Главная
Предметный указатель
АНТРОПОСОФИЯ - см. также ГЕТЕАНИЗМ — и жизнь после смерти |
742. "При современных условиях развития человек, проходя врата смерти, берет с собой условия сознания, которые он создал себе между рождением и смертью. ... И если воспринявшие спиритуальные понятия правомерно входят в духовный мир, то отклонивший их должен будет в определенном смысле оставаться в земных отношениях, пока — а это длится долгое время — научится воспринимать столько духовных понятий, что через них сможет войти в духовный мир. Итак, воспринимаем мы духовные понятия здесь или нет — это определит наше окружение там. Многие же из тех — об этом можно говорить только с состраданием, — кто противится или мешает воспринять духовные понятия здесь, в жизни, вынуждены и как умершие оставаться около Земли, оставаться связанными с земной сферой. ... а если душа человека живет в земной сфере, она становится разрушительным центром".178 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
743. "Здесь мы вне мира, там (в сверхчувственном) мы внутри мира. Наше существо простирается на весь мир; но мы не можем отличать себя. После смерти мы в некотором роде целиком привиты к существам высших Иерархий и к тому, что эти Иерархии делают. ... Мы не можем прийти там к правильному я-сознанию... если будем не в состоянии найти в себе силы сделать там различия: что это в нас — Ангел? Элоим? ... Мы должны по ту сторону научиться отличать себя от того, с чем мы связаны, что мы хотим знать; только все это пребывает в нас, а не вне нас. Здесь мы должны соприкоснуться с тем, что находится вовне, увидеть это; там мы должны от этого отделиться, чтобы смочь с ним соединиться".178 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
752. "Кто их (спиритуальные понятия) усвоит, у того после смерти они разовьют колоссальную силу, с помощью которой только и возможно приобрести способность познавать духовный мир, прозревать его". 178 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
759. "Опаснейшая в развитии человечества возможность появилась для человека — благодаря тому, что он получает от интеллектуалистической цивилизации — потерять, по сути говоря, свое существо. Он идет навстречу опасности также и после смерти — несмотря на то, что он распространяется, получает впечатление разрастания — потерять свое собственное существо, свое Я. ... И для этого существа, для новых и для будущих людей имеется одно спасительное средство: мы можем, когда мы здесь, в чувственном мире, хотим постичь реальность, которая мышление делает настолько сильным, что оно тогда представляет собой не просто бледный образ, но обладает внутренней жизненностью, мы можем в человеке такую, идущую изнутри реальность познать только в том чистом мышлении, которое я в моей "Философии свободы" описал как лежащее в основе действий. В иных случаях во всем человеческом сознании мы имеем лишь явление чувств. Если же мы свободно действуем из чистого мышления, которое я изложил в моей "Философии свободы", если мы, т.обр., импульсы наших действий имеем в чистом мышлении, то возникающей в иных случаях видимости мышления, интеллектуалистическому мышлению, мы даем реальность благодаря тому, что оно кладется в основу наших действий. И это есть единственная реальность, которую мы из внутреннего можем вплести в чувственную видимость и взять с собой за порог смерти. Итак, что, собственно, мы берем с собой в посмертное? — То, что мы между рождением и смертью пережили в действительной свободе".207 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
765. "Через спиритуальные идеи и понятия мы приобретаем ту мудрость, которая нам необходима, чтобы по ту сторону (смерти) иметь свет; иначе все остается в темноте... Мудрость — это духовный свет. ... А если человек не усвоит никаких спиритуальных понятий, то ему придется уйти из сфер, где нужно светить, и возвратиться снова к Земле и странствовать как умерший, как разрушительный центр вокруг Земли, пока им не воспользуется черная магия для инспирации совершенно особого рода, для разрушительной деятельности на Земле. ... Еще человеку после смерти необходима способность любить, иначе нельзя развить правильного отношения к существам, которых можно видеть благодаря мудрости. Нужна любовь. Однако любовь, развиваемая здесь, на Земле, в существенном зависит от физ. тела, она есть чувство, она зависит здесь, в физическом мире, от ритма дыхания. Эту любовь нам не взять в духовный мир... Но в духовный мир можно взять силу той любви, которую в физическом мире вырабатывают через наглядное наблюдение, через жизнь с физическими существами. Любовь воспламеняется тем, что здесь, в физическом мире, развивается как понимание этого физического мира. И именно такие переживания, как переживания мировоззрений, связанных с современным естествознанием, если их воспринимают как ощущения, развивают там любовь. Любовь при этом есть нечто такое, что может быть и выше и ниже, в зависимости от сферы, в которой она развертывается. Если вы прошли сквозь врата смерти и должны как разрушительный центр остаться в сфере Земли, то вы хотя и развиваете много любви — ибо ваше пребывание в этой сфере и вызвано как раз связью с чисто натуралистическими понятиями, — но обращаете эту любовь на дело разрушения. Вы любите тогда именно дело разрушения, осуждены на то, чтобы наблюдать себя, как вы любите разрушительные дела. Любовь облагораживается лишь при восхождении в высшие миры, и любить можно то, что приобретаешь себе с помощью спиритуальных понятий".178 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
776. "Люди, целиком и полностью предавшиеся земной жизни, имеющие в своем существе нечто преступное, обладают небольшими возможностями поднять парус в океане звездного бытия; они очень скоро снова возвращаются в земную жизнь, лишь короткое время проведя между смертью и новым рождением. Другие, кто уже в земной жизни вырабатывал духовно-душевное, в течение долгого времени затем утончаются и совершенствуют его. ... Но люди также могут из самой земной жизни почерпнуть, например, побуждение, благодаря глубокому прозрению в то, что достигается в настоящем веке, воспринять в себя импульс и жертвенную волю — именно глубоко и духовно всматриваясь в мир — вернуться назад и вскоре снова соучаствовать в земном развитии. Ибо человек может, неся любовь навстречу духу, уже в земной жизни пять-шесть сфер, описанных выше (посмертное прохождение через круги планет), пройти ускоренно".227 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
964. "Мы читаем умершим не вслух, а в мыслях, держа в то же время умерших в мыслях перед собой. Т. обр. мы можем в одно и то же время читать различным умершим по книге или без книги, оказывая им этим огромное благодеяние. Только мысли при этом должны иметь отношение к чему-то духовному; иное для умерших не имеет никакого значения. С помощью таких мыслей мы творим умершему внешний мир, нечто такое, что он может воспринимать. Думать же о химических законах и т.п. не имеет смысла — для духовного мира они не имеют никакого значения". Идеи о духовном мире можно получить только на Земле или с Земли; без них духовный мир, если и видят, то все равно не понимают.140 (18) Перейти к данному разделу энциклопедии
965. Антропософа, способного к сильной концентрации, можно попросить прочитать для умерших, которых он в жизни лично не встречал. Для этого необходимо только показать ему что-либо из излюбленных вещей умершего — не фотографию, но, например, написанное его рукой излюбленное изречение. 140 (13) Перейти к данному разделу энциклопедии
7. Мысль, чувство и воля
792. "Если человек, живущий на Земле, возбуждает в себе духовнонаучные мысли, идеи, так что они могут вписаться в Акаша-субстанцию, то он становится видим для других душ, живущих между смертью и новым рождением". У кого же этих мыслей нет, того они не видят.152 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
793. "Только те представления, которые отвечают не внешней действительности, которые, когда мы их воспринимаем, вызывают в нас благоговение, благодаря которым мы смотрим в духовный мир, — только они дают импульс, необходимый нам после смерти. Иметь религиозные представления — это значит иметь в себе представления, которые теперь еще не могут действовать, но которые имеют действительную силу после смерти".153 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
794. "Что как представления воспринято нами до смерти, становится способностями после смерти. Некоторым образом после смерти из духовного мира благодаря тому, что мы здесь усвоили представления о духовном мире, в физический мир открываются окна на все, что в нем существует".168 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
Последствия ошибочных воззрений
829. "Человек, не усвоивший на Земле спиритуальных представлений, привязывает себя к земной жизни... и после смерти становится разрушительным центром. ... Не следует критиковать таких людей, а лучше испытать к ним сострадание. Ибо после смерти их переживания не особенно легки, когда им приходится оставаться в царстве, которое для умерших является не подходящим. Этим царством тогда оказываются минеральное и растительное царства; также и то минеральное царство, которое носят в себе и животное, и человек, поскольку и они пронизаны минеральным. Для тех, кто не воспринял ни одного спиритуального представления, дело обстоит так, что после смерти они в ужасе отшатываются от своих переживаний, вызывающих повсюду ощущение: они могут войти лишь в то, что минеральной, растительной природы. Я не могу расписывать то, что здесь происходит, поскольку, во-первых, в языке для этого нет слов, а во-вторых, к тому, что здесь лежит в основе, можно приблизиться лишь постепенно, ибо здесь приближаются к чему-то поистине ужасному". Сказанное не означает, что такие умершие вообще лишены возможности идти далее с другими, но они страшатся этой другой жизни и всё снова и снова сбрасываются в растительное и минеральное царства, т.к. выработали представления, годящиеся лишь для этого царства мертвых, царства физических механизмов. 182 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
830. "Кто восстает против всех сверхчувственных представлений, стал атеистом и не воспринял ни единого чувства со стороны религии... тот осуждает себя остаться в земной сфере со своим сознанием, тогда как те, кто воспринял духовные представления, переходят в духовное окружение".178 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
832. Спиритическое доказательство бессмертия имеет свои плохие последствия. Кто его получает, ведет себя в Камалоке как материалист. "В своем знании (на Земле) они стали спиритуалистами, но привычки мышления у них остались как у материалистов". Материалисты пребывают в Камалоке с убеждением, что все это им снится и они должны проснуться.264 с.384 Перейти к данному разделу энциклопедии
226. "Центральный пункт, средоточие человека можно постичь с помощью того, что мы воспринимаем в антропософских мыслях. Это кристаллизует спиритуальную субстанцию в человеке, которую он берет с собой в посмертное и благодаря которой он воспринимает в духовном мире. Благодаря этому он видит и слышит в духовном мире, пронизывает ту тьму, которая иначе окутывает там человека". 117(9)
Перейти к данному разделу энциклопедии
259. С последней трети XIX в. можно наблюдать, как спящие души, Я и астр.тела. окружают Стража Порога. В бодрственном состоянии у них не хватает силы подступить к нему. И в том сонном сознании они требуют, чтобы Страж пропустил их через Порог. Но если бы он это сделал, то души вошли бы в духовный мир с теми понятиями, которые в них насаждает современная школа и с которыми они затем живут всю свою жизнь, и тогда они пережили бы в духовном мире некий паралич, а вернувшись в физический мир, не смогли бы мыслить своим мозгом. "Мир абстрактных идей таков, что человек сегодня может идти с ним повсюду, он может с ним войти в духовный мир, но выйти с ним назад не сможет. И когда видишь эти сцены, которые сегодня во время сна переживает куда большее число душ, чем обычно думают, то говоришь себе: ах, лишь бы удалось эти души уберечь от того, чтобы переживаемое во сне они переживали и после смерти. — Ибо, если состояние, так переживаемое возле Стража Порога продлится, т.е. если человеческая цивилизация еще долго удержит то, что дают теперь в школах, тогда из сна возникнет жизнь. Тогда души людей перейдут после смерти в духовный мир, но не смогут в следующую жизнь внести силу идей. Ибо с современными мыслями можно войти в духовный мир, но нельзя из него выйти. Лишь душевно парализованным можно выйти из него". Тогда жизнь в идеях исчезла бы с Земли, и больное, лишь инстинктивное человеческое племя населило бы Землю. Одни плохие чувства и эмоции без ориентирующей силы идей господствовали бы в человеческом развитии. Люди, ныне населяющие Землю, могли бы в своем следующем воплощении варваризировать Землю. Чтобы этого не произошло, должны иметься люди, нечто знающие о сверхчувственных мирах, о Страже Порога. И для этой цели здесь, в Дорнахе существует Высшая Школа Духовной Науки. Ибо знающему о духовных мирах Страж Порога однажды скажет: "Ты можешь пройти, ибо ты внесешь в духовный мир то, что в течение земной жизни в физ.теле направлял в сверхчувственный мир. Тогда, возвращаясь назад в физически-чувственный мир, у тебя еще останется достаточно сил, чтобы не надломиться от взгляда в сверхчувственные миры". 233 (9)
Перейти к данному разделу энциклопедии
333. "Богами посланы мы сюда, чтобы в земном теле выработать то, чего было бы нельзя выработать в духовном мире. ... Нерожденность связана с определенной жизненной ответственностью и жизненным долгом, с определенной миссией. Мы должны стараться так постирать эту жизнь, чтобы после смерти мы действительно могли принести Богам то, чего они от нас ждут. Благодаря этому наша жизнь с помощью Духовной науки получает содержание. Наша жизнь получает значение для духовного мира. Мы не зря живем на Земле. Мы переживаем не только для себя, но также и для Богов все то на Земле, что должно быть пережито, чтобы это получили Боги. Жизнь благодаря этому получает смысл, и без этого смысла нельзя было бы жить". 198 (12)
Перейти к данному разделу энциклопедии
352. Когда человек в период между смертью и новым рождением выступает за сферу Солнца, "то он утрачивает возможность возбудить сознание, если на Земле не стремился покоящиеся в глубине души представления извлекать в дневное сознание. Здесь, на Земле, Антропософия выглядит как теория, как мировоззрение, которым человек овладевает, поскольку оно его интересует. После смерти она есть факел, светящий в духовном мире в определенный момент жизни между смертью и новым рождением. Но если не подойти к ней в этом мире, то факела не будет, тогда сознание в жизни между смертью и новым рождением помутится. Заниматься Духовной наукой — не значит заниматься теорией, но жизнью... Содержание спиритуального учения здесь есть понятия и идеи, после смерти они — живые силы!" 141 (4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
493. "Наш друг (Христиан Моргенштерн) ... живет в потрясающей космической панораме, которая стала для него некоего рода душевным телом после смерти. А когда он был связан с нами внутри нашего антропософского течения, то он воспринял то, что мы говорили о Христе. И в то время, как он воспринимал антропософское учение, в то время, как он соединял это антропософское учение со своей душой, так что оно действительно становилось духовной сердечной кровью его души, то это учение было воспринято его душой т.обр., что оно содержало в себе для него Христа как субстанцию. Он воспринял его вместе с Существом Христа. Христос, как Он живет в нашем Движении, перешел в то же время в его душу". "Не только один наш друг понесет далее для своего совершенствования воспринятую в собственную жизнь пронизанную Христом Антропософию, но благодаря тому, что он воспринял ее пронизанной Христом, она станет импульсом, идущим из духовного мира, для тех душ, которые воплотятся в грядущих столетиях. В них будет светить то, что пронизано Христом, ваши души могут то, что они получили как свое лучшее достояние из пронизанной Христом Антропософии воспринять не только для самих себя, но нести это через дальнейшую эволюцию. Где присутствует Христос, там нет единичного жизненного блага, оно там остается таковым и для отдельного человека и в то же время принимает характер блага для всего человечества". 155 (7)
Перейти к данному разделу энциклопедии
642. Кто лишь только изучает Духоведение, получая его от учителя, после смерти в астральном мире в своем созерцании стоит на той же ступени, что и учитель. 109(22)
Перейти к данному разделу энциклопедии
260. "Духовная наука заботится о том, чтобы действительно дать возможность умершим действовать здесь, в физическом мире. И можно сказать: это высокая, серьезная цель духовнонаучного стремления -вновь образовать соединительный элемент между духовным миром ... и физическим миром, чтобы умершие не говорили себе: мы некоторым образом высланы из физического мира, поскольку живущие внизу, на физическом плане не развивают никаких мыслей, через которые мы могли бы вступить в физический мир".
Перейти к данному разделу энциклопедии
261. "Души, которые между смертью и новым рождением страдают от боли в одиночестве, получают благодаря этому импульс к восприятию спиритуальных мыслей". И они понимают речь Духовной науки, если она звучит к ним от людей, живущих на Земле. 140 (16)
Перейти к данному разделу энциклопедии
262. Умирающие во время войны жертвенно ставят неиспользованные силы своих эф.тел на служение человечеству. Собрать эти силы иным путем было бы геркулесовой работой. Но если эти небесные силы приходят через человека, то они освобождаются от законов, по которым живут в космосе. "На Земле эти силы, если их возжечь Духовной наукой, могут послужить прогрессу земного развития. Но если материализм поглотит всю духовность, или широко распространится национализм с его вожделениями, то эти силы поставят на службу себе Люцифер или Ариман; тогда земной прогресс ничего от этих сил не получит. ... Чтобы жертвенные силы в правильном смысле были использованы для развития, необходимо, чтобы отдельные люди, способные да это, поняли, какого рода образ мыслей исходит из Духовной науки... Образ мыслей, "встающий для нас из Духовной науки, слагается в молитвенную формулу,
которая звучит следующим образом: Позволь, о Мировой Дух, пронизать нам себя духовнонаучным образом мыслей, дабы мы не упустили того, что может послужить оздоровлению Земли, развитию Земли, будучи вырванным из рук Люцифера и Аримана в правильном смысле!" 159 (12)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|