Главная
Предметный указатель
ВОСПРИЯТИЕ чувственное- см. также ОРГАНЫ ЧУВСТВ = чувство «Я» |
705. Кровь по своему исходному предрасположению должна была лишь слегка касаться материального, лишь слегка материализоваться и тут же как бы отскакивать вновь в духовное. И в таком колебании она должна была пребывать, тогда как вся другая человеческая субстанция является разбившимися духовными формами. Так было бы и с кровью, если бы в начале земной эволюции человек получил Я только от Духов Формы. "В этих вспышках крови (от соприкосновения с материей) человек ощущал бы "Я-есмь" и таков был бы орган его я-восприятия". И это было бы его единственным чувственным восприятием. Человек тогда жил бы в окружении Земли, а внутри имел бы свое отражение, и через взблески Я, отраженные снизу вверх, говорил бы себе: там, внизу имеется для меня знак, приносящий мне сознание моего Я в дополнение к тому, что я получил на др. Сатурне, Солнце, Луне. "Люцифер же подверг кровь общей судьбе, заставив ее полностью материализоваться, заполнить весь организм человека, изменяясь в соответствии с силами этого организма. Так, если она проникала в перевес физ. тела над эф. телом или эф. тела над астр. телом и т. д., то она становилась субстанцией нервов, мускулов и т. д. ... Ставшая материальной, кровь есть творение Люцифера, и поскольку человек имеет в крови физическое выражение своего Я, то на Земле он связан своим Я с творением Люцифера". С другой стороны, это дало возможность Ариману подойти к крови. Удивительно ли, что теперь они оба рассматривают кровь как свое земное достояние? "Даже чернила для Люцифера более божественны, чем кровь". "Кости, нервы, мускулы, железы, все-все по своему люциферическому составу в человеке является преобразованной кровью. Человек есть одна кровь, а поскольку это так, то он есть ходячий Люцифер-Ариман ... и лишь в той мере, в какой он за этим материальным имеет нечто излитое в материю сверх крови, он принадлежит божественным мирам прогрессивного развития".134 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
23. "В том, что наполняет душу сознательную, сокрытое вступает без покрова в самый внутренний храм души. Однако оно является здесь именно только как капля из моря всепроникающей духовности. Но человек должен именно здесь впервые охватить эту духовность. Он должен познать ее в самом себе, тогда он сможет найти ее также и в ее проявлениях. Проникающее здесь, как капля, в душу сознательную, тайноведение называет духом. Так связана душа сознательная с духом, который есть сокрытое во всем явном. Если человек хочет охватить дух во всем явном, он должен сделать это таким образом, как он охватывает Я в душе сознательной. Он должен распространить на видимый мир ту деятельность, которая привела его к восприятию Я".13 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
215. На Земле человек является десятичленным существом:
1 физ. тело | 2 эф. тело | 3 астр.тело | 4 Я | 5 эф. тело | 6 астр. тело | 7 "я" | | 8 астр.тело | 9 Я | | | 10 Я | | | | "Когда вы стоите перед человеком и разглядываете его, видите его голову, форму лица, нос, губы, видите его таким, каков он есть (также, когда вы его рассматриваете как анатом, как физиолог), то вы имеете перед собой то, что из физ.тела сделало его Я. Что сделало из физ.тела бытие Луны, Солнца, Сатурна — это не дано вашему взгляду, это остается скрытым. ... Итак, остается сокрытой та конфигурация физ.тела, которая образована эф., астр. и самим физ. телами. Переживаемое нами внешне есть, собственно говоря, воплощение Я. ... Итак, мы воспринимаем то, что сделало Я из физ.тела. А чего мы не воспринимаем? — Самого Я. И если вы назовете "я" это (см.схему ниже) — 1 и это — 4, то я-1 воспринимаемо извне; "я"-4 вы не воспринимаете извне, но имеете лишь самопереживание. Когда вы переживаете себя в своем самосознании, когда вы воспринимаете, то воспринимаемое вами, чувствуемое вами, мыслимое вами... это "я", о котором говорят философы. Вы, т.обр., это я-4 воспринимаете как внутреннее переживание. Но как внутреннее переживание вы не могли бы его воспринять, если бы здесь было только Я. Я уже говорил, что мы спим не только ночью, но и днем. Мы не осознаем полностью всех внутренних переживаний, и поскольку мы спим в течение дня, то днем в нас также живут существа высших Иерархий... Можно сказать: как бессознательное переживание наша воля дана в нас Архаями, чувства — Архангелами, а мышление — Ангелами. И все это струится и ткет в Я, и в конце концов становится тем, что человек называет своей внутренней душевной жизнью. Но знакомым, собственно говоря, "я" является лишь здесь — 1. ... Когда один человек встречает другого, то он воспринимает я-1; когда он смотрит в себя, то он воспринимает я-4. ... А то "я", которое я здесь называю я-2, определяется в эф.теле, и оно остается — но это лишь кажется — сокрытым. ... Вы можете почувствовать безо всякого ясновидения, что я-2 приводит эф.тело в совершенно определенное ритмическое движение, как я-1 дает определенную форму физическому телу". Я-2 извлекается через эвритмическое движение. В эвритмии "...вы можете абстрагироваться, отвлечься от физического тела и вглядываться лишь в то, что делает эф.тело; тогда вы будете иметь "я" в эф.теле, внутри его, в движении. Мы пытаемся вырвать у Аримана эвритмию, ибо по той причине, что Ариман пришел в мир, человеческое эф.тело отвердело настолько, что человек не может развить эвритмии как природного дара". "Я-З человек также не переживает непосредственно. ... Я-З мы переживаем, когда поем или говорим. Я-4 живет в очень подсознательной области — оно живет во всем том, на что человек способен в пределах творения своей фантазии. ... оно живет как творческая фантазия в широчайшем объеме. Ему должно быть приписано то, что в моей "Философии свободы" вы найдете в главе "Моральная фантазия"". "Что из глубин душевной жизни бьет ключом в добром и злом, проистекает от я-3. Влияние на это "я" оказывают существа Ангелов и существа Архангелов в добром и злом смысле, с люциферической и ариманической природой". —"Когда говорят о человеке, живущем на Земле, то едва ли имеют в виду что-либо иное, чем то, что очерчено жирной линией. Над этой линией находится все то, что человек содержит в себе как остаток от времен древних Сатурна, Солнца и Луны". Под линией находятся ближайшие к человеку и имеющие с ним непосредственную связь Иерархии. 161 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
282. "Наихудшей частью майи является мнение, будто человек заключен в свою кожу. Это не так. В действительности он заключен в вещах, которые видит. Когда я стою перед человеком, то я с моим Я и астр.телом внедряюсь в него ... иначе я бы его не видел".156 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
283. "Человек, поскольку он спокоен, поскольку являет собой спокойный человеческий облик с головой как своим средоточием, является органом восприятия Я других людей. Так что орган восприятия Я других людей самый большой из всех, какие мы имеем; мы сами, как физические люди, являемся органом восприятия". "Органом восприятия мыслей других людей является все, чем мы являемся, поскольку чувствуем в себе подвижность, жизнь ... т.е. не в силу того, что вы имеете облик, но поскольку носите в себе жизнь (как единство)". "Весь человек есть орган чувства для Я; живое в основе физического есть орган чувств для мышления; подвижный в себе человек есть орган чувств для слова".170 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
408. Морфологически внутренняя поверхность трубчатых костей у человека соответствует внешней поверхности костей черепа. "В некотором роде вы можете мир внутри трубчатых костей рассматривать как род вывернутого мира по отношению к тому, который окружает нас извне". Остальные кости представляют собой срединное состояние по сравнению с этими двумя полюсами. "Между внутренним чувством и чувством сознания при восприятии внешнего мира, имеется то же отношение, что между строением вашего тепа и вашего черепа". 323 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
1298. "Большее проникновение во внешний мир, чем в чувстве слова, происходит через чувство мысли". "Когда мы, воспринимая, проникаем в "я" другого человека, то в наибольшей мере выходим из себя".199(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
Восприятия чувств и Я
1350. "В переживании самого Я через человека не содержится ничего такого, что возбуждалось бы процессами чувственных восприятий. Зато Я вбирает результаты процессов в чувственных восприятиях в свое собственное переживание и строит из них структуру своего внутреннего я-человека. Т.обр., этот я-человек полностью состоит из переживаний, имеющих свое происхождение вне Я, но после соответствующего чувственного переживания существующих далее в Я". "Считается, что переживание Я не может прийти в соприкосновение с внешним предметом. Он излучает свое существо, а я-переживание должно при соприкосновении отпрянуть назад. Тогда внутри Я возникает переживание, подобное переживанию осязания. При слабом противодействии Я в его переживание вступает нечто, втекает внешнее. Подобное происходит в переживании запаха". Отскок от внешнего может быть столь силен, что часть внешнего попадает в замкнувшееся в себе внутреннее и становится частью его. Это происходит в чувстве вкуса. Внешний мир, далее, может напечатлеть себя во внутреннем переживании. Это зрение. В нем внутри я-переживания внешний мир имеет дело с самим собой. Он как бы вчленяет себя в человека, а потом свое существо напечатлевает этому вчлененному ранее члену. Внешний мир, посылая себя во внутреннее, может целиком заполнить я-переживание. Тогда все внутреннее имеет свойство внешнего, оставаясь внутренним переживанием. "Излучение со стороны внешнего мира тогда открывается как нечто такое, что одного рода с внутренним. Я переживает внутреннее и внешнее как однородное. Таково чувство тепла. ... Представим себе тело, наполненное порождением внешнего теплового процесса, тогда имеет место второй род внутреннего переживания, как нечто такое, что наполняет Я и в самом Я становится я-природой. Т.обр., в Я встречается нечто вроде второго "я", наполняющего первое. Это второе "я" есть в действительности противостоящее первому я-переживание. Поскольку первое Я чувствует только само себя, второе "я" оно должно представлять себе как образное ощущение. И тот внешний мир, в котором коренится второе "я", полностью стал внутренним миром. Если в обонянии, вкусе и зрении можно говорить об устремлении внешнего мира в я-переживание, то можно допустить случай, когда часть внешнего мира, ставшая внутренней, действует не только так, как в чувстве тепла, когда она наполняет внутреннюю жизнь, но еще и так, что мера этого наполнения выходит наружу и в некотором роде заглушает внутреннее переживание. Тогда, как чувственное восприятие, оно возвещает о себе изнутри. Это имеет место в чувствах равновесия, движения и жизни. Благодаря им Я переживает свое внутреннее (физическое) наполнение". "Иначе обстоит дело в чувстве слуха. Здесь внешнему существу не то, чтобы позволялось подойти к я-переживанию, как в осязании; оно также не ввинчивается в я-переживание, как в чувствах вкуса, обоняния, зрения, но оно как бы озаряется лучами я-переживания; оно позволяет ему приблизиться к себе. Благодаря этому Я может нечто пережить — как бы самораспространение во внешнем мире, как перенесение я-переживания вовне. ... (при переживании цвета Я держится иначе). В еще большей мере это расширение я-переживания в окружающем мире имеет место в чувстве слова и чувстве понятия".45, с.70-74 "Все переживания органов чувств есть лишь ... различно модифицированные, или разделенные по степеням, я-переживания. В переживании самого Я человек стоит в непосредственном отношении со сверхчувственным миром. Другие я-переживания опосредуются ему органами. И через органы я-переживания открываются в многообразии чувственной области".45, с. 75 "При восприятии понятия оказывается, что выработанные человеком в предшествующей жизни понятия являются тем, что воспринимает новые понятия". Происходит раскрытие вовне и погружение в уже наличный организм понятий. "Новому значению слова человек доступен в той мере, в какой он уже усвоил значения других слов". Организмы понятия и слова должны быть уже в наличии, чтобы я-переживание могло двигаться в этой области; они не вызываются силами, заложенными в жизни чувств. Но здесь необходимо еще нечто: Я должно противопоставить себя как ощущение переживанию понятия и слова. "Сверху вниз" можно мыслить разворачивание я-переживания; "снизу вверх" этому разворачиванию противопоставляется я-организация, навстречу которой растет я-переживание. Подобно листьям на стебле, развивающимся снизу вверх, ложатся на я-организацию образования организации понятий и слов, но идя сверху вниз. "Первоначальное я-переживание разворачивается из сверхчувственного мира, так что об образовании организма Я, понятия и слова можно сказать, что в них работают силы, которые владеют тем же материалом, что находится и в я-переживании, только материал этот они слагают в образования, которые уже должны быть в наличии, чтобы я-переживание было чувственно воспринято". Проистекая из сверхчувственного, я-переживание может быть воспринято лишь в наличный организм трех перечисленных чувств. С т.зр. астр.человека, я-организм дан в ощущении образов, которое возникает не благодаря переживаниям органов чувств. В организме понятий можно распознать силы вожделений; то же самое относится и к организму слова: имеет место вожделение новых значений. "Из этого можно распознать деятельность астр. тела в становлении организма Я, понятия и слова". "В я-организации (приходящей) извне отражается обратно лишь собственная сущность Я; в организме понятия собственное я-переживание в ином выражении отражается в само себя через внешнее; в организме слова нечто от сути внешнего само переливается в я-переживание. И та принятая внешняя сущность должна воспринять возникновение я-организма как нечто противоположное переживанию осязания (где мы узнаем не внешнюю сущность, а только переживание собственного Я). Формообразование организма понятия она должна ощущать подобно тому, как человек ощущает свои жизненные процессы благодаря чувству жизни. Разница состоит лишь в том, что в чувстве жизни ощущаются собственные структуры, а та, (извне) воспринятая сущность в соответствующем ему органе чувства должна ощущать способ, каким это формируется в я —переживании человека". Если извне воспринятая сущность должна пережить имеющееся в чувстве слова внешнее излияние, то это может произойти через некую противоположность чувства движения, когда та сущность ощущает движение, идущее внутрь собственной сущности, в я-переживание. "В действительности процесс образования организма понятия можно представить себе как направленное извне вовнутрь воспроизведение, образование организма слова, как врастание части воспринятого внешнего существа в я-переживание. Только необходимо подумать о том, что в качестве материала для этого воспроизведения и роста используются сами я-переживания".45, с.77-80 В чувстве слуха звук принадлежит внешнему предмету. "Орган же слуха указывает на деятельность, благодаря которой он образуется способом, подобным тому, каким организм понятия образуется благодаря обратному чувству жизни, а организм слова — обратному чувству движения". Здесь мы имеем дело с обратным чувством равновесия; оно действует в образовании органа слуха. В чувстве тепла обнаруживается противоположное переживанию обоняния, в зрении — вкуса. Чувство вкуса можно также назвать вывернутым обонянием. Но это выворачивание имеет иное значение, чем то, когда мы сравниваем чувство вкуса и зрения. За переживаниями органов чувств нет нужды представлять себе что-то материальное. Наблюдение же чувственного открывает непосредственно переживания чувств, а не находящееся позади них духовное.45, с. 81-85 Я при осязании должно соприкоснуться с предметом и, испытав помеху, вернуться к себе. "Я-переживание налично тогда, когда всеобщность внутреннего переживания может разворачиваться беспрепятственно, если оно наполнено только своим собственным существом. Переживания других органов чувств лежат между этими пределами. В чувстве понятия переживание Я испытывает лишь малую помеху извне. Это переживание таково, что оно чувствует себя подавленным со стороны я-переживания. Его богатство приубавлено. ... Я отдает (нечто) от своего содержания восприятию понятия; происходит это по той причине, что оно чувствует идущую ему навстречу силу. Я как бы позволяет себе влиться в поток этой силы. И если бы имело место одно лишь уплывание я-переживания, то Я чувствовало бы лишь обеднение своего переживания. Но идущий навстречу поток силы — это реальность, и он взаимодействует с тем, что уплывает. Результатом их взаимодействия является переживание понятия. Теперь представим себе, что оба силовых потока текут в одном направлении, но при этом один существует уже давно, а другой приходит к нему. Затем второй поток изменяет первый и это изменение имеет свое основание в существе второго потока. Благодаря такому образу становится наглядным восприятие понятия. Пусть оба потока представляют собой я-переживание. Старый поток течет в переживание понятия, новый — в собственное человеческое я-переживание. В их слиянии возникает изменение старого я-переживания. Это изменение выступает как третий факт наравне с обоими я-переживаниями". В этом изменении можно видеть орган восприятия понятия. Новое я-переживание образует его в старых. Этот же образ годится и для понимания чувства речи, только здесь молодое я-переживание встречает значительно большее изменение старого. И оно еще больше в чувстве слуха. "В нем старое я-переживание отступает сильно назад позади изменения, которое оно испытывает от столкновения". В чувстве тепла старое я-переживание так изменяется, что принимает природу нового я-переживания. Внешнее тепло ощущается родственным внутреннему теплу. В чувстве зрения образ обоих потоков следует мыслить таким, что изменение новое я-переживание испытывает наравне со старым. При столкновении взаимодействуют их изменения. Нечто от обоих потоков втекает друг в друга, между ними возникает равновесие. В чувстве вкуса изменение нового я-переживания сильнее старого. Одна часть нового я-переживания уплывает, а другая возвращается в него обратно. В чувстве обоняния сила нового я-переживания возвращается в него обратно. В чувстве обоняния сила нового я-переживания возрастает еще более. И самым сильным оно оказывается в осязании. Здесь оно в соприкосновении со старым я-переживанием всецело сохраняет свое своеобразие и возвращается в себя. "В осязании человеческое Я высылает свои силы, чтобы при соприкосновении с внешним миром не испытать изменений, но чтобы вновь пережить их действующими в противоположном направлении". 45, с.131-134 Если я-переживание в организме Я, понятия и слова имеет образ стремящегося сверху вниз растения, то всего остального человека можно представить себе как восстающего снизу вверх навстречу я-переживанию и приводящего его к некоему запруживанию в себе. Этот остальной человек есть временная предпосылка того, что стремится сверху вниз. Запруживание должны испытывать и силы, строящие органы чувств. И это происходит в их полярных противоположностях: в обратном действии чувства равновесия можно видеть стремящуюся навстречу деятельность силы звука; и так возникают задатки для органа слуха. Обоняние взаимодействует с чувством тепла. "Обратное чувство обоняния проходит все тело, а с другой стороны идет обратное чувство вкуса, чтобы вместе с силой световых переживаний стать органообразующей силой для чувства зрения". Т.обр.,из некоего окружения исходят силы, образующие органы чувств, чтобы действовать в центре. Но что локализует органы чувств — это иной природы, это силы органов жизни. "Лишь после того, как образованы органы жизни, отпечатлеваются в их облике органы восприятий". Но связи здесь не однообразны. Например, органы осязания вообще не связаны с органообразующими силами органов жизни, ибо они отражают в себе лишь переживания органов жизни. То же относится к чувству жизни, движения и равновесия. "Назовем сумму сил, образующих в человеке органы жизни, эф. телом. Тогда становится очевидно, что эф. тело имеет свое происхождение в мире, лежащем над астральным. Это нижний духовный мир".45 с. 86-91 Перейти к данному разделу энциклопедии
1560. "Чувство Я. Это чувство не собственного Я, а восприятия Я в другом человеке; конечно, это восприятие, это чувство. Сознание Я, собственного Я, — это совсем другое".169(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
От соматики к эстетике
1909. "Если физ. тело слишком слабо, чтобы противостоять (атавистическому) видению, то наступает бессилие. Если физ. тело достаточно сильно, чтобы противостоять ему, то это последнее слабеет. Оно тогда утрачивает характер, в силу которого оно лжет, будто бы оно подобно вещам или процессам чувственного мира; ибо так лжет видение, из-за чего человек заболевает. Если физический организм достаточно силен, чтобы победить склонность атавистического видения ко лжи, то наступает следующее: человек становится достаточно сильным, чтобы встать в отношение к миру, подобное тому, которое было на др. Луне, и те взаимосвязи приспособить к современному организму. Что это означает? Это означает, что человек свой круг Зодиака с 12-ю сферами чувств внутренне несколько изменяет. Он изменяет его так, что в этом круге Зодиака с 12-ю сферами чувств начинают разыгрываться в большей мере жизненные, чем чувственные процессы, или, лучше сказать, разыгрываются процессы, которые хотя и ударяют по чувственным процессам, но в сфере чувств превращаются в жизненные процессы, т.е. чувственный процесс извлекается из мертвого, которое он сегодня имеет в себе, и переносится в живое, так что человек видит, но в видении в то же время живет нечто такое, что в ином случае живет только в желудке или на языке. ... Процессы чувств приходят в движение. Их жизнь возбуждается. Это должно происходить спокойно. Тогда органам чувств приживляется нечто из того, что сегодня в такой степени имеют только жизненные органы...". "Жизненные органы внутренне пронизаны большой силой симпатии и антипатии. ... и это вливается теперь в органы чувств. Глаз не только видит красное, но ощущает симпатию или антипатию к цвету. ... Орган чувств вновь становится неким образом сферой жизни. Жизненные процессы также должны тогда измениться. И это происходит так, что жизненные процессы проодушевляются в большей мере, чем это происходит в земной жизни. Происходит так, что три жизненных процесса: — дыхание, согревание и питание, — соединяются и одушевляются, выступают душевно. При обычном дыхании человек вдыхает грубый материальный воздух, при обычном согревании — воспринимает тепло и т.д. Теперь же наступает некий род симбиоза, т.е. жизненные процессы образуют единство, когда они проодушевляются. ... Внутренне в человеке объединяются: дыхание, согревание и питание — не грубое питание, но нечто, чем является процесс питания; процесс протекает, но человек не нуждается при этом в еде, и он протекает не один, как во время еды, но вместе с другими процессами. Соединяются также и четыре других жизненных процесса ... и образуют более одушевленный процесс. ... И тогда вновь могут соединиться две партии, но так, что не просто все жизненные процессы действуют совместно, а взаимодействуют, например, по три, по четыре, три взаимодействуют с четвертым. Благодаря этому возникают — наподобие, но не так, как это теперь имеется на Земле — душевные силы, имеющие характер мышления, чувства и воли: их также три. Но они другие. ... Они в большей мере — жизненные процессы, но не столь обособленные, как жизненные процессы на Земле. Процесс, который здесь происходит в человеке, очень тонок, интимен, когда человек выносит это как бы погружение в лунное прошлое, когда возникает не видение, но нечто подобного рода, тонкое подобие некоего рода постижения, где чувственные сферы становятся жизненными сферами, жизненные процессы — душевными процессами. Постоянно пребывать в таком состоянии человек, конечно, не может, ибо тогда он оказался бы непригодным для Земли... но когда наступает нечто подобное, то наступает... эстетическое творчество ... эстетическое наслаждение. Истинно эстетическое поведение человека состоит в том, что органы чувств некоторым образом оживляются, а жизненные процессы проодушевляются. Это очень важная истина о людях, ибо она поможет нам многое понять. ... Особенно те чувства, которые по преимуществу служат физическому плану, переживают большие изменения, когда они в некотором роде наполовину отводятся назад, в лунное бытие — в чувство Я, чувство мышления, грубое осязание". В переживании, например, живописи участвуют зрение, чувство тепла, вкуса, обоняния. Происходит некий симбиоз, но не в грубой форме. "Когда вы наслаждаетесь живописью, то происходит тонкий имагинативный процесс в том, что лежит за языком и принадлежит к чувству вкуса, к языку и принимает участие в процессе зрения. ... Художник пробует краски глубокими душевными чувствами. Нюансы цветов он обоняет, но не носом, а тем, что происходит при каждом душевном обонянии глубоко в организме. Так происходят взаимоналожения сфер чувств, когда они переходят более в процессы жизни, в область жизненных процессов". "Поэзию мы переживаем, воспринимаем с помощью чувства речи ... но кроме речи на поэзию может быть направлено проодушевленное чувство равновесия и проодушевленное чувство движения". "При слушании музыкального произведения четвертый жизненный процесс (разъединение) заходит так далеко ... что это уже не принадлежит эстетическому, ибо разъединение доходит до физического разъединения. Конечно, до физического разъединения это не должно доходить, процесс же должен протекать душевно, но как процесс, лежащий в основе физического разъединения. А во-вторых, разъединение не должно наступать для себя, но вся четверка — всё душевно — должна соединиться вместе: разъединение, рост, удержание и воспроизводство. Также и жизненные процессы становятся душевными". Аристотель говорит о катарсисе, возникающем через переживание трагедии. "Лишь тот поймет это правильно, кто поймет... тот медицинский, полумедицинский смысл, который Аристотель вкладывал в это слово. Поскольку жизненный процесс становится душевным процессом, то для эстетического восприятия это означает, что впечатление от трагедии, процессы трагедии действительно доходят до телесного, возбуждая там процессы, обычно сопровождающие жизненные процессы страха и сострадания. И происходит просветление, т.е. эти жизненные аффекты в то же время проодушевляются через трагедию. Все душевное жизненного процесса заложено в этом определении Аристотеля". "Что Шиллер называет освобождением необходимости разума от затвердения (Письма об эстетическом воспитании) — это живет в оживлении сферы чувств, которые, опять-таки, сводятся до жизненных процессов. А что Шиллер называет одухотворением — лучше бы ему сказать "одушевление" — естественных потребностей — это живет тогда, когда жизненный процесс действует как душевный процесс. Жизненный процесс становится душевнее, процесс в чувствах — живее. Таков тот истинный процесс, который — только более в абстрактных понятиях, в понятийном плетении — находится в эстетических письмах Шиллера, каким он мог быть в то время, когда человек в мыслях еще не был достаточно крепок спиритуально, чтобы взойти до области, где дух живет так, как этого хочет видящий. ... (где) дух пронизывает материю и нигде не натыкается на нее...".170(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
Чувство "я"
1293. "...Все, что в жизни нам встречается нагруженным "я", мы воспринимаем с помощью чувства "я". Еще в древнеегипетскую культуру люди понимали друг друга по физиономии, через жест, позу. Общение с помощью слов сильно развилось позже. "Но благодаря этому мы получили возможность наш аппарат жизни, жизненный организм сделать аппаратом мышления. Мы бы не имели дара мышления ... если бы не пришло ариманическое влияние", развившее слышимую речь. "Сегодня Ариман работает над тем, чтобы специализировать чувство "я", как он специализировал чувство речи и чувство мышления. Это еще находится в становлении... в самом начале, слагается пока еще более философским образом. Сегодня есть философы, которые целиком отрицают способность внутренне переживать "я", например Мах и др.".170 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
1294. "Кто действительно может наблюдать, тот знает, что существует непосредственное восприятие, а не заключение по аналогии, благодаря которому мы приходим к восприятию другого "я". Собственно, лишь друг или, так сказать, родственник геттингенской школы Гуссерля Макс Шелер пришел к этому непосредственному восприятию Я другого человека".322 с.94 Перейти к данному разделу энциклопедии
1295. "Аморально высшие чувства (слова, Я, слуха, мысли) низводить к характеру нижних чувств".206 (22.VII) Перейти к данному разделу энциклопедии
497. "Со всей интенсивностью мы должны пронизать себя сознанием, что впервые только в настоящую эпоху в душевном общении одно человеческое Я стоит напротив другого человеческого Я без всяких покровов". 217(12) Перейти к данному разделу энциклопедии
498. "Если мы воспринимаем другого человека, то воспринимаем его благодаря нашей воле. ... И именно потому, что наше Я находится не в нашем сознании, а вне его, как и воля, мы можем перенестись в Я другого человека... Как же происходит восприятие другого человека?... Мы стоим против него, он завладевает нашим вниманием и усыпляет нас на совсем короткий миг. Он гипнотизирует нас, усыпляет нас на миг. Наше человеческое чувство на миг погружается как бы в сон. Мы противимся этому и проявляем свою индивидуальность. Это как качание маятника: засыпание в другом, пробуждение в нас самих и вновь засыпание в другом, и пробуждение в нас самих. ... Это процесс в нашей воле. Мы только не воспринимаем его, т.к. мы в нашей воле совершенно ничего не воспринимаем. Происходит постоянное вибрирование в одну и другую сторону, как оно описано в моей "Философии свободы". "Видите ли, в этом вибрировании между засыпанием в другом и пробуждением в нас самих вы имеете первоэлемент, некоего рода атом социальной совместной жизни людей. ... Социальное потому так трудно понимается в обычной жизни, что оно, собственно, не полностью бодрственная жизнь, что это сонная жизнь". 191(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
568б. "Головная организация в основном обусловлена тем, что в нее проникает внешний мир и повсюду застопоривается. Все, что из мира проникает в голову, отражается в ней, и воспринимаемое нами вовне и есть отраженное..." Вся система органов чувств в той или иной мере ограничена с внутренней стороны и что-то отражает. Но система конечностей и обмен веществ обусловливаются действием, приходящим извне. Здесь ничто не отталкивается, но застаивается, запруживается внутри, в легких. "Легкие — это орган-запруда, где внешнее мира образует себе формы. Орган слуха является, собственно говоря, легкими на более высокой ступени". Орган слуха построен иначе, чем глаз. Глаз построен извне вовнутрь. Орган слуха в своей видимой части образован так, что мы видим две спирали. "Одна из них отвернута назад, отражается, возвращается, собственно, в себя;
другая образует организм, форму и идет навстречу первой, и они сталкиваются (рис.) и так, что все, идущее извне вовнутрь, отражается здесь и обусловливает обычную память, например, запоминание увиденных картин. В отличие от этого, возводимое человеком является движением... формами вибрации, проходящими сквозь него". В человеке 92 % — вода, а, значит, — движение. Что человека организует благодаря движению, есть слово. Он действительно есть Слово, ставшее плотью. "В первую очередь мы образованы визуальным, благодаря процессу отталкивания, отвержения; а затем нас образует слышимое ... в слова оформленный звук, который запруживается в ухе, услышанный звук". Человек осознает внешний мир через прямо или косвенно видимое. Звук, музыкальное оплодотворяется в человеке через сферу оптического, видимого. Наше тело есть воплощенная музыка.
И в нас входит и отражается свет (рис.). Музыкальная память возникает благодаря запруживанию текущих звуков, "...здесь человек отбрасывает назад в себя собственную природу. Так что музыкальное, действующее в человеке, есть его наивнутреннейшая природа". Когда видимое соединяется со слышимым (например в культе), то на человека воздействуют сразу оба мировых принципа, ибо он есть творение света и звука. "И если, например, не музыкальное, световое в культе используется для того, чтобы доставить нам мировое чувство, то музыкальное призвано наше я-чувство углубить до Божественного. И было бы идеалом до определенной степени пользоваться световым, а затем переходить в музыкальное, совершенно органично дать всему перейти в музыкальное. Благодаря этому человека в его конституции можно было бы в ходе культа воспроизводить вновь". 342, с. 130-132
Перейти к данному разделу энциклопедии
Самопознание 628. "Не повторением в мыслях, а реальной частью мирового процесса является то, что совершается во внутренней жизни человека. Мир не был бы тем, чем он есть, если бы в человеческой душе не совершалось этого принадлежащего миру процесса. И если наивысшее, доступное человеку называют Божественным, то нужно сказать, что это Божественное существует не как нечто внешнее, чтобы быть образно повторенным в человеческом духе, но что это Божественное пробуждается в человеке. Ангел Силезский нашел для этого настоящие слова: "Я знаю, без меня не может жить и Бог; коль обращусь в ничто, испустит дух и Он". "Не может без меня создать Бог и червя: не поддержу я с Ним — и тотчас рухнет все". Подобное утверждение способен сделать только тот, кто предполагает, что в человеке выявляется нечто такое, без чего не может существовать
никакого внешнего существа. Если бы все, что нужно "червяку", существовало и без человека, то невозможно было бы сказать, что он должен будет "рухнуть", если человек его не поддержит. Наивнутреннейшее существо мира оживает в самопознании как духовное содержание. Переживание самопознания означает для человека жизнь и деятельность внутри мирового Существа. Кто проникся самопознанием, у того в свете самопознания протекают, конечно, и собственные его поступки". "Следующими словами И.Фихте выразительно указывает на отличие самовосприятия от всякого другого рода восприятия. "Большинство людей, — говорит он, — легче было бы заставить считать себя куском лавы на Луне, нежели носителями "я". Кто внутренне еще не разобрался в этом, тот не поймет настоящей философии, да и не нуждается в ней. Природа, которой он является орудием,
уже безо всякого его содействия будет руководить им во всех дедах, которые ему надо выполнить. Для философствования нужна самостоятельность: и ее человек может дать себе только сам. Мы не должны хотеть видеть без глаз, но мы не должны также утверждать, что видит (сам) глаз". Итак, восприятие самого себя есть в то же время пробуждение своего "я". В нашем познании мы связываем сущность вещей с нашей собственной сущностью. Сообщения, получаемые нами от вещей на нашем языке, становятся членами нашего собственного "я". Вещь, стоящая передо мной, уже более не отделена от меня, если я ее познал. То, что я могу принять в себя от нее, входит в состав моей собственной сущности. Но, пробуждая мое собственное "я", воспринимая мое внутреннее содержание, я пробуждаю к высшему бытию также и то, что я извне включил в мою сущность.... что я привношу к вещам благодаря этому пробуждению —
это не новая идея, не обогащение моего знания содержанием, это возведение познания на более высокую ступень, на которой всем вещам сообщается новое сияние. Пока я не вознес познания на эту ступень, всякое знание остается для меня, в высшем смысле этого слова, не имеющим никакой цены. Вещи существуют и без меня. Они обладают своим бытием в себе. ... С пробуждением моего "я" совершается новое, духовное рождение вещей мира. То, что являют вещи в этом новом рождении, не было им присуще дотоле. Вот стоит дерево. Я воспринимаю его в мой дух. Я проливаю мой внутренний свет на то, что я постиг. Дерево становится во мне чем-то большим, чем вне меня. Входящее от него через врата внешних чувств, включается в некое духовное содержание. Идеальный противообраз дерева находится во мне. Он говорит о дереве бесконечно многое, чего не может мне сказать дерево вне меня.
Только из меня сияет дереву то, что оно есть. Теперь дерево уже не отдельное существо, каким оно является вовне, в пространстве.
Оно становится членом всего духовного мира, живущего во мне. Оно становится членом всего мира идей, обнимающего царство растений; оно включается, далее, в лестницу всего живого". "Мышление, не заражающее себя логическими предрассудками пути к внутреннему опыту, приходит в конце концов всегда к признанию действующего в нас существа, которое связует нас со всем миром, потому что через него мы преодолеваем противоположность внутреннего и внешнего в человеке. Пауль Асмус, рано умерший вдумчивый философ, говорит об этом следующим образом ("Я и вещь в себе"): "поясним это примером: представим себе кусок сахара; он круглый, сладкий, непроницаемый и т.д.; все это качества, которые мы понимаем; только одно при этом представляется нам как просто "иное" для нас, нами не постигаемое и настолько отличное от нас, что мы не можем проникнуть в него, не утратив себя самих;
это нечто такое, от самой поверхности чего мысль боязливо отшатывается. Это — неведомый нам носитель всех этих свойств, то "само по себе", которое составляет внутреннюю сущность данного предмета. Правильно говорит Гегель, что все содержание нашего представления относится к этому смутному субъекту лишь как акциденция, не проникая в глубины этого "самого по себе"; мы только приводим в связь с ним определения, которые, в конце концов — так как его самого мы не знаем, — тоже не имеют действительно объективного значения и оказываются субъективными. Мышление в понятиях, напротив, не имеет такого непознаваемого субъекта, для которого его определения были бы лишь акциденциями; предметный субъект совпадает здесь с понятием. Когда я что-нибудь понимаю, то оно во всей своей полноте бывает дано в моем понятии; я присутствую в самом внутреннем святилище его существа; и не потому, что у него нет
своего собственного "самого себя", но потому, что благодаря господствующей над нами обоими необходимости понятия, проявляющегося во мне субъективно, а в нем объективно, оно принуждает меня согласовать мышление с понятием. Через это размышление, как говорит Гегель, нам открывается одновременно с нашей субъективной деятельностью также и истинная природа предмета". — Так может говорить только тот, кто способен освещать переживания мышления светом внутреннего опыта". "Мои органы — члены пространственного мира, подобно другим вещам, а их восприятия — временные процессы, не отличающиеся от других. Сущность их также является только тогда, когда они погружаются во внутреннее переживание. Таким образом, я живу двойной жизнью: жизнью предмета среди других предметов, предмета, который живет внутри своей телесности;
а над этой жизнью я живу еще другой, более высокой жизнью, которая не знает такого разделения на внутреннее и внешнее и которая объемлет внешний мир и самое себя, простираясь над обоими. Таким образом, я должен сказать: один раз я индивидуум. ограниченное "я"; другой раз я — всеобщее, вселенское Я. Или, как это метко выразил Пауль Асмус ("Индогерманские религии в главной точке их развития". Том I): "Деятельность погружения себя в другое мы называем "мышлением"; в мышлении "я" выполнило свое понятие и отказалось от себя в своей отдельности; поэтому в мышлении мы находимся в равной для всех сфере, ибо принцип обособления, заключающийся в отношении нашего "я" к иному для него, исчез в деятельности самоупразднения отдельного "я"; тогда это — лишь общее всем Я"." "Мы разобщены только как индивидуумы; действующее же в нас — всеобщее, оно — одно и то же.
И об этом факте также невозможно спорить с тем, кто не имеет о нем опыта. Он не перестанет подчеркивать: Платон и ты суть двое. Что эта двойственность, что вообще всякая множественность возрождается как единство при пробуждении высшей ступени познания — это не может быть доказано, это должно быть испытано. Как ни парадоксально звучит это утверждение, однако оно истинно: идея, которую представлял себе Платон, и та же идея, которую представляю себе я, суть не две идеи. Это одна и та же идея. И существуют не две идеи, одна — в голове Платона, а другая — в моей, но в высшем смысле ум Платона и мой проникают друг друга; проникают друг друга все умы, постигающие одинаковую, единую идею; и эта идея существует только как единственная и только один раз. Она существует, и все умы перемещаются в одно и то же место, чтобы иметь в себе эту идею". "Человек
не был бы человеком, если бы не был обособлен как "я" от всего другого; но он также не может быть в высшем смысле человеком, если, будучи таким замкнутым в себе "я", он не сумеет из самого себя снова расшириться до вселенского Я. Человеческому существу безусловно свойственно преодолевать изначально в него заложенное противоречие". 7(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
|