Главная
6. ГЕТЕАНИ3М
VI. ЗАГАДКИ ФИЛОСОФИИ (часть 4)
7. Ницше как борец против своего времени
|
459. "Свободный дух не притязает на сострадание. Кто хочет сострадать ему, того он должен спросить: ты считаешь меня настолько слабым, что я не могу перенести свое страдание сам? Он стыдится всякого сострадания". Ницше рассматривает отвращение сильного к состраданию в четвертой части своего "Заратустры". 5(22)
460. "Поскольку Ницше видит в человеческом образе действий только истечение инстинктов, а эти последние различны у разных людей, то ему кажется необходимым, чтобы и образ действий у них был различен. Ницше поэтому является решительным противником демократического принципа: равные права и равные обязанности для всех. Люди неодинаковы, поэтому и их права и обязанности должны быть неодинаковыми. Естественный ход мировой истории постоянно обнаруживает слабых и сильных, созидающих и бесплодных людей. И сильные всегда будут употреблять слабых как средство для достижения цели, т.е. как рабов. Ницше, конечно, не говорит о "моральном" праве сильных держать рабов. "Моральных" прав он не признает. Но он придерживается мнения, что преодоление более слабых более сильными, которое он считает принципом всякой жизни, необходимо должно вести к рабству. Естественно также, что побежденные восстают против победителей. Если это возмущение не может обнаружиться в действии, то оно обнаруживается, по меньшей мере, в чувстве. И выражением этого чувства является месть, которая постоянно живет в сердцах тех, которые были побеждены каким-либо образом более способными. Как истечение этой мести Ницше рассматривает современное социал-демократическое движение. Победа этого движения была бы для него возвышением неудачников, выброшенных за борт, над лучшими. Ницше стремится как раз к противоположному: выращиванию сильной, самодержавной личности. И он ненавидит манию, которая хочет сделать всех одинаковыми и заставить исчезнуть суверенную индивидуальность в море всеобщей посредственности". 5(24)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|