BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ДВАДЦАТЫЙ век — характер

364. "Последующей эпохой будет та, в которой медленно и постепенно в человеке выступит самосознание. Назовем ее эпохой самосознания. Но ей предшествовала, в циклической смене, эпоха, когда из сверхчувственных сил в человеке впервые был построен орган самосознания". Рубеж этих эпох — ХХ-й век. "До эпохи самосознания люди вели себя иначе (с XV по ХХ столетие), и весь внешний опыт складывался иначе, чем он будет складываться впредь". Тогда мысли возникали по большей части как сновидения, а в волевых импульсах было больше инстинктивного.146 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

263. "Освальд Шпенглер видит, как в новой цивилизации люди постепенно делаются рабами машинной жизни. Но он не видит, как в человеческой жизни вообще, поскольку техника, по сути говоря, пуста в отношении духа, именно через реакцию на технику может прийти переживание человеческой свободы". 214(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

3. Правление Архангела Михаэля

344. "В последней трети XIX в. произошeл решающий поворот для человеческой духовной жизни. Этот решающий поворот изживали в различных фактах, и это в существенном является подосновой всех, я бы сказал, бед, которые в XX в. случаются с человечеством, ибо подосновы всех этих бед лежат в духовном". 225 (1)


    
 Перейти к данному разделу энциклопедии

  

364. Современный человек состоит "из того душевного элемента, который иначе как лишeнным воли мышлением и не назовешь, и из ... лишeнной мышления воли". 334(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

374. "Те человеческие деяния, протекшие в последней трети XIX в. (до конца Кали-Юги), имели огромное влияние на первую треть XX столетия. ... Ещe никогда привидения последнего, предшествующего нашему, времени не были столь воспринимаемы бродящими вокруг нас, как теперь. И если люди не воспринимают этих привидений, то не потому, что живут в тeмное время, а потому, что ослеплены светом эпохи". Это оказалось необыкновенно плодотворным для людей Аримана. "Люди Аримана действуют сегодня, и другие люди не замечают этого самым скверным образом. Первые стараются как можно больше этих привидений прошлого столетия, я бы сказал, ариманически гальванизировать и дать им влиять на людей современности". 237(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

5. XX-й век и инкарнация Аримана

Инкарнация Люцифера

398. "Всеобщая жизнь людей в IV-ом — в начале III-го тысячелетия до Мистерии Голгофы в азиатском и вообще в известном тогда мире протекала в виде сумеречной душевной жизни. Но тогда существовали Мистерии, в которые через действенные церемонии действительно вступало действие духовных миров. И из этих мест люди тогда получали свет. ... Если охарактеризовать источник, из которого происходила эта сумеречная, более инстинктивная жизнь, то следует сказать: духовно-душевное существо человека ещe не могло тогда воспользоваться человеческими органами рассудка. Эти органы тогда уже были выработаны в физическом существе человека, но его душевно-духовное существо пользоваться ими не могло. Так что каких-либо познаний через мышление, через силу суждения человек приобрести не мог. Он мог овладеть лишь тем, что давалось ему из Мистерий. И тогда, примерно в начале III-го тысячелетия, на востоке Азии произошло значительное событие. В одной азиатской знатной семье, в окружении церемониального мистериального служения беспрепятственно подрастал один ребeнок. Обстоятельства позаботились о том, чтобы ребeнок получил возможность принимать участие в церемониях, поскольку ведущим жрецам Мистерий через инспирацию было указано, что этого ребeнка следует допускать до участия в Мистериях. Когда ребeнок вырос и достиг примерно 40 лет, то произошло нечто примечательное. Случилось так — а следует заметить, что жрецы Мистерий то событие предсказали пророчески, — что этот человек, которому дали вырасти в азиатских Мистериях, в возрасте 40 лет внезапно начал постигать с помощью человеческой силы суждения смысл того, что раньше в Мистериях происходило только в откровении. Он был, в некотором роде, первым, кто должен был воспользоваться органами человеческого рассудка, правда, в тесной связи с Мистериями.
     Если сказанное жрецами тех Мистерий об этом происшествии перевести на современный язык, то мы должны будем сказать: в этом человеке был воплощeн ни более ни менее, как Люцифер... телесная инкарнация Люцифера".
     "Через него человек получил способность пользоваться органами своего рассудка, силой суждения. Сам Люцифер был в человеческом теле и через силу суждения постиг впервые то, что через откровение входило в среду человечества: смысл Мистерий".
     Инкарнация Люцифера прозревалась, собственно, только пророческой силой жрецов Мистерий. В большей степени бессознательно произошла для людей инкарнация Христа через Событие Голгофы. Сознательно должно человечество идти навстречу инкарнации Аримана среди потрясений, которые будут происходить на физическом плане. Среди военных и других испытаний ближайшего будущего человеческий дух станет необычайно изобретательным именно в области физической жизни. ... и это не должно отклоняться каким-либо образом, это наступит как необходимость. И благодаря этой изобретательности станет возможным возникновение такой телесной человеческой индивидуальности, что в неe сможет воплотиться Ариман. Но ариманическая сила из духовного мира готовит эту инкарнацию на Земле". 193(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

502. "В человечестве должна развиться способность видеть сквозь речь: люди должны будут усвоить постижение в речи движения, жеста. И не истечeт ещe этот (5-й) период — хотя в целом это будет ещe развиваться и в 6-ой культуре, — как люди придут к тому, чтобы иначе, чем теперь, внимать речи человека. Речь сможет выразить зависимость человека от третьей Иерархии: от Ангелов, Архангелов и Архаев, — выразить то, благодаря чему человек как бы врастает в сверхчувственно-духовное.
     Это приведeт к тому, что сквозь речь станут слышать душу человека, что вызовет и иную социальную жизнь. ... И как раз многое из того, чем являются силы зла, должно быть претворено так, чтобы стало возможно вслушаться в речь другого, дабы через речь услышать его душу. Тогда ... человека охватит своеобразное цветоощущение, и из этого цветоощущения речи люди научатся интернациональному взаимопониманию. ... Что в ином случае, когда смотришь на человека, ощущаешь как тепло, станет в некотором роде цветом. ... Третье заключается в том, что люди станут интимно переживать в себе также выражения чувств, конфигурации чувств других людей. Во многом этому может способствовать речь. Но конфигурацию чувств встречаемого человека другой будет переживать не только в речи, но и в себе, в своeм собственном дыхании. ... Один будет вызывать в нас более ускоренное, другой — замедленное дыхание... и так мы будем знать, с какого рода человеком мы имеем дело. ... На развитие этого уйдeт весь 6-ой и часть 7-го послеатлантического периода.
     В 7-ом периоде будет достигнута частица того, что является четвeртой областью, т.е. следующее: принадлежа волевым образом какой-то общине, люди должны будут — да простят мне такое выражение — друг друга переваривать ... Люди должны будут друг друга переваривать в области воли. Люди должны будут дышать друг другом в области чувств ... красочно ощущать друг друга в области понимания через речь ... познавать друг друга как Я, учась правильно смотреть друг на друга.
     Все эти силы будут внутренне-душевного характера, т.к. для их полного развития наступят эпохи Юпитера, Венеры и Вулкана. Но намeка на их развитие требует от человека уже земное развитие. И наша современность, в еe знаменательном катастрофическом движении, представляет собой противление человечества всему этому". Должно быть преодолено всякое социальное обособление, но в мир бросается дешeвая формула: люди должны группироваться по нациям!
     "Необходимо проникнуть взором в подобные факты, если желаешь обрести почву для понимания т.наз. мистерии зла". 185(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

521. "Никогда так сильно, как непосредственно в наше время, люди не жили во всеобщей ауре, которую они совсем не осознают". 165(13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

536. Дарвин не дал ничего существенно нового в дополнение к тому, что уже содержалось в ламаркизме. "Но только начиная с Дарвина это воззрение нашло широкое распространение. Это связано с жизненными отношениями XIX в. Жизнь стала другой. Сама социальная жизнь стала борьбой за существование. ... таковой она остаeтся и поныне". 53(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

588. "На поверхности мы видим, как в могучих волнах, которые значительно более переплетены, чем думают, ложь пульсирует через мир. Ложь имеет колоссально сильную жизнь".
     "Отрыв совести от того, что мы теперь постоянно характеризуем как истину, в XX в. достиг вершины, невиданной никогда прежде. Последствия этого тем хуже, что люди его совершенно не замечают, что как раз и характерно для нашего времени". 174(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

608. "Сначала человека принуждают защищаться, а затем объявляют его нападающим. Это, вообще, действенный метод, играющий в современном мире огромную роль". 174(20)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     143
. "В эпоху Августа человечество хотели лишить понимания древних культов. Стремились к тому, чтобы ... не вставал вопрос: что означает выступающее в культе? Это настроение во многих областях сохранилось и поныне. Существуют даже масонские ложи, где рассказывают курьезные вещи, например, о символике ... о понимании которой мало заботятся ...позволяется о символах думать все что угодно. ... В Риме это насаждали сознательно: культ без вопросов о его значении, исполнение культа без интеллекта и воли".
     Мистерия Голгофы помешала осуществлению намерений Августа. Но нечто от них все же осталось, как от Гондишапура осталось естествознание. Осталась католическая церковь. "Ибо католическая церковь — это истинное продолжение эпохи Августа. Форма, которую приняла католическая церковь, не основана на Мистерии в Палестине, не основана на Мистерии Голгофы. ... культ, живущий в католической церкви, — в него лишь воткано то, что перешло от Мистерии Голгофы; но в своих формах и церемониях он перешел из эпохи души ощущающей человечества". Конечно, в католическом культе сохранилось много святого, но правильное отношение к этому можно выработать, лишь оживив то, что умерло, что направлено лишь к душе ощущающей, оживив это с помощью духовнонаучного исследования. Наше время подобно времени императора Августа, только теперь развитие идет быстрее, т.к. изменилась скорость движения вперед различных духов высших Иерархий.
     Первая треть XX столетия ознаменована новым пришествием Христа Иисуса в эф.теле. Кто разовьет способность ощущать Его в созерцании, сможет получать от Него советы, вступать в непосредственное личное отношение к Нему. Все это напоминает августовы времена Рима перед Мистерией Голгофы. В современных внешних явлениях, приводящих к ужасным мировым катастрофам, можно ощутить тягу к культовому, вновь почувствовать нечто сакраментальное, культовое, но не древнее, о чем свидетельствует такой дух, как Новалис. Он не был удовлетворен протестантизмом и стремился к формам католицизма, но достаточно здоровым образом, чтобы не перейти в католицизм. Примером же иного рода, примером инвалидной жизни духа является Герман Бар, с которым я дружил в прошлом. "В подобных инвалидах душевной жизни мы видим, как они склоняются к ложно понятому католицизму также и в наше время. Герман Бар, Макс Шелер, Берри Мюнххаузен (1874-1949; поэт) и др. ... в индивидуальном своей душевной жизни они стремятся к католицизму", поскольку не способны к дей-ствительной мужественной активности душевной жизни. 184(15)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru