Главная
Предметный указатель
ГОРТАНЬ |
267. Апокалиптические печати: "Они представляют собой образы определенных переживаний астрального мира". Они суть нечто большее, чем символы. Необходимо пережить их "...всей душой в едином настроении; необходимо душевно, внутри себя образовать их соответственно форме, цвету и содержанию, чтобы (при этом) внутренне жить в имагинации". К сверхчувственной реальности печати находятся в том же отношении, как тень к человеку. Это "теневой очерк астральных процессов". Первая печать представляет собой в общем и целом все земное развитие человека. В "Откровении Иоанна" ей соответствуют стихи 12-16, гл. 1. Если дать их исчерпывающее толкование, то получится толстый том. Наша печать (т. е. изображение) представляет все это образно. Добавим к ней лишь пару указаний. Среди телесных органов и "форм выражения" человека имеются такие, которые уже переступили состояние своего совершенства; другие находятся лишь на начальной ступени развития. К последним относится орган речи. В будущем он станет органом духовного производства. В мифах и религиях это нашло свое образное выражение в виде меча, выходящего из уст. В нашем изображении дело заключается не в том, чтобы дать чувственное выражение сверхчувственному. В образ надо вжиться, чтобы он пробудил силы, дремлющие в человеке, и благодаря этому в душе встанет сверхчувственный мир. Вторая печать представляет собой первое состояние развития земного человечества. Тогда еще души были групповыми. Существовало четыре вида таких душ, представленных в Апокалипсисе четырьмя животными: львом, тельцом, орлом и человеком. Третья печать представляет собой гармонию сфер (Страна духов). "Дующие в трубы Ангелы — это духовные пра-существа мировых явлений; книга с семью печатями указывает на то, что в переживаниях, которые в этих образах являются наглядными, "распечатываются" загадки бытия". Четыре апокалиптичесжх рыцаря — земные циклы развития. В четвертой печати указывается на тайну красной и синей крови; книга в облаках связана с будущим состоянием человека, когда все знание станет внутренним; к этому же относится и Солнце. Пятая печать имеет отношение к еще более отдаленному будущему, когда человек возьмет под контроль силы своей низшей природы. Тогда Солнце, Земля и Луна будут находиться в ином, чем теперь, отношении друг к другу. В шестой печати человек обретет еще большую власть над низшими силами мироздания. Михаэль тогда скует дракона. Седьмая печать связана с "Мистерией Грааля". Куб — это мир пространства. Исходящие из него мировые змеи представляют собой низшие силы, обращенные в высшие. 284(с. 36-39) Перейти к данному разделу энциклопедии
Пасхальная имагинация
623. "Существует разница между зимней известью и весенней известью, этими важными отложениями под поверхностью земли. Зимняя известь ... в некотором роде представляет собой удовлетворенную в себе сущность. Она, если в ее сущность углубиться интуитивно, в том смысле, как это описано в моей книге "Как достигнуть познания высших миров?", — она пронизана многочисленными духами. Имеются элементарные существа, живущие в земном. Земля пронизана духами. Но она еще бывает в некотором роде удовлетворенной, что подобно удовлетворенности человеческой головы, когда она решила важную проблему и рада, что обладает мыслями, которые составляют это решение. Человек воспринимает, поскольку в интуиции он повсюду воспринимает также и элемент чувств, во всех земных образованиях извести внутреннее удовлетворение во время зимы.
...Но когда приближается весна, а именно с приходом марта, известь в отношении своих духовных качеств, можно сказать, приглушается. Она больше их не имеет, поскольку, как вы знаете, элементарные существа через некий род духовно-космического дыхания направляют свой путь в Мироздание. Известь становится притупленной в отношении своих мыслительно-духовных свойств. Но примечательно то, что она теперь становится вожделеющей. Она развивает некий род внутренней жизненности. Тонкая жизнь все более и более обнаруживается в извести, и она, по мере наступления весны, а потом лета, по мере прорастания растений, становится внутренне все подвижнее. Вещи, естественно, разыгрываются не грубо, а тонко, интимно. Вырастающие растения отнимают у извести воду, нечто из углекислоты... И это означает для нее внутреннее оживление. Она становится живой. Но благодаря тому, что известь становится внутренне живой,
она развивает колоссальную притягательную силу для ариманических существ. Каждый раз с приближением весны ариманические существа обретают надежду. В отношении природы они в общем-то не имеют особых надежд, поскольку свою суть они могут развивать только внутри человека. В животной природе человека могут действовать ариманические существа. Но с приближением весны ...под воздействием весенней извести у них слагается мнение, что во всеобщей природе могла бы развернуться их драконова природа ...они могли бы обрести возможность стянуть астральное из Мироздания, дабы одушевить эту живую известь, пронизать ее душой. Таким образом, с приближением марта для действительно ясновидящего наблюдателя начинается эта удивительная игра: человек видит повсюду, как в имагинациях по всей Земле развертываются надежды ариманических существ подобно, я бы сказал, духовному ветру, дующему повсюду, и видно, как ариманические
существа стремятся вызвать дождь астральности. ...И он, если бы им это удалось — а они стараются изо всех сил, — землю в летнее время, по меньшей мере частично, там, где она состоит из извести, превратил бы в одушевленное живое существо. ...И если бы какое-либо существо тогда поставило осенью свою ногу на землю, то земля ощутила бы от этого боль". Такого рода иллюзии ариманические существа получают и теряют каждую весну. И эти иллюзорные надежды ариманических существ заключены в нашей повседневной пище, в нашем хлебе. "Вовне эти иллюзии разрушаются. И тем более пробуждается у ариманических существ тоска по достижению своей цели там, где душа уже имеется, — в человеке. Так что человек каждую весну, хотя это и разыгрывается интимно, фактически рискует пасть жертвой ариманических существ. Весной, как ни в какое другое время, человек в этом отношении подвергается воздействию всех
ариманических сил в космосе. Нечто иное открывается взгляду, направленному вверх, куда восходят земные элементарные существа. Они там соединяются с облачными образованиями, принимают внутреннюю подвижность, подчиненную планетной жизни. Там, вверху, с приближением марта также происходит нечто. ...Там, вверху все пронизывается люциферическими существами. И как внизу ариманические существа, так вверху люциферические существа получают свои надежды и иллюзии. Если мы точнее войдем в природу ариманических существ, то она окажется эфирной. И ариманическим существам, свергнутым Михаэлем, недостает возможности так развернуть себя, чтобы иным образом, чем через оживающую, вожделеющую известь, смочь получить господство над Землей. Люциферические существа вверху пронизывают и заполняют собой то, что восходит туда, и делаются
деятельными, подвижными в верхнем элементе Земли. Эти люциферические существа астральной природы. Они получают надежду через все то, что весной устремляется вверх, смочь пронизать свою астральную природу эфирной природой и эфирную оболочку Земли увлечь вверх и поселиться в ней. Можно, таким образом, сказать: ариманические существа стремятся Землю одушевить астрально (см. рис., красноватое); люциферические существа стремятся воспринять снизу в свое существо эфирное (синее с желтым)". С прорастанием растений углекислота проникает в более высокие области, чем зимой. Эту углекислоту стараются притянуть к себе люциферические существа. Если бы им это удалось, то на Земле прекратилось бы дыхание, все, кроме физ. тела в человеке, они утянули бы к себе, и через эф. тело человека сами стали бы эфирными существами. Таковы стремления люциферических существ (духов) от начала до конца марта.
"Они надеются всю Землю превратить в такую тонкую чащу, в которой они, будучи сгущенными через эфирную природу человека, могли бы заниматься своим существом". "Если бы исполнились надежды ариманических существ, все человечество постепенно растворилось бы на Земле. Земля вобрала бы в себя людей. В конце концов на Земле возникло бы — таково намерение Аримана — одно большое существо, в котором растворились бы все человеческие существа. Они бы оказались связанными с этим большим, единым земным существом. Развитие связи с состояло бы в том, что человек своим организмом все более походил бы на живую известь. Он все более соединял бы свой организм с живой известью, все более обызвествлялся бы. Через это он метаморфизировался бы. превратил бы свой облик в иной, который выглядел бы примерно так: склеротизированный облик с некоего
рода крыльями летучей мыши и с такой вот головой (см. след. рис.). Человек был бы тогда в состоянии постепенно раствориться в Земле, и земное, вся Земля, на ариманический лад стала бы земно-живым существом. Если, с другой стороны, люциферические существа утянут эфирное человека и благодаря этому со своей астральностью некоторым образом сгустятся эфирно, тогда из них эфирным образом нечто возникнет... что, прежде всего, как бы из земных паров образует тело (синее), но оно строится только до груди, а над нею идеально поднимается человеческая голова (красное). Далее возникает нечто особенное, это существо имеет как бы крылья, образованные из облаков (желтое). Эти крылья как бы концентрируются спереди в некий род увеличенной гортани: с боков они могли бы сконцентрироваться в органы слуха, уши, и опять-таки соединиться с гортанью". Так встают образы Аримана и Люцифера, какими они изображены в малом куполе первого Гетеанума и в деревянной скульптурной группе. В то же время, это те предельные состояния человеческого, которых оно достигло бы, если бы впало в одну или другую из описанных крайностей. Ариманическое искушение возрастает весной, а с ним и люциферическое, которое длится потом все лето. "Если посмотреть в перспективе на окончание земного развития, то можно увидеть стоящую перед человечеством опасность того, что ариманические существа если и не растворят человека в Земле, то, по крайней мере, приведут к тому, что он сможет очерстветь в себе, перефилистерствовать, перематериализоваться, так что уже не сможет больше ни мыслить, ни чувствовать сверх того, что автоматически в нем думает и чувствует материя". "Кто развивает чувство того, как вверху, в испарениях углекислоты люциферическое хочет удушить физическое человечество, как внизу ариманическое в астральном дожде хочет так оживить всю Землю в ее известковых залежах, чтобы человек в ней склеротизировался, растворился, кто все это провидит, для того между люциферическим и ариманическим встает облик Христа, облик уже освободившегося от материи Христа, имеющего Аримана под своими ногами ...не принимающего в расчет ариманическое, преодолевшего его. ...Такой человек, с другой стороны видит Христа, преодолевшего то, что высшее человека хочет увлечь прочь от Земли. ...появляется голова Христа с таким лицом, с таким взглядом, с таким выражением лица, что этот взгляд, это выражение закругляются текучими силами Люцифера. Люциферическая мощь, втянутая в земное, поставленная в земное, — это облик Христа, каким Он является каждую весну, каким Он должен нам являть Себя: стоящим на земном — которое должно быть сделано ариманическим, — побеждающим смерть, восстающим из гроба, возносящимся как Воскресший к просветлению, которое приходит путем перевода люциферического в земно-прекрасное лицо Христа. Так между ариманическим и люциферическим является на Пасху в облике Воскресшего Христос ...так встает перед человеком воскресший Христос, утверждающийся внизу на ариманической власти, а сверху над ним парит Люцифер. Эта мировая имагинация встает как Пасхальная имагинация". (См. скульптурную группу "Представитель человечества".)223 (12)
Пасхальное время
Все переходит в эфирное. Все, что было в Земле духовным (в соли) увеличивает земную сферу. — Также и земные формы — через меркуриальный принцип. — Создается возможность для люциферических духов получить в свою власть элементарных духов; постоянно возобновляющееся "сбрасывание вниз". У люциферического принципа отнято лицо — крылья, гортань — ухо; никакой интеллектуальности, а (лишь) являющееся мышление, выражающееся в форме придатка к голове; крылья нащупывают мировые силы, ухо превращает их в мысли, гортань отпечатывает их в творящем слове. Слово. Оплодотворение земно-лунных сил через Солнце". Д.19, с.4 Перейти к данному разделу энциклопедии
35. "Одни органы человеческого тела находятся в стадии упадка, другие достигли высшей точки своего развития, наконец, третьи стоят в самом начале своего развития. К первым принадлежат органы размножения, ко вторым — мозг ... к третьим принадлежит сердце, гортань и все связанное с образованием слова". 100 (21) Перейти к данному разделу энциклопедии
232. Физически-минеральное в человеке имеет оккультное отношение к корню носа, эф.тело — к печени, астр.тело — к желудку, Манас — к сердцу и крови, Буддхи — к гортани, Атма — к тому, что наполняет всего человека как Акаша.93 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
376a. "Во времена, предшествовавшие нашему, материалистическому, органы речи были одновременно и органами восприятия. Ведь речь возникла благодаря тому, что элементарные существа воды, проникая в зародышевом состоянии (что происходит с ними при нагревании и испарении воды) в гортань, медленно и постепенно превратились в орган речи, каким он является теперь".265, с. 359 Перейти к данному разделу энциклопедии
1692. Из Лемурии человек переместился на запад, в Атлантиду, чтобы, идя навстречу групповой душе, создать в себе орган речи, гортань. Чтобы обрести чувство представления, нужно было двигаться на восток. Ушедшие из Атлантиды на запад не смогли развить представлений. Для образования чистых понятий было необходимо вновь с востока двигаться на запад (через культурные эпохи). Все это обусловлено тем, что потоки, протекающие в человеке, протекают и по всей Земле.115 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
45а. "Где в человеческом облике пребывает мудрость? Внешне ее не обнаружить, она скрыта в облике таким образом, что в настоящий момент, на современной стадии развития не приспособлена, не подходит ему, поскольку облик ни в коей мере не является законченным целым. Мудрость изображается следующим образом: Иначе обстоит дело с красотой, которая находит свое полное выражение в человеческих руках, когда они согнуты в локтях и подняты вверх, так что голова находится посередине. Руки — это символ красоты и изображают это так: Предназначение рук быть красивыми, а не сильными. Вернее сказать, сильными, мускулистыми могут быть руки до кисти, а ближе к кистям в них должна обнаруживаться тенденция к красоте. Сила пребывает в том, что противостоит рукам — в ногах. Ни один оккультист не станет в ногах искать что-то прекрасное, а тот, кто ее там ищет, находит не что иное, как карикатуру на прекрасное. Ноги представляют собой силу, крепость, способную нести все тело. Изображается это так: Так выражается облик человека в этих трех важных символах, называемых в оккультизме "три мировые Матери", о которых также идет речь в Фаусте Гете". 265, c. 318-319 Фартук (масонский) — прежде он изготовлялся из овчины — используется для того, чтобы показать, "что член такого союза не должен быть неистовым хлопцем в отношении своих вожделений; поэтому определенная часть тела должна быть закрыта фартуком..." Белое льняное, напоминающее длинную рубашку одеяние священника является выражением эфирного тела. Для выражения астрального тела служит (у масонов) цветная тога, верхняя одежда. Мантия (плащ) вместе со шлемом выражает силу Я. "Знак, делаемый рукой, когда большой палец образует с плоско вытянутой ладонью прямой угол, означает, что рука является органом познания". "Физический мозг как бы выкристаллизовался из эфирного тела, подобно льдине в воде. Можно почувствовать интимную связь между этими двумя "мозгами", что физический мозг служит некоего рода аппаратом отражения того, что происходит в эфирном мозгу". Когда напряженно обдумывают что-то или пытаются что-то вспомнить, эфирный мозг втягивается в сопереживание, но ему мешает лежащий в нем, подобно колоде, физический мозг. Эфирный мозг не устает. "... человеческий мозг самый неподходящий орган восприятия мира; руки — эфирные — более значительный и способный орган познания, чем мозг. На пути посвящения человек не особенно много узнает, когда от физического мозга переходит к употреблению мозга эфирного. Делаемое руками находится в связи с лепестками лотоса в области сердца. Они излучают силу, идущую от сердца в руки, что превращает эфирные руки в орган познания. ... Когда мы кладем руку на горло таким образом, что ладонь располагается под подбородком на гортани, а большой палец правой руки направлен к уху, то мы этим перекрываем эфирный поток, идущий из головы, и превращаем остальной организм в орган познания. Таким образом спиритуализируется познание, и когда человек стоит выпрямившись, с указанным жестом, то этим он облегчает себе приобретение спиритуального познания. Гортань имеет связь с мышлением, которое человек развивал на древней Луне. Мышление мозгом есть земной продукт; оно способно соприкасаться лишь с миром чувств, а не с миром духа". "В чувственном мире нет причин; они обитают только в мире сверхчувственном. Здесь мы имеем только знаки". Сердце является знаком, обозначающим место, где сходятся эфирные потоки, движущие кровь. "Мышцы являются знаком движения, которое возникает в астральном теле как тон. Без мышц мы не могли бы узнать о движении, они отражают нам движение. Все наше тело есть аппарат отражения". "Знак регулирует отношения человека с внешним миром; рукопожатия (они бывают разные. — Сост.) регулируют отношение человека к человеку; слово действует оздоравливающе, исцеляюще на наших ближних".265,c. 283-287 "Ангел, "светящееся Существо", — так называют Светильники на языке оккультизма. Также и в Апокалипсисе Ангелами обозначают Светильники". "Молоток выражает собой пра-звук природы: Тао". "Т означает не Имя Бога, а присутствие Бога".265, c.323 "В Мироздании нет ни единой точки, силы которой не действовали бы в человеке. ... Ясновидческому взору открывается, что эфирный мозг имеет много, много светящихся точек, и у каждого человека они разные. Если бы их можно было сфотографировать — чего, естественно, сделать нельзя, поскольку они находятся в эфирном, — то на фотографии мы получили бы воспроизведение картины звездного неба, но без планет. Мозг имеет форму полусферы. Продвинувшись достаточно далеко (в ясновидении), можно было бы констелляцию каждой светящейся точки у разных людей снова найти на звездном небе. ... (мозг) с помощью духовных сил соединен с высочайшими, так сказать, частями Мироздания. Далеко внизу мы находим знаки зодиака. Они связаны с узлами нервов двенадцати органов восприятия. Чем больше выси, из которых приходит сила, тем больше ее действие отличается от других; чем ближе она к Земле, тем равномернее, соразмернее ее действие". В действии Солнца на нас важно то, что оно приходит с разных сторон. Поэтому в храме алтарь на востоке выражает собой мудрость, создавшую нас, на юге — красоту, в которой все открывается, на западе — силу, с которой мы потом действуем в мире. "Все части нашего физического тела образованы высшими силами. Удивительнейшая его часть — глаз. Над ним работали Атма, Буддхи, Манас. И нужно знать, что их силы потаенно остаются в глазу. (Их также выражают в символе треугольника.) Что можем мы делать глазом? Мы можем двигать им вправо, влево, вверх, вниз. То же самое мы можем делать нашим Я. Оно извне действует на глаз. На это указывают лучи, исходящие из треугольника. На что падают они? На покров, раскинутый повсюду Ариманом. Это изображается (на символе) в виде линий облаков. На Луне мы получили астральное тело; за ним стоит действие Аримана. Эти линии облаков означают ас. тело. На эфирное тело уже на Солнце было оказано действие, поведшее к возникновению глаза. По мере удаления от духа тело сгущается. Плотными облаками выражено эфирное тело. И на физическое тело уже на Сатурне было оказано действие, чтобы некогда мог возникнуть глаз. Физическое тело является самым плотным, самым темным в человеке, что на рисунке выражает черный цвет доски (фона). Если этот образ часто ставить перед душой, то он пробудит душевные силы. Человеческий глаз, собственно, должен был выглядеть, как на этом символе (глаз в треугольнике). Лишь благодаря костным образованиям он изменил форму; она искривилась. ... Этот образ глаза в треугольнике действует на нас и ночью. Но вместе с тем действует и весь окружающий нас пестрый хаос, например товары в магазине, ужасные плакаты, рекламные тумбы и т.п. И если мы позволяем всему этому воздействовать на нас, как и прежде, то действие символа теряется. ... в нас возникает раздвоение. Нам начинает казаться, что мы слепо отдались действию на нас авторитета. ... так возникают конфликты. ... Теософия не отвращает нас от жизни, но делает нас более приспособленными к ней. Однако с другими ощущениями действуем мы в мире". 265, с. 328-331 Перейти к данному разделу энциклопедии
46. Хираму-Абифу было сказано, что у него родится сын, о котором он не будет знать и от которого произойдeт новый род людей. Это будет не что иное, как новое объединение в будущем обоих полов в один. "Древнюю женскую культуру сменит мужская. Женское как физический облик отомрeт. И мужское должно будет иметь в себе силу производить индивидуума из самого себя. ... Когда человек достигнет силы так развить свою гортань, чтобы слово стало творящим, чтобы словом человек мог производить себе подобного, тогда вся продуктивная сила перейдeт к мужскому роду. Тогда к человеку перейдeт то, что некогда было создано благодаря богам. Когда было потеряно слово? — Когда возникли два пола. Оно погребено, спрятано. Сыновья Каина имели его лишь у своего праотца. Хирам-Абиф должен был, по меньшей мере, получить о том пророчество. Но вскоре после того он был убит. Слово погребено, но оно здесь. Если бы оно не было погребено, то человек был бы самотворящим, как Элоим. Поэтому "слово" в масонстве является не истинным, а ложным "словом". Истинное слово сокрыто. Десять заповедей вырезаны на камне, который содержит истинное слово. Что такое десять заповедей? — Это законы нравственного мирового порядка. Они поддерживают внешние отношения, какими они являются теперь под влиянием людей двух полов. Нужда в этих заповедях отпадeт, когда не станет двух полов. Нынешний же человеческий строй возник под влиянием двух полов. Так мы имеем в масонстве хранителей памяти о потерянном слове, которое должно быть обретено теми, кто работают как масоны, и оно будет обретено тогда, когда пассивная мужская мудрость в самой себе пробудит активность. Поэтому масон говорит: всe, что не происходит из распространeнной в мире науки, произошло от женского жреческого господства древних времeн. Мы больше не хотим преодолевать этого, но мы хотим образовать новую спираль бытия; мы должны сами мужскому, каинову знанию дать интуицию. Это было бы невозможно сделать, если бы мужчине была дана сила благодаря тому, что женщина стала бы соучастницей в познании тайны. В тот момент, когда это было бы сказано перед женщинами, всe в целом должно было бы утратить свою действенность. Таким образом, существовала необходимость не включать женский пол в масонство. Это связано с тем, что орган слова связан с полом, с сексуальностью. Потому-то мужчина претерпевает мутацию голоса с половой зрелостью. Эта мутация выражает не что иное, как древнюю сопринадлежность органа речи и органа пола. Вы также поймeте, что говорит масон: вообще лишь мужчина призван к тому, чтобы произнести потерянное слово и излить его вовне; только по-мужски построенная гортань в состоянии сказать и понять то, что может быть достигнуто через потерянное слово. Если мы понимаем это так, то становится понятным, что женщине не позволено новое произвести устами. — Комично слушать учeных людей, когда они объясняют отказ женщинам в приeме в ложи тем, что они сплетничают. — Женская гортань осталась как рудимент. Мужская гортань преобразуется в орган будущего. Как видите, дело заключается в глубоких и значительных взаимосвязях, и выражение "каменщик" можно взять в буквальном смысле. Поэтому во времена Греции и Рима каменщики были строителями того, что выражало собой прекрасное: собор, храм. Дело обстоит ещe и так, что, естественно, часть того, что было произведено через объединения масонов, должно было быть воспринято древней жреческой мудростью. Так вы имеете здесь смешение женской мудрости и мужских устремлений. По сути говоря, тайна масонства ещe не открыта, еe нельзя выдать, еe ещe нет здесь. Она представляет собой то, что будет высказано, когда слову станет внутренне присуща сила воспроизводства". Ещe в XVIII веке оккультисты среди масонства говорили о подобных вещах, но затем сознание их, с потерей связи с внешним миром, было утрачено. "Но при этом должно быть ясно, что всe существующее в масонстве как символы произошло от древней жреческой мудрости, и содержащееся в символах ещe должно выступить наружу. Собственно женская мудрость постепенно потерялась совсем. Поэтому и исчезли т.наз. высокие градусы, хранители женской мудрости. Осталось лишь то, что называют Иоанновым масонством, которое занимается лишь светскими вещами и лишь в них кое-что понимает. И это, опять-таки, совершенно естественно, ибо, ведь, с развитием материализма жреческая мудрость должна быть утеряна. И что теперь должно произойти? Древняя мудрость ушла. Мы должны жить во внешнем. Что следует из этого? Из этого следует, что снова должно прийти некое улучшение, когда явится мудрость, которая стоит вне пола, которая больше не связана ни с женской, ни с мужской мудростью, ни с женской библейностью, ни с мужской храмовой легендой. И эту мудрость мы встречаем в Антропософии. В этой мудрости понимают себя оба пола. Здесь в женщине работает мужчина, который находится в ней, а в мужчине работает то, что, опять-таки, является внеполовым. Здесь в познании встречается высший план мужского и женского. Поэтому вполне естественно, что оккультные основы принесены как масонство, а теперь должно быть сделано новое начало. Это есть то, что называют спиралью. Так свиваются вещи в наше время. Так должны мы мыслить переход одного в другое. Поэтому Антропософия не опирается ни на библейскую легенду, ни на Храмовую легенду, но во всeм ищет зерно мудрости, которая снова должна стоять вне пола. Итак, вы видите, как Антропософия основывает мир, вносит гармонию. Как это соединяется в нашей коренной расе? Наша коренная раса повторит то, что уже было прежде. Противоположность, существовавшая в Лемурийскую эпоху, отчeтливо выразилась в духовной области. Оппозиция должна была проявиться потому, что женский пол древнее и находится на нисходящей линии, тогда как мужской пол находится на восходящей линии и ищет в себе ту семенную силу, которой обладала женщина. Если мы останемся в нижних областях, то благодаря оккультизму должны точно различать: кто является расовым человеком Атлантиды, тому нет нужды быть также душевным человеком Атлантиды. Поэтому также и душа не связана с полом. Души женского пола движутся к тому моменту, где они смогут населить сделанные себе мужчинами тела, и тогда на Земле станет один пол. Пока мужчины находились в оппозиции к женщинам, те молчали. Связь полов была подготовлена тем, что в XVIII в. были основаны ложи усыновления. Первая из них была основана в 1775 г. Там масонство занималось другими символами, чем в мужских ложах. Принятием женщин в эти ложи усыновления была подготовлена связь полов". Членом такой ложи была Е.П.Блаватская. И теософия имеет задачу преодолеть одностороннее мужское устремление. "Во всeм средневековье проводилось огромное подготовление к тому, чтобы породить духовным образом в мужчине другой пол. Человек рождал в себе путeм концентрации, вначале как мысль, то, что в будущем должно возникнуть в нeм как бытие. Поэтому во всeм средневековье, как подготовление к этому, был распространeн культ Марии. Он является не чем иным, как концентрацией для порождения женского в мужском, в то время как в культе Иисуса женщина идeт к той же цели. Культ Марии произошeл из этой основы. И, наконец, вы сами видите, какая путаница должна была наступить с появлением известного ордена, который возжелал снова отвоевать женскую мудрость. Дело там сведено к господству над миром. Если хотят остаться со старой мудростью, то для старых сил должен быть завоeван мир. И такой орден существует — это орден иезуитов. Он сознательно поставил себе такую цель. Поэтому так остро противостоят одни другим: иезуиты и масоны". 93(17) Перейти к данному разделу энциклопедии
149. Розенкрейцерскому ученику говорилось: взгляни на растение. В своем роде оно ниже, чем ты, у него нет сознания и мыслей, но его материя чиста и целомудренна; оно простирает цветок к Солнцу, без вожделения и удовольствия простирает оно органы размножения к солнечному лучу, святому копью любви. Но материя пронизывается тем, что несет вожделения. И ты построй себе идеал будущего, когда материя будет вновь очищена и будет воспроизводиться в чистой целомудренности. — И ученику указывалось на гортань, где человек в чистоте, в целомудренности вновь завоюет себе чашечку цветка. — Представь себе чашечку цветка, которая бесстрастна; она развивается, проходя через вожделения, и вновь становится чистой, целомудренной, когда вновь начинает оплодотворяться перенесенным в духовное солнечным лучом, святым копьем любви. — Предзнаменованием этого святого копья любви является копье, пронзившее сердце Христа Иисуса на Кресте. ... Кровь из ран Спасителя отвратила эгоизм от Земли. И это копье является предзнаменованием высшего копья, перенесенного в дух солнечного луча. И Св.Грааль указывает на чашу человечества, которая разовьется из гортани, которая и станет очищенным органом воспроизведения в будущем, как сегодня это имеет место у растений. Таково глубокое понятие Св.Грааля, и на имагинативной ступени розенкрейцерского ученичества ученику объясняли, что такое Св.Грааль". 100 (13)
Перейти к данному разделу энциклопедии
389. "Эти крылья (Люцифера) в их волнообразном формировании, они осязают все то, что как таинственно-духовное, спиритуальное, волнообразное действие имеется в Мироздании. И что в этих волнах осязается, — это идет через ушное образование во внутреннее люциферического существа, продолжается там. Люциферическое через ушное образование понимает то, что оно осязает крыльями, а через связанную с ними гортань это становится творческим словом, которое в формах живого пребывает и живет. ... Так Люцифер представлен художественно в куполе, так он будет представлен в пластической группе, которая должна была образовывать средоточие нашего Гетеанума. В этом средоточии Гетеанума должна была, в определенном смысле, стоять тайна Пасхи (Пасхальная имагинация)". Угрожающее в Люцифере и Аримане — это природные силы, развивающие свои тенденции от весны к лету. Им следует противопоставить исцеляющий Принцип Христа. Если бы удалось закончить все это архитектурно-пластическое целое (Гетеанум), то в будущем в нем должно бы было состояться во время Пасхи живое драматическое представление, род мистериального представления внутри этой пластики, этой архитектоники. Главными действующими лицами этой Мистерии были бы человек и Рафаэль с жезлом Меркурия, со всем тем, что связано с жезлом Меркурия. "На Пасху эта архитектура, эта пластика способствовали бы мистериальному представлению: человек, поучаемый Рафаэлем, поскольку ариманические и люциферические силы делают человека больным и поскольку через власть Рафаэля может быть введен исцеляющий принцип, большая мировая терапия, которая живет в Принципе Христа; и это может быть проведено и познано. И если бы могло быть сделано все это в целом — чему и предназначен Гетеанум, — тогда, напр., среди многого другого в людей могло бы течь то, что как тайна исходит от ариманического и люциферического, и это определенным образом венчало бы праздник Пасхи". Рафаэль — это Меркурий в христианской терминологии. 223 (12)
Перейти к данному разделу энциклопедии
946. "Каждый человек переживает жизнь тех людей, которых он знал, после того как они прошли сквозь врата смерти. Но он переживает их под своим сердцем, а не в сердце. Поэтому он и не знает о том. ... Через некоторые заболевания желудка человек становится более способен исследовать жизнь людей после смерти, сразу после смерти. ... Органы пищеварения и гортань находятся в такой близкой связи друг с другом, как две чаши весов. Одно можно регулировать через другое". 243 (4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
3. Роль дыхания в оккультных упражнениях 1071. "Вдох и выдох способствуют росту Духочеловека". Но при этом важно, какие мысли сопровождают дыхание. "Этот рисунок поможет нам сделать наглядным то, что здесь действительно происходит. Внутри нашего построенного богами внешнего тела мы формируем духовное тело. Я устремляется в него с каждым вдохом и выходит с выдохом. Когда мы регулируем дыхание и концентрируемся на различных местах нашего тела, то мы обеспечиваем наше духовное тело силами, необходимыми для его построения. С местом во лбу, несколько в глубине у корня носа, находится в прямой связи само Я, с гортанью связано мышление, с руками — чувства, с ногами и вообще с остовом нижней части тела связана воля.
Если мы с помощью урегулированного дыхания пронизываем тело этими силами, то мы строим наше духовное тело". 42/245(2.10.1906) Перейти к данному разделу энциклопедии
|