Главная
6. ГЕТЕАНИ3М
VI. ЗАГАДКИ ФИЛОСОФИИ (часть 4)
7. Ницше как борец против своего времени
|
7. Ницше как борец против своего времени 451. Конечной целью Ницше является описание типа сверхчеловека. "Мой образ сверхчеловека (в кн. "Фр.Ницше — борец против своего времени". ИПН 5) является полной противоположностью карикатуре, набросанной в мгновенно разошедшейся книге о Ницше г-жи Лоу Андреас-Заломе. Нельзя представить себе ничего более противоречащего духу Ницше, чем то мистическое чудовище, которое сделала г-жа Заломе из сверхчеловека. Моя книга показывает, что нигде в идеях Ницше не встречается ни малейшего следа мистики. Я не пускался в опровержение взгляда г-жи Заломе на мысли Ницше в его "Человеческое, слишком человеческое", "Источник моральных ощущений" и др. работах. Такая посредственная голова, как Пауль Рее, не могла оказать значительного влияния на Ницше". 5 (предисловие)
452. "Противоречие между рассудком и инстинктом является признаком наших "современных духов". Даже в самых свободных мыслителях современности еще живут насажденные христианской ортодоксией инстинкты. Как раз противоположное действенно в натуре Ницше. Ему не нужно прежде размышлять, имеются ли основания против принятия личного мирового кормчего. Его инстинкт слишком горд, чтобы сгибаться перед таковым; поэтому он отклоняет подобное представление. Он говорит устами своего Заратустры: "но чтобы я полностью открыл вам свое сердце, о, друзья: если бы существовали боги, как бы я вытерпел, чтобы не быть богом! следовательно, богов не существует". Ничто в его внутреннем не побуждает его говорить "виновен" самому себе или другому за совершенный поступок. Чтобы найти такое "виновен" недопустимым, ему не нужно никакой теории о "свободной" или "несвободной" воле. Также патриотические ощущения его немецких соплеменников противны инстинктам Ницше. Он не может свои ощущения и мышление делать зависимыми от круга мыслей народа, среди которого он рожден и воспитан, или от времени, в котором он живет. "Это так провинциально, — говорит он в своем сочинении "Шопенгауэр как воспитатель", — принуждать себя к взглядам, которые парой сот миль дальше уже не обязательны. Восток и Запад — это меловые штрихи, нанесенные кем-то перед нашими глазами, чтобы обмануть нашу боязливость. Я хочу попытаться прийти к свободе, — говорит себе юная душа; и тогда препятствием ей будет то, что случайно две нации ненавидят друг друга и воюют или что между двумя частями света находится море, или что вокруг нас учит религия, которая две тысячи лет назад еще не возникала"." 5(1)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|