Главная
Предметный указатель
АНТРОПОСОФИЯ - см. также ГЕТЕАНИЗМ — и иезуитизм |
Духовно-душевное существо человека
1910. Можно сделать набросок человека, увиденного справа, в профиль, в отношении его духовно-душевного существа. Это духовно-душевное человека находится в значительно большей взаимосвязи со своим окружением, чем физически-чувственное, о котором действительно можно сказать, что оно заключено в кожный покров. "Все, что приходит из Универсума, т.е. из бесконечности пространства, духовно-душевным образом, можно нарисовать вот так (см.рис). Так можно было бы зарисовать все пространство (синее), но я изображу только непосредственное окружение человека. Представьте себе это в душевно-духовной образности, во что включен человек". Представьте себе волнующееся синее море, а в нем человека, плавающего или парящего. "Мы можем также, переходя от универсального окружающего мира к человеку, человеческое духовно-душевное представить себе как бы парящим в этом красном. Тогда здесь мы имели бы одну часть духовно-душевного; тогда, если набросок сделать соответствующим действительности, верхнюю часть нужно изобразить переходящей в фиолетовое, в лиловое, в красное. Это можно сделать правильно, лишь если здесь вверху красное оттенить фиолетовым. Этим я дал вам, можно сказать, один полюс духовно-душевного человека. Второй полюс мы получим тогда, когда здесь, где универсальное духовно-душевное, паря-плавая, находится напротив человеческого физического лица, вчленим нечто следующим образом: желтое, зеленое, оранжевое; зеленое еще переходит в синее. Такой вы имеете, я бы сказал, нормальную ауру человека, увиденного справа в профиль. Я подчеркиваю: нормальную ауру, увиденную с правой стороны. ... Изучая представленное здесь правильно, видишь, как человек оказывается ограниченным с двух сторон существом. Эти две стороны, ограничивающие человека, они в жизни всегда заметны; однако видят их неправильно, по меньшей мере неправильно понимают". Дюбуа Раймон в 70-х годах говорил в Лейпциге: в те области, где материя грезится, человеческое познание абсолютно не проникает. Наука говорит об атоме, но когда она хочет его описать, то он оказываяется неприступным. То же самое относится и к материи. Есть понятия, к которым человеку не подойти. "Что такие понятия возникают, основывается попросту на том, что то внутреннее духовно-душевное, светящееся в человеке, простирается здесь вовне в темноту. Что здесь может быть констатировано как граница познания, человек может правильно видеть аурически. Здесь проходит граница человека. Существо, которым является он сам, представлено здесь так, что аурическое я должен изобразить переходящим из светло-зеленого в сине-фиолетовое. Но когда оно переходит в сине-фиолетовое, то это уже больше не человек, здесь находится универсальное окружение. Здесь человек своим существом, внутренней силой своего созерцания мира достигает границы, здесь он достигает некоего рода ничто, и здесь он вынужден устанавливать такие понятия, как материя, атом, субстанция, сила, которые не имеют никакого содержания. Это заложено в человеческой организации. Это заложено в связи человека со всей Вселенной. Здесь происходит соединение человека со Вселенной. Обозначая эту границу в духовно-научном смысле, можно сказать: эта граница позволяет человеку, в отношении его души, соприкоснуться с Универсумом. Здесь можно направление к Универсуму обозначить одной петлей лемнискаты, а то, что относится к человеку — другой; только исходящее из человека уходит в Универсум, в бесконечное. Поэтому одну петлю лемнискаты можно оставить открытой и изобразить ее по-другому. ... Что я нарисовал здесь как открытую лемнискату, есть не просто вымысел, а нечто такое, что вы можете видеть как идущую в одном и другом направлении молнию, идущую нежно и очень медленно, являющуюся выражением отношения человека к Универсуму. Течения Универсума постоянно приближаются к человеку; он притягивает их, они делают петлю вблизи него и снова уходят прочь. ... Поэтому человек, как вы можете себе представить, окружен неким родом волнистой ауры... Но то, что вы ощущаете как находящееся в вашем сознании, вы найдете здесь представленным синевато-зеленовато-желтоватым, переходящим вовнутрь в оранжевое. Но здесь это встречает преграду; внутри человеческого душевного это желтовато-оранжевое наталкивается на то, что из синего моря всплывает как духовно-душевное нижнего человека, низшего человека. Что я здесь изобразил красным, переходящим в оранжевое, — принадлежит подсознательной части человека, соответствует тем физическим процессам, которые главным образом разыгрываются как деятельность пищеварения и т.п, в чем сознание не принимает никакого участия. Связанное с сознанием следует охарактеризовать аурически в светлых частях, представленных мною здесь. Как здесь человеческое духовно-душевное сталкивается с духовно-душевным окружающего мира, так, идя вовнутрь, человеческое душевное сталкивается с его подсознанием, собственно, также принадлежащим Универсуму. Эти столкновения я должен нарисовать в таких течениях, что одни из них уходят в бесконечность, а другие сталкиваются во внутреннем человека. Также и здесь я должен рисовать петли, но уходящие вовнутрь. Будьте внимательны: я рисую лемнискату, а потом нижнюю петлю поворачиваю вверх. ... Так образно обозначаю я закруживание, затор, возникающий в человеке... соответствующий внутренней волне человека. Если вы хотите последовать за внутренней волной, то ее главное направление — но именно только главное — пройдет вдоль линии столкновения, которая вам известна, хотя и под неправильным названием, как т.наз. чувствительные и моторные нервы человека. Это я говорю между прочим, поскольку сегодня я хочу обсудить главным образом духовно-душевное. Так выясняется нам большая противоположность, имеющая место в отношении человека к духовно-душевному окружающему миру и к самому себе, к той части его самого, которую он берет из духовно-душевного окружающего мира как свое подсознательное и что я изобразил здесь в виде красноватой волны во всеобщем синем море духовно-душевного Универсума. Мы говорили, что этим волнам здесь (справа; см.большой рис.) соответствует некоего рода предел, на который человек наталкивается, когда желает познавать внешний мир. Но также и здесь (слева) существует предел; внутри самого человека имеется предел. Не будь этого предела, вы всегда смотрели бы в свое внутреннее. Каждый человек смог бы смотреть внутрь себя. Если бы не было этого предела (справа), человек смотрел бы во внешний мир, а если бы этого (слева) — то во внутренний. Но человеку, каким он является в современном цикле развития, это не доставило бы радости, ибо то, что он видел бы в своем внутреннем, предстало бы ему в виде в высшей степени несовершенного, хаотического, клокочущего волнения внутри его собственной природы, что не доставило бы ему никакой радости; однако это-то фантастическая мистика и полагает увидеть в своих устремлениях. ... Человек не может взирать в свое внутреннее. Что образуется в этой области (слева), создает затор и отражается, по меньшей мере может отразиться в самом себе; и явление этого обратного отражения представляет собой воспоминание, память. Всякий раз, когда мысль или впечатление, полученное вами, вновь возвращается в воспоминание, то это происходит благодаря тому, что затор начинает функционировать. Не будь этой заторной волны, всякое впечатление, полученное вами извне, всякая мысль проходила бы сквозь вас и уходила бы в духовно-душевный Универсум. ... В вас существует накий род таблички, нарисованной здесь в профиль. ... Бодрствуя, вы соединены с внешним миром, и в ином случае все проходило бы сквозь вас в этом состоянии. Вы не знали бы о впечатлениях, вы получали бы впечатления, но удержаться на них не могли бы". Ложная мистика стремится заглянуть за этот затор, и поскольку в обычном сознании сделать это ей не удается, то она старается его разрушить, чтобы не отражалась волна памяти. "Вообще вся наша жизнь должна отражаться как воспоминание. И в существенном то, что мы называем жизнью нашего Я, является отражением нашего воспоминания. Вы видите, таким образом, что в своей сознательной жизни мы живем между этой волной здесь (справа) и этой волной (слева). И мы были бы шлангом, сквозь который уходило бы все, если бы не было этой заторной волны, лежащей в основе воспоминания. ... Были бы мы так организованы, что не имели бы нужды образовывать себе эти в некотором роде ненаполненные понятия, эти темные понятия, то мы были бы людьми, лишенными любви, безлюбовными существами; мы были бы каменными натурами, сухими натурами. Ничего в мире мы не имели бы охотно; мы все были бы мефистофельскими натурами. А поскольку мы так организованы, что не можем с нашим абстрактным понятием, с нашей способностью постижения подойти к нашему духовно-душевному окружению, то это обусловливает в нас способность к любви. Ибо к тому, что мы должны любить, мы не должны подходить так, что мы его анализируем в обычном смысле слова, что мы его расчленяем и обращаемся с ним так, как химик в лаборатории обращается с химическими веществами. Когда человек химически анализирует или синтезирует, он не любит. Способности воспоминания и любви соответствуют две границы человеческой природы". За зоной воспоминания лежит подсознательное внутреннее человека; за зоной, дающей способность любви, лежит духовно-душевное Универсума, т.е. тоже бессознательное. "Для земной жизни это духовное (в середине) является весьма тонко сотканным. Все здесь представляет собой, я бы сказал, тонко сотканный свет (желтое). Если показать, где этот тонко сотканный свет находится у человека, то его следовало бы отнести к человеческой голове. Таким образом, то, что я описал здесь как желтое, желто-зеленоватое, желто-оранжевое, с другой стороны является тонко сотканным — если я могу так выразиться — духовным светом. Он не имеет никакого родства с земной материей, он менее всего родственен ей, а потому не может с ней хорошо соединиться, остается большей частью не связанным с ней; этой части дается такая материя, которая происходит из предыдущей инкарнации человека. ...формообразующие силы человеческой головы в существенном выносятся из предыдущей инкарнации, и тонко сотканное духовно-душевное находится здесь в субтильной связи с телесностью, сохраненной, собственно говоря, из предыдущей инкарнации. Ваша физиономия обусловлена вашими отправлениями и свойствами в прошлой инкарнации. И кто хорошо интерпретирует человека, тот смотрит именно сквозь его голову, не сквозь то, что происходит от люциферического внутреннего, но более сквозь приспособление к Универсуму". В физиономии нужно видеть душевное, это как бы негатив лица. Сделайте с лица отпечаток, и он выдаст вам ужасно много относительно прежней инкарнации. А лежащее внизу, за порогом воспоминания, подготовляет физиономию будущей инкарнации. Весь остальной человек — это, по сути, также голова, но остановившаяся на более ранней ступени. Развивайся остальное тело дальше, оно бы также стало головой, а настоящая голова — она пришла из прошлой инкарнации. И если вы возьмете то духовное, что в вашем теле идет к голове, и лишите его тела, то вы получите люциферический облик, изображенный на нашей деревянной скульптуре. А то духовно-душевное, что стоит за настоящей головой и в человеке получает свою границу (справа), которую оно не может переступить (ибо в том случае голова совсем окостенела бы), — это выражено в ариманическом облике в той скульптурной группе. "Если вы, таким образом, находящееся над границей воспоминания представите себе излившимся во внутреннее человека, то вы получите все люциферическое. А если все то, что находится по ту сторону этой заторной волны (справа), вы представите себе излившимся в человеческую фигуру, то получите ариманическую форму. Человек же находится в середине, между тем и другим. Все изложенное мною вам имеет большое значение не только для понимания духовных процессов в развитии человечества. Человеку без этих вещей не понять, как Христианство и Импульс Христа вошли в развитие человечества. Он также не поймет, какую функцию исполняет католическая церковь, какую функцию исполняет иезуитизм и т.п. течения, Восток и Запад, если не рассмотрит их в связи с этими вещами". Если мы уйдем назад, за VIII столетие до Р. Х., то там "...лежащее за пределами указанных двух границ еще как-то проникало в сознание, и на этом основывалось существовавшее тогда атавистическое ясновидение. Определенные импульсы тогда проникали из Универсума и проявлялись как атавистические созерцания. Непрозрачными эти границы стали — я имею в виду интеллектуально непроницаемыми — с VIII дохристианского столетия, и в дальнейшем они делались все более и более плотными. ... А теперь люди особенно настаивают на этом, утверждая, что вообще ни один человек не может проникнуть в "вещь в себе", или как там ее еще называют, — в то, что лежит по ту сторону этой границы (справа)". С другой стороны, с ХVI столетия все более проявляется тенденция к тому, что зона слева делается прозрачной (напр., см. Вайнингера). "Сегодня необходимо делать фактическое различие между просто научным, газетным пониманием мира, которое, конечно, удобно и особенно излюбленно, и истинным пониманием. Истинное понимание мира способно уяснить себе противоположности типа тех, что были здесь изложены: восточный подход от того, что лежит здесь вовне справа, подход американских народов, от того, что лежит внутри (слева). И то, что здесь подступает, не является просто дурным, но может быть в определенном смысле грандиозным ариманическим откровением. Ибо, в основном, это является ариманическим откровением — статья Вудро Вильсона о развитии американского народа (см., с другой стороны, речь Тагора о духе Японии при вручении ему Нобелевской премии). Посвященные Востока и посвященные американского народа знают, как сделать нужное из подобных вещей. С обеих сторон хотят развитие человечества увести на определенные пути". С востока хотят, чтобы уже в середине 6-ой послеатлантической культуры люди отказались от воплощений. И этого можно достичь, исключив определенные ингредиенты культуры. Но не только посвященные, всякий образованный житель Востока инстинктивно отклоняет европеизм, его технику, ариманических демонов, которые пришли с машинами в человеческую культуру. "Ибо эта ариманическая демонология дает человеку определенную тяжесть и делает невозможным то, что хотят восточные посвященные: чтобы с середины 6-ой культуры род человеческий прекратил свое физическое существование на Земле". Американская сторона стремится образовать внутреннюю связь человеческой души с той телесностью, которая в 6-ой культуре станет грубой, что вызовет сильное погружение в телесность. Так хотят идти навстречу тому, что проступает слева; для этого души должны как можно скорее возвращаться на Землю. "Иезуитизм и американизм — это две чрезвычайно родственные вещи. Ибо, когда началась 5-ая послеатлантическая культура, дело заключалось в нахождении импульса, с помощью которого можно было бы создать положение, в наибольшей мере уводящее людей от понимания Христа. И таким стремлением в развитии культуры ... стал иезуитизм. Иезуитизм стремится постепенно искоренить всякую возможность понимания Христа. Ибо то, что лежит здесь в основе, связано с глубокой Мистерией. Постоянно приходящие извне (справа) в человеческое внутреннее связано с тем, что, как я говорил, до VIII-VII в. до Р. Х. человек обладал атавистическим ясновидением. Но через это атавистическое ясновидение люди видели в Универсуме Христа". Когда ясновидение было утрачено, Христос пришел на Землю в теле Иисуса. С того времени перед людьми стоит задача постичь Христа в человеке. И должна быть спасена возможность вместе с тем, что просачивается отсюда (справа), познать Христа. Ибо Христос низошел к людям. Иисус — это человек, в котором жил Христос. Действительное человеческое самопознание должно нести зерно Иисуса. Благодаря этому человек сможет переселиться в будущее. Глубоко обоснованно то, что мы говорим о Христе Иисусе. Ибо Христос соответствует космическому, но это космическое низошло на Землю и заняло жилище в Иисусе, а Иисус соответствует земному со всем земным будущим. Если человека хотят замкнуть от духа, то у него отнимают Христа. Тогда у него остается возможность обращаться только к Иисусу, к земному лишь в его земном аспекте. Поэтому в иезуитизме происходит постоянная борьба с христологией, остро подчеркивается, что человек является солдатом в армии Иисуса. Поэтому нет ничего удивительного в том, что иезуитизм неистовствует против Антропософии. Но люди, к сожалению, часто спят в отношении подобных неудобных фактов, даже если занимают ведущие места в руководстве человечества. "Однако те, кто интересуется Духовной наукой, уже должны выгравировать в своих душах знание о том, что предпринимается все возможное, дабы Духовную науку сделать недейственной. И совсем не хорошо, если также и мы в наших кругах слишком спим в отношении наблюдения того, что происходит в мире". В 5-й послеатлантической культуре нет задачи важнее, чем понимание духовнонаучного познания. Найдутся люди, которые это познание обретут в сверхчувственном мире. Но на Земле должны найтись люди, которые рассудком, силой интеллекта поймут Духовную науку. Ибо так будут преодолены противостоящие культуре силы. И еще мы нуждаемся в людях, всей полнотой души представляющих спиритуальное, духовное достояние, противостоящих, таким образом, люциферическому элементу.183(2,3) Перейти к данному разделу энциклопедии
62. "Представьте себе, что современные доминиканцы, иезуиты и другие монахи той схоластике, которой они теперь владеют, дали бы до конца воздействовать на себя, воздействовать тем схоластическим мысле-формам, в которых они воспитываются, — через это воспитание они сравнительно легко пришли бы к понятиям Духовной науки... Но им это запрещают. Им дают догмы, из которых изъята вся суть". 199(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
1037. "Недавно в одной газете* можно было прочесть: "религия, представляющая собой фантастическое отражение в головах людей их отношений между собой и к природе, естественно, обречена на отмирание благодаря росту и победе научного, ясного, натуралистического понимания действительности, которое будет развиваться параллельно построению нового общества". И вот, после того, что мы сегодня узнали о спящих душах современности, можно спросить себя: сколько людей прочло эту статью и при этом вздрогнуло, как от укуса гадюки, поскольку страшнейший симптом выражен в этих строчках? Ведь не думают о том, что будет на Земле, если осуществится то, что заложено в этих словах: "Религия, представляющая собой фантастический рефлекс в головах людей..." "Названное в этой статье религией — это не какое-либо вероисповедание, не какое-либо справедливо порицаемое религиозное исповедание, не только религия в узком смысле слова, нет, это вся нравственность. И если бы осуществилось изложенное в этих словах, то следствием этого было бы то, что человеческое общество по всей Земле должно было бы превратиться в стадо животных, способное только более рафинированно думать. Если окажется невозможным пробудить силы, противодействующие тому, что теперь растет на Востоке и с огромной быстротой распространяется в Азию, то вся цивилизация обречена на гибель. И тогда те идеалы могли бы осуществиться. Я не считаю справедливым, когда в отношении подобных импульсов мировой истории там, либо здесь выступают люди и как идеал рассматривают многократно изгонявшуюся мистическую болтовню в узких кругах, которая вопреки моим намерениям продолжает корениться в антропософски ориентированной Духовной науке; когда хотят продолжать в этом духе, не принимают во внимание того, что требуют от нас большие интересы земного человечества. Мы должны иметь волю, будучи свободными от предрассудков, всматриваться в эти большие интересы человечества. Мы должны найти для себя удобным не просто теоретически, рассудочно или инстинктивно, но со всей серьeзностью разобраться в (нашем) конкретном основополагающем учении, которое пытаются закрыть с помощью всевозможных европейских и американских исповеданий и которое захотят закрывать и далее. Ведь мы знаем, какая воинственная травля теперь развязана против антропософски ориентированной Духовной науки, как насвистывают изо всех углов". И достойно сожаления, когда поддаются иллюзии, будто в том или другом углу можно убеждением побороть враждебность. "Нам не подобает идти на компромиссы и впадать в оппортунизм. Это мы должны каждое утро ставить перед взором как особое медитативное изречение". Мы не должны оправдываться в том, что хотим донести миру тайну Христа. А именно этого-то нам и не простят в определeнных углах, особенно там, где речь идeт о вероиcповеданиях". 197(4)
________________________________________ *Газета "Базлер Форвертс" от 2.VI.1920 г. Статья "Политика советского правительства в области религии"; подписана: X.N. Перейти к данному разделу энциклопедии
1119. Человечество спит, но Рим бодрствует, бодрствуют иезуиты. Здесь не помогут средства внешней государственной власти, но только духовная борьба. "Иезуитов впускают повсюду, но повсюду нужно дать людям свободно получать столь же глубокое духовное воспитание, сколь глубоко воспитываются иезуиты, тогда иезуиты не страшны. Лишь если один защищен, а другой нет и даже терпит поражение, тогда иезуиты опасны. Иезуитизм можно впустить везде, если борьба, которую следует с ним вести, развивается столь же свободно и без предрассудков, как это имеет место с его стороны. Но в жизненных привычках современности мы далеко-далеко отстоим от этого". Но такова лишь одна сторона дела; другая — грубое естествознание. 184(15) Перейти к данному разделу энциклопедии
1122. "Поистине, это культурный парадокс, что духовно богатая книга о Гете — несмотря на все, что можно сказать против нее — написана иезуитом: патером Баумгартнером (Александр Баумгартнер. 1841-1910. "Гете. Его жизнь и творчество". Фрайбург, 1885-86). Эта книга перепахивает Гете вдоль и поперек. И это характерно, что все исходящее от иезуитизма враждебно по отношению к Гете. Но книга глубокая и духовно богатая". 181(21) Перейти к данному разделу энциклопедии
4. Импульс Христа и противоборствующие силы в социальных отношениях современности.
1208. "Если в собственно Христовом народе (русском) всякое откровение Христова импульса пребывает, я бы сказал, в облике сверхчувственного, не теснясь вниз, на физически-чувственный план (Соловьев хочет словно поднять мирское царство в царство Божественного...), то иезуитизм базируется как раз на низведении божественного царства в мирское, пропитывая души такими импульсами, чтобы в пределах физического плана деятельность божественного царства проявлялась точно так же, как законы этого физического мира. ... Отдельный иезуит служит Христу ... как служат светскому царю, как солдат своему генералиссимусу. Здесь, конечно, церковная организация — ибо дело имеешь с духовным — иного рода, чем в светском милитаризме, но в духовный распорядок тем не менее внесена строго военная дисциплина". (Далее в лекции приводятся упражнения иезуитов. — Сост.). "Иезуитизм является лишь самым последовательным, лучшим, чрезвычайно хорошо организованным выражением того, на что я указал как на второе течение, — импульса народа церкви. В существенном замечаешь, что импульс народа церкви заключается в низведении однократного, происшедшего в Иерусалиме откровения в мирское, светское царство. Все упражнения ориентированы на то, чтобы тот, кто производит упражнения, сам себя избирал солдатом, принадлежащим к знамени Христа, чтобы он чувствовал себя настоящим солдатом Христа. Таков смысл всего этого, открывшегося через откровение особого рода Игнатию Лойоле, который будучи солдатом совершал самое различное, затем, получив ранение, на больничной койке был так ведом (не хочу сказать какой силой) в своей медитации, что все, жившее в нем раньше как солдатский импульс, преобразилось в импульс Иисусова солдата. Это один из интереснейших исторических феноменов. ... Иезуитизм хочет преобразовать Импульс Христа в чисто светское господство, в определенном смысле хочет основать земное государство, которое в то же время было бы иезуитским государством и управлялось бы так, как можно управлять, сделав себя солдатом генералиссимуса Христа. Что могло бы быть противоположным этому? Противоположным было бы: не тянуть вниз то, что пребывает наверху, но все время стараться поднять в духовный мир находящееся внизу. В собственно Христовом народе это последнее живет заложенным от природы. ... В пределах собственно церковного народа существует нечто диаметрально противоположное иезуитизму, что во внешнее взаимоотношение господства и власти совершенно не хочет вводить непосредственно спиритуальное, но что хочет, чтобы Импульс Христа все время деятельно вступал бы в души и лишь в обход, через души действовал во внешнем мире... и это гетеанизм. ... Отсюда вечная вражда, которой клянется иезуитизм по отношению к гетеанизму и которой он все больше будет клясться. Они не могут быть вместе. Они хорошо осведомлены один о другом. Иезуитизм хорошо осведомлен о Гете: лучшую книгу о Гете написал иезуит, патер Баумгартен; разумеется, с иезуитской точки зрения. ... Все, что он видит у Гете, лишь закаляет противника Гете". 185(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
112. "Церковь учит — и она запрещает учить чему-либо иному, —что Богу в Своей Сущности нечего делать с миром, и, в отношении субстанциональной идентичности, также нечего делать и с душой человека. Кто утверждает, что душа человека в каком-либо отношении несет в себе нечто от "божественного существа", является еретиком с точки зрения католической церкви, в иезуитском понимании. В этом утверждении выразилось внутреннейшее стремление церкви не позволить людям приблизиться к Божественному, отгородить людей от Божественного... Католической церкви милее ариманическое естествознание, чем антропософски ориентированное естествознание; ведь сегодня она уже не считает ариманическое естествознание еретическим, а антропософски ориентированное естествознание поносит как еретическое". 186 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
205. "Конечно, когда иезуит объявляет весь окружающий мир материей, то тогда становится богохульством говорить, что эта материя является Богом. ... Но мир — это не материя, это дух, и если иезуит X. объявляет окружающий мир материей, то антропософски ориентированная Духовная наука рассматривает его как иллюзию. 203 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
171. "Пантеизмом было бы воззрение, что во всем, что распростерто в природе, что вообще простирается как мир явлений, живет Божественное, что до некоторой степени сама природа есть непосредственное откровение Божественного. ...Против этого воззрения я выступал постоянно". И вот со стороны иезуита Циммермана нас обвиняют в пантеизме. "По-другому пантеизм можно охарактеризовать так: пантеизм на хочет внешнюю природу отделять от Божественно-духовного, он хочет смешать одно с другим". 188(2) "Человек не может потерять Бога, а только свое представление о Боге. ... Всякое представление о Боге питается только Самим Богом и ни одно не способно Его объять. Люди, например, говорят о пантеизме и теизме, будто бы одно из них исключает другое. ... днем человек пантеист, ночью — скорее теист. Быть пантеистом, значит переживать Божество деятельным в мире. Теизм переживают как бы в ясновидческом мировом сне, как Божество, бодрствующее над миром". Д.110, с. 26
Перейти к данному разделу энциклопедии
284. Что пишут сегодня иезуиты против Антропософии, довольно легко опровергнуть, и они сами знают, как это можно сделать. Для них важно не это. Для них "важно быть приверженцами определенного существа, которого я сегодня не хотел бы называть, хотя они своим предводителем называют Иисуса". Они борются не ради опровержения, но за то, чтобы быть приверженцами армии Иисуса. И они знают, что, переступив Порог, человек оказывается не при абстрактных категориях или логических опровержениях, а в воинстве того или иного существа. 199 (I)
Перейти к данному разделу энциклопедии
286а. "Сегодня необходимо видеть две огромные противоположные силы. Мне бы не хотелось по каждому случаю упоминать иезуитизм, и к тому же в обычном смысле. Я упоминаю его здесь как представителя того, что старая духовность хочет распространить в современности в противовес тому, что несет современности новейшая культура. Это течение сулит искоренить новейшую культуру. И не думайте, что воля у этого движения мала. Там не сомневаются, что им удастся заполучить человечество и без средств новейшей культуры. Представители того движения видят в методах новейшей культуры черта и хотят его преодолеть с помощью методов старой культуры. Однако Ариман может быть не искоренен, а просветлен, очищен. Поэтому с современной культурой нужно считаться". Об этом знают враги Антропософии и движения за религиозное обновление. И они испытывают явный страх именно перед Общиной христиан, поскольку в ней заключена истина. "Также судьба Гетеанума оказывается связанной с тем, что это движение (община христиан) изошло из него". 345, с. 16-17
Перейти к данному разделу энциклопедии
287. "Сегодня существуют совсем "милые" союзы, если даже они и не видимы на поверхности, между иезуитизмом и радикальнейшими элементами. И в отношении духопознания самые радикальные коммунисты и иезуиты абсолютно единодушны". 198 (5)
Перейти к данному разделу энциклопедии
279. "Кто воюет подобно, напр., иезуитам, очень хорошо знают, знают лучше, чем многие приверженцы Антропософии, что антропософски ориентированная Духовная наука является действительностью. Они узнали об этом уже в 1906, 1907 гг., и, зная об этом, с тех пор все сильнее и сильнее борются с Духовной наукой. И способ их борьбы, особенно рафинированный, большая часть антропософов совсем не чувствует, т.к. не желает вникать действительно внутренне в серьезность положения". 197 (7)
Перейти к данному разделу энциклопедии
280. "С определенной стороны вражда к Антропософии началась после цикла лекций "От Иисуса ко Христу". " 224 (8)
Перейти к данному разделу энциклопедии
281. Постановлением конгрегации в Риме от 18 июля 1919 г. католикам запрещено читать антропософскую литературу 196 (12)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|