Главная
Предметный указатель
ВОСПИТАНИЕ — и умирание |
720. "Мы видим голубую сферу, простирающуюся над нами как небесный свод. Но когда человек прошел через врата смерти, то прежде всего он должен в своей душе сказать себе: теперь ты вне этой голубой сферы... Ты видишь ее извне, но так, что она как бы сжалась в звезду... Что прежде давало содержание нашему сознанию, теперь как бы сжалось в звезду, но так, что, исходя из этой звезды, распространяется нечто такое, что мы можем назвать вспыхивающей космической мудростью. ... Она мерцает, сверкает для нас прежде всего как бы из некоторой огненной звезды. И теперь эта звезда не голубая, как небосвод, а огненная, пламенно мерцающая ... и из нее изливается в пространство полнота мудрости ... являющая нам то, что мы можем назвать картиной воспоминаний нашей последней земной жизни... Ты видишь все это потому, что вспыхивающая звезда образует перед тобой тот фон, на котором ты можешь видеть все, что распространяется перед тобой как картина воспоминания. — Так это можно описать с т.зр. имагинации. С внутренней же точки зрения переживание приблизительно такое: ... да, ты оставил свое тело; теперь в духовном мире это тело есть исключительно воля, — вот твое тело. И эта воля мерцает теплотой и излучает тебе в мировые пространства, в которые ты теперь излит, излучает тебе обратно твою собственную жизнь, пройденную между рождением и смертью, как одну большую картину. ... Эта волевая звезда есть тот дух, который пронизывает силой твое физ. тело; мудрость, которая вспыхивает перед тобой, — это и есть деятельность, подвижность твоего эф. тела". "Плод нашей последней жизни не остается таким, каким он был во время картины воспоминания, но как бы удаляется, как бы уходит в будущее время и исчезает в нем. ... и мы знаем в душе: этот плод где-то существует, но мы от него отстали. — У нас такое сознание, что мы отстали в более ранний момент времени, жизненный плод быстро удаляется, он раньше нас приходит в следующий момент времени, и мы должны следить за ним ... ибо это составляет основу для нашего сознания, для начала нашего сознания после смерти". "Когда человек имеет перед собой картину воспоминаний, то она начинает жить... и превращаться в элементарных существ. Теперь она являет свой истинный облик, и ее исчезновение состоит в ее превращении в нечто другое. Если человек умер, скажем, в 60 лет, то он не нуждается в силе воспоминания для мысли, которую он имел, например в 20 лет, ибо здесь она предстает как живое существо; она ждала, и ее не нужно вспоминать. ... Элементарные существа сами говорят нам, сколько времени тому назад они возникли. Время становится пространством". 153 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
722. "Во время связи человека с физ. телом внешний мир вступает в сознание в отображениях. После отделения этого тела восприятию становится доступным то, что переживает астр. тело, когда оно не связано с внешним миром при помощи физических органов чувств. Вначале у него нет новых переживаний. Связь с эф. телом мешает ему пережить что-нибудь новое. Но чем оно теперь обладает, так это воспоминанием об истекшей жизни. И эф. тело, которое еще существует, вызывает это воспоминание в виде обширной, исполненной жизни картины. Это первое переживание человека после смерти. Он воспринимает жизнь между рождением и смертью как расстилающийся перед ним ряд образов ".13 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
762. "Что мы волим — это (в период между смертью и новым рождением) становится внутренним миром. Не просто то, что мы желаем, но что мы волим, т.е. что становится действительным деянием. Это обусловливает тогда наш внутренний мир. ... Внешнее тогда становится внутренним, а внутреннее — внешним". "Представьте себе весь комплекс того, о чем вы думали и о чем не думали, но что пребывает в вас. Где оно? Оно в вас. Вы можете о нем вспомнить. Иногда эти воспоминания возникают, иногда нет. Они в эф. теле. После смерти они отделяются, переходят во всеобщий мир. Они тогда являются тем, что мы созерцаем в период между смертью и новым рождением, что вообще обусловливает там созерцаемую нами действительность; это тогда отделяется от нас". 176 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
895. "В обычном состоянии сознания человек, засыпая, выходит из своего физ. и эф. тел; обладая имагинативным познанием, он это делает в бодрственном состоянии. Но область, в которую он сначала вступает, я бы сказал, первая область, в которую он при этом попадает, вступая в духовный мир, открывающийся затем в имагинациях, ее ощущают сначала как абсолютно пустое, темное пространство, и невозможно войти в духовный мир, миновав эту пустую тьму". "Если нет истинной гармонии, если духовно-душевное или телесно-физическое развиваются слишком односторонне, так что обе стороны не могут прийти к полному выражению, то наступает болезнь. С одной стороны, выступает болезнь, когда человек туда, где для него должна быть пустота, изливает свое собственное существо. Он тогда начинаете жить в этом пустом существе, а именно в мире своих видений и галлюцинаций. Это именно то, что должно быть преодолено правильным оккультным обучением: видения и галлюцинации. Ибо неустанно должно подчеркиваться: это болезнь. В оккультном обучении развиваются силы, противостоящие силам, выступающим во время галлюцинаций и видений". Многие люди проходят через жизнь с видениями и очень горды этим, тогда как в действительности это лишь их собственная анормальная вегетация, излитая в пустоту; хотя некоторые даже утверждают, что они "посвященные". "Но если мы переживаем пустоту, то затем в нее входит — абсолютно так же, как через наше чувство действует внешний мир — то, что я уже обозначил как ткущий, действующий мир Иерархии Ангелов. Вокруг нас действует ткущий мир Иерархии Ангелов". Этот мир находится не вне человеческой жизни, а вне области обычного сознания. С этим миром связано наше Я; мы можем в него вступить лишь с укрепленным сознанием, иначе мы заснем, впадем в нем в бессознательность. "Переживаемое там, если не выступает болезненно, должно оставаться внутри человека. Человек не должен впускать это в свое обычное сознание. Он должен эту область оставить внизу, там, где она обычно бывает бессознательной. Это значит, что человек должен эту область, которая ведь находится в эф.теле, не пускать в свое обычное сознание, но свое обычное сознание он должен низвести в эф.тело. Находящееся там, внизу, не должно проникать в обычные представления, но обычные представления должны проникать туда". В том мире также коренится человеческое зло. И если туда проникают, будучи недостаточно укрепленными морально, то рискуют открыть этому злу путь в сознание, заразить им жизнь представлений. "В этой связи можно было бы спросить: но тогда зачем подобное находится в человеке? Однако задавать такой вопрос, — все равно что спрашивать: почему растение не перестает расти, когда у него распускаются листья? — Оно продолжает расти благодаря своей собственной силе. Мы носим в себе процесс умирания, который развивает наше мышление. Этот процесс в какой-то мере осознается, хотя он должен оставаться в бессознательном. Если бы он прекратился, то наши мысли ни в коей мере не могли бы настолько консолидироваться, чтобы в нас возникли воспоминания, чтобы в нас позже вновь могли всплывать мысли, всплывать переживания, сопутствующие мышлению. Итак, должен совершаться процесс отмирания, чтобы мы могли иметь воспоминания. А существа, которым мы, как люди, обязаны воспоминаниями, суть те же самые, которые выступают и в тех случаях — но тогда выступают неправильно — когда в человеке всплывают мотивы зла. В некоторой степени склонность определенных людей ко злу является духовно-душевной "отрыжкой" — простите, что я пользуюсь таким выражением — того, что должно оставаться внизу и заботиться о воспоминаниях". Область, где пребывают наши воспоминания, — это область первой Иерархии. 206 (14.VIII)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|