Главная
6. ГЕТЕАНИ3М
V. ЗАГАДКИ ФИЛОСОФИИ (часть 3)
Классики миро- и жизневоззрений.
Гегель
|
378а. "Феноменология духа". "Это произведение, подобного которому нет в мировой литературе. С его помощью Гегель хотел уяснить для самого себя, какие переживания может иметь душа, если от так наз. подчиненной точки зрения взойдет к высочайшему, что он называет самопостижением духа в себе. Сначала человек живет в смутной связи с внешним миром, где для него всякое это или то, всякое дерево или дом являются чем-то таким, с чем он живет; каждое мнение есть нечто, в чем он живет. Впервые, лишь когда он начинает размышлять об этом и том, возникает восприятие. От восприятия, через мышление мы приходим затем к самочувствию, к темному предчувствию Я (себя). Но Я тут еще, так сказать, заколдовано в своем окружении. Оно выбирается, работая, из этой заколдованности через содержание, которое оно должно получить лишь из самого себя, с помощью того, что оно все больше отбрасывает то, что имеет дело с внешним миром, что связано с ним. Так возникает со временем самосознание, а с ним пронизание самосознания деятельностью, тканием духа. Это, собственно, сам дух, кто себя здесь постигает, в самом себе становящийся сознательным дух. И если человек теперь оглянется назад, то познает, что здесь он постигает себя в себе как дух, он познает идею, которую как бы извлек из заколдованности внешнего мира. Он познает, что прежде он сидел в противоречии субъекта и объекта, но что теперь в преодолении субъекта и объекта в постигающей саму себя идее, которая есть не только объект, не только субъект, он постигает то, что Гегель называет абсолютной идеей. Так Гегель благодаря колоссальному напряжению мышления пришел к основанию так наз. абсолютного идеализма". Д. 30, с. 4
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|