Главная
Предметный указатель
ГОЛОВА - см. также ТРЕХЧЛЕН. человек — формирование |
Физическое и Космос
472. "Космическая сущность действует т.обр., что под одним лишь ее влиянием человек прежде всего приобрел бы себе из космоса совершенно круглую голову. Только благодаря тому, что солнечный свет он видит отраженным полной Луной, образуется его лицо; солнечный свет, отклоненный новой Луной, образует голову с затылка. Так дифференцируется то, что из космоса образуется в форме шара. Если бы не было полной Луны, конфигурирующей человеческую голову, человек рождался бы с совершенно круглой головой. С другой стороны, поскольку мать находится на Земле, то действует также и Земля. Что человек эмбрионально не развивается в виде одной головы — это происходит оттого, что во время образования головы действует также и Земля. Но она действует так, что, будь человек предоставлен ей одной и не было бы космического воздействия, то он стал бы столбом, колонной. Человек, собственно, заключен, защемлен между тенденциями стать либо колонной по радиусу от Земли, либо шаром. В основе образования человека находятся в действительности круг и радиус". Своими конечностями, их дифференциацией человек обязан ходу года, смене зимы и лета, что подобно разнице между полной и новой Луной. "Мощь исходящего от Земли, действующая в нас как сила, является одновременно и моральной и физической мускульной силой. Красота, лучащаяся внутри нас, лежащая в основе головы, является нам в голове как красота наших мыслей, — и в физическом, и в нравственно-моральном отношении". "А чем является наше кровообращение? Оно есть нечто, вплетенное между прямой линией и кругом; конфигурацию ему дают круг Зодиака и планеты. Действующее в нем двояко: сила, исходящая из головы, постоянно хочет нашу кровь вести по кругу, а сила, исходящая из конечностей, — по прямой. ... так возникает в нас особое кровообращение, возбуждаемое дыханием. Эта ритмическая система является посредником между космическим и земным внутри человека, так что в человеке ткется связь между космическим, красотой, и земным, силой. И эта связь, что соткана здесь, что находится в человеке туловища, она, постигаемая духовно-душевно, с древности называлась мудростью. Красота космоса, проецируясь в человека, является мудростью, живущей в его мыслях. Однако и нравственная сила, что окольным путем, через душу исходит от земной силы, также становится нравственной мудростью. В человеке земная и космическая мудрость встречаются в ритмической системе. ...Возьмите космическую красоту, что действует окольным путем через голову в человеке, и вы получите вклад женского элемента; возьмите то, что выступает в человеке от земной силы, и вы получите вклад мужского элемента. И вы можете сказать: в акте оплодотворения исполняется единение космического с земным. Земной задачи человека не узнать, не взглянув на эту его особую конфигурацию. ... Силы, заключенные в человеке конечностей, должны быть одухотворены, одушевлены. Тогда они идут дальше во внеземное, в период между смертью и новым рождением и там складываются сначала духовно-душевно в головное образование".202 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
510. "Человеческая голова со всеми ее силами, именно как физический инструмент мышления, как инструмент для физических мыслей, есть произведение, копия звездного неба. Поэтому 4-ая послеатлантическая эпоха в мыслях имела нечто макрокосмическое. В мысли входило еще много макрокосмического, они еще не были связаны с Землей. Но, подумайте, какой огромный переворот произошел с переходом в ХV в., из культуры Овна в культуру Рыб. Силы, связанные с макрокосмосом, стали в человеке силами, которые связаны с ногами. От головы это перешло к ногам. Переворот колоссальный. ... Что ранее человек воспринимал от Неба, он стал воспринимать от Земли. ... Мысли потеряли свою силу и стали легко превращаться во фразу. ... В Рыбах свой дом имеет Юпитер. А Юпитер связан с развитием человеческого лба и передней части мозга. Большим может стать человек в эту 5-ю послеатлантическую культуру, поскольку он самостоятельным, человеческим образом, через силу головы может облагородить и обрести то, что идет к нему с противоположной, в сравнении с предыдущими эпохами, стороны. ... Марс был правомерным царем этого мира в 4-й эпохе. В 5-й эпохе он больше таковым не является, ибо через его силы в 5-й эпохе ничего не достигается — в смысле этой эпохи. Но то великое, что может совершить эта эпоха, должно заявить о себе через силы духовной жизни, миропознания, мировоззрения". "С определенным правом к каждой из констелляций: Луна — Рак, Меркурий — Близнецы, Венера — Телец, Марс — Овен, Юпитер — Рыбы (дома), можно добавить три, как говорят, декана. Эти три декана представляют собой планеты, в "профессию" которых входит во время соответствующей констелляции совершенно по-особому вступать в судьбу, когда другие планеты бездеятельны. ... Марс здесь уже не несет той службы, что в 4-й эпохе, в Овне, где был его дом: Марс теперь — представительная сила для человеческой стойкости. Но во внешних планетах: Сатурне, Юпитере, Марсе вы видите то, что связано с человеческой головой, с человеческим лицом, с образованием человеческого слова". "Ни в одну эпоху человеку не позволялось совершать столько бесчинств, как в настоящую, 5-ю послеатлантическую эпоху. Никогда он не мог так грешить против миссии эпохи, ибо если человек живет с эпохой, то силы, идущие от Земли, он превращает через силы Юпитера в спиритуально свободное человечество, и в его распоряжении находятся лучшие, прекраснейшие человеческие силы, которые он развивает между рождением и смертью: силы Сатурна, Юпитера и Марса. Мировые часы благоприятны для этой эпохи". Но не следует поддаваться фатализму. Это время бесконечных возможностей.180 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
554. "Поскольку человек своим мышлением, связанным с головой, противостоит миру, то он воспринимает в себя распростертое в Универсуме. Поэтому мы хотим его соотнесенность с Универсумом представить таким образом, что скажем: это есть охват Универсума изнутри, некий род оглядки на Универсум. Здесь мы имеем, я бы сказал, наивысшее отношение человека к Универсуму, из которого он построен. ... Человек не только оглядывается на себя, чтобы вновь найти в себе Универсум, но он оглядывается и вокруг себя. Он видит окружающий мир. ... имеет место не просто охват Универсума изнутри, но и осмотр окружающего Универсума и восприятие подвижности Универсума. Человек становится внутренне подвижным. ... В этих двух случаях человек, собственно, еще не предоставлен самому себе. Когда он носит Универсум в себе, скажем, как геометрию, то живет во внешнем. Когда ребенок движется, подражая Универсуму, он живет во внешнем. Но каков человек внутренне? Как постигает он самого себя? ... просто потрогайте себя... Как и в других случаях вы, трогая, постигаете внешние предметы, так (осязая) постигаете вы самих себя. Всякое обнаружение Я, внутреннего, основывается, по сути говоря, на этом самопостижении. ... Когда мы фиксируем глаза на какой-либо точке, то скрещиваем правую и левую оси зрения, подобно тому, как мы кладем левую руку на правую. Животное потому обладает меньшим внутренним (содержанием), что в значительно меньшей степени осязает себя. ... А теперь примем во внимание границу между внешним и внутренним. Укажем на этот процесс: проведем руками движение, описывающее плоскость. Плоскости повсюду проходят и в нас. Поверхность нашего тела замыкает наше внутреннее. Назовем это ... замыканием в себе. Когда вы живо чувствуете себя в своей форме, поскольку ваша кожа образует эту форму, то вы и постигаете это себя-замыкание.
1. Постижение Универсума изнутри. Оглядка. 2. Взгляд в Универсум. Восприятие подвижности Универсума. 3. Познание себя. Осязание. 4. Себя-замыкание.
В этой четверичности происходит постепенное формирование человека извне вовнутрь: сначала весь Универсум переживают вовне, затем ему подражают; человек еще не приходит к себе, он подражает Универсуму. Человек трогает себя и так извне приходит к себе. И только в четвертом моменте он приходит к себя-замыканию. В пятом мы должны уже искать внутреннее, что нас наполняет, что волнует и ткет нас насквозь. ... когда мы теперь — не за счет обладания кожей, но ее наполнения, входим т.обр. в себя, начинается то, что теперь форму разлагает, что форму вновь строит, что человека не только внутренне наполняет, но делает его, скажем, плодом, когда он созревает. Исследуем плод в точке, где он стоит на грани зрелости; перейдем эту грань и плод начнет засыхать. Здесь мы должны сказать о шестом — о зрелости. ...Став зрелыми, мы начинаем некоторым образом внутренне распадаться. Мы — люди, но мы распадаемся внутренне, мы некоторым образом превращаемся в пыль. Мы становимся минеральными. Этим мы вновь включаем себя во внешний мир. Наполняясь, мы целиком находимся во внутреннем. Затем, когда мы внутренне распыляемся, мы снова включаем себя в минеральное. Телесно мы нек.обр. делаемся тяжелее. Так что седьмым мы можем назвать включение в неорганический мир. ... вчленение во внешние силы природы. Вы вчленяете себя во внешние силы природы, когда идете; когда вы идете неправильно, вы падаете; оно (седьмое), в первую очередь, выражается в поисках равновесия. Восьмое: здесь мы приходим к тому, что уже не просто включаем себя во внешний мир, но внешний мир воспринимаем. Прежде мы включали в себя лишь то, что уже имели внутренне. ... теперь ... необходимо уяснить себе, что все воспринимаемое человеком извне ... не принадлежит человеку. В мире об этом восприятии чего-либо извне имеют совсем ложные представления. По сути говоря, все, что мы воспринимаем как питание, является ядом. Жизнь состоит именно в том, что мы, принимая пищу, соединиться с ней не можем, противимся ей. ... в ее отторжении и состоит жизнь...
5. Наполнение. 6. Зрелость. 7. Включение в неорганический мир, поиск равновесия. 8. Ядовитое жало.
Внешний мир проникает в нас как некий род ядовитого жала. ... Тут человек уже уходит так далеко, что воспринимает внешнее. Через форму человека мы здесь выступаем из Универсума. Мы здесь переступили через форму человека изнутри; при этом мы пришли туда, где формируется внутреннее, когда оно обращается против внешнего. ... Девятым является деятельность человека, когда он принимает участие во внешнем мире, будучи поставлен на Земле, не в Универсуме. Во внешней жизни, в которую он поставлен культурно, он сначала является охотником. Девятое — это охотник. Продолжая действовать, человек идет дальше: он становится скотоводом. Такова следующая ступень. Девятое — это скотовод, одиннадцатое — земледелец. ... Таковы ближайшие ступени совершенствования. И, наконец, двенадцатое: человек становится торговцем". Таковы первичные виды человеческой деятельности. Все другие — вторичны.
9. Охотник. 10. Скотовод. 11.3емледелец. 12. Торговец.
"Четыре (верхних) члена человеческого формирования (см.таблицу далее) выводят нас в Мироздание; последние четыре члена ведут нас на Землю, а звезды действуют сквозь Землю. С четырьмя средними членами дело обстоит так, что звезды и Земля при этом удерживаются в равновесии. Здесь человек в своем внутреннем". Греки говорили: "Через созвездие Овна, Тельца, Близнецов, Рака человек оглядывается назад на свое внутренне-подвижное, на свое самопостижение и свое замыкание. Через другие созвездия, стоящие на противоположной стороне, которые закрыты Землей, человек ведет: бытие охотника через Стрельца, бытие скотовода, когда он приручает козла — Козерог; он ведет свое бытие земледельца, когда — возьмем простейшую форму земледелия — льет воду, т.е. идет по полю с урнами и поливает почву — Водолей; и он торговец благодаря той звездной области, где находится то, что ведет его через моря. В очень древние времена корабли по форме напоминали рыб. И два корабля, плывущие рядом по морю, являются символом торговли. (В немецком языке корабли — Schiffe, рыбы — Fische). В середине находится наполняющее, т.е. то, что действует в человеке как наполняющая кровь. Но как же лучше всего символизировать наполняющую кровь? Вероятно, с помощью того животного, у которого особенно интенсивна деятельность сердца: Льва. Созревание — для этого нужно только взглянуть на поле, на котором стоит зрелая пшеница или рожь. Колос представляет собой именно то состояние, в котором плодоношение переходит в созревание: Дева с колосьями. Колосья при этом — главное.
Формирование человека из Универсума. Голова | 1. Постижение Универсума изнутри. Оглядка. | Овен | 2. Взгляд в Универсум. Восприятие | Телец | 3. Познание себя. Осязание | Близнецы | 4. Себя-замыкание | Рак, краб | Формирование человека изнутри. Грудной человек | 5. Наполнение | Лев | 6. Зрелость | Дева с колосьями | 7. Включение в неорганич. мир; поиск равновесия | Весы | 8. Ядовитое жало | Скорпион | Формирование человеческой земной деятельности. Человек конечностей, или земной человек. | 9. Охотник | Стрелец | 10 Скотовод | Козел (Козерог) | 11. Земледелец | Водолей | 12. Торговец | Рыбы | И если мы направим взор туда, где человек вновь вчленяется во внешний мир, т.е. ищет равновесия, то мы приходим к Весам. А там, где он чувствует ядовитое жало, где все содержит нечто ядовитое, там стоит Скорпион". "Характерно, что Овен смотрит назад: жест — вот что главное. ... Этот взгляд Овна назад дан в оглядке человека на самого себя, в оглядке на Универсум, который в нем живет". В древних изображениях быка, прыгающего с повернутой назад головой, дан этот же универсальный принцип. "Когда вы смотрите на Близнецов, то... в любых изображениях правый человек правой рукой держит левого за левую руку, и в этом жесте опять-таки все дело. Это осязание себя, чувство себя. Левый и правый человек — это один самостоятельный человек, только он ведь всегда находится несколько вне себя, через осязание самого себя вбирает в себя своего человека из жизни до рождения. Закрывание, замыкание в себе — это Рак. Только и здесь материалистически-натуралистически берут рака как образ. Но что тут важно, когда рака берут как символ для замыкания, так это его способность замкнуться жертвуя клешнями, что он может отбросить клешни. Ведь и в слове "рак" (болезнь), который захватывает человека, в самом слове содержится это себя-замыкание. Рак — это замыкание. Он есть символ замыкающегося во внутреннем человека, который не просто осязает, чувствует себя, но замыкается извне вовнутрь. Лев держится на себе самом благодаря особой выработке сердца; это животное сердца. ... Он качественно выражает то, что должно быть принято во внимание как 5-й член (Манас). ... Козерог — это козел, заканчивающийся рыбьим хвостом, т.е. нечто такое, чего в природе больше нет. ... Но человек, делаясь скотоводом, приручает диких животных, и они становятся смирными, как рыбы. Т.обр., здесь выступает искусственный символ. Для земледельца мы имеем Водолея. ... Он поливает. Он садовник, земледелец. Рыбы — ... торговля". "Если мы эту верхнюю часть нарисуем широкой, то снизу лучше нарисовать узко; и еще скажем: если человек хочет стать охотником, то он должен особенно сильно вырабатывать.... бедра. Их должен он иметь особенно крепкими, если хочет стать охотником. ... Торговец — если искать ему символ в самом человеке — это должны быть ступни. ... Когда я вам нарисовал эти фигуры, то, как бы само собой, их получилось двенадцать. Мы могли бы сказать: здесь (в середине) действует Универсум, звезды, действующие более во внутреннем человека; здесь (вверху) звезды действуют извне; а здесь (внизу) они его сдавливают. И в том, что здесь нарисовано, вы можете распознать форму человеческого эмбриона! ... Если вы так рисуете, так формируете круг Зодиака, что выступает его закономерность в отношении к Земле, то благодаря внутренней закономерности вы получаете форму человеческого эмбриона, и, т.обр., вы непосредственно видите, что человеческий эмбрион образован всем Универсумом. ... Я упоминал ранее, что мы должны здесь встать на точку зрения греков, поскольку сегодни мы не можем начинать с Овна, мы должны сегодня начинать со знака Рыб. Уже столетия мы стоим в знаке Рыб, и именно в знаке Рыб совершается переход к человеческому интеллектуализму. Если же вы идете назад, когда был правомерен Овен, когда можно было говорить о круге Зодиака в старом смысле, то Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы имели действительное отношение к охотнику, скотоводу, земледельцу и торговцу. Но все то, что пришло к индустриализму и т.п., принадлежит уже Рыбам; здесь вырабатывается вся современная машинная культура и т.д. Пойдем назад, в эпоху Овна. Мы находим там четыре честных профессии, хотя они и были несколько сложнее, дифференцированнее; они ставили человека в связь с природой". Можно пойти еще дальше назад, и мы снова придем в эпоху, стоявшую под знаком Рыб. Человек тогда был всецело эфирным существом и не сходил еще в физическое бытие. И поскольку тогда, он, как эфирное существо, был в Рыбах, то, теперь, по сути говоря, повторяет тот период своего становления. Он повторяет его с середины ХV столетия, но повторяет абстрактно, в то время он конкретно врастал в свою человечность. Потом он стал врастать в свои абстракции, поскольку машина — это также абстракция. С началом эпохи Рыб человек, собственно, поставлен в то, что его растворяет. А когда он (идя в будущее) вернется еще дальше назад, под знак Водолея (6-я послеатлантическая эпоха), то растворение зайдет еще дальше; тогда он не сможет найти ни малейшей связи с миром, не найдя отношения к духовному миру. Именно благодаря этому повторению человек вдвигается в духовный мир. Отсюда вы, опять-таки, можете видеть, что человек есть трехчленное существо: он образован из Универсума как головной человек; во внутреннем он образуется только во взаимоотношении с внешним миром, как грудной человек; в конечностях и обмене веществ он образуется, вступая в земной мир, как земной человек, или человек конечностей. И еще в одном отношении мы приходим к троичности. Подумайте о том, что когда человек проходит через рождение, в нем заложены, собственно говоря, четыре первых силовых импульса. Он сначала вырабатывает их, но он в определенном смысле является также и целым человеком, только другие члены у него находятся в рудиментарном состоянии. Голова — это целый человек, только четыре первых и четыре последних члена в нем рудиментарные. Человек конечностей тоже является целым человеком, только голова и грудь в нем рудиментарные. Т.обр., три человека коренятся в одном человеке. Первый, головной человек, является преобразованием предыдущей инкарнации. Грудной человек — это настоящая инкарнация в себе самой. А то, что человек делает, как он действует во внешнем мире, что выражается в его конечностях и обмене веществ — это переносится в будущую инкарнацию. Так что и в этом отношении человек трехчленен. Так можно изучать форму человека в ее целостности". Примеры. В голове человека содержатся его ноги, ибо нижняя челюсть — это метаморфизированные ноги прошлой инкарнации. ... Голова — это весь человек, у которого ноги и руки "вывернуты" наизнанку. В грудном человеке руки являются внешними представителями эфирных глаз. А в человеке конечностей почки станут в следующей инкарнации глазами. Человек во всех отношениях являет собой нечто трехчленное. Если вы возьмете его в эмбриональном состоянии, то там он весь хочет стать человеком конечностей и обмена веществ. Ребенок, как головной и грудной человек являет собой нечто целое. Подрастая, он весь тяготеет стать головным человеком: голова одного человека становится воспитателем другого. В среднем возрасте преобладает грудной человек, и в старости — человек конечностей. "В детстве человек ходит на всех четырех, далее — на двух ногах, а в старости — на трех (посох)". "В отношении головы человек всю жизнь остается результатом прошлой инкарнации. Голова, по сути дела, всю жизнь остается детской. И можно сказать: это проблема науки о воспитании — как наилучшим образом использовать детскую голову учителя для обращения с детскими головами учеников. В этом есть юмор, но и глубокая истина". Древние из инстинктивного ясновидения в символах круга Зодиака действительно выразили науку о человеке. Но ее нужно понять. Теперь часто таращат глаза на знак Овна и не знают, что главное заключено в повороте его головы назад, что главное в Тельце — это его прыжок и взгляд боком и т.д. "Все в символах круга Зодиака бесконечно глубокомысленно, бесконечно значительно".
Жизнь
Человеческий эмбрион образован космосом, кругом Зодиака (см.рис. выше). Фактически весь круг Зодиака имеет форму эмбриона. "Но в своей жизни на Земле человек между рождением и смертью вырывается из этой эмбриональной формы. ... Я бы сказал: он вытягивается в течение земной жизни. ... И благодаря тому, что он поднимает голову … человек прежде всего в отношении формы головы получает возможность в головную форму воспринять то, что он приносит из прошлой земной жизни". Если бы человек не распрямился, то остался бы под значительно большим влиянием Зодиака, и восприятие прошлой жизни было бы для него невозможным, как невозможно оно для животного с горизонтальным позвоночником. "Поднимается человек и в другую сторону, ориентированную на последние знаки: Стрельца, Козерога... в направлении древних внешних жизненных отношений: охоты, скотоводства, земледелия, торговли, мореплавания. Благодаря тому, что эти отправления человек образовал из своей воли, т.е. из своей системы конечностей, что он выпрямился и вышел из ориентации круга Зодиака, — во всем, чем являются эти его отправления и вообще человеческие отправления, для него осталась возможность сохранять семя для следующей земной жизни. Животное остается целиком ориентированным в круге Зодиака, поэтому оно не может ни воспринять что-то из прошлой жизни, ни взглянуть на будущую жизнь. Поэтому древнее инстинктивное познание и назвало этот ориентирующий круг животным". "Целостная форма человека внутренне и внешне состоит ... из двенадцати отдельных форм. Также и жизнь человека состоит из ряда отдельных жизненных ступеней. ... Первое, что человек своим повседневным сознанием обычно не считает за ступень жизни, — это жизнь чувств. Восприятия чувств вчленены во всё человеческое существо, но они расположены на периферии, вокруг человека, и в повседневной жизни он забывает, что жизнь органов чувств освобождает самый внешний слой его жизни. ... жизнь нервов продолжает жизнь органов чувств (вовнутрь). Жизнь нервов, со своей стороны, соприкасается с другой жизнью. ... Вдыхаемый воздух вводит человека в некий род внутреннего ритма. Он идет через канал в позвоночнике вплоть до мозга. ... Здесь жизнь нервов приходит в контакт с жизнью дыхания. ... Дыхание обновляет ... кровь. "Поэтому ритм дыхания связан с ритмом крови. ... Циркуляция крови, с др.стороны, связана с обменом веществ. ... Обмен веществ возбуждает то, что мы совершаем во внешнем движении. Лишь потому, что человек живет в обмене веществ, он может двигаться внешне. Человеческий обмен веществ — а также и у животных — образован так, что человеческая душа происходящее в обмене веществ может использовать так, что этим вызывает движение, и мы тогда приходим к жизни движения. Здесь мы включаем себя во внешний мир. Тем, что мы производим, мы принимаем участие во внешнем мире. Затем есть еще одна жизненная ступень — жизнь репродукции, размножения. В движении человек постоянно использует самого себя, и внутренняя репродукция должна наступить именно потому, что человек движется. Так что вместо жизни движения можно вписать ее кореллят: внутреннюю репродукцию, если оставаться внутри человеческой кожи. А когда репродукция выступает самостоятельно, то она выступает в жизни размножения.
1. Жизнь чувств. 2. Жизнь нервов. 3. Жизнь дыхания. 4. Жизнь циркуляции. 5. Жизнь обмена веществ. 6. Жизнь движения. 7. Жизнь репродукции.
... Эти семь ступеней жизни в действительности таковы, что своим эфирным телом человек живет на них различным образом". Эф. тело пронизывает органы чувств; без него они представляют собой физический аппарат. "Но в общем и целом органы чувств являются мертвыми органами, эф.тело их просто пронизывает. Так что жизнь чувств можно назвать умирающей жизнью. Жизнь нервов образуется из того, что переживается в чувствах; они сохраняют жизнь чувств. В жизни нервов покоятся все отзвуки, последействия. Например, когда мы рассматриваем глаз, то в жизни нервов мы имеем некий род покоящейся жизни, можно сказать, покоящейся или сохраняющей жизни. Зато жизнь дыхания приводит эту текучую и сохраняющую себя жизнь чувств к образности. На соприкосновении ритма дыхания с нервным потоком покоится наша возможность создавать образы внешнего мира. Мысли, абстрактные мысли, вообще говоря, связаны с жизнью нервов, но образность — с жизнью дыхания. ... Дыша, мы имеем в себе строящую жизнь. Она, естественно, живет в человеческой форме. ... Человеческая форма образована кругом Зодиака. Когда строящая жизнь, опосредованная дыханием, живет в человеческой форме, она принимает участие во всеобщей, внешней, образованной звездным небом форме. Благодаря этому форма вчленяется во внутреннее человека. И тот факт, что из процесса дыхания исходит не только то, что человек имеет в сознании, но из него прежде всего исходят образы внутренних органов как подражание внешним формам, этот факт проистекает из дыхания. Т.обр., внутренние органы образуются окольным путем, через процесс дыхания, прежде всего как образы. Здесь они еще не субстанциональны. Дыхание образует сначала образ человека, образ внутреннего человека. Когда мы дышим — а, дыша, мы движемся с Землей по кругу Зодиака, — мы постоянно вдыхаем образы нашей внутренней организации. Так что можно сказать: здесь мы имеем строящую жизнь. — Эти образы, что здесь вдыхаются, они лишь через жизнь циркуляции распространяются по всему организму. Жизнь дыхания и жизнь циркуляции крови совместно ведут человека к тому, чтобы он был внутренним образом мира. Поэтому говоря: здесь строящая жизнь, — следует прибавить: здесь распространяющиеся образы, распространяющееся построение органов. Лишь благодаря тому, что жизнь циркуляции замыкается обменом веществ, материя заполняет образы, и на пятой ступени жизни возникают материальные органы. Материя набивается в образы, окрашивает образы. Итак, благодаря верхнему человеку, благодаря нашей жизни дыхания, мы имеем наш внутренний образ, и мы делаем его действительностью с помощью окрашивающей, набивающейся в него материи. Из жизни движения в материальные органы вдвигается сила. Так что мы можем сказать: у нас есть материальные органы и наполненная силой жизнь в органах, а репродуктивная жизнь является тогда обновляющейся жизнью. Вы видите, в то же время, как образован трехчленный человек: нервно-чувственный, человек циркуляции, ритма и человек конечностей и обмена веществ и движения. Через репродукцию впервые возникает новый человек.
Нервно-чувственный чел-к | 1.Жизнь чувств — умирающая жизнь. 2. Жизнь нервов — сохраняющая жизнь. | Сатурн Юпитер | Человек циркуляции | 3. Жизнь дыхания — строящая жизнь. 4. Жизнь циркуляции | Марс Солнце | Человек обмена веществ и конечностей | 5. Жизнь обм. вещ-в — материальные органы, или распространяющееся органообразование. 6. Жизнь движения — наполняющаяся силой жизнь 7. Жизнь репродукции - обновляющая жизнь | Меркурий Венера Луна | "Во все времена из инстинктивного сознания люди говорили о тройном Солнце, о Солнце как источнике света, источнике жизни и источнике любви". "Если бы человек жил на Земле, подвергаясь действию одного Солнца, то он не смог бы развить жизни своих чувств. Возьмем, к примеру, глаза: они не смогли бы обособиться как физический аппарат. Они бы сидели на своем месте, подобно всякой другой части человеческого тела, и представляли бы собой какой-либо мускульный орган или что-то еще, сосуды. ... Развитием чувств человек обязан тому обстоятельству, что солнечное влияние ослабляет Сатурн, движущийся по внешней сфере. Сатурн неким образом иссушает сосуд, и благодаря этому возникает физический аппарат, грубо говоря. Исходя из подобного инстинктивного познания древний человек говорил: жизнь чувств вызывается Сатурном. Во вторых ... под действием одного Солнца человек не развил бы не только чувств, но и жизни нервов. Если бы жизнь нервов не иссыхала, то она бурно разрасталась бы. Нервы стали бы органами, подобными мускулам. Иссыхание в жизни нервов вызывается действием Юпитера". Сатурн обращается вокруг Солнца за 30 лет. Человек редко переживает его приближение к Солнцу, когда он бывает особенно сильно закрыт Солнцем; и тогда действует одно Солнце. "Если человек хоть однажды во время своей земной жизни переживает констелляцию, при которой Сатурн не действует на его чувства, то может оказаться, что он обнаружит, как сквозь его чувства совершается особенное космическое действие. Он возбуждается, становится чувственно сильнее". Например, Вильям Джеймс говорит о всяческих "пробуждениях" (см. "Многообразие религиозного опыта"), хотя абсолютно не понимает причин этого. Легче переживать констелляции Юпитера, в которых он полностью закрыт Солнцем, т.к. кругооброт Юпитера длится 12 лет. " Третьей планетой является Марс. Он ослабляет стремительную жизнь дыхания. Также и в отношении его бывают моменты (каждые два года), когда он полностью закрыт Солнцем. В таких случаях жизнь дыхания получает особое возбуждение. ... люди тогда делаются поэтами, музыкантами и т.п. ... Затем идет само Солнце, возбуждающее человека как жизнь, любовь и свет; внешне возбуждая свет, внутренне — любовь, а в общении с внешним миром, возбуждая жизнь. Оно находится в середине между жизнью дыхания и жизнью циркуляции ... а там ... находится сердце — выражение, но не мотор, выражение того, что разыгрывается между циркуляцией и дыханием", затем, с обменом веществ, картина меняется, начинаются планеты, которые сами закрывают Солнце. И это особенно существенно для их характеристики. "Меркурий закрывает Солнце, а это значит, что он ослабляет жизнь. ... Не будь она ослабленной, человек, приняв что-то в себя, тут же — я извиняюсь — выплевывал бы это; он не потерпел бы присутствия в себе внешней материи, он бы всё время плевался. Он отучился бы есть, ибо еда ему наскучила бы. Так сильна жизнь Солнца в человеке. Если бы была одна жизнь сердца, т.е. Солнца, то человек не смог бы перерабатывать в себе материю. Он выплевывал бы всё подряд. Развитием обмена веществ он обязан тому обстоятельству, что Меркурий ослабляет жизнь Солнца. Т.обр., существо Меркурия проталкивает материю сквозь человеческий организм в отдельные органы. Сила же вводится через жизнь движения. Жизнь движения зависит от Венеры, как обмен веществ — от Меркурия, Поэтому древняя мудрость эту силу, текущую сквозь человека, т.е. внутреннее самообновление, в-себе-второго-силового-человека-чувство приписывала жизни Венеры. Жизнь Луны, находящейся близко от Земли, действует так, что человек может перерабатывать материю и силу. Однажды я излагал, на чем основывается репродукция: происходит некое запирание материи, органическое ее отталкивание. На этом основано образование зародыша в человеке; материя органически отодвигается в сторону, и из космоса, согласно его силам, организуется эмбрион. Репродуктивная жизнь в этом отношении покоится на жизни Луны". "С жизнью дыхания мы проходим через круг Зодиака, воспринимая из него внутрь образы внутренних органов. Но нижнее действует в верхнее: образы окрашиваются материей, иначе никаких органов не образуется. Так что мы можем сказать: когда мы дышим, то образы, например почек, гонятся вовнутрь. Их наполняет материя, но она действует им навстречу, идя вверх. Это означает, что образы отбрасываются своего рода эхом. Образы человек воспринимает однажды. В то же время, органы не возникают сразу. ... Итак, представьте себе: вы воспринимаете образы для ваших внутренних органов вместе с процессом жизни, но образы отталкиваются назад, отбрасывается эхо этих образов, а следовательно — и круг Зодиака вместе с жизнью дыхания. Вы только подумайте о своих ушах, и вы получите это отбрасывание. Эти образы станут формироваться в воздухе: как гласные и согласные! От планет идут гласные, от образов Зодиака — согласные. Это отбрасывание является речью. Что входит здесь вовнутрь, образует органы, что отбрасывается назад — живет в речи. Согласные и гласные некоторым образом вгоняются в нас и образуют основу наших органов. Что в нашем внутреннем является формой, в основном идет от образов Зодиака, что является жизнью — идет в основном от планет. Если большей частью оттесняется жизнь, то мы вокализируем (Vokale — гласный), если форма — то мы консонантизируем (Коnsоnant — согласный). Некоторым образом все это связано с жизнью дыхания. И в речи отчетливо выражена ваша связь с жизнью дыхания". "Здесь вы имеете Солнце (см.рис.выше), некоего рода середину. Возьмите три верхних планеты — это верхний человек; возьмите три нижних — это нижний человек. ... Из жизни циркуляции приходят гласные, из жизни дыхания — согласные. И здесь опять-таки вы приходите к примечательным связям. Жизнь обмена веществ вы можете причислить к жизни нервов, жизнь движения — к жизни чувств. Но жизнь чувств причисляется к Сатурну, к движению Сатурна. Движение Сатурна проходит ближе всего к кругу Зодиака, так и человек в жизни движения лучше всего отображает себя вовне. Поэтому, если хотят космическую тайну отобразить через человека, то одним полюсом берут жизнь чувств, а другим — жизнь движения, и из этого получают эвритмию. В эвритмии, т.обр., непосредственно видно отображение отношения человека к периферии космоса. ... Такова связь человека с космосом в отношении жизни. Вчера я изложил это отношение в связи с формой".
Душа
"Мы знаем, что голова преимущественно является носителем органов чувств. Но мы также знаем, что органы чувств получили свои первые зачатки еще во времена др.Сатурна. ... Т.обр., все в человеческой голове указывает на прошлое, и в определенном отношении можно сказать: когда во время земного бытия образуется минеральное, то голова человека, как старейшее образование, принимает в минерализации человека наибольшее участие". Кроме того, вырывая себя из космоса, человек консервирует свою форму. "И благодаря тому, что сохраняемое им как результат предыдущего космического развития он вырывает из космоса, он, в определенном отношении, уничтожает свое космическое прошлое. ... Внутри своей головы человек в действительности шагнул через процесс минерализации к некоего рода тонкому разделению. Естественно, органические образования пронизывают также и голову, благодаря чему выходящее за минеральную ступень распыление материальной жизни вносится в органическое. ... Голова — это очаг процесса, в котором уничтожается материальное как таковое. Материальное уничтожается, и благодаря этому голова делается носителем душевной жизни", жизни представлений, мыслей. "Когда в обычном сознании вы сознаете мысль, представление, то это основывается на том, что благодаря выходу из всего космоса (о чем мы говорили вчера и позавчера) материальное теряет всякое значение. Человек постоянно вынужден свою голову как бы обновлять, поскольку отдельные ее частицы постоянно распадаются, отмирают. И во время этого отмирания эфирное головы выделяется (см. рис., внешнее красное); и это выделение эфирного головы означает схватывание мыслей. Когда материальное распыляется, а эфирное остается, человек осознает свои представления. ... Я прошу вас следующее принять во внимание совершенно точно: в чувствах, и именно в чувствах, связанных с головой, выделенное эфирное существо ткет во время восприятий. — Т.обр., поскольку мы живем в чувствах, в нас совершается некий род тонкого эфирного процесса ... Возьмите глаз. Это физический аппарат, но он пронизан эфирным. И в этой пронизанности эфирным неорганического, которое постоянно хочет распасться ... живет свободное эфирное существо. Вот что можно сказать об области чувств. Для области нервов, являющейся продолжением области чувств вовнутрь, дело обстоит так, что хотя в области нервов эф.тело внутренне связано с материей, но вся наша нервная жизнь постоянно хочет стать чувственной жизнью. Итак, представьте себе: вы видите, скажем, цветную поверхность. Прежде всего, вы получаете от нее чувственное восприятие. Это происходит так потому, что эф.тело свободно ткет. Если вы теперь отвлечетесь от чувственного восприятия и предадитесь жизни нервов, то все существо нервов станет существом чувств. Здесь в вашем сознании присутствует представление. Можно сказать: поскольку человек является человеком нервов, он является в представлениях насквозь чувствующим существом. Затем происходит реакция. Чувства ориентированы на физическое. ... Организм нервов вбирает в себя то, что ему предлагают чувства. Он преобразовывает себя в существо чувств. Но этим он убивает себя. Он весь мог бы стать глазом, ухом или чем-то тому подобным. Чтобы он этого не мог сделать, его, опять-таки, пронизывает жизненный принцип остального организма. Человек позволяет представлениям неким образом исчезать. Поэтому мы можем сказать: в головном человек уничтожает свое прошлое. Благодаря этому он становится, как нервно-чувственный человек, носителем образов, он получает переживания образов, которые ткут в эфирном. ... Когда человек развивает голову в отношении ее формы, то при этом в настоящее время он подвержен действию тех сил, которые развиваются в космосе, когда Солнце стоит в знаках Рыб, Овна, Тельца и т.д.; но человек в отношении формы голову поднимает (за Зодиак). Поэтому голова у него не животная; он принимает вертикальное положение... Рассматривая жизнь, мы можем сказать: в отношении головы жизнь развивается под воздействием внешних планет ... Но когда человек возвышает свою жизнь, то происходит следующее: не будь планеты заслонены Солнцем ... вся жизнь нервов все более и более становилась бы жизнью чувств. Человек ощущал бы глаза, и это продолжалось бы в жизни нервов; он ощущал бы слух, и это продолжалось бы в жизни нервов. В жизни нервов хаотически, не органично столкнулась бы чувственная жизнь двенадцати чувств. Благодаря тому, что внешние планеты закрыты, жизнь нервов оторвана он жизни чувств, и человек в состоянии ... сознательно, произвольно действовать в жизни представлений... Итак, мы можем сказать: в чувствах обособившееся эфирное существо ткет во время восприятий. В организме нервов ткет связанная с телом, ослабленная жизнь чувств. — Все в целом получает образный характер (поскольку)... человек принимает вертикальное положение. Животное остается внутри Зодиака и имеет сновидческие, а не образные представления, как человек. А сновидческие представления проистекают из жизненного принципа организма, тогда как образные представления есть чистое порождение свободной эфирной жизни, больше не связанной с физическим телом". Благодаря освобождению головы от деятельности Зодиака и планет, в ней возникает свободная эфирная жизнь. "Она затем пронизывается астральным телом и Я, которые благодаря этому принимают участие в ткании мыслей и представлений эф.телом". Теперь обратимся к другому полюсу, выражающемуся в человеческой деятельности охотника и т.д. "Человек закрепляется в этой деятельности благодаря тому, что отрывает себя от действия соответствующих зодиакальных областей". Животное образует свою систему конечностей под непосредственным влиянием соответствующих знаков: Стрельца, Козерога, Водолея. На человека они действуют сквозь Землю, когда Земля находится в северной полусфере. Однако это верно для более древних времен, теперь же различные человеческие формы на Земле перемешались. "Человек в вершине своей головы имеет образную жизнь, он воспринимает как образы мира звезд, так и образы планетных движений, когда свое жизненное существо развивает по направлению к вершине головы. Он развивает здесь образную жизнь, а также воспринимает образы из космоса, из макрокосмоса. С другой стороны он образов не воспринимает. Поэтому возникают ... конечности, формы, противоположные, форме головы. Он также развивает деятельность, отдаляющую макрокосмическое влияние..." Если бы сквозь Землю, с той стороны, на человека продолжали действовать планеты и Зодиак, Земля не загораживала бы их действия, то он не развил бы свободной деятельности. Жизнь в его конечностях окостенела бы, материя приобрела бы рогообразный характер. Вырвавшись из Зодиака, человек избежал копыт. В конечностях происходит деятельность, противоположная той, что совершается в голове. Здесь материя не распыляется, но ей даже не дают достичь полной космической зрелости. "Мы потому имеем пальцы на руках и ногах, что не даем конечностям достичь полного роста". А если бы они выросли полностью, то вместо ногтей у нас были бы копыта. "Благодаря тому, что мы, т.обр., не дали созреть конечностям, мы смогли развить в них волю, которая является задатком для следующей земной жизни. ... Волевое послание (в будущее) человека является не дошедшим до конца органическим образованием. ... А чем является не дошедшее до конца органическое образование? — Семенем. Ибо семя может развиваться далее". "Человек воспринимает оживляющий кислород, который связан в нем с организмом конечностей, со всем подвижным. Он соединяет кислород с углеродом. Углерод сначала действует возбуждающе — как убивающее — на нервно-чувственную жизнь, затем он выталкивается, как отмершее. Здесь мы имеем материально наивнешнейшую жизнь в кислороде и наивнешнейшую смерть в углероде: умирание — оживление, умирание — оживление. Так колеблется жизнь между умиранием и оживлением. Душевно это обстоит так, что мы внутренне нечто переживаем, что, с одной стороны, как жизнь мыслей, является чисто эфирным, но эф.тело захватывает определенные образования, железы. Железы отделяют, ослабляют материю. Телесно происходит так, что эф.тело действует на железы. Железы не соединяются подобно мышцам — которые, скажем, принадлежат конечностям — с эфирной жизнью, но в тот момент, когда эф. тело охватывает железы, они отделяют материю. Т.обр., это не полностью слитая взаимосвязь эфирной жизни с материальной жизнью. Это переход". В костях и мышцах конечностей эф. тело сильно захватывает материю и она остается свежей, живой. В голове материя не захвачена эф.телом, она там уничтожается. Свободная эфирная деятельность развивает жизнь мыслей. "Когда же эф.тело захватывает железы, то оно хотя и соединяется с ними, но они его не переносят; мышцы же его переносят. ...Железы тотчас же отторгают материю и изгоняют эф.тело. Такова душевно жизнь чувств. ...Но когда эф.тело исчезает в железах — до того, как появится отторжение — то тогда у человека нет эф.тела, оно исчезает в железах. Поэтому он переживает себя только в своем Я и в своем астр.теле. Так обстоит дело с чувствами.
Представление: эф.тело, астр.тело, Я. Существо чувств: астр. тело, Я. Жизнь воли: Я.
В жизни мыслей физ. тело отталкивается и человек живет в эфир.теле, астр.теле и в Я. "В человеческой голове живет Я; оно ткет в астр. и эф. телах и отталкивает физ.тело. Поэтому Я с помощью астр. и эф.тел переживает мысли. Существо чувств: здесь человеком берется эф.тело, когда оно захватывает железы; до тех пор, пока железы полностью не обособятся, человек лишен эф.тела. Оно простирается в физ.тело. Здесь во внутреннем, сознательном переживании человек имеет только астр.тело и Я. Он переживает их чувственно—сновидчески, поскольку утопает в физ.теле. Затем идет жизнь воли. Здесь все обстоит так, что человек со своим эф.телом полностью погружается в органическую материю. Но в бодрственном состоянии эф. тело берет с собой астр.тело. Благодаря этому человек способен совершать движения. Он берет астр.тело с собой в материю. Здесь также и астр.тело оказывается удаленным от человека, и человек лишь одно Я переживает в сознании. Так находим мы полную взаимосвязь между душевной и телесной жизнью. Лишь из антропософского познания становится ясно, как Я, астр. и эф. тела принимают участие в физ.теле; затем мы замечаем разницу между душевной жизнью мыслей, душевной жизнью чувств и душевной жизнью воли".208 (15,16,17) Перейти к данному разделу энциклопедии
739. "В области Юпитера обитают сущности, которые являются хранителями космической мысли. Эти сущности излучают мысле-сущности в нашу планетную систему и в ее окружение. Человек должен пройти и через эту область, где он вовлекается в процесс превращения, который я могу описать только весьма прозаическим образом. Представьте себе, что человек сделался некоторым изображением космической сферы; иными словами, все его существо в действительности представляет собой духовный зародыш головы, какой она будет в ближайшей жизни на Земле. Во время существования в области Солнца, испытав пронзительный диссонанс, вносимый земной речью, он научился отбрасывать в сторону эту земную речь. Во время прохождения через сферу Марса он сделался сам частью космической Речи, он сросся с ней и начал закладывать основание для понимания космической Речи. ... В сообществе с существами Иерархий человеческое существо строит духовный зародыш будущей головы. Но следует, прежде всего, сказать, что голова эта строится для понимания Космоса, а не Земли! Она учится сначала понимать космическую Речь, космические Мысли. ... как здесь, на Земле, человек изучает минералы, растения, животных, так в течение своего путешествия через сферы Марса и Юпитера он узнает тайны духовной Вселенной. Мы никогда не будем иметь верного ощущения или познания природы человека, пока не поймем ясно и сознательно, что между смертью и новым рождением человеческое существо узнает имена удивительных и величественных сущностей высших Иерархий, научается понимать работу и творческую деятельность этих сущностей в Космосе. ... Таковы результаты опыта человека при прохождении через область Юпитера. Затем наступает существование в области Сатурна. Сатурн одаривает человеческое существо тем, что я назову космической памятью. ... Как на Марсе человек изучает речь богов, на Юпитере — мысли богов, так в своем первом прохождении в области Сатурна он изучает все то, что живет в памяти богов нашей планетной системы. Так и получается, что голова человека в духовных сферах — являясь духовным зародышем будущей земной головы — получает внедренными в себя все знания, которые помогают человеку быть гражданином Космоса и жить в Космосе среди сущностей высших Иерархий так, как он живет на Земле среди минералов, растительного и животного царств. Затем, будучи так глубоко обогащенным в своем духовном существовании, что он начинает понимать речь великого мира, речь Макрокосмоса в широчайшем смысле этого слова, человек выходит из сферы планетной деятельности и входит в сферу деятельности неподвижных звезд. Здесь работа над основным зародышем человеческой головы, уже сформированной, завершается влияниями, приходящими из бесконечности духовных миров. Теперь человеку приходит время встать на обратный путь. Он снова входит в сферу Сатурна. Благодаря тому, что в течение своего первого пребывания в сфере Сатурна он принял в себя планетную память, теперь это помогает закладыванию в его голову основ способности памяти, которая будет ему необходима на Земле. Космическая память, внедренная в него, становится как бы земной. ... начинается также деятельная работа преобразования нижнего человека в различные части головы. Это удивительная работа: одно человеческое существо работает над другим в согласии с существами высших Иерархий". В сфере Юпитера познание мыслей Богов преобразуется на обратном пути в способность познания человеческих мыслей, что затем выразится в обычной сознательности. В сфере Марса на обратном пути добавляются зародыши для нового тела: для системы груди и структуры членов тела, какими они должны быть в новой земной жизни. Постижение космического Слова, превращается теперь в ту духовную субстанцию, из которой позже появится человеческое эго. Здесь же возникают духовные зародыши гортани и легких. Затем человек возвращается в сферу Солнца. До этого он жил в Космосе, был единым с Космосом, со всей Вселенной. "Однако теперь, когда он снова вернулся в область Солнца, он начинает ограничивать себя как индивидуальное существо. Очень слабо пробуждается в нем чувство, что он отделяется от Космоса. Это происходит потому, что в нем закладывается первое основание сердца. ... в этом зародыше сконцентрировано все, чем мы являемся нравственно, все лучшие качества нашей души и духа. ... Эта концентрация в зародыше сердца всего его душевно-духовного существа переживается человеком в общении с высочайшими сущностями Солнца ... в чьих руках находится руководство всей планетной системой в ее связи с земным существованием. Переживание это величественно и великолепно. ... Так же, как кровь притекает по венам к сердцу в физическом организме, так в нашу душевно-духовную сущность вливаются слова Духов Формы, Движения и Мудрости, вливается то, что они имеют сказать нам относительно Вселенной и ее суждения о человеке. Слова и звуки Вселенной являются циркуляцией, которая сосредоточивается теперь в духовном макрокосмическом сердце. ... Биение духовного сердца человека — это также биение мира, в котором он живет. Поток крови этого мира есть творческая деятельность сущностей второй Иерархии". Уже живя внутри духовного сердца, человек бросает взгляд на линию поколений, в конце которой стоят его родители. "Проходя через космические колонии Венеры и Меркурия, человек может, так сказать, устроить свою судьбу т.обр., чтобы подойти как можно ближе к тем внешним испытаниям, которые должны будут выпасть ему через рождение в определенной семье, в определенной нации". Приходя вторично в сферу Луны, человек мало интересуется тем, что было так давно на Земле, когда он здесь был в прошлый раз. Теперь его занимает грядущее воплощение, то, как подготовляется стадия за стадией физический эмбрион. "Во всех вышеописанных переживаниях сознание человека было значительно яснее и более пробужденным, чем обычное сознание в его жизни на Земле".231 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
801. "Когда человек проходит врата смерти, то все его мысли становятся образами: человек тогда целиком живет в образах. Поэтому умерших можно понять, если научаешься этой образной речи. Мгновенно после смерти мысли превращаются в образы (в имагинации). С этими образами человек живет некоторое время между смертью и новым рождением; затем образы постепенно становятся инспирациями. Так фактически возрастает душа далее. Образы становятся инспирациями. ... Человек начинает воспринимать музыку сфер. Здесь музыка сфер делается для него чем-то реальным: он живет в мире мирового звука. И, наконец, он срастается с объективно-духовным Мирозданием: его душа становится целиком интуицией. Он, в некотором роде, становится единым с Мирозданием. Это, в то же время, та точка — если интуиция длилась какое-то время, — где наступает Мировая Полночь". Затем начинается обратный путь, где прежде всего интуиция наполняется волей, которая затем проникает в инспирацию, в имагинацию. Затем из имагинаций, пронизанных волей, образуется система конечностей и обмена веществ, наступает новая инкарнация. Точнее говоря, из имагинаций, из того, что было образом, возникает голова и то, что к ней принадлежит в первую очередь; а воля, она завладевает новыми конечностями и обменом веществ. "Голова, я бы сказал, есть, в существенном, кристаллизованные, застывшие мысли; что живет в остальном человеке — это организованная воля". 205 (3.VII) Перейти к данному разделу энциклопедии
1234. "Какой вид будут иметь в следующей жизни люди с исключительно сидячим образом жизни — этого нужно ждать, поскольку такие земные жизни, когда человек только сидит, впервые возникли в современности. Раньше же человек, если он обращал внимание на окружающие вещи, должен был подойти к ним, должен был привести свои члены в движение. Все его тело становилось деятельным, а не только органы чувств, относящиеся к голове... И то, что совершало все тело, когда человек был внимательным — это переходило в головное образование следующей земной жизни... Голова человека в следующей земной жизни обладала сильной склонностью эти силы посылать в остальной организм, который вычленялся в следующей жизни? В первые 7 лет каждая кость образована так, как это проистекает из головы. Если человек имеет особую склонность к силам Земли, то он получит большие крепкие кости, исключительно хорошие ключицы, хорошо выработанные ребра. Все тогда носит характер добротной выработки. Голова же родственна Земле в силу обстоятельств предыдущей земной жизни. Лоб тогда не особенно высок — высокий лоб не родственен Земле, — но строго очерчен. Такой человек мужественно проходит по жизни. Тогда также быстро растут волосы. И если это имеет место у ребенка, значит, он был внимателен к окружающему в прежней жизни. Из морально-духовных отношений одной жизни формируется тело в другой. (Кто во все совал свой нос, был сверхвнимателен, у того взъерошенные волосы). "Если мы поверхностно шмыгаем по жизни и нас ничто не интересует, то можно быть уверенным, что в следующей жизни мы станем трусливы как зайцы. А возникает это, в свою очередь, благодаря тому, что, будучи безучастными существами, невнимательными к окружающему, мы оказываемся слабо связанными с окружающим, наша головная организация в следующей жизни не имеет родства с земными силами. Кости остаются неразвитыми, волосы растут медленно, человек тогда получает О- или Х-образные ноги". Много думавший, много размышлявший в одной жизни, в другой становится худощавым, сухощавым. Кто в одной жизни мало размышлял, жил более в охвате внешнего мира, тот в следующей жизни предрасположен к ожирению. Если человек много думал в предыдущей жизни, неважно где — идя за плугом или занимаясь ремеслом, то в этой жизни у него необычайно нежная мягкая кожа на всем теле. Люди же с нечистой, пятнистой кожей — хотя тут могут существовать и другие причины — чаще всего оказываются мало думавшими в прошлой жизни. Люди с веснушками, совершенно очевидно, не были мыслителями в предыдущей земной жизни.236 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
1773. Человеческая голова не случайно имеет круглую форму. В ее формировании участвует весь космос, как это имеет место при образовании яйца в курице, хотя процессы в организме курицы также играют свою роль. "И как верно, что человеческая голова возникает сначала в материнском организме, также верно, с другой стороны, и то, что первопричинные силы для этого возникновения действуют из всего космоса, и человек своей головой являет отображение всего космоса. А то, что примыкает к голове, скелет, можно сказать — если это особенно принять во внимание, — в своей конфигурации, в своем формировании более связан с тем, что лежит в линии наследования, с тем, что связано с отцом, матерью, дедушкой, бабушкой, чем с тем, что идет из космоса. Так в отношении своего возникновения, в отношении своего развития человек является двойным существом. С одной стороны, своим обликом он рожден из космоса, и это являет себя в шарообразной форме его головы; а с другой стороны, он образован из всего потока наследственности, и это выражается во всем остальном организме, примыкающем к голове". Все это остальное тело концентрируется в сердце. "Наша голова спешит с познанием, остальной организм не спешит". Это имеет большое значение. Все современное воспитание является головным. Но в 20-е годы жизни голова со своим познанием, с усвоением мира, закончена. Остальной организм здесь служит всю жизнь; он движется в три раза медленнее головы. "Чтобы воспринять нечто исполненное жизни, необходимо схваченное головой в течение дня выдержать еще 3-4 дня до полного усвоения. Честный духоиспытатель не станет рассказывать о воспринятом только головой, но лишь о том, что понято всем человеком. Это имеет исключительно далеко и глубоко идущее значение". "Знание, целиком переработанное остальным организмом, при всех обстоятельствах может возникнуть лишь позже, если о нем вновь вспоминают, развив к нему любовь, радость, сердечность. С глубочайшими тайнами Мистерий человечества связано то, как следует осуществить воспитание, чтобы человек в позднейшей жизни мог с сердечностью, радостью, определенным блаженством вспоминать о нем".181 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
Духовно-душевное существо человека
1910. Можно сделать набросок человека, увиденного справа, в профиль, в отношении его духовно-душевного существа. Это духовно-душевное человека находится в значительно большей взаимосвязи со своим окружением, чем физически-чувственное, о котором действительно можно сказать, что оно заключено в кожный покров. "Все, что приходит из Универсума, т.е. из бесконечности пространства, духовно-душевным образом, можно нарисовать вот так (см.рис). Так можно было бы зарисовать все пространство (синее), но я изображу только непосредственное окружение человека. Представьте себе это в душевно-духовной образности, во что включен человек". Представьте себе волнующееся синее море, а в нем человека, плавающего или парящего. "Мы можем также, переходя от универсального окружающего мира к человеку, человеческое духовно-душевное представить себе как бы парящим в этом красном. Тогда здесь мы имели бы одну часть духовно-душевного; тогда, если набросок сделать соответствующим действительности, верхнюю часть нужно изобразить переходящей в фиолетовое, в лиловое, в красное. Это можно сделать правильно, лишь если здесь вверху красное оттенить фиолетовым. Этим я дал вам, можно сказать, один полюс духовно-душевного человека. Второй полюс мы получим тогда, когда здесь, где универсальное духовно-душевное, паря-плавая, находится напротив человеческого физического лица, вчленим нечто следующим образом: желтое, зеленое, оранжевое; зеленое еще переходит в синее. Такой вы имеете, я бы сказал, нормальную ауру человека, увиденного справа в профиль. Я подчеркиваю: нормальную ауру, увиденную с правой стороны. ... Изучая представленное здесь правильно, видишь, как человек оказывается ограниченным с двух сторон существом. Эти две стороны, ограничивающие человека, они в жизни всегда заметны; однако видят их неправильно, по меньшей мере неправильно понимают". Дюбуа Раймон в 70-х годах говорил в Лейпциге: в те области, где материя грезится, человеческое познание абсолютно не проникает. Наука говорит об атоме, но когда она хочет его описать, то он оказываяется неприступным. То же самое относится и к материи. Есть понятия, к которым человеку не подойти. "Что такие понятия возникают, основывается попросту на том, что то внутреннее духовно-душевное, светящееся в человеке, простирается здесь вовне в темноту. Что здесь может быть констатировано как граница познания, человек может правильно видеть аурически. Здесь проходит граница человека. Существо, которым является он сам, представлено здесь так, что аурическое я должен изобразить переходящим из светло-зеленого в сине-фиолетовое. Но когда оно переходит в сине-фиолетовое, то это уже больше не человек, здесь находится универсальное окружение. Здесь человек своим существом, внутренней силой своего созерцания мира достигает границы, здесь он достигает некоего рода ничто, и здесь он вынужден устанавливать такие понятия, как материя, атом, субстанция, сила, которые не имеют никакого содержания. Это заложено в человеческой организации. Это заложено в связи человека со всей Вселенной. Здесь происходит соединение человека со Вселенной. Обозначая эту границу в духовно-научном смысле, можно сказать: эта граница позволяет человеку, в отношении его души, соприкоснуться с Универсумом. Здесь можно направление к Универсуму обозначить одной петлей лемнискаты, а то, что относится к человеку — другой; только исходящее из человека уходит в Универсум, в бесконечное. Поэтому одну петлю лемнискаты можно оставить открытой и изобразить ее по-другому. ... Что я нарисовал здесь как открытую лемнискату, есть не просто вымысел, а нечто такое, что вы можете видеть как идущую в одном и другом направлении молнию, идущую нежно и очень медленно, являющуюся выражением отношения человека к Универсуму. Течения Универсума постоянно приближаются к человеку; он притягивает их, они делают петлю вблизи него и снова уходят прочь. ... Поэтому человек, как вы можете себе представить, окружен неким родом волнистой ауры... Но то, что вы ощущаете как находящееся в вашем сознании, вы найдете здесь представленным синевато-зеленовато-желтоватым, переходящим вовнутрь в оранжевое. Но здесь это встречает преграду; внутри человеческого душевного это желтовато-оранжевое наталкивается на то, что из синего моря всплывает как духовно-душевное нижнего человека, низшего человека. Что я здесь изобразил красным, переходящим в оранжевое, — принадлежит подсознательной части человека, соответствует тем физическим процессам, которые главным образом разыгрываются как деятельность пищеварения и т.п, в чем сознание не принимает никакого участия. Связанное с сознанием следует охарактеризовать аурически в светлых частях, представленных мною здесь. Как здесь человеческое духовно-душевное сталкивается с духовно-душевным окружающего мира, так, идя вовнутрь, человеческое душевное сталкивается с его подсознанием, собственно, также принадлежащим Универсуму. Эти столкновения я должен нарисовать в таких течениях, что одни из них уходят в бесконечность, а другие сталкиваются во внутреннем человека. Также и здесь я должен рисовать петли, но уходящие вовнутрь. Будьте внимательны: я рисую лемнискату, а потом нижнюю петлю поворачиваю вверх. ... Так образно обозначаю я закруживание, затор, возникающий в человеке... соответствующий внутренней волне человека. Если вы хотите последовать за внутренней волной, то ее главное направление — но именно только главное — пройдет вдоль линии столкновения, которая вам известна, хотя и под неправильным названием, как т.наз. чувствительные и моторные нервы человека. Это я говорю между прочим, поскольку сегодня я хочу обсудить главным образом духовно-душевное. Так выясняется нам большая противоположность, имеющая место в отношении человека к духовно-душевному окружающему миру и к самому себе, к той части его самого, которую он берет из духовно-душевного окружающего мира как свое подсознательное и что я изобразил здесь в виде красноватой волны во всеобщем синем море духовно-душевного Универсума. Мы говорили, что этим волнам здесь (справа; см.большой рис.) соответствует некоего рода предел, на который человек наталкивается, когда желает познавать внешний мир. Но также и здесь (слева) существует предел; внутри самого человека имеется предел. Не будь этого предела, вы всегда смотрели бы в свое внутреннее. Каждый человек смог бы смотреть внутрь себя. Если бы не было этого предела (справа), человек смотрел бы во внешний мир, а если бы этого (слева) — то во внутренний. Но человеку, каким он является в современном цикле развития, это не доставило бы радости, ибо то, что он видел бы в своем внутреннем, предстало бы ему в виде в высшей степени несовершенного, хаотического, клокочущего волнения внутри его собственной природы, что не доставило бы ему никакой радости; однако это-то фантастическая мистика и полагает увидеть в своих устремлениях. ... Человек не может взирать в свое внутреннее. Что образуется в этой области (слева), создает затор и отражается, по меньшей мере может отразиться в самом себе; и явление этого обратного отражения представляет собой воспоминание, память. Всякий раз, когда мысль или впечатление, полученное вами, вновь возвращается в воспоминание, то это происходит благодаря тому, что затор начинает функционировать. Не будь этой заторной волны, всякое впечатление, полученное вами извне, всякая мысль проходила бы сквозь вас и уходила бы в духовно-душевный Универсум. ... В вас существует накий род таблички, нарисованной здесь в профиль. ... Бодрствуя, вы соединены с внешним миром, и в ином случае все проходило бы сквозь вас в этом состоянии. Вы не знали бы о впечатлениях, вы получали бы впечатления, но удержаться на них не могли бы". Ложная мистика стремится заглянуть за этот затор, и поскольку в обычном сознании сделать это ей не удается, то она старается его разрушить, чтобы не отражалась волна памяти. "Вообще вся наша жизнь должна отражаться как воспоминание. И в существенном то, что мы называем жизнью нашего Я, является отражением нашего воспоминания. Вы видите, таким образом, что в своей сознательной жизни мы живем между этой волной здесь (справа) и этой волной (слева). И мы были бы шлангом, сквозь который уходило бы все, если бы не было этой заторной волны, лежащей в основе воспоминания. ... Были бы мы так организованы, что не имели бы нужды образовывать себе эти в некотором роде ненаполненные понятия, эти темные понятия, то мы были бы людьми, лишенными любви, безлюбовными существами; мы были бы каменными натурами, сухими натурами. Ничего в мире мы не имели бы охотно; мы все были бы мефистофельскими натурами. А поскольку мы так организованы, что не можем с нашим абстрактным понятием, с нашей способностью постижения подойти к нашему духовно-душевному окружению, то это обусловливает в нас способность к любви. Ибо к тому, что мы должны любить, мы не должны подходить так, что мы его анализируем в обычном смысле слова, что мы его расчленяем и обращаемся с ним так, как химик в лаборатории обращается с химическими веществами. Когда человек химически анализирует или синтезирует, он не любит. Способности воспоминания и любви соответствуют две границы человеческой природы". За зоной воспоминания лежит подсознательное внутреннее человека; за зоной, дающей способность любви, лежит духовно-душевное Универсума, т.е. тоже бессознательное. "Для земной жизни это духовное (в середине) является весьма тонко сотканным. Все здесь представляет собой, я бы сказал, тонко сотканный свет (желтое). Если показать, где этот тонко сотканный свет находится у человека, то его следовало бы отнести к человеческой голове. Таким образом, то, что я описал здесь как желтое, желто-зеленоватое, желто-оранжевое, с другой стороны является тонко сотканным — если я могу так выразиться — духовным светом. Он не имеет никакого родства с земной материей, он менее всего родственен ей, а потому не может с ней хорошо соединиться, остается большей частью не связанным с ней; этой части дается такая материя, которая происходит из предыдущей инкарнации человека. ...формообразующие силы человеческой головы в существенном выносятся из предыдущей инкарнации, и тонко сотканное духовно-душевное находится здесь в субтильной связи с телесностью, сохраненной, собственно говоря, из предыдущей инкарнации. Ваша физиономия обусловлена вашими отправлениями и свойствами в прошлой инкарнации. И кто хорошо интерпретирует человека, тот смотрит именно сквозь его голову, не сквозь то, что происходит от люциферического внутреннего, но более сквозь приспособление к Универсуму". В физиономии нужно видеть душевное, это как бы негатив лица. Сделайте с лица отпечаток, и он выдаст вам ужасно много относительно прежней инкарнации. А лежащее внизу, за порогом воспоминания, подготовляет физиономию будущей инкарнации. Весь остальной человек — это, по сути, также голова, но остановившаяся на более ранней ступени. Развивайся остальное тело дальше, оно бы также стало головой, а настоящая голова — она пришла из прошлой инкарнации. И если вы возьмете то духовное, что в вашем теле идет к голове, и лишите его тела, то вы получите люциферический облик, изображенный на нашей деревянной скульптуре. А то духовно-душевное, что стоит за настоящей головой и в человеке получает свою границу (справа), которую оно не может переступить (ибо в том случае голова совсем окостенела бы), — это выражено в ариманическом облике в той скульптурной группе. "Если вы, таким образом, находящееся над границей воспоминания представите себе излившимся во внутреннее человека, то вы получите все люциферическое. А если все то, что находится по ту сторону этой заторной волны (справа), вы представите себе излившимся в человеческую фигуру, то получите ариманическую форму. Человек же находится в середине, между тем и другим. Все изложенное мною вам имеет большое значение не только для понимания духовных процессов в развитии человечества. Человеку без этих вещей не понять, как Христианство и Импульс Христа вошли в развитие человечества. Он также не поймет, какую функцию исполняет католическая церковь, какую функцию исполняет иезуитизм и т.п. течения, Восток и Запад, если не рассмотрит их в связи с этими вещами". Если мы уйдем назад, за VIII столетие до Р. Х., то там "...лежащее за пределами указанных двух границ еще как-то проникало в сознание, и на этом основывалось существовавшее тогда атавистическое ясновидение. Определенные импульсы тогда проникали из Универсума и проявлялись как атавистические созерцания. Непрозрачными эти границы стали — я имею в виду интеллектуально непроницаемыми — с VIII дохристианского столетия, и в дальнейшем они делались все более и более плотными. ... А теперь люди особенно настаивают на этом, утверждая, что вообще ни один человек не может проникнуть в "вещь в себе", или как там ее еще называют, — в то, что лежит по ту сторону этой границы (справа)". С другой стороны, с ХVI столетия все более проявляется тенденция к тому, что зона слева делается прозрачной (напр., см. Вайнингера). "Сегодня необходимо делать фактическое различие между просто научным, газетным пониманием мира, которое, конечно, удобно и особенно излюбленно, и истинным пониманием. Истинное понимание мира способно уяснить себе противоположности типа тех, что были здесь изложены: восточный подход от того, что лежит здесь вовне справа, подход американских народов, от того, что лежит внутри (слева). И то, что здесь подступает, не является просто дурным, но может быть в определенном смысле грандиозным ариманическим откровением. Ибо, в основном, это является ариманическим откровением — статья Вудро Вильсона о развитии американского народа (см., с другой стороны, речь Тагора о духе Японии при вручении ему Нобелевской премии). Посвященные Востока и посвященные американского народа знают, как сделать нужное из подобных вещей. С обеих сторон хотят развитие человечества увести на определенные пути". С востока хотят, чтобы уже в середине 6-ой послеатлантической культуры люди отказались от воплощений. И этого можно достичь, исключив определенные ингредиенты культуры. Но не только посвященные, всякий образованный житель Востока инстинктивно отклоняет европеизм, его технику, ариманических демонов, которые пришли с машинами в человеческую культуру. "Ибо эта ариманическая демонология дает человеку определенную тяжесть и делает невозможным то, что хотят восточные посвященные: чтобы с середины 6-ой культуры род человеческий прекратил свое физическое существование на Земле". Американская сторона стремится образовать внутреннюю связь человеческой души с той телесностью, которая в 6-ой культуре станет грубой, что вызовет сильное погружение в телесность. Так хотят идти навстречу тому, что проступает слева; для этого души должны как можно скорее возвращаться на Землю. "Иезуитизм и американизм — это две чрезвычайно родственные вещи. Ибо, когда началась 5-ая послеатлантическая культура, дело заключалось в нахождении импульса, с помощью которого можно было бы создать положение, в наибольшей мере уводящее людей от понимания Христа. И таким стремлением в развитии культуры ... стал иезуитизм. Иезуитизм стремится постепенно искоренить всякую возможность понимания Христа. Ибо то, что лежит здесь в основе, связано с глубокой Мистерией. Постоянно приходящие извне (справа) в человеческое внутреннее связано с тем, что, как я говорил, до VIII-VII в. до Р. Х. человек обладал атавистическим ясновидением. Но через это атавистическое ясновидение люди видели в Универсуме Христа". Когда ясновидение было утрачено, Христос пришел на Землю в теле Иисуса. С того времени перед людьми стоит задача постичь Христа в человеке. И должна быть спасена возможность вместе с тем, что просачивается отсюда (справа), познать Христа. Ибо Христос низошел к людям. Иисус — это человек, в котором жил Христос. Действительное человеческое самопознание должно нести зерно Иисуса. Благодаря этому человек сможет переселиться в будущее. Глубоко обоснованно то, что мы говорим о Христе Иисусе. Ибо Христос соответствует космическому, но это космическое низошло на Землю и заняло жилище в Иисусе, а Иисус соответствует земному со всем земным будущим. Если человека хотят замкнуть от духа, то у него отнимают Христа. Тогда у него остается возможность обращаться только к Иисусу, к земному лишь в его земном аспекте. Поэтому в иезуитизме происходит постоянная борьба с христологией, остро подчеркивается, что человек является солдатом в армии Иисуса. Поэтому нет ничего удивительного в том, что иезуитизм неистовствует против Антропософии. Но люди, к сожалению, часто спят в отношении подобных неудобных фактов, даже если занимают ведущие места в руководстве человечества. "Однако те, кто интересуется Духовной наукой, уже должны выгравировать в своих душах знание о том, что предпринимается все возможное, дабы Духовную науку сделать недейственной. И совсем не хорошо, если также и мы в наших кругах слишком спим в отношении наблюдения того, что происходит в мире". В 5-й послеатлантической культуре нет задачи важнее, чем понимание духовнонаучного познания. Найдутся люди, которые это познание обретут в сверхчувственном мире. Но на Земле должны найтись люди, которые рассудком, силой интеллекта поймут Духовную науку. Ибо так будут преодолены противостоящие культуре силы. И еще мы нуждаемся в людях, всей полнотой души представляющих спиритуальное, духовное достояние, противостоящих, таким образом, люциферическому элементу.183(2,3) Перейти к данному разделу энциклопедии
Метаморфоза физических органов
1208. "Что вы сейчас представляете собой как целый человек, станет мозгом, головой человека Юпитера, как весь человек Луны стал головой земного человека".156(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
1209. "Голова предназначена для совершенно иного, чем остальной организм. Голова есть окостеневший орган. Если бы человек не имел остального организма, то он был бы хотя и очень одухотворенным, но одухотворенным животным. Если бы голова не была инспирирована чувствовать себя как человек, то сама она была бы на это не способна. Она указывает далеко назад, на др.Сатурн, Солнце и Луну. Остальной организм указывает только на др.Луну; он прирос к головной части и в этом отношении действительно является неким паразитом на голове. Вы должны это хорошо себе представить: головой был некогда весь человек. Вниз от нее шли открывавшиеся вовне органы, через которые он питался". Постепенно эти органы закрылись, голова окостенела, и возникла нужда в других органах.181(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1211. "Что сегодня является головой, в следующей инкарнации должно служить определенным органом чувств. Что сегодня является гортанью, органом речи со всем прилегающим к нему, — это в следующей инкарнации превращается, метаморфизируется в другой род жизни чувств, руки — в третий род жизни чувств и т.д.". "Выражающееся в коленях подготавливает чувство осязания, орган осязания". "Все наше тело превращается, метаморфизируется в следующей инкарнации в голову, и при этом с соблюдением строгих соответствий, так что двенадцатиричность физического тела выступает двенадцатиричностью головы ... становится 12-ю нервами, выходящими из головы".170(13) Перейти к данному разделу энциклопедии
|