Главная
7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ
VIII. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРАКСИС
1. Упражнения
Работа над мышлением
|
1001. "Подвижная фантазия как таковая не обязательно приводит к заблуждению. Может случиться и так, что она вызовет прилив высшего опыта". 264 с.68
1002. "Когда душа прошла через некоторое эзотерическое развитие, то она может, напр., взять снова Платона и читать его ... не для того, чтобы изучать, но чтобы сделать этим нечто". 145 (5)
Практическая выработка мышления
1003. "Вера в то, что мир создан мышлением и еще продолжает т.обр. непрерывно создаваться, — только она делает плодотворной подлинную практику мышления". 1. "Предположим, что некто пробует предпринять следующее. Он тщательно, как можно точнее наблюдает сегодня доступное ему в мире событие, напр. погоду: вечернее расположение облаков, как зашло Солнце и т.д. Он пытается в течение некоторого времени удерживать это представление, образ во всех его подробностях... и сохраняет его до следующего дня. На следующий день, примерно в то же время или в другое, он наблюдает погоду и вновь составляет себе точную ее картину. ... Ценной, оплодотворяющей мышление является способность формировать себе точные картины следующих одно за другим событий. ... Это есть не что иное, как выражение доверия
реальным мыслям. Не следует тотчас же делать выводы о наблюдаемом, заключать, какая погода будет завтра. Это исказило бы мышление. Нужно доверять тому, что вовне, в реальности вещи связаны между собой, что завтрашнее так или иначе связано с сегодняшним ... Это совершенно определенный принцип мышления, который необходимо проводить, если действительно хотят развить соответствующее сути дела мышление. Его хорошо проводить по отношению к вещам, которых еще не понимают (напр. к погоде) ... и все должно проходить только в образах при воздержании от мышления. ... В нашем астр.теле отпечатываются внутренние мысли мира без нашего знания об этом... мы становимся умнее в органах, находящихся вне нашего сознания. Если мы однажды сумеем при таких внутренне связанных процессах дать одному образу перейти в другой, подобно тому как это совершается в природе, то мы заметим, что наше мышление приобретает гибкость".
В случае погоды мы сможем узнавать ее заранее. 2. Кто-нибудь, может быть наш сосед, сделал то или другое; мы размышляем: зачем он это сделал. Может быть, это была подготовка к тому, что он хочет сделать завтра. Затем мы ничего не говорим, но точно представляем себе, что он сделал, и пытаемся нарисовать картину того, что он сделает завтра ... и выжидаем, сделает он это или нет ... а увидев, исправляем наши мысли ... поразмыслив над ошибкой. ... Если же мы достигли верного, то ... не следует носиться с пророчеством: я уже вчера это знал!" 3. "Какое-нибудь событие, произошедшее сегодня, имеет отношение к тому, что произошло вчера, например, был непослушен ребенок. Каковы могут быть причины этого? Мы прослеживаем события в обратном порядке от сегодняшнего дня к вчерашнему, контролируем причины, которых мы не знаем. Мы говорим себе: я думаю, то,
как это случилось, было подготовлено вчера или позавчера. ... Важно погрузиться в вещи, во внутреннюю деятельность вещей. ... тогда мы буквально срастаемся с вещами и не имеем чувства, что вещи находятся вовне, а мы внутри и размышляем о них, но чувствуем, как наше мышление как бы двигается внутри вещей". 4. "Упражнение, которое в особенности следует делать людям, которым обыкновенно в нужный момент не приходит то, что нужно. ... Необходимо попытаться думать не только так, чтобы в каждое мгновение отдаваться тому, что приносит с собой мировой процесс, вещи. ... Если есть свободных полчаса, нужно сказать себе: я хочу думать о том, что сам себе выберу, что произвольно внесу в сознание, например, о том, что я пережил два года тому назад. Хочу об этом думать хотя бы 5 минут; все остальное на эти 5 минут — долой!" Главное — вырваться из того, во что бываешь вплетен в течение
дня, и думать о том, о чем в другое время не стал бы думать, напр., открыть книгу и думать о том, что прочитал с первого взгляда. 5. Упражнение для воздействия на память. "Сказать себе: я хочу совершенно точно вспомнить человека, которого я видел вчера, на каком углу я его видел, что было вокруг ... его костюм, его жилет ... Большая часть людей заметит, что они этого совершенно не умеют... Хорошая память — дитя точного наблюдения. ... То, о чем помнят, включают в картину, чего не помнят, дополняют сами, лишь бы картина была полная. И тем, что вы стараетесь получить полную картину, вы получаете побуждение к тому, чтобы с этого времени начать наблюдать точнее. ... Если вы проделаете это 50 раз, то на 51-й вы будете совершенно точно знать, как выглядел тот, кого вы видели, что было на нем. ... для вас запечатлеется каждая мелочь. ... Особенно тщательно нужно следить за тем,
чтобы удерживать в памяти не только имена и отдельные, главные черты того, что хочешь вспомнить, но стараться получить возможно более образные представления, простирающиеся на все подробности, и если что-либо не могут вспомнить, то стараются дополнить картину, создать из нее нечто целое". 6. "Всегда есть основания, почему предпочитается то или иное, но нужно воздержаться от того, чтобы тотчас же принимать решение. Нужно постараться нарисовать себе две возможности и затем сказать: теперь довольно, теперь я перестану думать об этом. ... Если можно, отложите решение до следующего дня и снова представьте себе две возможности. Тогда обнаружится, что на следующий день мы решаем иначе, чем накануне, по крайней мере основательнее. ... Не достаточно только "обоспать" дело. Нужно продумать две или лучше несколько возможностей". 108 (18.1.1909)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|