Кругообразно в картине завершается то, что внизу выступает как блистающее серебром синее; что в глубинах Земли связано с человеческой неспособностью, ошибками, это консолидируется в образе Матери Земли (синее), назовем мы ее Деметрой или Марией. Таким образом, направляя взгляд вниз, следует сделать не что иное, как соединить в имагинации все эти тайны глубин как то, что является Матерью — материей всего бытия, в то время как то, что кон­центрируется вверху, в текучем облике, следует ощущать как Отца-Духа всего бытия вокруг нас.
     Как результат взаимодействия Отца-Духа с Матерью-материей выступает прекрасным образом, как несущий в себе созвучие серебряного земного действия и золотого небесного действия, Сын: между Отцом и Матерью. Таким образом, эта Иоаннова имагинация выступает трояко. В ее основе стоит творящий, глядя­щий, предостерегающий Уриэль. ...Описанная Троица (не мыслить ее догматически) открывается в верши­не лета из космического действия, из космической жизни и ткания. Она выступает с внутренней убеждаю­щей силой, если человек проникает, я бы сказал, в Мистерию Уриэля. ...Что человек здесь видит, он может видеть в ткущейся образности. К Иоаннову дню это должно быть внесено в могучую музыкальность. А из могучей музыкальности мировые тайны, какими их человек переживает именно в Иоанново время, должны нам сами себя сообщать".
     "Выси становятся Мистерией, глуби становятся Мистерией; и сам человек становится Мистерией в кос­мической Мистерии. Вплоть до костей человек чувствует себя в кристаллообразующих силах. Но он также чувствует, каким образом кристаллообразующие силы, доходящие до костей, находятся в мировой связи с изживающи­ми себя в высях силами света; чувствует, как все совершающееся в человеческом роде морально живет и ткет в этой Мистерии высей, в Мистерии глубин и в их соединении. Человек больше не чувству­ет себя обособленным от мира; он чувствует себя поставленным в мир, связанным вверху со светя­щейся интеллигенцией, в которой он как в мировом лоне переживает свои собственные лучшие мысли; чело­век чувствует себя внизу, вплоть до костей, связанным с мировыми силами кристаллизации, и одно он чувствует связанным с другим: свою смерть с духовной жизнью всего ... про­буждаясь, творя в земной смерти сил кристаллизации и блистающей серебром жизни.
     Все описанное можно также переживать в звуке. ...Эти звуки незачем изобретать. Их можно воспринять в космических деяниях Уриэля. В этих мотивах то, что является имагинацией, превращается в инспирацию. ... Будучи поставленным в ткание вершины лета, человек чувствует нечто следующее. Первые слова бу­дут такими, как их видение Уриэля уплотняет в инспирацию, они связываются с духовным звучанием всего хора:

     ...Связь целого получается тогда, когда звучит в целом как бы органом и трубами космическое утверждение этой Мистерии высей, глубин и середины:

Материи сгустятся,
Ошибки исправятся,
Сердца прозреют".

223 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

227. Человеческая воля находится "...на пути к тому, чтобы обрести силу, способную на "великую жерт­ву". Такова истинная природа развиваемой силы Атма: волевая природа, поскольку она является излияни­ем Божественного Существа. ... Представьте себе Космос, Универсум, как зеркало бесконечной мировой воли. Божественная мировая воля не заключена ни в одном отдельном существе, но многообразно отражается во всем. Отражение Божества, когда оно само пребывает в одной точке, а каждая точка, в которой оно отражает себя, оживлена "великой жертвой", — в христианском смысле называется "Царством"." Это выражение означает также то, что в человеке является Буддхи. Если вы рассматриваете Уни­версум в отношении творческого, продуктивного принципа, который исходит из первоначального. Божествен­ного, то это, прежде всего, является тем, что связано с Атма; его божественная жизненная искра есть Буддхи. Как "Царство", Буддхи является универсально-космическим. "Атма — это Воля Бога, Буд­дхи ... — Царство, Манас — Имя".97 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

489. "Между рождением и смертью внутри границ нашей кожи работает путем разрушения — когда она соединяется с нашим Я — та же самая воля, которая через наш труп после нашей смерти, когда мы этот труп предаем Земле, работает космически в мышлении и представлениях всей Земли. Так космически связаны мы с тем, что можно назвать духовно-душевным процессом всего земного бытия".195 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

97. "Мировой дух есть множественность божественно-духовных сущностей. В более древнюю эпоху они воздействовали на Землю из звeздных мест. Что тогда сияло из далей мира, что излучалось из центра Земли как силы, — это были в действительности интеллигенция и воля божественно-духовных сущностей, творчески работавших над Землeй и еe человечеством.
     В позднейшую космическую эпоху — после развития Сатурна и Солнца — действие интеллигенции и воли божественно-духовных существ становилось всe более духовно-внутренним. То, в чeм они первоначально действенно присутствовали, стало "телом мира", гармоническим строем звезд в мировом пространстве. Окидывая эти вещи соответствующим духу мировоззрением, можно сказать: из первоначального духо-тела творящих Вселенную существ возникли дух мира и тело мира. И тело мира строем и движением звeзд указывает, каким некогда было интеллигентное и соразмерное воле действие богов. Но для космического настоящего бывшее некогда в звeздах свободно-подвижной интеллигенцией и волей богов стало в них закономерно-твeрдым (застывшим).
     Итак, то, что теперь из звeздных миров светит человеку на Земле, — это не непосредственное выражение воли и интеллигенции богов, а остановившееся знамение того, чем они некогда были в звeздах. В небесно-звeздном строении, вызывающем восхищение в человеческой душе, можно поэтому увидеть прошлое, но не настоящее откровение богов. Но то, что в блеске звeзд есть "прошлое", в духовном мире есть настоящее". И человек своим существом живeт в этом "настоящем" духе мира.
     В построении мира нужно оглянуться на древнюю космическую эпоху, когда дух мира и тело мира действуют как единство. Нужно обратиться к средней эпохе, когда они раскрываются как двойственность. И нужно помыслить в будущем третью эпоху, когда дух мира снова примет в свою деятельность тело мира.
     В древние эпохи констелляции и ход звeзд были неисчислимы, ибо они тогда были выражением свободного разума и свободной воли божественно-духовных существ. В будущем они снова станут неисчислимыми. "Вычисление" имеет значение лишь для средней космической эпохи. И это значимо как для констелляций и хода звeзд, так и для действенности сил, излучающихся из центра Земли в дали мира. Так становится "невычислимым" то, что действует "из глубины". Но всe стремится из древней космической эпохи к средней, когда пространственное и временное становится вычислимым, а Божественно-духовное, как откровение интеллигенции и воли, надо искать "позади" вычислимого. Лишь в этой средней эпохе даны условия, в которых человечество может продвигаться вперeд от смутного сознания к ясному, свободному самосознанию, к собственной свободной интеллигенции и к собственной свободной воле.
     Должно было однажды наступить время, когда Коперник и Кеплер "вычислили" тело мира. Ибо из космических сил, связанных с наступлением этого момента, должно было сформироваться человеческое самосознание. В древнее время это самосознание было заложено; затем наступило время, когда оно уже было в состоянии "вычислить" дали мира. Н
     а Земле развeртывается история. Она никогда не наступила бы, если бы дали мира не стали "твeрдыми" констелляциями звeзд и ходом звeзд. "Историческое становление" на Земле есть отображение —но совершенно изменeнное — того, что некогда было "небесной историей". Древние народы ещe имеют в своeм сознании эту "небесную историю", и они больше смотрят на неe, чем на "земную историю". В "земной истории" живeт интеллигенция и воля людей, сперва в связи с космической волей богов и с интеллигенцией богов, а затем самостоятельно. В "небесной истории" живут воля и интеллигенция связанных с человечеством божественных существ".26(140-143)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru