Главная
Именной указатель
ГЕРЦЕН |
253. "Джон Ст.Милль говорил о своей стране: Англия стоит на пути к тому, чтобы стать современным Китаем. — А Герцен говорит: не только Англия, но и вся Европа становится современным Китаем... Если в Европе не произойдeт неожиданного взлeта, ведущего к новому рождению человеческой личности и дающего силу преодолеть буржуазность, то несмотря на благородное прошлое, на Христианство, Европа станет Китаем. — Эти слова сказаны в 1864 г.!" "Не без оснований, как немало видящий из того, что происходит вокруг него, но не решившийся воспринять обладающие движущей силой представления и идеи Духовной науки, — не без основания заметил современный русский писатель Мережковский (много изучавший Милля и Герцена), что в наше время на место скипетра прошлых времeн вступает локоть, на место Библии — конторская книга, на место алтаря — прилавок. Ошибочно при этом лишь то, что все эти вещи просто критикуются; ибо и локоть, и конторская книга, и прилавок играют в нашу, 5-ю послеатлантическую культуру роль, какой они никогда не играли: мы знаем, что так должно быть, что это соответствует безусловной мировой карме. ... только во все эти вещи должен войти дух Духовной науки". 172(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
735. "Социализм, производство смотрит только на рабочего — Маркс, Лассаль, — т.к. он производитель. На Востоке на передний план выставляется потребление: Кропоткин, Бакунин, Герцен". 93-а(30) Перейти к данному разделу энциклопедии
1138. "Последние выводы того, что сегодня преподается в университетах и переходит в народ как современное мировоззрение, — это китаизм, и причем тот, который за 6 веков до нашего летоисчисления пришел к этим выводам в другом культурном слое (Конфуций, Лао-Цзе). Ку Хунг-Минг ("Дух китайского народа и выход из войны". Иена 1916 г.) показывает, что такое китаизм; Милль и Герцен указывают путь, которым идет европейская культура, желающая стоять только на внешнем позитивистском реализме. ... Что верно распознали Дж. Ст. Милль и Герцен (см. его работы 1864 г.) — парус этому поднят из определенных оккультных братств, желающих китаизма; ибо в китаизированной Европе легче изъять то что хотят изъять определенные братства! Так почему же не должно соответствовать воле братств явление, в котором китаец дает совет европейцам прислушаться ко всему прекрасному, что может идти из Китая?" 172(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
Будущее
1245. Дж. Милль и Герцен в свое время заметили, что Европа интенсивно "китаизируется", населяется китайцами. Это верное наблюдение. "Здесь рождаются души, которые в силу предшествовавших условий имели тягу к китайским телам в XIX в. и начале XX в. И хотя китайский народ возрос числом, превосходящим все прошлое, все же он не мог дать воплощения всем китайским душам; в Европе население также умножилось в последнее время, и многие души низошли сюда, хотя были предопределены к воплощению в китайских телах". Англичане насильственно развили в Китае потребление опиума (опиумная война и пр.). "Благодаря этому китайские тела были настолько испорчены опиумом, что породили поколение, возникшее под влиянием сил опиума, и китайцы были осуждены на то, чтобы частью воспринять в себя незрелые, очень подчиненные души, о качествах которых я и говорить не хочу. А те души, которым предназначались китайские тела, не смогли в них войти из-за опиума. Они были отведены в Европу и обусловили то явление, замеченное тонкими наблюдателями". Опиумная война имеет духовную подоснову. И если, с одной стороны, эта война принесла миллионные богатства, то с другой — "определенные души, которые должны были прийти из духовного мира для укрепления европейских сил культуры, не смогли этого сделать, им помешали теперь воплотиться. Европейские тела были использованы китайскими душами. ... большое число европейцев было не способно обрести созвучие души с телом ... а потому не смогло телесность использовать соответствующим образом как инструмент. Отсюда происходит и эта возможность хозяйничать с заблуждениями, с непониманием". 173(13) Перейти к данному разделу энциклопедии
|