Главная
Предметный указатель
ВОСПИТАНИЕ — и эф.тело |
113. В обычной жизни "Ариман так тесно сковывает физ.тело со всем существом человека, что эф.телу нелегко освободиться... духи, служащие Ариману, всегда здесь, и они не дают человеку видеть колебания светового эф.тела (носителя воспоминаний). Демоны держат постоянно во тьме световое тело человека. ... И как очень важное я хочу прямо записать на доске: если человеческой душе удается наблюдать процессы из света в собственном световом теле, то такая душа освобождается от ариманических сил, которые в противном случае затемняют процессы в световом теле". Именно об этом свете дано моление в гностическом тексте "Пистис-София". Там не говорится о свете аллегорически, как пытаются утверждать комментаторы.
"Я хочу восхвалять тебя, о свет, ибо Я хочу к тебе прийти. Я хочу восславить тебя, о свет, ибо ты — мой спаситель. Не оставляй меня в хаосе…". 165 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
1601. "Воспоминание возникает благодаря тому, что чувственное впечатление продолжается в тело, так что не только в самом чувственном впечатлении может изнутри действовать эфирное, но и в том, что чувственное впечатление оставило в теле. Это тогда становится тем. что вошло в воспоминание и вновь извлекается из воспоминания".66 с.176 Перейти к данному разделу энциклопедии
1822. "Что бы мы ни переживали — все оставляет отпечаток в нашем эф. теле. Если бы мы могли эти отпечатки отделять, то получили бы тонкие, тенеподобные призраки нашей головы и ее продолжения. Обращаясь к каждому воспоминанию, мы находим теневой образ головы с ее продолжением. Они совершенно не похожи на то, что мы переживаем, когда в нас всплывает воспоминание. Сколько мы имеем воспоминаний, столько и тенеподобных призраков. Все они пронизывают друг друга, входят друг в друга. ... Чтобы возникло воспоминание, человеческая душа должна подступить к этим оставшимся в теле отпечаткам и расшифровать их, подобно тому, как мы расшифровываем удивительные знаки на бумаге, которые совсем не похожи на то, что затем переживается в душе, когда мы нечто прочли". "Когда мы отдаемся воспоминаниям, в нас совершается бесконечно сложный процесс. Из сумрака прочей темной жизни постоянно восходят эфирные отпечатки, и в их восхождении и расшифровке состоит то, что человек переживает как внутренний процесс воспоминаний".157 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
1827. "Если 5 дней тому назад мы встретили человека, то наше эф. тело произвело определенные движения. Рассмотрим только ту часть эф. тела, которая состоит из светового эфира. Естественно, колеблются и другие члены эф. тела: тепловая, химическая, жизненная части, — но выделим только световую часть. Я даже хочу назвать ее просто световым телом. ... Мысли, которые возбудил в нас повстречавшийся нам человек, сообщаются нашему световому телу как внутреннее световое движение (мы отвлекаемся здесь от чувственного впечатления). ... Когда вы стоите перед человеком, разговариваете с ним, то ваше эф. тело постоянно движется. Все, что вы с ним говорили, ощутили в нем, подумали о нем, все это открывается в движении вашего эф. тела. Если через 5 дней вы снова встретили этого человека, то эф.световое тело побуждается этим исполнить те же движения, что оно исполнило 5 дней назад. Частью своего Я и астр. тела человек в бодрственном состоянии сознания постоянно пребывает во внешнем световом эфире. Сон возникает благодаря тому, что часть астр. тела и Я, пребывавшие в бодрственном состоянии в физ. и астр. телах, также переходят во внешний эфир. Человек здесь со своим Я и астр. телом, по сути, пребывает во внешнем эфире, а внутренне эф. тело через свою способность оплотнять движения, произведенные однажды, может их вновь воспроизвести, и тогда человек чувствует, что это те движения, которые эф. тело произвело в первый раз. И это есть воспоминание. Внешним эфиром воспринимать внутренние эфирные движения, внешним световым эфиром воспринимать движения внутреннего светового тела — это означает вспоминать". "Можно сказать: во внешнем свете видны движения, проделанные внутренним световым телом. Но человек не видит их как световые движения ... поскольку тело светового эфира внедрено в физ. тело. Поэтому движения эф. тела ударяют повсюду в физ. тело. И через эти удары световые движения эф. тела превращаются в представления воспоминаний. Человек видит не движения эф. тела, а обусловленные ударами эф. тела в физическое представления. А это и есть представления воспоминаний". После смерти Я и астр. тело наблюдают эти движения в эф. теле непосредственно, без физ. тела. С помощью медитаций человек может и при жизни увидеть сами колебания эфирного светового тела. Обычно же этому мешает Ариман.165 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
Представление и забвение. Впечатления
1830. Можно развить память, и тогда эф. тело будет обладать богатым содержанием, но оно будет все более и более усыхать. Способностью к развитию оно обязано забвению. Представления при этом не исчезают из нас полностью, о чем говорит посмертное созерцание событий истекшей жизни. Представления лишь, будучи забытыми, начинают работать над членом эф. тела, свободным от работы над ростом физ. тела, и делают его способным к употреблению. "В этом великое благо забвения!"107 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
3. Процессы душевной жизни
Оболочки и душевная жизнь 1838. "Если бы эф. тело было, согласно первоначальному намерению ведущих богов регулярно вчленено в физ. тело, то человек переживал бы вокруг себя, с помощью своих органов чувств...струящуюся, журчащую, правящую волю". Но этого не происходит, т.к. эф. тело не пронизывает физ. тела, и часть последнего предоставлена самой себе. "Физ. тело в некотором отношении имеет перевес (над эф. телом) в своей деятельности, которого оно не должно бы иметь". По этой причине человек имеет органы чувств. Перевесу эф. тела над астр., неправильному их пронизанию друг друга человек обязан способностью плакать. "Человек не может пережитое астр. телом совершенным образом вживлять в свое эф. тело, эф. тело имеет перевес над астр. телом, и этот перевес выражается в том, что эф. тело воздействует затем на физ. тело и выдавливает из него слезы. Но это же относится и к выделению всех желез". И если бы не было этого несоответствия эф. и астр. тел, то железы исчерпывались бы во внутренней деятельности, и выделения материи не происходило бы. "Фактом перевеса эф. тела над астральным вызывается также то, что мы можем назвать нашим самочувствием, самоощущением. Ибо общее ощущение себя, общее нахождение себя в мире, которое выражается в том, что мы находимся в теле, — это происходит благодаря... такому перевесу". Своей способностью воспринимать грубые вещества и переваривать их человек обязан Люциферу, который создал перевес астр. тела над эф. телом. Искушение Люцифером, изгнание из Рая — это библейские образы, выражащие этот факт. Райское бытие — духовно, не связано с питанием грубой материальностью. "Люциферическое влияние исходит из того что Я была придана люциферическая сила, что это Я нечистым образом смешалось с мышлением, чувством и волей и получило люциферический перевес над астр. телом. Благодаря этому же астр. тело, с другой стороны, достигло перевеса над эф. телом. Равновесие в человеке было разрушено".
"Физическое тело — эфирное тело 1. Перевес физ. тела над эфирным: восприятие мира чувств.
Эфирное тело — астральное тело 2. Перевес эф. тела над астральным: самоощущение во всем теле.
Астральное тело — эфирное тело 3. Перевес астр. тела над эфирным: нормальные физически-органические жизненные процессы.
Я — астральное тело 4. Перевес Я над астральным телом: слияние Я с мышлением, чувством, волением".
На границе обозначенной: === встречаются Ариман (1,2) и Люцифер (3,4)".134 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
|