Главная
6. ГЕТЕАНИ3М
VII. ГЕТЕ
1. Духовный облик Гете
Гете-писатель
|
527а. "Хождение к "матерям" можно, в антропософском смысле, назвать проникновением Фауста на высший Девахан". Мефистофелю путь туда закрыт; то царство для него есть "ничто"; Фауст же надеется там найти "все". Д.10, с. 7-8
528. Когда Елена исчезает, Фаусту остаются одеяния и плащ. — Кто заглянул в духовный мир и вынужден был вернуться обратно, тому остаются абстракции, идеи, простирающиеся от эпохи к эпохе: покровы духовных сил. Последний акт, где Фауст намеревается благоустроить для людей кусок земли, выражает преодоление им эгоизма, чтобы полностью предаться духу. Но полностью ему это сделать не удается. Остаток эгоизма выражается в отношении Фауста к Филемону и Бавкиде. С этого возвышенного места, где стоит их дом, он хочет обозреть плоды своего труда и возрадоваться сотворенному им. "Это остаток эгоизма: наслаждение чувственным созерцанием". Эффективное средство для удаления остатков эгоизма — забота. Фауст слепнет. Последнее средство наслаждения отнимается у него. "Вечно-женственное — это та сила в душе, которая дает оплодотворить себя из духовного мира и потому в своих ясновидческих и магических деяниях срастается с духовным миром. ... возводит человека в сферы вечного". 57, с.345-355
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|