BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ВРЕМЯ — и пространство - см. также отдельно

Печати

266. "Блаженный покой и пребывающее предшествуют состоянию Сатурна. Движение мировых тел впервые начинается с Сатурна. Их путь отмечается 12-ю знаками круга Зодиака. И когда планета приходит в один такой звездный знак, то говорят о мировом часе. Это рассматривают как мировой час. Двенадцать мировых часов, 12 дневных и 12 ночных! Каждому мировому телу, Сатурну, Солнцу, Луне, причисляется ряд следующих один за другим мировых часов, группирующихся в мировой день; при этом семь из этих 12-ти временных пространств воспринимаемы внешне, а 5 протекают более или менее внешне невоспринимаемо. Поэтому различают 7 кругооборотов Сатурна, или 7 больших дней Сатурна, и 5 больших ночей Сатурна. Вы можете также сказать: 5 дней и 7 ночей, поскольку первый и последний дни — это сумеречные дни. Обычно 7 кругооборотов, 7 мировых дней называют "манвантарой", а 5 мировых ночей — "пралайей". Кто желает при¬вести это в полное соответствие с нашим исчислением времени, тот должен взять по два планетных состояния вместе, т. е. Сатурн и Солнце, Луну и Землю. Тогда получают дважды по 24 кругооборота. Эти 24 кругооборота образуют важные эпохи в представлении о мире, и эти 24 эпохи представляют себе управляемыми в мироздании существами, которые в Апокалипсисе представлены 24-мя старцами, 24-мя управителями мирового хода, мирового времени. На печати (2-й)* они изображены как мировые часы. На этих часах некоторые цифры заменены двойными коронами старцев, чтобы указать, что это короли времени, ибо они регулируют ход мировых тел".
     Когда человек покидает физ. и эф. тела, то их хранят от распада те существа, что господствуют в них с др. Сатурна и Солнца. "Поэтому также понятно, что в момент, когда астр. тело касается эф. тела, чтобы отпечатать в нем себя, то... человек видит образ тех сил, которые символизированы во 2-й печати. Что поддерживает и соединяет человека со всем космическим мирозданием — это светит ему в момент посвящения".
     "К этому символу древнего посвящения присоединяется другой символ ступеней Иоаннова посвящения, представленного в 1-й печати". Агнец, изображенный на 2-й печати, — это "...в христианском посвящении Сын Человеческий, господствующий над семью звездами, когда Он предстоит перед человеком в своем истинном Облике". Автор Апокалипсиса описывает нам здесь принцип посвящения в обратном порядке, и по праву: сначала Лик Сына Человеческого, Кто был, есть и будет, а затем другое.
     "В лемурийское время человек еще был тонким, воздушным существом. И он имел вид, который в ясновидческом образе являл собой сочленение четырех групповых душ: с одной стороны это было как образ льва, с другой — как образ тельца, вверху — как образ орла, а в середине, несколько смещенным книзу, выступало уже нечто человекоподобное. Таким является ясновидческий образ. Так выступал человек из тьмы страны духов. А то, что как силы образовывало его, являлось в виде радуги. И окружало его".
     Символически это изображено на 2-й из семи оккультных печатей. Но это больше, чем символ. Нам необходимо там еще понять, что означают 12 чисел. Если вы переживаете этот образ яснонидчески, то вы чувствуете, что он окружен тем, что в древности символизировалось в круге Зодиака, в его 12 Знаках. 104 (2)


*  -  Апокалипсические печати существуют также в виде изображений, оккультных символических изображений. — Сост.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Значение Христа для человеческих отношений

347. В прошлом все великие учителя человечества должны были нижним путем, через внутреннее восходить к духу. "А человеческое внутреннее носит не пространственный, а временной характер. Душевная жизнь протекает во времени". И в прошлом всегда вставал вопрос о происхождении: чей он сын? Христос пришел на Землю из внешнего мира. "Этот приход из пространства, это пришествие Христа из бесконечностей пространства на нашу Землю имеет ценность вечности, а не просто временную ценность. ...Христос как Дух пространства принес в земную культуру нечто пространственное. И это есть отношение людей, стоящих в пространстве рядом друг с другом, отношение души к душе вне зависимости от временных связей". 113 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

754. Душевная жизнь протекает во времени, не в пространстве, где одно находится рядом с другим. И теперь то, что живет только во времени, должно жить в пространстве. Временное развитие идет под знаком цифры 7 (например, от др. Сатурна до Вулкана). Число пространства — 12. Оно господствует там, где время изливается в пространство (Христос, открывающийся во времени, окружен 12-ю апостолами, когда входит в пространство). Во времени одно стоит за другим. Поэтому переход из пространства во время ведет в сферу люциферических богов, к семеричности. И когда мы что-то исследуем во времени, то идем назад — от детей к отцу, деду и т. д., мы говорим о детях духовных существ, о детях Люцифера. Переходя от времени к пространству, мы говорим о существах, стоящих рядом друг с другом, и понятие детей теряет смысл, встает понятие братства, мы переходим к братьям Христа. 113 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

140. Физ.тело человека пронизано эф.телом и окружено телом астральным. Далее в окружении простира­ется мировой эфир, расплывчатое эфирное море. Этот окружающий мировой эфир отвечает на излучения астр.тела. "Он отвечает мне не эфирно, но астрально. Т.обр., повсюду в эфирном море через мою соб­ственную деятельность нечто расковывается, что подобно третьему человеку во мне (астр.телу).
     А теперь я спрошу: так что же я здесь расковываю? Что это такое, находящееся в ином случае в эфир­ном как противообраз? Я поднимаю мел, моя рука движется снизу вверх. Эф.тело движется сверху вниз. Таков истинный противообраз. Это, собственно, астральный образ, просто образ. Но то, благодаря чему этот образ выходит наружу, — есть современный реальный человек. Если я научился через то, о чем я говорил ранее, оглядываться на земное развитие, то мне предстоит следующее. Я имею настоящее состояние Земли. Я иду назад к эфирной Земле. В ней я еще не нахожу того, что здесь через меня раско­вывается в окружающем эфире. Я должен идти еще далее назад, к более ранним состояниям Земли, в кото­рых Земля подобна моему собственному астр.телу, в которых Земля была астральной, была существом, как сам мой третий человек. И это существо я должен искать в давно прошедших временах, в куда более ранних временах, чем те, когда Земля была эфирной.

Но когда я иду так далеко назад во временнОм раз­витии, то происходит нечто, подобное тому, как ес­ли бы я видел далеко в пространстве предмет, ска­жем, свет, который идет до этого места (это рису­ется). Свет там, а светит он до сего места. Здесь я его оставил; здесь для пространства я имею то­лько время. То, что подобно моему собственному астр.телу, существовало в пра-древние времена, но оно всегда здесь, и как в пространстве свет светит до сего места, так лежащее в давно прошедших временах пребывает в настоящем. По сути говоря, все вре­меннОе развитие еще находится здесь. Оно не исчезло, бывшее некогда здесь, если представляет собой то, что во внешнем эфире подобно моему собственному астр.телу. Здесь я прихожу, т.обр., к тому, что существует в духе и делает время пространством. И это есть то же самое, что, скажем, и телеграфное сообщение; так, поднимая мел и рождая в эфирном образ, я сообща­юсь с тем, что для внешнего наблюдения является давно прошедшим. ... Итак, человек носит в себе двоя­ким образом давно-давно прошедшее: однажды в своем эф.теле, а то, что является еще более ранним, — в астр.теле. 234 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

274a. "Человеческая жизнь есть зеркало мировой жизни, но прежде нужно мысли найти во внутреннем. Чувственный мир есть пережитый Я, отраженный телом внешний мир. Внутренний мир есть преображенный материализованной самостью внешний мир".Д.22, с.15
     "Все внешнее пребывает в пространстве, все внутреннее протекает во времени. ...Не было бы никакого времени, если бы все существа в мире стояли на одной ступени развития".324а, с.125


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

720. "Мы видим голубую сферу, простирающуюся над нами как небесный свод. Но ког­да человек прошел через врата смерти, то прежде всего он должен в своей душе сказать се­бе: теперь ты вне этой голубой сферы... Ты видишь ее извне, но так, что она как бы сжа­лась в звезду... Что прежде давало содержание нашему сознанию, теперь как бы сжалось в звезду, но так, что, исходя из этой звезды, распространяется нечто такое, что мы можем назвать вспыхивающей космической мудростью. ... Она мерцает, сверкает для нас прежде всего как бы из некото­рой огненной звезды. И теперь эта звезда не голубая, как небосвод, а огненная, пламенно мерцающая ... и из нее изливается в пространство полнота мудрости ... являющая нам то, что мы можем назвать карти­ной воспоминаний нашей последней земной жизни... Ты видишь все это потому, что вспыхивающая звезда образует перед тобой тот фон, на котором ты можешь видеть все, что распространяется перед тобой как картина воспоминания. — Так это можно описать с т.зр. имагинации. С внутренней же точки зрения пере­живание приблизительно такое: ... да, ты оставил свое тело; теперь в духовном мире это тело есть ис­ключительно воля, — вот твое тело. И эта воля мерцает теплотой и излучает тебе в мировые пространства, в которые ты теперь излит, излучает тебе обратно твою собственную жизнь, пройденную между рождением и смертью, как одну большую картину. ... Эта волевая звезда есть тот дух, который пронизывает силой твое физ. тело; мудрость, которая вспыхивает перед тобой, — это и есть деятельность, подвижность твое­го эф. тела".
     "Плод нашей последней жизни не остается таким, каким он был во время картины воспоминания, но как бы удаляется, как бы уходит в будущее время и исчезает в нем. ... и мы знаем в душе: этот плод где-то существует, но мы от него отстали. — У нас такое сознание, что мы отстали в более ранний мо­мент времени, жизненный плод быстро удаляется, он раньше нас приходит в следующий момент времени, и мы должны следить за ним ... ибо это составляет основу для нашего сознания, для начала нашего созна­ния после смерти".
     "Когда человек имеет перед собой картину воспоминаний, то она начинает жить... и превращаться в элементарных существ. Теперь она являет свой истинный облик, и ее исчезновение состоит в ее превращении в нечто другое. Если человек умер, скажем, в 60 лет, то он не нуждается в силе воспоминания для мысли, которую он имел, например в 20 лет, ибо здесь она предстает как живое существо; она жда­ла, и ее не нужно вспоминать. ... Элементарные существа сами говорят нам, сколько времени тому назад они возникли. Время становится пространством". 153 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     49
. "Поставим однажды перед нашей душой образ мира Ямвлиха (IV в.). Он говорил к своим ученикам примерно следующим образом: Если человек хочет понять мир, то он не должен смотреть в пространство, ибо в пространстве находится лишь внешнее выражение духовного мира. Человеку не следует смотреть и на время, ибо во времени разыгрывается просто иллюзия того, что является действительным, истинным содержанием мира. Человек должен взирать на те же силы в духовном мире, которые образуют время и его связь с пространством. Человек смотрит в мир. Ежегодно повторяется круговорот, выражающийся внешним видимым образом в Солнце. Но Солнце проходит по кругу Зодиака через 12 созвездий. На них следует не только глазеть. Ибо в них действуют и ткут 360 небесных сил, и они обусловливают все то, что исходит от солнечной деятельности в ходе всего года в весь доступный человеку мир, и они повторяют цикл каждый год. Если бы управляли одни эти силы, то год имел бы 360 дней, — так, примерно, говорил Ямвлих своим ученикам, — но остается еще 5 дней. Этими пятью днями управляют 72 поднебесные силы, духи планет. Я нарисую этот пятиугольник в круге, т.к. 72: 360 = 1: 5.
     Пять оставшихся годовых мировых дней, в которых 360 небесных сил некоторым образом оставляют пустое время, управляются 72 поднебесными силами. Вы также знаете, что год содержит не только 365 дней, но еще и несколько часов; этим часам, по Ямвлиху, соответствуют 42 земные силы. Далее Ямвлих говорил своим ученикам: 360 небесных сил соединены со всем, что является человеческой головной организацией. 72 поднебесных силы соединены с грудной организацией, с организацией дыхания и сердца, и 42 земные силы соединены со всем, что в человеке является чисто земной организацией пищеварения, обмена веществ и т.д."
     "Т.обр., в целом имеется 474 божественных существа различного ранга. Посмотрите на Дальней Восток, — так говорил Ямвлих ученикам, —там вы увидите народы, которые назовут вам имена своих богов. Затем идите в Египет, там вам также назовут своих богов; то же и у других народов: у финикян, у эллинов, у римлян. Если вы возьмете 474 божественных имени, то в них войдут различные боги различных народов: Зевс, Аполлон, а также и Ваал, Амон — египетский Бог; все они принадлежат к этим 474. Что разные народы имеют разных богов — это объясняется только тем, что один отдельный народ из этих 474 богов воспринимает 12 или 17, другой — 20 или 25, третий — 3 или 4 и т.д. Но если правильно понимать различных божеств различных народов, то их окажется всего 474. И высший, важнейший среди них — это Тот, Кто однажды низо-шел на Землю. Это Иисус Христос". Так пытались примирить все религии, увен-чивая их Христианством. Такова была древняя духовная наука, уже не подходящая настоящему времени. 213 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     64
. "Итак, слились воедино во временном развитии крушение Соломонова храма и восхождение, рождение Христианства. Соломонов храм был символическим, пространственным образом мирового содержания; Христианство, взятое как явление во времени, стало новым образом мира. В Христианстве главным является не то, что выступает как пространственный образ, как в случае Соломонова храма. В Христианстве важно понять следующее: земное развитие шло до Мистерии Голгофы, затем произошла Мистерия Голгофы и все развитие пошло через излившегося в среду человечества Христа, тем или иным образом далее. Христианство понимают только те, кто постигает его через образы, протекающие во времени. ... Соломонов храм, также как и внутреннее содержание фарисейской и саддукейской жизни, заключал в себе душу мирового сознания того времени. Кто ищет душу мирового сознания, какой она была 2000 лет назад, тот находит ее в ветхозаветном иудействе. В эту душу было погружено семя Христианства; во все то, что могло быть выражено пространственно, было внесено новое семя того, что стало выразимым лишь во времени. На месте бытия встало становление — в этом заключено внутреннее отношение развивающегося Христианства к душевному того мира, к иудейству, которое пребывало в Соломоновом храме, рухнувшем в ходе мирового развития. В душе древнего иудейства родилось Христианство.
     Дух же следует искать в эллинизме. Как в иудействе Христианство обрело душу, так в эллинизме оно обрело дух. Собственно, Евангелия, какими они унаследованы миром ... в существенном пришли через греческий дух. Мысли, которыми мир может думать о Христианстве, являются греческой духовной мудростью. Первые писания отцов церкви в защиту христианства появились на греческом языке. ... Тело же дал Рим... в том смысле, в каком обладает телом социальная культура человечества. Рим в существенном есть образ внешних тенденций, учреждений, а мысли о внешнем устройстве и живут во внешнем устройстве: телесное в историческом бытии, телесное в историческом становлении. ... Существенное в Христианстве, естественно, вступило в мир с Христом Иисусом, но родилось Христианство в иудейской душе, в греческом духе и в теле Римской Империи". 187 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     291
. Формула скорости: .Но это не верно. Скорость — это не результат, а нечто элементарное, которое несет в себе что-либо, будь то материальное или духовное. А мы разлагаем скорость на путь, на пространство, и время. Мы абстрагируем две вещи. Пространство и время как таковые не являются чем-то реальным. Скорость же является чем-то реальным; в мире существуют различные скорости". 194 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  
Ошибка! Фрагмент 408684 не найден.

     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Время и пространство. Многомерность

     268б
. "Но что такое пространство? Абсолютное простирание, — таков единственный ответ. Правда, это лишь один из признаков чувственного предмета...
     Пространство без предметов чувственного мира есть бессмыслица. Как пространство дано лишь с вещами чувственного мира, так время — лишь с его процессами; оно имманентно им. Сами по себе пространство и время — абстракции". Д. 63, с. 9-10
     Трехмерный объект ограничен двухмерными плоскостями, четырехмерный — сферами; он есть органическое образование, постоянно меняющееся, состоящее из сферических клеток. "Все существа, для которых время имеет внутреннее значение, являются отображениями (трехмерными) четырехмерного существа.
     ... Время есть отображение, проекция четвертого измерения — органической жизни — на три измерения пространства физического мира".
     Если мы с живого растения сделаем гипсовую копию, то лишим его четвертого измерения.
     (В цитируемом цикле лекций Рудольф Штайнер проделывает вместе со слушателями практические упражнения, позволяющие наравне с пониманием пережить переход от трех к четырем измерениям. Чтобы их понять, необходимо полностью проработать минимум три лекции. Дать такой обширный материал в энциклопедии мы, к сожалению, не можем. — Сост.) Д.63, с. 82-83
     Растение движется в одном направлении (измерении), животное — в двух, человек — в трех. Растение четырехмерно; в нем четвертое измерение упраздняет действие направленной вниз силы тяжести. У животного четвертое и пятое измерения упраздняют два других. У человека 4-6 измерения упраздняют три других. Д.63, с. 127
     "Электричество есть свет в подматериальном состоянии, свет в сильнейшем сжатии. Он четырехмерен, имеет в себе свое внутреннее. Тепло распространяется трехмерно. Д.63, с. 127-128
     "Мы видели, что отношение четвертого измерения к третьему подобно отношению третьего ко второму. О пятом измерении составить представление сложнее. Однако, с помощью аналогий, кое-чего можно достичь и здесь. Как вообще возникает измерение? Если мы будем без конца продлевать линию, второго измерения не возникнет. ... Тут нужно представить себе два, идущих навстречу одно другому силовых течения, сходящихся в одной точке и образующих там затор, запруду (Stauung). Благодаря той запруде и возникает новое измерение (линию мы замкнули в круг. — Сост.). Таким образом, новое измерение мы можем понять как столкновение двух линий, двух силовых потоков, образующих остановку, затор; при этом одно и то же измерение следует мыслить приходящим один раз слева, другой — справа, как позитивное и негативное. Итак, я постигаю одно измерение как полярный в себе силовой поток, имеющий в себе два компонента: позитивное и негативное измерение. Затем происходит нейтрализация этих полярных силовых компонентов — и это есть новое (второе) измерение.
     Исходя из сказанного, попробуем составить представление о пятом измерении. Тут нам необходимо представить себе, что четвертое измерение, которое, как мы нашли, выражается во времени, также несет в себе позитивный и негативный моменты. Возьмем два существа, для которых время имеет значение, и представим их себе в противоречивом столкновении. В результате должно возникнуть что-то, подобное затору от показанного противостояния двух сил. Теперь, когда два четырехмерных существа вступают в отношение, в результате возникает пятое измерение. Оно есть результат взаимообмена, нейтрализации полярно противоположных силовых действий, когда два живых существа, сталкиваясь, производят нечто такое, чего они не имеют в трехмерном пространстве, как что-то общее между собой, а также и во времени. Возникает нечто, лежащее за границами и трех, и четырех измерений. Это есть то, что мы называем со-чувствием, ощущением, благодаря которому существа узнают друг о друге, т. е. возникает познание душевно-духовного внутреннего у другого существа. Никогда одно существо не смогло бы узнать о другом что-то такое, что лежит за пределами пространства и времени, если бы не было более высокого, пятого измерения. Естественно, ощущение в таком случае есть лишь проекция, выражение пятого измерения в физическом мире.
     Таким же образом развить представление о шестом измерении было бы довольно затруднительно, поэтому ограничимся лишь общим указанием". Растение обладает четвертым измерением, поэтому вполне понять его можно лишь восходя на астральный план. Существа, обладающие ощущением, своим пятым измерением простираются до нижнего Девахана. Человек, как самосознающее существо, — шестимерен. В трехмерном физическом мире он есть лишь проекция шестого измерения, высшего Девахана (арупа — ментального мира). "Три измерения физического пространства являются лишь отражением, материальным отображением трех высших, каузально-творческих измерений. Наш материальный мир имеет поэтому свой полярный (духовный) противообраз в группе трех вышестоящих измерений. ... В таком же смысле находящееся по ту сторону трех высших измерений, духовный мир, который можно лишь предчувствовать, полярно противостоит миру четвертого, пятого и шестого измерений".
     Человек как просто духовное существо несет в себе три высших измерения в виде "самосознания, чувства и времени". И они отражаются в трех обычных измерениях. В ходе духовного развития три отображения превращают в действительность. Так, беря двухмерное существо нашего мира, добавляют к нему ощущение и время и получают переживание существа света. Благодаря ему учатся переживать других существ, вроде того, которого Моисей пережил на Синае. Оно произвело на него действие как трехмерный человек, действуя в ощущении и времени. Д.63, с. 84-88
     Границей трехмерных предметов всегда является плоскость — длина и ширина, и никакой высоты. Границей плоскости является линия — длина, одномерность. Граница линии — точка, у которой нет ни одного измерения.
     Границей четырехмерного образования должен быть трехмерный предмет. Д. 63 с. 101-102
     Если куб представить себе двухмерным, то мы получим шесть квадратов. Если каждый квадрат представить себе в виде куба, то мы получим фигуру, состоящую из восьми кубов, двойной крест. Это и есть четырехмерный куб. Согласно Чарльзу Хинтону (1853-1907) он называется тессаракт. Д.63, с. 109
     Физически линию можно бесконечно продолжать в обе стороны. В астральном мире она замыкается в круг, идя в одном направлении, возвращается с другой стороны. На физическом плане такого не происходит. Линейные, прямые измерения физического пространства в астральном мире искривляются; их отношения там иные. Пространство есть "замкнутая в себе сфера". Физическое пространство есть лишь отпечаток замкнутого в себе (астрального) пространства, где возвращается в исходный пункт. Д.63, с. 123
     Нельзя формально к трем измерениям добавлять другие. "Если я первое измерение обозначаю + а, второе — + б, третье — + в, то, оставаясь в реальном пространстве, я не вправе четвертое измерение приписать к трем другим как + г. Суть природы измерений вынуждает меня вместо + г добавить — в. Т. обр., четвертое измерение попросту упраздняет третье и остается только два измерения. ... Так вынужден я в случае пятого измерения полагать — б, шестого — — а. То есть я вновь возвращаюсь к точке". Д.63, с. 208
     С точки зрения наблюдаемого трехмерного пространства теория относительности неопровержима. "Возможность дискутировать о ней возникает при переходе в сферу эфирного. Если вы переходите от физического трехмерного тела к эфирному, то это последнее образуется согласно центробежному (а не центростремительному) принципу. С эф. телом вы живете внутри совокупного пространства, тотального пространства". Д.63, с. 211


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     673
. "Находясь своим Я и астр.телом вне физ.тела в жизни между рождением и смертью, человек вос­принимает духовно; но он оглядывается при этом назад на эф.тело, и оно отражает ему (космические) гласные. Оно способно отражать их семичленно". Первая гласная переживается, когда мы научаемся сознательно переноситься в сверхчувственный мир, в котором мы обычно пребываем бессознательно, и этим достигать врат смерти. Вторая гласная переживается, когда в духовном мире мы обретаем способ­ность превращаться в других существ, отождествляться с ними. Третья — когда научаемся понимать зло в мире как возникающее от неправильного употребления высших духовных сил, которые на своем месте и в своем роде совершенно правомерны. Четвертая гласная переживается с изменением всего от­ношения души ко времени, когда познавая проникают в духовные миры. (Например, Архангела в духовном мире следует искать в начале исторического пути народа). Если человек научится воспринимать простран­ство своим телом, а время — душой, то вместо абстрактного чувства духовной всеобщности он найдет ис­полненное смысла мировое бытие.
     "Повсюду, во что он вникает, прорастает в его душе смысл. А из отдельных смыслов соединяется и ткется в мире всеобщий смысл... И духовное, прорастающее в отдельных смыслах, из отдельных существ, оно сплетается во всеисполненное смысла Мировое Слово. Человек живет и ткет в Мировом Слове. И это ткание и жизнь внутри Мирового Слова есть еще одна гласная духовного мира. Это есть, я бы сказал, пра-пра-древняя гласная духовного мира". Человек всем обязан Мировому Слову — таково должно быть на­строение. "И чем более приходят к тому, чтобы дать Мировому Слову господствовать в ткании собственно­го существа, тем объективнее получают от Мирового Слова то, что как тайна пронизывает мир". Если уп­ражнялись внутренне в переживании остальных гласных, тогда душа может вслушаться в то, что происходит в духовном мире, а духовный мир сможет говорить нам. Описанные чувства развиваются в эф.теле.
     "Семичленно отражаются мировые существа в эф.теле. Я мог бы изобразить это схематически. Если так представить эф.тело (совершенно схематически), тогда, например, если мы удерживаем чувство, возникающее от нашей го­товности стоять перед вратами смерти, то в верхней области (см.рис.а) эф.тело как бы сжимается, оно обретает определенный цвет и звучание. И из этого цвета и звуков исходит нечто такое, что можно назвать глас­ной духовного мира. При другом чувстве сгущение происходит в другой об­ласти эф.тела, скажем в области сердца (см.рис.б). Тогда возникает дру­гой цвет, и можно воспринять другие тона как бы от существа, в которое человек погрузился со своим Я и астр.телом". 156(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru