Главная
Предметный указатель
ВОЛЯ - см. также МЫСЛЬ, ч.в. — и чувство |
452.
Взаимосвязи: | | Оттеняются: | Элоимы, Духи формы: | Мир чувств | | Архаи | мир мыслей | | Архангелы: | мир речи: | чувства-представления | Ангелы: | фантазия, сны: | волеобразное чувство | Человеческое Я: | волевые действия: | воля | 208 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
Абстрактное, образное и чистое мышление
1633. "Животное живет в наиабстрактнейших представлениях, и человек отличается от животного особой выработкой своих чувств, которые эмансипированы от жизни тела. Лишь через это знание вы можете подойти к правильным представлениям относительно отличия человека от животного. ... Возьмем глаз. Естествознанию известно, что глаз низших животных имеет в себе орган в виде мечевидного отростка, который наполнен кровью и образует живую связь между внутренностью глаза и всем организмом . Человеческий глаз такого органа не имеет и более самостоятелен. Эта самостоятельность органов чувств, эмансипация чувств от всего организма является тем, что впервые выступает у человека. Но благодаря этому весь мир чувств человека в большей мере связан с волей, чем у животного". Однажды об этом говорилось с более морфологической точки зрения, в связи с горизонтальным положением позвоночника у животного и вертикальным — у человека. "У человека дело обстоит так, что его голова покоится на собственной грудной организации и на организации конечностей. У него грудная организация находится под головой, у животного под головной организацией находится земля. Человек головной стоит на своей земле. ... У человека воля, волевой организм непосредственно включен в головной организм, а все вместе по радиусу направлено к земле. По этой причине чувства пронизываются волей, и это характерно для человека. Этим он отличается от животного. ... У животного чувства пронизываются не волей, а более глубоким элементом, поэтому органы его чувств внутренне связаны со всем организмом. Человек более живет с внешним миром, животное — со своим внутренним миром. Когда человек пользуется инструментом своих чувств, то он в большей степени живет во внешнем мире". "В эпоху души сознательной человек с особой силой развивает способность образовывать абстрактные понятия. — Но куда он с этим приходит? — Он приходит с этим назад, к животности. Это делает понятным бесконечно многое. Это объясняет тягу людей как можно больше приблизиться к животным — именно благодаря абстрактным понятиям. ... В социальной жизни всё более хотят жить наподобие домашней скотины — заботясь лишь о повседневной потребности в еде". Поэтому возникает склонность к консервации старых понятий — из боязни идти вперед. Должен ли человек, спрашивают в определенных кругах, это нежелание идти вперед видеть возле Стража Порога в истинном виде? — Конечно, нет; и об этом позаботятся. "Что мы теряем, вступая в абстракции, — это мы должны компенсировать, наполнив наше абстрактное отображение духовным, восприняв духовное в абстракции. Человек встает возле Стража Порога — сознательно или бессознательно — перед ужасным решением: либо через абстрактные понятия стать "более животным, чем само животное", "повсюду совать свой нос", как говорится в "Фаусте", либо, вступая в абстракции, излить в абстрактные понятия то, что струится из духовного мира. ... Тогда человек начинает ценить по-настоящему свое место в мире ... начинает понимать себя как находящегося в развитии, и ему становится понятно, почему в одном пункте этого развития ему грозит опасность погрузиться в животность из-за абстракций. Когда человек в периоды примитивной культуры стоял на животной ступени, то от животных он отличался своими чувствами, а не абстрактными понятиями. Абстрактные понятия у животного лучше. Человек в случае необходимости может сегодня развивать абстрактные понятия. У животного они намного лучше". Я приводил вам пример с бумагой. Осы вырабатывают ее намного раньше человека. "Страх есть основное, всеобщее свойство животных (высших млекопитающих). И если некоторые животные не имеют страха, то это происходит лишь в результате приручения. Страх свойственен животным на том основании, что они обладают в высшей степени способностью к абстракциям, к абстрактным понятиям. ...Тот мир, который вы вырабатываете себе путем долгого изучения, долгого абстрагирования, есть тот мир, в котором живет животное. А тот мир, в котором человек живет на Земле благодаря своим чувствам, менее знаком животным ...".188 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
1713. Бывают случаи, когда волевое стремление нейтрализуется в себе: волны воли достигают определенного пункта, а затем отступают назад. Это вызывает чувство неудовлетворенности объектом волевого стремления. Такая воля, естественно, не ведет к действию, и Гений речи употребляет здесь слово Wiederwille — отвращение (буквально — противоволя). Но это уже чувство. "Итак, воля, познающая себя в чувстве, есть вожделение, ведущее к самому себе". Поэтому неверно видеть в воле лишь источник действий. "Внутри душевной жизни повсюду катится дифференцированная воля: вожделения".115 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
Интуиция. Инстинкт
1834. "Если вы хотите изобразить схематически жизнь Я в теле и сделаете это следующим образом: 1) бодрствование — образное познание; 2) сновидение — инспирированное чувство; 3) сон — интуитивированная, или интуитивная, воля, — то вы сможете понять, почему интуитивное, о чем люди говорят инстинктивно, выступает тем легче в образном познании повседневности, чем ближе лежащее инспирированное чувство". Но та схема дана неверно. Ее нужно сделать по-другому. "Тогда вы скажете себе: в направлении стрелки I (рис.) образное познание нисходит в инспирации и снова восходит из интуиции (стрелка II). Но это познание, указанное стрелкой I, есть нисхождение в тело. А теперь рассмотрите себя. Вот вы спокойно сидите или стоите и предаетесь только мысленному познанию, рассмотрению внешнего мира. Здесь вы живете в образе. А то, что Я переживает в процессах, нисходит в тело: сначала в чувства, а потом в волю. Что содержится в чувстве, вы не принимаете во внимание. Когда же вы начинаете ходить, начинаете действовать, то внешне вы сначала рассматриваете не чувство, а волю. И здесь при нисхождении в тело и при восхождении из него в направлении стрелки (II) интуитивная воля оказывается ближе к образному сознанию, чем сновидческое инспирированное чувство. — В этом случае названное в моей книге "Как достигнуть познания высших миров?" интуицией, спутано с поверхностной интуицией обычного сознания". Гете написал вторую часть "Фауста" уже будучи старым. Он тогда диктовал его, а секретарь записывал. Если бы Гете писал сам, то стихи не были бы столь отчеканенными. Он диктовал, расхаживая взад-вперед. "И когда это бессознательное волевое действие он развивал в ходьбе, из его интуиции нечто теснилось наружу и во внешней деятельности открывалось как то, что другой записывал на бумагу".293 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
1841. "Если бы имелось правильное созвучие между рожденной частью чувства и воли и тем, что остается за порогом сознания (в астр. теле и Я), то мы проходили бы через мир как цельные люди. Здесь кроется причина всякого внутреннего недовольства. Это происходит от давления бессознательной части чувствования и воления". "Что живет в чувстве и воле и остается нерожденным, является становящейся кармой". Напр., мы испытываем враждебные ощущения и этим принимаем в себя нечто несовершенное. Если бы мы увидели в имагинации неизбежное кармическое исправление этого ощущения, то "...соединились бы с люциферическими существами, чтобы отклонить это исправление... Страж Порога скрывает это от нас".153 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
1858. "Мы только тогда получаем реальное понятие об ощущении, когда знаем, как волящее чувство или чувствующее воление возникает у ребенка еще на периферии тела благодаря тому, что эта периферия у ребенка по отношению к человеческому внутреннему спит и при этом видит сны. Так что, вы не только полностью бодрствуете в мыслящем познании, но вообще только во внутреннем своего тела бываете полностью бодрственными. На периферии тела, на поверхности тела вы постоянно спите. И далее: происходящее в окружении тела или, лучше сказать, на поверхности тела, подобным же образом происходит и в голове — и тем сильнее, чем дальше мы уходим во внутреннее человека, в мышечное, в кровяное. Там, внутри, опять-таки, человек спит и видит сны. Итак, он спит на поверхности и спит со сновидениями под поверхностью. Поэтому в нашем внутреннем то, что является более душевно-волящим чувством, чувствующей волей, жизнью наших желаний и т.д., остается в сновидческом состоянии. Так где же мы бодрствуем? В промежуточной зоне, когда бываем совершенно бодрственными. ... Что за органы расположены в этой промежуточной зоне? — Главным образом те органы, особенно в голове, которые мы называем нервами, нервным аппаратом. Этот нервный аппарат посылает свои ветви во внешнюю поверхностную зону и снова во внутреннее; здесь проходят нервы, а между ними находится такая средняя зона, как мозг, а именно спинной мозг на всем его протяжении (см.рис). Здесь, собственно, дана нам возможность быть действительно бодрственными. Где в наибольшей степени выработаны нервы, там в наибольшей степени мы бодрствуем". Но нервы постоянно умирают в человеке, они не имеют никакого непосредственного отношения к духу. Они как бы говорят человеку: ты можешь развиваться, поскольку мы тебе никак не препятствуем в этом. Психология считает нервы посредником ощущений, мышления, но они являются таковыми лишь в силу того, что не препятствуют этому. "Для духовно-душевного там, где проходят нервы, попросту оказывается пустое пространство. Потому-то духовно-душевное и может туда входить". Там может развиваться мыслящее сознание. "В окружении человека, там, где находится сфера органов чувств, происходят реальные процессы, постоянно вступающие в мировое свершение. Представьте себе, свет действует на человека через глаз. В глазу, т.е. в сфере органов чувств, происходит реальный процесс, происходит некий физически-химический процесс. Он продолжается во внутреннее человеческого тела и доходит затем до того внутреннего (темная штриховка), где, опять-таки, совершаются физически-химические процессы. Теперь представьте себе: вы стоите перед освещенной поверхностью, и лучи света от нее падают в ваш глаз. Там опять возникают физически-химические процессы, которые продолжаются в природу мышц и крови во внутреннем человека. В середине остается пустая зона. В этой пустой зоне, которая остается пустой в нервных органах, не развивается тех процессов, которые в глазах и во внутреннем являются самостоятельными процессами, но туда продолжается то, что находится вовне: природа света, природа самих красок и т.д. Итак, на поверхности нашего тела, где находятся органы чувств, происходят реальные процессы, которые зависят от глаза, от уха, от органа восприятия тепла и т.д. Подобные же процессы имеют место также во внутреннем человека. Но между ничего нет... там можем мы жить с тем, что находится вовне. Глаз изменяет вам свет и цвет. Но там, где у вас нервы, где у вас пустоты в отношении жизни, там свет и цвет не изменяются, там вы живете вместе со светом и цветом. Только в отношении сферы органов чувств вы отделены от внешнего мира, но внутри, как в некой чаше, вы живете вместе с внешними процессами. Здесь вы сами становитесь светом, становитесь звуком, здесь процессы расширяются, поскольку нервы, в отличие от крови и мышц, этому нисколько не мешают".293 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
Две воли и два чувства. Свет и тьма
1877. "В нашем человеческом бытии мы можем различать два рода воли: внутреннюю и внешнюю. И мы можем сказать: внешняя воля является нам в ее действии, когда мы бодрствуем. Внутренняя воля является нам в ее действии, когда мы спим. ... Воля имеет дело с органической деятельностью... с процессами обмена веществ. ... И вот из этого моря воли человеческого существа ударяет волнообразно то, что открывается в чувствах. Мы ведь знаем, что чувство (см.схему) является очень смутной действительностью человеческого существа, что чувство для сознания обладает лишь той интенсивностью, что и сновидение. И тем не менее оно светлее воли. ... Человек просветляет себя в своих чувствах. И когда он просветляет себя, то два полюса воли восходят в интенсифицированное сознание; выявляются как внутренняя, так и внешняя воля, когда они могут пробиться в сознание. Подобным же образом мы различаем два рода чувств... одно выбивается из воли и родственно состоянию сна человека. Оно изживается в антипатиях, которые человек развивает в широком объеме... в то время как воля, ведущая человека во внешний мир, когда она ударяет в чувства, приводит нас в исполненное симпатии отношение с внешним миром". Чувства раскрываются в душевной деятельности. "Мы можем с этой точки зрения изучить душевную жизнь и получим много показательного. Мы увидим, что бодрствование призывает нас к симпатии к окружающему миру. Антипатии приходят из бессознательных состояний. Они проникают из спящей воли. ... Благодаря антипатиям мы отдаляем себя от окружающего мира, делаем себя одинокими, замыкаемся в себе. Эгоизм, развиваемый человеком, имеет своей предпосылкой восходящие внутри антипатии. Чем эгоистичнее человек, тем больше элемента антипатии действует в нем. Он хочет замкнуться, он хочет по возможности чувствовать в себе". В обычной жизни мы не замечаем, как взаимодействуют симпатия и антипатия. Но в аномальных случаях, например, когда во сне нас мучают при стесненном дыхании кошмары, можно узнать, что "...душевно эти кошмары в существенном выражают антипатичное отклонение того, что хочет проникнуть в нас и не позволяет нам достаточным образом пережить нашу эгоистичность". Если антипатия сильно захватывает человека в бодрственном состоянии, то она пронизывает астр. тело; и тогда антипатия струится как самостоятельная аура. Человек тогда может испытывать антипатию даже к тем, кого он ранее любил. "Если человек переживает антипатию, необъяснимую внешними отношениями, то это происходит из переливающейся в душе через край антипатии, и означает анормальную выработку в душевной жизни одного полюса, выступающего из сна. Итак, если антипатичное существо получает перевес, то человек становится мироненавистником. Эта ненависть к миру может очень сильно возрастать. Все воспитание, все социальное взаимодействие должно вести к тому, чтобы помешать возникновению подобных человеконенавистников". Из того же источника возникает и мания преследования — как результат сильного эгоизма. Кто за порогом сознания познает эту волю, тот узреет тайну того, что во внешней жизни ведет человека ко всему плохому. "Это глубокая тайна жизни, что уравновешивание нашей органической деятельности мы получаем благодаря тем силам, которые, овладев человеком в сознательной жизни, способны сделать его преступником, злодеем. В мире не существует злого или доброго самого по себе. ... Если вы спросите о сущности сил, действующих компенсирующе на израсходованные жизненные силы, то вы должны на это ответить: это есть зло. У зла есть задача. И она такова. ... Нужно знать, что жизнь — это опасный процесс для человека и что в подосновах жизни присутствует необходимая для употребления сила зла. ... Но волны бьют далее, в представления. И когда внутреннее спящее воление просветляется в чувствах, ударяет в представления, то тогда оно становится хотя и светлее, но, в то же время, качественно спиритуальным, оно переабстрагируется. Антипатичные чувства еще обладают некоторой живой интенсивностью в человеческих переживаниях. Когда же они ударяют в представления, то тогда они живут во всем том, что в человеке является отрицательными суждениями, отклоняющими суждениями. Все, что в жизни мы отрицаем в суждениях, все, что логика называет отрицательными суждениями, является биением антипатичных чувств или спящей воли в жизнь суждений. А когда в представления ударяют симпатичные суждения, коренящиеся во внешней воле, в бодрственной воле, то мы получаем утвердительные суждения... воля, чувства и суждения или представления ударяют далее, вплоть до сферы органов чувств. И что же возникает, когда отрицательные суждения достигают органов чувств? — Тогда возникает нечто, не воспринимаемое: мы переживаем темноту, если речь идет о восприятии, идущем через зрение. Утвердительные суждения, напротив, дают переживания света. Естественно, в ином случае мы должны говорить о переживании немоты, о переживании тона или звука. Ко всем 12 чувствам относится то, что мы охарактеризовали через свет и тьму". Сфере органов чувств соответствует божественная деятельность. Эту деятельность переживали во 2-ю послеатлантическую эпоху: Бога в свете, Бога в тьме; "... Бога в свете: Божественное в люциферической окраске; Бога в темноте: Божественное в ариманической окраске. Так переживала персидская культура внешний мир. Солнце было представителем внешнего мира — Солнце как божественный источник света". В 3-ю послеатлантическую эпоху переживали сферу между суждениями и чувствами. Божественное переживали в столкновении представлений с чувствами. "И если мы в состоянии прочесть образные и т.п. документы, сохранившиеся от египто-халдейских времен, то мы обнаружим, как все там образовано из симпатичного утверждения и антипатичного отрицания. Можно почувствовать в египетских надгробных и иных фигурах, что в них заложено нечто, художественно изображено это симпатичное "да", антипатичное "нет". Нельзя изобразить никакого сфинкса, не внеся в изображение симпатизирующую или антипатизирующую жизнь идей. ... Солнце переживали как божественный источник жизни".208(20) Перейти к данному разделу энциклопедии
XII. ДУША МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫМ
Кругооборот тела, души и духа
1908. "Только благодаря тому, что мы в бодрственную жизнь представлений некоторым образом вливаем воспоминания, что мы обладаем состояниями, в которых мы не имеем переживаний, состояниями сна во время от засыпания до пробуждения, мы ведемся назад в самих себя. И также неопределенная память о том, что мы хотим, т.е. нечто сновидческое, играющее в нашем сознательном бытии, дает нам я-чувство, наш я-импульс. В обычном сознании мы не переживаем его в полном сознании, мы переживаем его как толчок, идущий из нашей организации в сознание, этот я-импульс. С другой стороны, мы переживаем его благодаря тому, что от засыпания до пробуждения мы с нашим Я, не вступающим в обычное сознание, и с нашим астр. телом, которое также не вступает в обычное сознание, встречаемся с космосом и в наше сознание ударяет то, что мы как затемнение этого сознания переживаем от засыпания до пробуждения". Но что ввергает нас в сон? Сон наступает благодаря тому, что "...в воле мы развиваем органическую деятельность". Душевное действует в воле вплоть до мышц, как бы тонет в них и делается бессознательным. "Это исходит от потребностей, от телесных условий, из того, что мы в обычной жизни осознаём наше Я. Это происходит оттого, что мы носим на себе тело, которое, когда должна быть исполнена воля, прибегает к душе, которое, когда оно развиваемые им в воле силы хочет уравновесить, похищает душу в бессознательное сна, чтобы способствовать полному сознанию, собственно, пребывающего в бессознательности Я... Мы утопаем в телесно-физическом, когда в это телесно-физическое изливаем наш дух, а прежде — нашу душу. ... Мы чувствуем себя сильно, когда душа изливается в тело. Мы чувствуем себя не сильно, а бодрственно, когда обладаем представлениями и чувственными восприятиями. Иметь представления и чувственные восприятия означает жить вне тела. ... человек живет в духовном мире уже тогда, когда имеет чувственные восприятия и образует представления. ... Физический аппарат (чувства) не переживается; духовное, совершающееся в нем, — вот что переживается. По своей сути содержание восприятий вообще духовно. Только, как мы уже видели, в представлениях мы простираем деятельность чувств в организацию нервов. Деятельность нервов состоит в отмирании. Органическая деятельность непременно должна быть выключена, когда мы хотим представлять. Поэтому в чувственных восприятиях и представлениях мы живем в духовном. Но мы также, как люди, живущие от рождения до смерти, живем в духовном благодаря тому, что от этой жизни мы получаем только образы. Это своеобразное явление, что духовное, осознаваемое нами в представлениях, в чувственных представлениях, предстает только в образах. ... В представлениях мы сознательны, они, как таковые, носят абстрактный характер, они не являются интенсивно насыщенными образами. ... Но они серы только для нашего сознания. В действительности все представления, развиваемые человеком, содержат имагинации. ... Имея представления, вы имеете имагинации. Только представления остаются в сознании, а имагинации соскальзывают вниз и живут во всеобщей витальности вашего организма, во всеобщей жизнедеятельности. ... Мы обладаем чувственными восприятиями (см.рис., красное), затем в нас есть деятельность представлений (синее, зеленое), которую мы образуем из чувственных восприятий, и так получается голова Януса. Спереди она есть бледные представления, приходящие в сознание; сзади она есть имагинации, но они не приходят в сознание. Имагинации идут вниз, в организм и образуют всеобщую жизнедеятельность... они живут в сердце, в мозгу, в легких, повсюду. ... Благодаря этому все происходит так удивительно: здесь у нас — нарисованное красным и синим — дух в образе ... мы переживаем это душевно. Таким образом, дух является духом, когда он обращен вперед; назад, будучи обращенным к организму (зеленое), он является душой. Но в душевном он начинает утопать в полубессознательном и бессознательном и соединяться с телесным. За бессознательной душевной деятельностью исчезают имагинации. А с другой стороны выступает телесность. Но она пребывает в ночи сознания, тонет во сне и, лишь посылая волю в сознание, выявляет себя. Эта воля толкает нас с другой стороны; она делает нас сильными и дает нам переживание действительности. Но это переживание действительности и в наивысшем заявляет о себе как чувство. Мы видим здесь сны о действительности, но в бодрственном сознании ее нет. Так что между рождением и смертью мы дорогой ценой платим за наше бытие в духе: дух переживаем в образе, в образе чувственных восприятий, в образе представлений". "Но все телесное построено духом. И когда человек образует свои имагинации, он переживает эту лежащую на заднем плане жизнь имагинаций. Далее он переживает позади душевного то, что в обычном сознании пребывает как чувство. Чувство он сначала переживает сознательно. А за чувством находится инспирация". С каждым чувством вы получаете инспирацию, но она уходит в телесность, как имагинация — в жизненность. Инспирация нужна там для дыхательной, для ритмической деятельности. За волей стоит интуиция.
"Восприятия чувств. | | представления: | духовное переживание, но в образах, имагинации соскальзывают в жизненность | Чувства: | душевные переживания, но сновидческие,инспирация соскальзывает в ритмическую деятельность | Воля: | телесно-физические переживания, но во сне, интуиция соскальзывает в деятельность обмена веществ и движения." | И только предметное познание мы шлем в образной форме, как духовную деятельность. А поскольку это просто образы, то они могут соединяться с образами внешнего мира". Итак, душевное действует в голове, в нервно-чувственной организации, когда органическое там отмирает. В деятельности желез душевное не касается физического, железы его отделяют. В мышцах и костях душевное полностью связано с физическим. Имагинации, инспирации и интуиции реально присутствуют в нашей телесной деятельности, когда мы схватываем образы духа. "Когда дух погружается в телесность, когда он посылает в нее инспирацию, то он снова выступает на поверхности, проникает через жизненные импульсы вовне, цвет, прежде всего, дает человеческой коже, инкарнат, образует то, что называется человеческой физиономией, выявляется в благородном строении лба, в форме губ, подбородка, носа и т.д. Этот дух, погружающийся как инспирация, является нам, действуя сквозь ступени жизни, в покоящемся человеке". Походка, жестикуляция выражают интуитивное действие духа, когда он присутствует в теле не как дух, а как образование тепла, как химические процессы разложения, происходящие во время человеческой деятельности. Дух, погружаясь в человека, в его формах вновь соединяет его с миром. И так замыкается кругооборот.208(18) Перейти к данному разделу энциклопедии
757. "I. Мне ясно в моем чувстве , что (моя) судьба справедлива. 2. Мне ясно в моей воле , что, несмотря на это, я должен действовать так, как если бы мог продлить жизнь до бесконечности. Чувство и воля должны идти именно в противоположных направлениях. Иначе познание будет не спиритуальным, а абстрактным". 264 с.181-182
Перейти к данному разделу энциклопедии
758а. "Изменяя свои чувство и волю, мы изменяем Землю. ... Мы изменяем наши чувства благодаря тому, что с нашими мыслями дорабатываемся до чувств. Это происходит в медитации. Мы должны любить изречения (медит.), они должны стать нашими привычками. Концентрируясь, мы воздействуем на тело, на циркуляцию крови. Этим мы изменяем мир". 266-3, с. 342-343
Перейти к данному разделу энциклопедии
872. "Чтобы мысль достигла цели духовного исследования, она должна умереть в душе. ... Когда мысль умирает в нас в мыслительной концентрации, то она пробуждается к совершенно иной жизни; и эта жизнь иного рода раскрывается не ранее, чем мысль умрет во внутренней острой концентрации. Нужно прекратить мысль, чтобы душевное растение, произрастающее из мысли, получило возможность прорасти из своего семени". Когда мысль т.обр., умирает, душу наполняет прорастающая сила, духовно-душевная сила, но связанная с телом, с мозгом, с нервами. Возникает вопрос: куда ушла мысль и где теперь я сам? Мысль взяла меня с собой, и я мыслюсь ею в духовном мире. Это потрясающее переживание себя как объекта. "В тот момент, когда мысли внутренне истаивают, возникает ощущение: чем больше человек выживается из собственного сознания и переходит в сознание невидимых духовных существ, которые господствуют в невидимом, тем более пробуждаются внутренние силы, которые встают в стремительную оппозицию к этому переходу из одного сознания в другое. Чувствуют, как подходит нечто такое, что не хочет того, что делает человек. И этот внутренний разлад, этот протест против собственного поступка превращается в трагическую внутреннюю войну. Каждое настоящее внутреннее исследование должно интенсивно решаться боем. Нет слов, чтобы выразить это переживание. ... та оппозиция, проявляясь, говорит: ты ведь не хочешь себя потерять и в то же время делаешь все, чтобы себя потерять. Ведь это смерть, которую ты себе приготовил; ты же не живешь со своею сущностью в себе, ты стал мыслью другого, ты умираешь в себе!". И если удается над этой оппозицией возобладать, то из концентрации выступает нечто, соответствующее второму великому духовному закону развития души. Человек тогда переживает: что вызывает во мне этот бунт? И здесь нужно суметь соединиться — как прежде соединялись с мыслью — с человеческой судьбой. Тогда мы переживаем "ее внутренний удар — будь то добрый или плохой — как бы подступающий к нам извне". И здесь необходимо уметь по-другому относиться к судьбе. Теперь человек переживает, что его судьба, как особое Я, от которого прежде он был отделен, как бы берет его с собой; мы врастаем в нашу судьбу, целиком врастаем в нее, наши поступки делаются едиными с нею. Тогда мы больше не говорим, что удар судьбы постиг нас случайно. "Срастание с судьбой переживается; Я распространяется над судьбой. И то, что тут распространяется, — это учатся познавать как нечто совсем иное, чем мысли. ... как волю, несомую чувством". Наша воля разрастается во временные дали, делается все крепче. "Когда мы чувствуем себя одним с судьбой, то мы переживаем не умирание в мыслях, а все более и более оживающую волю". Она как бы прорастает из точечного семени в поток времени, светящий назад к тому, что нас самих в некотором роде создало. Воля, передающаяся судьбе, — это второй закон. Теряя себя в судьбе, воля делается крепче. С мыслями мы уходим в себя, с волей мы выходим вовне и через судьбу находим путь в духовные миры, где наша душа пребывала до рождения. Далее душа переживает страстное, необоримое желание вернуться в тело. И если его преодолевают, то это желание, как туманное образование, пронизывается ясностью и в душе встает сознание высших существ; душа тогда переживает, как они поддерживают ее от рождения до смерти. Возвратясь затем в тело, душа может все это найти в себе как воспоминание. 64 с.64-102
Перейти к данному разделу энциклопедии
|