Главная
Предметный указатель
ВОЛЯ - см. также МЫСЛЬ, ч.в. — и страх |
800. "Как, умирая на Земле, человек оставляет труп, так остается труп, когда духовно-душевное, нисходя через зачатие к Земле — если я могу так выразиться, — умирает для небесного. И благодаря тому, что оно там остается как труп, мы, собственно, живем мыслительно всю нашу земную жизнь. Именно этот труп является миром мыслей; мертвым является этот теневой мир. ... Как труп физического человека растворяется в земном элементе, так для духовного мира растворяется духовно-душевное и становится силой, которая развертывается в физических мыслях. Мир мыслей — это труп нашего душевно-духовного. Как Земля перерабатывает труп, когда мы кладем его в землю, или его перерабатывает пламя, когда мы его сжигаем, так всю нашу жизнь перерабатываем мы труп нашего духовно-душевного в нашем физическом мире мыслей. Т. обр., физический мир мыслей является, по сути говоря, продолжающимся умиранием того, что как действительное, как духовная жизнь, существовало до того, как человек низошел в физическую земность. Другое, что входит как живое в человека из его доземного бытия, проявляется в физическом человеке не через мир мыслей, а самым широким образом через все то, что мы можем назвать совместным чувством: как чувством совместным с другим человеком, так и чувством совместности с природой. Итак, все то, благодаря чему вы распространяетесь во внешнем мире, чувствуя и ощущая (см.схему), является элементом, представляющим собой живое последействие доземного бытия. Не в мыслях переживаете вы живо свое доземное бытие, но — чувствуя совместно с другими существами. Когда мы любим цветок, когда мы любим человека, то это, в существенном, есть сила, данная нам из доземного бытия, но живым образом. Можно также сказать: когда мы, например, любим человека, то мы его полюбили не только из земного опыта, но также из кармы, из связи с ним в предыдущей земной жизни. Нечто живое переносится из доземного бытия, когда рассматривается сфера, где человек развивает чувства во взаимодействии с другими существами". Страх при воплощении метаморфизируется, я бы сказал, в чувство себя, в самочувствие. "Самочувствие в действительности является преобразованным страхом. Ваше чувство себя самого — что вы держитесь в самом себе — им вы обязаны преобразованному страху доземной жизни. А другая часть, в которую превращается страх, — это воля. Все, что выступает как волевые импульсы, что лежит в основе нашей деятельности в мире, все это до схождения в земную жизнь пребывало как страх".210 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
616. "Если бы человек смог заглянуть вниз, туда, где в основе его воли лежит прошлое, то он почувствовал бы, как оттуда, из его организма, ему навстречу выступил бы страх, коренящийся в доземной жизни. И это должно быть преодолено при посвящении. Когда человек смотрит в себя, то он прежде всего, конечно, видит то, что формирует его самочувствие; и это особенно не укрепить путем воспитания, чтобы, вступая в духовный мир, не впасть в манию величия. Но в основе своих волевых импульсов он повсюду находит страх, и он должен быть укреплен против этого страха. Поэтому вы можете видеть, как повсюду в упражнениях, данных в книге "Как достигнуть познания высших миров?", преследуется цель научиться выносить страх, который человек наблюдает указанным образом. Этот страх есть нечто такое, что должно пребывать под силами развития, иначе человек не смог бы низойти в земное бытие из духовного мира. Он бы не смог уйти от духовного мира. Ему бы не развить импульсов к нисхождению в ограниченное физ. тело. Что он сходит сюда, связано с тем, что в нем пребывает страх перед духовным миром, как совершенно естественное свойство души, когда он живет между смертью и новым рождением". 210(8)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|