Главная
Предметный указатель
ГРАММАТИКА - см. также РЕЧЬ, ЯЗЫК |
1623. "Из грамматических форм развились логические формы, из грамматического абстрагировалось логическое". 339 с.35 Перейти к данному разделу энциклопедии
177. "Представьте себе однажды склоняющийся к упадку римский мир, а в нeм борьбу, идущую из старых времeн, когда понятия ещe переживались в духовном мире и вносились в чувственные вещи. Это ощущали такие люди, как, например, Мартианус Капелла *, написавший в V в. свою "De nuptiis Philologia et Mercurii", в которой он борется с тем, что хочет в идеях становиться всe абстрактнее и абстрактнее; он хочет это искать в духовном мире. Но это древнее воззрение гибнет, поскольку римский заговор против духа в том консорциуме, о котором я говорил, искореняет всe, что является непосредственной связью человека с духом". Древнее воззрение сознавало, что, проникая в духовный мир, человек сопровождается Ангелом, "Стражем", как говорили греки; "во времена Капеллы на месте этого "Стража" выступила грамматика, первая ступень т.наз. семи свободных искусств. В старое время сознавали: живущее в грамматике, живущее в словах и в связях слов является тем, что даже подводит к имагинациям. Во взаимосвязях слов сознавали деятельного Ангела, Стража".214(1)
________________________________
*Латинский писатель, живший в V в. по Р.Х. в Африке. Упомянутое сочинение представляет собой изложение в стихах и прозе энциклопедии семи свободных искусств в виде девяти книг. Перейти к данному разделу энциклопедии
Учебные предметы 1615."В старые времена грамматика ... была искусством соединять, разделять и т. д. мысли и слова. Обучение грамматике было в определенном смысле художественным обучением, и тем более это относилось к искусству диалектики и риторики. Все было направлено на то, чтобы дать молодежи ощущение: человек что-то может, он может говорить, думать и давать красоте господствовать в речи". Лишь после того, как молодые люди достаточно видели, что они могут, им давали нечто для знания: арифметику, геометрию, астрономию, музыку как гармоническое, методическое пронизание всего миропорядка; они давались также художественно. 217(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
|