Главная
Предметный указатель
ДЕВАХАН- см. также МИРЫ, - духа |
Ошибка! Фрагмент 53 не найден.
Перейти к данному разделу энциклопедии
29. Пралайя — это Мировая Ночь, Мировой Девахан.112 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
32. "Необходимо, собственно говоря, только систематическое развитие сновидческого сознания, чтобы человек пришел к первому сознанию сверхчеловеческого рода... которому открыты события древней Луны. ...Если пробуждается глубокое сонное сознание (сна без сновидений), то оно становится сверхчувственным сознанием второго рода. ...оно достигает древнего Солнца". Конечно, есть и более высокие состояния сознания (3, 4, 5, 6 и до бесконечности), но их невозможно описать человеческим языком. "Вошло в обыкновение называть различные состояния сознания "планами": обозреваемое физическим сознанием называть физическим планом, обозреваемое первым сверхсознанием — астральным планом, вторым сверхсознанием — нижним Деваханом, третьим сверхсознанием — высшим Деваханом. Далее к этому присоединились бы план Буддхи и план Нирваны".137 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
38.
Явления | | Силы | Физический план | Действия | Арупа-план | | Астральный план | Чувства | Рупа-план | Девахан | Мысли | Астральный план |
93-а (21) Перейти к данному разделу энциклопедии
41. «Так отличаются существа по ступеням: | Человек | Животное | Растение | Минерал | Высш.Девахан | - | - | - | Я | Нижн. Девахан | - | - | Я | Астр. тело | Астр.план | - | Я | Астр. тело | Эф. тело | Физ. мир | Я | - | - | - | | Астр. тело | Астр. тело | - | - | | Эф. тело | Эф. тело | Эф. тело | - | | Физ. тело | Физ. тело | Физ. тело | Физ. тело | 95 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
Миры эфирный, астральный, душевный
52б. Чтобы составить представление об эфирном, нужно представить себе систему координат, противоположную декартовой. Ошибка "обычной теории эфира" заключается в том, что эфир представляют себе то в виде жидкости, то в виде газа. "Как только соприкасаются с эфиром, должны исходить от сферы и всю систему (координат) строить не изнутри (от точки), а извне". В синтетической геометрии продуктивное представление о пространстве дает гипербола, в которой две ветви полярно противоположны одна другой. "Четыре измерения имеем мы в сфере эфирного (астральный план), пять измерений — в сфере астрального (нижний Девахан) и шесть — на высшем Девахане. Так образуется духовное многообразие. Девахан, отбрасывая тень в астральном пространстве, дает астральные тела; астральное пространство как тень в эфирном пространстве дает эфирные тела и т.д." 324-а, с. 209-210, 99
Перейти к данному разделу энциклопедии
53. "Как эффект света, идущего от Земли, ослабевает вдали, так деятельность мирового эфира наиболее слаба вблизи Земли. Но как только мы выходим в мировые дали, суть эфирной деятельности становится все более явным фактом". Однако и у эфирного мира есть граница. "Мир — это замкнутое целое, и если дойти до его конца — это можно представить себе образно, — то человек тогда повсюду наткнется на внутреннюю поверхность шара. Там навстречу сияет астральное. Астральное начинает действовать извне, преодолевая эфирное". Далее идет со своими законами еще один мир, которому принадлежит наше "я".224 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
Акаша-хроника
72. На Девахане пребывает Акаша-хроника. "Нельзя сказать, что она рождается на Девахане — это происходит в более высокой сфере, — но здесь начинает становиться видимым то, что называется Акаша-хроникой. ...Она может простираться и ниже, вплоть до астрального мира, но там она ...обманчива". "Вильям Скотт-Элиот описал не Атлантиду, а повторение ее событий в северогерманских областях, произошедшее задолго до христианской эпохи. В основе ошибки лежит переживание Акаша-хроники на астральном плане, где она обманчива".99 (4) Самое тонкое эфирное течение образует акашу. В виде эфирных колебаний она пронизывает человека. "Это субстанция, сотканная из наших мыслей". Ее форма имеет вид двух завихрений (крабовидная), постоянно переходящих друг в друга. У нее горький вкус и темносиний до черного цвет.266-1, с. 176
Перейти к данному разделу энциклопедии
3. Возникновение жизни на Земле
Возникновение элементов и процессов
152а. "Сначала Земля была единым живым существом, потом: земля — существо воды + воздух — существо тепла + происходит взаимодействие, потом: земля + вода воздух + тепло потом: земля + земля вода + вода воздух + воздух". Д.40, с. 25 Следующие один за другим эоны совпадают с четырьмя элементами : огонь, воздух, вода, земля.Д.60, с. 31 Если не просто наблюдать, а пытаться созерцать воду, углубляться в ее природу, а затем
также созерцать свет, медитативно пережить, откуда свет возникает, так что весь окружающий мир превращается в текучий свет, сотворенный нами, то тогда можно попытаться оба созерцания соединить как бы химически. "Насквозь пронизанная светом вода есть тело, которое алхимики называли Меркурием. ... Но этот алхимический Меркурий не есть обычная ртуть. ... Необходимо сначала пробудить в себе способность с помощью чистых понятий породить себе из окружающего свет. Меркурий есть смесь света с созерцанием воды, пронизанная светом сила воды, которой овладевает человек. Это элемент астрального мира". Далее таким же способом силу воздуха можно химически соединить с порожденным чувством огнем; тогда мы получим "огненный воздух" (Фауст). Один элемент здесь вытягивается, высасывается из данного элемента, из воздуха, другой, огонь, тепло, нужно самому породить в своем внутреннем.
"Этот воздух плюс огонь алхимики называли серой, сульфуром, светящимся огненным воздухом. И если вы теперь светящийся огненный воздух соедините с водным элементом, то обретете истину той астральной материи, о которой в Библии сказано: и Дух Божий носился над "водами"". Третий элемент возникает, когда Землю лишают силы и эту силу Земли объединяют с духовной силой в "Звук"; тогда получают то, что здесь названо Духом Божиим. Это также называют "громом". Действующий Дух Божий есть гром, есть земля плюс звук. Таким образом, Дух Божий парит над астральной материей. Та "вода" не обычная вода, но то, что называется астральной материей. Она состоит из четырех видов сил: воды, воздуха, света и огня. Расположение (расстановка) этих четырех сил представляет собой астральное созерцание в виде четырех измерений астрального пространства.
Итак, мы видим, что астральное является наполовину субъективным, т.е. данным субъекту пассивно — вода и воздух, тогда как свет и чувство (огонь) объективны, т.е. активно явлены субъектом. Лишь наполовину можно найти астральное внешнее (как данное субъекту, полученное из окружения). Другая часть должна быть туда привнесена субъективно, собственной деятельностью человека. Из сил понятий и чувств (из данного) через деятельную объективизацию получают другую часть. Так что в астральном мы имеем субъективно-объективное. На Девахане же нет никакой объективности (просто данного субъекту). Там царит полностью субъективный элемент".324а, с. 58-60 "Через взаимодействие огня и воды, жары и влажности (через взаимодействие жары с холодом)
возникла кристаллизация и получился Четвертый элемент — земля". Получилась форма, мужское, человек. 266-1, с.331 "В учении розенкрейцеров подчувственным всегда назывался мир элементов огня, воздуха, воды и земли".266-2, с. 160 "Возрождающееся (воскресающее) : прорастающие силы. Двигающееся вперед — солевое, сдвинутое в меркуриальное; стремление на воздух. Меркуриальное сдвигается в сульфурное. Дух в соли — от Земли, как форма в растущее существо: в меркурий".Д.19, с.4 "Азот является восприемником формообразования; жизнь движется туда, где N получает условия для формообразования: там С (углерод) переводится духовным существом
в формообразование. Универсальная сила несет существо — из Н (водород) в О (кислород); здесь она находит эфирно-живое (а если несет в N, то находит астральное), а затем — в С. С: здесь следует искать дух, который формообразует. N: здесь следует искать душевное, действующее вовнутрь. О: здесь следует искать жизнь, выводящую форму вовне. Н: здесь следует искать то, что распространено во всеобщем. S (сера): это и есть указанная универсальная сила". Д.18, с.7 Сульфур-процесс, сгорание, лежит в основе всех мыслей. "Поэтому он соответствует "чувству" в божественном процессе развития. Можно сказать: период Сатурна был волей, период Солнца был чувством". Др. Луна — меркуриальный процесс — "...ступень творческих мыслей. ... Эти творческие мысли открывались как звук; благодаря ему из воды формировались тела
человека и животных". 266-1, с. 330
Без содействия азота не было бы сознания, астральное не смогло бы проявиться. Без тепла не было бы самосознания. Серный процесс означает сгорание. Солевой процесс — это сгущение, подобное оседанию соли. Знак Меркурия: вверху Луна, круг — это знак Солнца, крест соответствует Я. В середине Атлантической коренной расы в человека вошло Я. 266-1, с. 312-314 Перейти к данному разделу энциклопедии
399. "Астральный мир содержит в себе ужасную Камалоку, но ее нет на Девахане. Впервые лишь в состоянии Юпитера и Венеры через применение черной магии упадок коснется и Девахана. Тогда на Девахане свободно разовьется подобное тому, что сегодня мы имеем в астральном мире".107 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
433. Если говорить попросту, то имена Иерархий есть своего рода обозначения их должностей, их управления. Эти имена открываются человеку на нижнем Девахане; на верхнем же Девахане человек обретает возможность постигать этих Существ.119 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
491. "Человеческое "я". Для него тоже есть мировое окружение — это первая Иерархия".26 (к 69-71) Перейти к данному разделу энциклопедии
Девахан
63. "Существует мир гармонии сфер, проникающий в мир образов и цвето-существ. Его называют миром Девахана, или также ментальным миром, или миром Рупа-Девахан; в розенкрейцерском смысле мир гармонии сфер — это и мир инспираций, поскольку звук инспирирует, если для этого открыты чувства".99 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
64. С Марса начинается Страна Духов, ее твердь.141 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
69. В движении, примыкающем к розенкрейцерству (имеется в виду духовное течение, а не ложи. — Сост.), мир интуиции называется миром разума. Этот мир настолько выше обычного, что лишь его тени отбрасываются в мир людей. Понятия разума — это лишь слабые тени по сравнению с тем, чем является тот мир в действительности".99 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
267. Апокалиптические печати: "Они представляют собой образы определенных переживаний астрального мира". Они суть нечто большее, чем символы. Необходимо пережить их "...всей душой в едином настроении; необходимо душевно, внутри себя образовать их соответственно форме, цвету и содержанию, чтобы (при этом) внутренне жить в имагинации". К сверхчувственной реальности печати находятся в том же отношении, как тень к человеку. Это "теневой очерк астральных процессов". Первая печать представляет собой в общем и целом все земное развитие человека. В "Откровении Иоанна" ей соответствуют стихи 12-16, гл. 1. Если дать их исчерпывающее толкование, то получится толстый том. Наша печать (т. е. изображение) представляет все это образно. Добавим к ней лишь пару указаний. Среди телесных органов и "форм выражения" человека имеются такие, которые уже переступили состояние своего совершенства; другие находятся лишь на начальной ступени развития. К последним относится орган речи. В будущем он станет органом духовного производства. В мифах и религиях это нашло свое образное выражение в виде меча, выходящего из уст. В нашем изображении дело заключается не в том, чтобы дать чувственное выражение сверхчувственному. В образ надо вжиться, чтобы он пробудил силы, дремлющие в человеке, и благодаря этому в душе встанет сверхчувственный мир. Вторая печать представляет собой первое состояние развития земного человечества. Тогда еще души были групповыми. Существовало четыре вида таких душ, представленных в Апокалипсисе четырьмя животными: львом, тельцом, орлом и человеком. Третья печать представляет собой гармонию сфер (Страна духов). "Дующие в трубы Ангелы — это духовные пра-существа мировых явлений; книга с семью печатями указывает на то, что в переживаниях, которые в этих образах являются наглядными, "распечатываются" загадки бытия". Четыре апокалиптичесжх рыцаря — земные циклы развития. В четвертой печати указывается на тайну красной и синей крови; книга в облаках связана с будущим состоянием человека, когда все знание станет внутренним; к этому же относится и Солнце. Пятая печать имеет отношение к еще более отдаленному будущему, когда человек возьмет под контроль силы своей низшей природы. Тогда Солнце, Земля и Луна будут находиться в ином, чем теперь, отношении друг к другу. В шестой печати человек обретет еще большую власть над низшими силами мироздания. Михаэль тогда скует дракона. Седьмая печать связана с "Мистерией Грааля". Куб — это мир пространства. Исходящие из него мировые змеи представляют собой низшие силы, обращенные в высшие. 284(с. 36-39) Перейти к данному разделу энциклопедии
Чаши
284. В 7-й коренной расе ничего нельзя будет скрыть. Мысль не будет молчаливой, когда ее можно скрыть. Когда душа будет думать, мысли станут звучать вовне. "Для посвященных уже сегодня мысль звучит на Девахане. Но Девахан тогда опустится вплоть до физического мира, как в 6-м периоде времени (коренной расе) астральный мир низойдет вплоть до физического. Уже сегодня этот шестой период можно найти в астральном мире, а седьмой — в небесном мире". Все материальное тогда растворится и перейдет в астральное; возникнет астральное круглое мировое тело. А то, что окажется не в состоянии растворить материальное, образует, выделит иной материальный шар, на котором будут находиться существа, не смогшие восходить к духу. Сила любви, обретенная через Принцип Христа, окажется способной растворить материю. Противоположное божественной любви называют божественным гневом. Это техническое выражение. В течение семи культур 7-й коренной расы этот гнев скует вокруг себя материю, что в Апокалипсисе выражено в виде 7-ми чаш гнева. 104 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
Земной Девахан
425. "Человеческая душа идет от Земли в духовный мир, Христос из духовного мира сходит в земную сферу, соединяется с Землей, чтобы перейти в земную ауру путем великой жертвы. Это переход Христа с Девахана. И теперь в земной ауре Христос живет как в Самим Им избранном Девахане. ...Это Его Девахан".148 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
15. Страна Духов
872. "Жизнь на Девахане постоянно заполнена тем, что принесенный с собой экстракт (эф. и астр. тел) человек использует для того, чтобы облик своего ближайшего воплощения выработать в его праобразе. Этот праобраз формируется из плодов прошедшей жизни. Но сделать это можно лишь в том случае, если будут забыты трудности, пережитые в Камалоке".107(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
874. "Сердечность дружбы доставляет сообществу на Девахане пищу, обогащает его новыми формами. Это поистине является тем, что дает душе на Девахане питание". 95(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
875. "Ведь на Девахане вы не найдете табличек, где написано: душа чувствующая, душа рассуждающая, душа сознающая. Вы там найдете истинных существ, столь же реальных для духовного мира, сколь реален в физическом мире человек из плоти и крови".122(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
943. Вне всякого сомнения, люди на Девахане узнают друг друга, если даже одни приходят туда значительно позже других, ибо каждый свое внутреннее духовное существо носит там написанным на своем духовном лице. Люди там, намного более подходящим образом, чем это возможно в физическом мире,произносят свое имя, как свой основной тон.109 (16) Перейти к данному разделу энциклопедии
1125. "Вожделения, инстинкты вызывают душевную жизнь, и это ведет нас на нижний Девахан. И если от фальшивых мыслей мы отделываемся в Камалоке, развитые нами движения души идут с нами до мира Девахана и запечатлеваются в нас до следующей инкарнации, так что это выражается в нашей карме". Благородная душевная жизнь возвышает нас на Девахане, безнравственная — оскорбляет Декахан; Он нас тогда выталкивает.130 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
Оболочки, миры, жизненные процессы и восприятия чувств
1349. Первые три органа чувств строятся изнутри наружу; шесть дальнейших — с обеих сторон, изнутри и снаружи; три последних — извне вовнутрь. Для них сверхчувственная деятельность, строящая органы чувств, открывается т.обр., что она подступает к внутренней душевной жизни уже при ее образовании. В Я она в наибольшей степени обнаруживает свою собственную природу, но при этом стягивается в точку. "Чувство осязания в этом отношении образует некую противоположность Я. В осязании открывается тот сверхчувственный, или, если желаете, внесверхчувственный мир, который не может стать внутренним переживанием человека, не открывается через соответствующее ему внутреннее переживание". "Телесный облик в некотором отношении есть результат своеобразия органа осязания в различных местах поверхности тела".45, с.47, 49. "Мир, из которого образуется способность чувственного восприятия, подобно тому как, например, представления образуются из "чувственного мира", пусть будет назван "эфирным миром"; а то в человеке, что из этого "эфирного мира" рождается так же, как "я-человек" из чувственного мира, пусть будет названо "астральным человеком". ...Как в основе "чувственного мира" (мира чувств) лежит "эфирный мир", так в основе "я-человека" лежит "астральный человек".45, с. 115 "Из эфирного мира образуется астральный человек, как из чувственного мира — я-человек. Позади всего чувственного мира лежит взаимодействие между эфирным миром и астральным человеком. ... Так стоит ли искать эфирный мир просто вне человека? Ясно, что нет. Ибо через чувства жизни, движения, равновесия человек воспринимает свою собственную телесность, как через обоняние, вкус и т.д. он воспринимает внешний мир. Т.обр., для погружения в собственную телесность должно существовать взаимоотношение между эфирным миром и астральным человеком. А отсюда следует, что в своем телесном внутреннем человек должен иметь нечто такое, что подобно эфирному миру", — собственное эф. тело. Две силовые области приходят к противодействию в человеке. Астральный человек, находящийся во взаимоотношении с внешним эфирным миром, наталкивается на "внутреннего человека, который включает в себя формирующие силы и условия размножения". Это эф. тело. "И видно, как смыкаются человек и внешний мир. Сначала во взаимоотношение приходят чувственный мир и я-человек. В основе этого отношения лежит еще одно отношение: между эфирным миром и астральным человеком. В эфирном мире должны скрытно для чувственного мира существовать образующие силы для способностей внешних органов чувств, для обоняния, вкуса и т.д.. Внутри встает взаимоотношение астрального и эфирного человека, и в нем возникают восприятия чувства жизни" и т.д. А далее эф. тело служит еще размножению и др.45, с.119-121 "Двоякого рода существо пребывает в эфирном мире: то, которое воздействует на астрального человека, и другое, которое сильнее и воздействует на эфирного человека таким образом, что может отпечатлеть в нем формы органов чувств. Так обнаруживается, что из эфирного мира действует нечто такое, что подобно астральному человеку и что в эфирном человеке дает побуждение тем формообразующим силам, что создают (чеканят) органы чувств. ... Та часть эфирного мира, которая находится во взаимодействии с астральным человеком, может быть названа эфирным миром в узком смысле слова; другая же часть, к которой привело рассуждение, пусть будет названа астральным миром из-за ее родства с астральным человеком. Итак, можно сказать, что на я-человека действует чувственный мир,на астрального человека — эфирный мир, на эфирного — астральный мир". И как у физического человека множество инструментов чувств, отдельных "...областей чувств, так в астральном мире различимо множество различных силовых областей... Эти силовые области возбуждают в эфирном человеке соответствующие формообразующие силы, так что в физическом человеке образуются соответствующие органы чувств". Но действие при этом происходит разное. Например, в обонянии человек мало проникает во внутреннее вещества, в чувстве тепла — более. "Отсюда следует, что орган обоняния меньшими силами построен извне и большими изнутри"; орган тепла — наоборот. В ряду органов чувств существует степенеобразный порядок в действии внешних и внутренних сил. Первых три органа чувств — чувства жизни, движения, равновесия — в существенном построены изнутри. "Это означает, что в их построении деятельна та часть эфирного мира, которая развивается как эфирный человек. Это эфирный человек так формирует физ. тело, что оно делается способным на восприятия названных чувств. И он может его так формировать по той причине, что он сам побуждается к этому силами астрального мира". Здесь имеет место "...взаимодействие астрального мира и эфирного человека, которое не имеет ничего общего с взаимодействием эфирного человека и астрального человека. Иначе обстоит дело с обонянием, вкусом, чувством тепла и слухом. Здесь эфирный человек должен способствовать такому строительству, чтобы в области соответствующего органа чувств стало возможным взаимодействие эфирного мира и астрального человека. Это значит, что из астрального мира для каждого (из названных) органов чувств определенная сила должна воздействовать на эфирного человека. И из действия этих сил из астрального мира возникают в эфирном человеке формообразующие силы, ведущие к построению соответствующих органов чувств. Можно также сказать, что при образовании органов чувств жизни, движения, равновесия астральный мир взаимодействует непосредственно с эфирным человеком...". Во втором случае обращается внимание на астрального человека. При образовании органов чувств речи и понятия "...происходит намного более непосредственное взаимодействие между внешним миром и астральным человеком, чем в случае пяти предшествующих органов чувств. Это непосредственное взаимодействие приближается уже к тому, что имеет место между я-человеком и ощущением чувств, действующем в мимике, в физиогномике. Поэтому области этих чувств впервые образуются, когда человек приходит в соприкосновение с внешним миром, после рождения; тогда как формообразующие силы других органов чувств в существенном приносятся в мир вместе с рождением. Будет правильным сказать: в то время как силы для построения органов чувств жизни, движения и равновесия таятся глубоко за чувственным миром, силы для чувств речи и понятия находятся непосредственно за чувственным миром". Между теми и другими лежат силы астральных органов чувств. Я и осязание нельзя причислить к области органов чувств. Однако они образуют границы жизни чувственных восприятий. Я превращает их в душевные переживания, делает их совершенно внутренними, и они тогда больше не принадлежат жизни чувственных восприятий. Осязание оставляет предметы совершенно вовне. От них остается внутреннее переживание, лишь через сокрытое суждение находящее отношение к внешнему миру. "А это внутреннее переживание принадлежит области чувств жизни, движения и равновесия. Ясно, что тот внешний мир, который открывается в осязании, впервые может быть назван совершенно внешним, поскольку, чтобы быть воспринятым, он не нуждается в построении в человеке особого органа чувств. Между этим внешним миром и человеческим Я лежит область, из которой развивается четырехчленный человек". (Три тела и Я). В первых трех органах чувств открываются силы эфирного человека, изживающиеся в физическом человеке. Астральный человек здесь не берется во внимание. Силы работают во внутренней телесности так,как если бы астр. тела тут не было. Следующие пять органов чувств считаются с астральным человеком. В чувствах речи и понятия появляются силы, близкие к тому, что открывается через органы чувств. "В соответствии с этим следует различать чувственный мир, открывающийся в я-человеке и образующий его сознательную жизнь; непосредственно скрытый за чувственным миром эфирный мир, который образует астрального человека; в этом эфирном мире опять-таки таится астральный мир, который так формирует эфирного человека, что тот развивает формообразующие силы физического человека; но за этим астральным миром следует предположить еще один мир ... (пропуск в тексте подл.)". "Слух и чувство тепла более связаны с движением и с процессом согревания", предыдущие чувства — с процессами сохранения и роста. "Жизненные процессы роста и сохранения больше воздействуют на сторону внутренних чувств (жизни, движения, равновесия); согревание и дыхание более воздействуют на те органы чувств, через которые человек отворяет врата своей жизни вовне".45, с. 128-129 "Мы воспринимаем цветок и говорим: этот цветок прекрасен. Между восприятием и суждением здесь вдвигается Я. Что же касается вызываемого процессами дыхания, согревания, то это благодаря самому себе, без того, чтобы сюда вмешивалось Я, указывает на нечто подобное суждению. В переживании человека непосредственно заключено указание на нечто, соответствующее голоду и так связанное с ним, как вынесенное суждение — с соответствующим ему восприятием чувств. ... Эта (первая) связь поэтому должна быть названа открывающейся инстинктивно. И она имеет место во всех внутренних переживаниях, связанных с процессами дыхания, питания, роста. Поэтому необходимо делать различия между удовольствием от дыхания, наслаждением теплом, поскольку они являются инстинктивными внутренними переживаниями, и соответствующими им восприятиями чувства жизни. Волны инстинктивного должны сначала каким-либо образом ударить в я-человека, чтобы достичь чувства жизни. — И вот структура внутренних переживаний, разыгрывающихся благодаря указанным процессам позади я-человека, должна быть приписана астральному человеку. ... Как я-человек через инструмент органов чувств берет свои переживания из чувственного мира, так астральный человек — из мира, данного ему благодаря процессам дыхания, роста и т.д. Пусть этот мир будет назван жизненным. Ну а чтобы жизненный мир мог существовать, жизненные органы должны быть построены таким миром, который возвышается над всякой жизнью так же, как силы для построения органов чувств возвышаются над всем чувственным. Этот мир, опять-таки, открывается в своих действиях при построении жизненных органов". Но можно заметить, что жизненные процессы менее дифференцированы, чем восприятия чувств. Их органы перетекают одни в другие: легкие в кровеносную систему, а та — в обмен веществ. "Этим указывается на то обстоятельство, что соответствующие области того мира, в котором пребывают строящие их силы, также находятся в ином отношении друг к другу, чем силы, строящие органы чувств. Первые должны быть подвижнее, чем вторые. Переживание, например, вкуса может встретиться с переживанием слуха только в общем Я, которому они принадлежат. Чувство же роста через само себя выступает в связи с тем, что выражает себя в процессе дыхания. Чувство силы роста проявляется в приятности дыхания, в согревании и т.д., в возрастании внутренней жизни". У каждого восприятия чувств свой круг, область, а Я движется повсюду. Чувства жизни все подвижны и могут двигаться одни по другим. Но имеется и отчетливое отношение между чувственным восприятием и жизненным процессом. Возьмем органы дыхания и слуха. Оба они вырастают из организма навстречу внешнему миру, но если первый из них должен подходить только организму, второй — внешнему миру: области звука. "Это показывает, что силы, сделавшие орган слуха инструментом чувственного восприятия, принадлежат миру более раннему, или высшему, чем тот, в котором пребывают силы как таковые, которые, действуя в теле, образовали как орган слуха, так и орган дыхания". Подобное же можно сказать об органах выделения и чувстве вкуса. Разной высоты духовные существа строят органы чувств и органы жизни. Последние из них "...астральный человек чувствует как свои внутренние и инстинктивные переживания; первые — я-человек как чувственную действительность (чувственный мир). ... астральный человек в переживаниях чувств, данных ему благодаря процессам жизни, воспринимает откровения сверхчувственного мира, в которых органы этих процессов (органы жизни) воспринимают существ: 1)служащих жизни; 2) образующих из себя органы чувств. В таком переживании высказывается нечто такое, в чем другие инстинктивные переживания астрального человека сливаются воедино и свою высшую действенность открывают как формо-(облико) образующую силу. ... Чтобы стал возможным я-человек, силы сверхчувственного мира строят органы чувств. И поскольку человеческое тело есть носитель органов чувств, оно являет себя построенным из сверхчувственного мира. И лишь этот носитель органов чувств и назван физическим человеческим телом . Его пронизывает я-человек, чтобы с его помощью жить в чувственном мире. По этой причине в физ. теле можно видеть существо, построенное из сил, родственных в своей неповторимости самому Я. Внутри чувственного мира физ. тело человека может являть себя в чувственном откровении. По своей внутренней деятельности оно — существо сверхчувственного рода. Чтобы стал возможным астральный человек, сверхчувственный мир строит органы жизни". Эти силы открываются лишь в жизненных процессах. Органы жизни не могут воспринимать, поэтому ни непосредственно эти силы, ни их откровения в человеке воспринять нельзя. "Их откровение названо эф. телом человека. Как физический человек относится к я-человеку, так эф. тело человека — к его астр. телу. Физ. тело по его сути создано так, что делает себя чувственно воспринимаемым; эф. тело, как строитель органов жизни, может быть непосредственно, чувственнообразно пережито только астральным человеком". Итак, мы имеем четыре мира: 1)сверхчувственный мир, силы которого строят органы чувств; 2) тот, силы которого строят органы жизни (высший и низший духовные миры); 3) мир, в котором астральный человек приходит в такое отношение к процессам жизни, что они открываются в нем как жизненные инстинкты (это астральный мир); 4) мир, где я-человек имеет чувственные переживания благодаря органам чувств (это физически-чувственный мир).45, с.54-63 Астральный человек отражает процессы в органах жизни. Но эти его переживания не единственные. К ним следует добавить способность человека к движению. "Импульсы к движению заложены во внутренней жизни, поскольку она оказывается независимой от жизненных процессов. И в то же время, самоанализ показывает, что эти импульсы далеко не всегда проистекают от я-человека; они представляют собой инстинктивные переживания и потому принадлежат той же области, что и инстинктивные переживания, сливающиеся с процессами жизни, т.е. с астральным человеком. — Далее астральному человеку принадлежат переживания, которые могут быть: названы инстинктивными вожделениями (желаниями). Вожделения возникают на основе видимых восприятий. Только самоанализ в отношении их выявляет следующее. Видимые восприятия прежде всего ведут к суждению, если они восприняты я-человеком. Это суждение затем воздействует на астрального человека, если оно ведет к вожделению. В я-человеке образуется переживание: чувственно воспринятое ценно; к нему побуждается интерес. И если теперь интерес должен стать вожделением, то суждение должно быть взято импульсом астрального человека". Вожделения вызывают и жизненные процессы, но их природа иная. Переживание голода — это не вожделение. Лишь в форме суждения оно указывает на жизненный процесс. "Вожделение — это самостоятельное переживание, которое астральный человек присоединяет к чувству голода. Наравне с этим имеются вожделения, коренящиеся в астральном человеке, не будучи возбужденными жизненными процессами или внешними восприятиями. Некоторые желания (потребности) принадлежат области, из которой вырастают эти вожделения". Третий род переживаний астрального человека вдвигается между чувственным восприятием и переживанием я-человека. Это образ. Образ остается, когда чувственное переживание уже прошло, и он принадлежит к я-деятельности, к суждению. "Судить можно лишь на основе образов. В образе содержится переживание астрального, а не я-человека. Образ можно также назвать ощущением, если это слово применить не к чувственному переживанию. ... Как в отношении физического говорят об органах чувств, эфирного — об органах жизни, так в отношении астрального говорят об импульсах движения, о вожделениях и ощущениях. Органы для этих переживаний не могут происходить из самого астрального человека, ибо ему их нужно уже иметь, чтобы получить переживания". Они происходят из мира, лежащего вне астрального человека, но той же природы, что и он. "Только необходимо отличать астр. человека, каким он переживает внутренне самого себя в образах, вожделениях и импульсах движения, от астр.человека, который есть откровение лежащего вне импульсов движения и вожделений мира. Этого астр. человека следует отличать от первого, называемого астр. телом человека. ... Образ, возникающий благодаря чувственному переживанию, отделяется от этого переживания и остается как содержание астр.человека. Но в отдельном образе следует мыслить наличие сил, образующих органы астр.человека; но не так, как видимые переживания". Итак, имеется коренящееся в действительности тело образов, возжигающее из себя силы вожделений и движения. Жизненные процессы протекают один над другим, поскольку остаются самими собою. — Орган дыхания строится заново под действием процесса поддержания, но сам процесс дыхания не меняется. "Иначе обстоит деле с процессами движения, вожделения и ощущения образов". Они действуют следующим образом. "Ощущение образов рождает себя действенно в вожделениях; вожделения живут далее в импульсах движения. Поэтому правомерно сказать, что когда ощущение образа касается силы вожделения, то первое пронизывает второе, и в вожделении содержание ощущения образа живет далее. Таким же образом в движении живет вожделение — вместе с ощущением образа". Мир, из которого образуется астр. тело, есть астральный мир. Жизненные процессы должны сначала преобразоваться в жизненные инстинкты, чтобы стать импульсами в астр.человеке. "Итак, жизненные инстинкты, ощущения образов, вожделения и импульсы движения принадлежат астральному человеку, поскольку он уже предполагает наличие нижнего духовного мира и сам имеет свое происхождение в астральном мире".45, с.64-69 "Органы вкуса, зрения, тепла и слуха таковы, что в организме они образуются силами струящегося в нем вещества; для чувств обоняния, равновесия, движения, жизни и осязания внешнее вещество с его силами выступает как условие". (Напр.,для чувства равновесия необходимо трехмерное пространство, заполненное веществом). "Как жизненные органы в дыхании, согревании, питании указывают на вещественный внешний мир, также указывают на него и названные органы чувств. Зато выделение, поддержание, рост, воспроизводство, органы вкуса, зрения, слуха, слова, понятия и организм Я предполагают внутренний принцип образования, который может действовать во взятой вовнутрь вещественности".45, с. 95 Высший духовный мир. "Что следовало бы в нем искать? Не те силы, которые вообще образуют жизненные органы, но силы, которые своим образованиям насаждают задатки стать жизненными органами. Но эти силы следует мыслить как противоположности чувствам равновесия, движения и жизни. Если эти силы, до того как достигнуть границ своей действенности, удерживаются благодаря внутренним строящим процессам, при образовании указанных органов, то они тогда отпечатлевают из таких задатков к органам органы слуха, слова и понятия. А что получается, если они достигают границы, заложенной в их собственном характере?". Тогда в высшем духовном мире следовало бы искать покоящееся в себе переживание чувств, родственное земным чувствам понятия, слова или слуха. Но перед ним там, вверху, стоит не Я, а сущность, творящая его деятельность.45 с.97-98 Перейти к данному разделу энциклопедии
147. "Когда на Земле в душе или вне души звучат слова: Я есмь Брахман, или: Тat tvam asi (Это есть ты. Веды), —то это является земным отражением того, что как само собой разумеющееся переживание в сфере Марса звучит в душе в нижней сфере Страны Духов". 141 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
110. Вступая на Девахан, мы созерцаем физ.тело нашей прошедшей жизни вчлененным в континентальную сферу духовного мира. И здесь наступает очень значительное переживание: мы говорим ему "ты". Индийское Тат твам аси — это есть ты — предназначено подготовить ученика в физическом для этого духовного, посмертного переживания. 109(15)
Перейти к данному разделу энциклопедии
113. "Дэва — это Бог, Хан — область, жилище; Дэвахан означает, таким образом, обитель Богов". 94(20)
Перейти к данному разделу энциклопедии
114. "Пользуясь европейским выражением, мы назовем физический план малым миром или миром рассудка, астральный — миром элементарного, низший Девахан — небесным миром и высший Девахан — миром разума". Лежащее над деваханическим миром называют "миром Провидения. Выше мира Провидения лежит Нирвана. В европейских языках для этого мира слова нет. 116(1)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Посвящение Парсифаля 182а. "Грааль был из Англии перенесен в Европу и там Ангелами он удерживался парящим над Европой". 266-1, с. 518 "Одна высокая духовная индивидуальность особенно воздействовала в это подготовительное время из духовных высей на Европу и места ее Мистерий. Ее зовут Титурель. В качестве инструмента Титурель использовал духовных или светских водителей человечества и лишь в этом свете можно понять их действия". Титурель воспринял чашу Грааля, паря над европейскими землями, и лишь столетия спустя опустился с нею из духовных высей на землю и на горе "Целение" (Монсальват) основал место Мистерий Святого Грааля," когда некоторые люди созрели для восприятия тайны Грааля. "Каждого, кто созрел для такого посвящения, называли Парсифаль. Карл Великий, пришедший с Востока — он был перевоплощением высокого индийского адепта, — был инструментом духовной индивидуальности, символизированной в имени Титурель. Флор (Флос) и Бланшефлур, называемые роза и лилия, были в духовном отношении родителями Карла Великого". Они деятельно предстояли Мистериям, в которые позже вступил Парсифаль. Парсифаль должен был сначала очиститься от желаний и себялюбия, и тогда он пришел к королю Титурелю. С помощью длительных упражнений, напрягши все силы, он смог подняться к своему высшему Я. Он стоял перед самим собой, но сначала он должен был принести в жертву интеллект. "Он увидел свою физическую суть в виде символа. Весь физический мир исчез перед ним. Вместо него он увидел огромное растущее древесное образование, столь большое, как вся Земля. Вверху на нем он увидел большую белую лилию, растущую из дерева жизни. И голос позади него, голос Бланшефлур сказал: это есмь ты. И он увидел свою очищенную от страстей и вожделений душу. Лилия хотя и была великолепна, прекрасной формы, но была окружена таким запахом, что Парсифалю стало очень неприятно. Он узнал, что этот запах образован всем тем, что он отделил от себя, из себя в процессе катарсиса. Это окружало его теперь, и он понял, что должен вновь все принять в себя и преобразовать ... в чистый запах розы. Тогда символ исчез. Стало темно. А через некоторое время перед Парсифалем из темноты выступил другой символ: черный крест с венком из красных роз. Древо жизни было преобразовано в черное дерево креста, а прорастающие из него душистые розы образовались благодаря абсолютной самоотдаче белой лилией собственной жизни этому дереву. И голос Флор сказал позади него: будь и ты таким. Запах лилии исчез; его впитала роза. Но Парсифаль увидел, что одного этого очищения недостаточно, что он должен свое низшее я пригвоздить к черному кресту и жить, следуя примеру Христа, чтобы расцвели красные розы. С этим Парсифаль ушел в одиночество, день и ночь давая этому символу действовать в своем внутреннем". Символ постепенно побледнел, но действие его силы осталось, и Парсифаль почувствовал великое единство во всем. Он почувствовал Облекателя, Всепокровителя, как Он "... Свои силы со всех сторон посылает к нему, а себя он переживает точкой в центре этих сил. Он почувствовал, что эта точка в его внутреннем есть часть великого Всепокровителя. Но пришли силы, побудившие его к сохранению самости. И третья сила соединила оба течения, и получилось, что два пути, ведущие в разные стороны, соединились в круге. I. — это сила, входящая в нас, от которой мы должны научиться самоотдаче. Бессознательно мы благодаря ей можем концентрироваться на предмете. Ее следует искать в контемпляции (созерцании). II. — эта сила побуждает нас оставаться самими собой. Она дает нам энтузиазм, инициативу для жизни во внешнем мире. III. — эта сила побуждает нас все радостные и трагические переживания видеть как бы вокруг нас, а не в нас. Так эта сила действует в космосе, движет звезды, также действующие на нас извне. Эту линию часто заменяют нижней линией треугольника. Познавая эту силу, мы с невозмутимостью смотрим на все, что нам приносит жизнь, понимая, что тут действует движущий закон кармы. "Парсифаль завоевал все три силы. Он отдал себя им. Тогда слева и справа, словно опора под руки, явились ему, как бы теплое и холодное, крылья. ... А затем в области гортани он пережил два потока, идущие с обеих сторон. Они пришли от Ангелов света, несущих человеку духовный свет мудрости. Духовный свет он впитал в себя. Затем духовными ушами он услышал из мира гармонии сфер звуки, прояснившие ему смысл и назначение становления человека и мира. Вновь ожидал он некоторое время. Потом что-то сверху проникло в его голову, и его пронизал поток всех сил, что прежде струился сквозь него. И он почувствовал, как все его существо заливает сила Отца, Творца... Чувство слабостей и ошибок, своих и чужих. Закон необходимости, движущийся по кругу. Всякое страдание и радость рассматривать объективно, покидать себя и так вчленяться в творящий, действующий Космос. Целое. Образ Древа жизни, человека. И по мере того, как длилось это переживание, все существо Парсифаля выросло над целым в облике пентаграммы. Он почувствовал себя сыном Этого Отца. Он пережил истинность розенкрейцерского изречения: E.D.N. — I.C.M. — P.S.S.R. Все эти переживания имел Парсифаль, когда в одиночестве стоял перед Титурелем". 266-1, с. 506-511, 523 "У него было чувство, будто бы голова его чашеобразно открылась божественному свету, и в этом свете он узрел вестников Всепокровителя, нисшедших на него из высей. Он почувствовал, как из далей пространства пришли лучи и сошлись в одной точке, откуда излучились далее и пронизали его светом, который мудрость превращает в живую силу. Это открылось ему так, словно бы у него выросли два малых крыла. ... И он воспринял голос, который сказал ему: это свет Отца, из Которого ты рожден. И он узнал, что чтобы стать достойным этого рождения, ему следует зеленое дерево лилии превратить в черный крест, из которого растут розы, что он должен бы быть к мировому кресту привязан ... чтобы в Святом Граале воскреснуть". 266-1, с. 516-517 "Сын Парсифаля — Лоэнгрин. Он является личностью, которая не приходит к полному выражению в телесности. Лебедь есть выражение для высшей индивидуальности, которая облучает его". Эльза — человеческая душа. Она с благодарностью должна принимать дары свыше, не пытаясь исследовать их обычным земным рассудком; или высшее Я отступает от нас. Эльза является предостережением. "Никакую внешнюю мысль, чувство, ощущение внешнего мира не должны мы допускать в святилище наших медитаций и концентраций". 266-1, с. 527-528 В своем одиночестве Парсифаль пережил сдавливание всего своего существа, из чего развилось концентрированное чувство стыда. В нем был остаток его высокомерия. "Что называешь ты Меня благим? Никто не благ"... (Марк 10, 18). Вторым было чувство страха. Он осознал, что подобным Христу он не стал. "Будьте совершенны как"... (Матф. 5, 48). 266-1, с.532 Перейти к данному разделу энциклопедии
364. "В семи печатях мы видим образы астрального мира, в семи колоннах — понятия, какими они входят в космос, в наш мир, когда мы рассматриваем деваханический мир. Если, ощущая, вы вживаетесь в них (в колонны), то обнаруживаете, что они упорядочивают ваши ощущения так, как ничем другим они упорядочены в чувственном мире быть не могут, и способны образовать вам понятие той духовной музыки, или гармонии сфер, которая есть Девахан". Изображения капителей не должны висеть постоянно в жилом помещении. 284 с.86
Перейти к данному разделу энциклопедии
431. "Душевные способности, развиваемые ныне человеком в чисто душевной дружбе, — это деваханическая мудрость, возможность испытать духовное на деле. В какой мере человек вжился в подобные отношения, в такой он подготовил себя к Девахану. ... Поэтому люди должны сходиться в группы, дабы завязать чисто духовные отношения. Майстеры хотят через это вливать жизнь в поток человечества. Что в группе (ветви) совершается с правильным образом мыслей — это означает для ее членов открытие духовных глаз на Девахане". 93-а (14)
Перейти к данному разделу энциклопедии
633. "Мы имеем физический мир и мир рассудка, моральный мир, или небесный мир, — низший Девахан, и мир разума — высший Девахан. Космический мир отбрасывает свою тень в чувственный мир — это интеллектуальный мир, интеллектуальное ясновидение; из эстетического мира проистекают моральные ощущения; из мира разума — моральные импульсы к действию. Через самопознание человек может эти различные ступени воспринять в себе". 1. Чувственный человек. 2. Интеллектуальный человек (интеллектуально-физические восприятия физического мира). — Астральный мир. 3. Морально-ощущающий, эстетический человек; моральные и аморальные действия: нравится — не нравится. — Девахан. 4. Морально действующий человек. — Высший Девахан. 130(1)
Перейти к данному разделу энциклопедии
923. "На первой ступени ясновидения сны становятся все регулярнее, в них являются определенные образы, слышны полные смысла слова. Они все более и более приобретают смысл, который можно расшифровать и соотнести с действительной жизнью. Напр., человеку снится, что дом его друга горит, а затем он узнает, что друг заболел. Первые взгляды на Девахан являют его подобным небу, покрытому облаками, которые группируются и постепенно принимают живые формы. На второй ступени ясновидения сны приобретают очень определенные контуры. Это геометрические и символические формы великих религий, святые знаки всех времен, являющиеся, так сказать, речью творческого Слова, святые иероглифы космической речи: крест — знак жизни; пентаграмма, или пятиугольная звезда, — знак Слова; гексаграмма, или шестиугольная звезда, — знак макрокосмоса,
отраженного в микрокосмосе, и т.д. Но все — эти знаки, которые мы видим в абстрактных линиях, здесь являются цветными, живыми, сияющими на фоне света. Они хотя и не являются одеянием живых существ, но означают, так сказать, нормы и законы творения. ... На этой ступени своего ясновидения ученик еще стоит на пороге Девахана. И дело заключается в том, чтобы переступить его и найти вход, ведущий из астрального мира на первую ступень деваханического мира. ... На первой ступени Девахана человек видит астральные образы физического мира (сам физический мир образует там пустоты); это есть то, что называют твердью Девахана, негативной формой долин, гор, физических континентов. Когда человек медитирует с задержанным дыханием, то он достигает второй ступени Девахана. Пустые пространства, которые создает физическая субстанция, наполняются системой духовных течений.
Это течения универсальной жизни, которые пронизывают все; это океан Девахана. Здесь посвящаемый погружается в бьющие источники всякой жизни. Он видит эту жизнь как колоссальную сеть всеохватывающих потоков, каналов. При этом его пронизывает чуждое ему и совсем новое ощущение. Он чувствует, как начинает как бы жить в металлах. ... Существа, которых человек встречает в этих областях, описаны Дионисием Ареопагитом как Архангелы, или оживители металлов; они выступают на второй ступени ясновидения. Человек достигает третьей ступени Девахана, когда жизнь своего мышления отрывает от связи с физическим миром, когда в жизни мышления он может наполниться лишенным мыслей содержанием. Майстер говорит своему ученику: живи так, чтобы рассудочное мышление приводить в действие без предмета! — Лишь тогда откроется новый мир ... астральная душа вещей, воздух, деваханическая атмосфера.
Эта атмосфера совсем отлична от нашей. Ее субстанция жива, звучит, полна ощущений, как если бы она чувствовала. Она отвечает на каждый наш жест, действие, мысль, колебаниями, световыми явлениями, звуками. ... Так Девахан не отрывает нас от Земли, но являет нам ее извне. Человек больше не ощущает боль и радость как нечто такое, что разыгрывается в нем. Он рассматривает их объективно, как спектакль. Наступает новое время обучения в сочувствии и сострадании. Девахан — это школа, где человек учится и страдание, и радость этого мира рассматривать с более высокой точки зрения, где человек напрягает все силы на то, чтобы превращать страдание в радость, падения в подъемы, смерть в воскресение... На четвертой ступени проникновения на Девахан вещи являются в облике их пра-формы. Это больше не негативный аспект, а первоначальный тип, открывающий себя здесь.
... Это мир идей Платона, царство матерей, о котором говорит Гете и из которого он дает взойти фантому Елены. Что является на этой ступени Девахана, индус называет Акаша-хроникой. На нашем современном языке мы назовем это астральным образом всех мировых событий. Все, проходящее через астрального человека, утверждается здесь в бесконечно тонкой субстанции, которая, собственно, является негативной материей. ... Пятая ступень — небесная гармония сфер. ... Мы достигаем здесь области, лежащей по ту сторону звезд". Ученика на этой ступени называют лебедем (Лоэнгрин). 94 (12)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Переживание сфер 949. Чтобы проникнуть в лучшие части астрального мира, где человек не переживает лишения, необходимо упражняться в отречении, которое превращает ужасные астральные праобразы земных страстей в прекрасные образования. Необходимо отречься также и от всех имагинаций, тогда и астральный мир предстанет в истинном облике. "На Девахане человек переживает лишь блаженство, чистое блаженство". Но переживать это блаженство эгоистично, поэтому в противовес ему необходимо развивать чувство жертвенности, давать блаженству изливаться в мир. 107 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
956. "В сверхчувственных мирах имеется два коренным образом различных класса существ. Одни из них открывают все, что у них на душе, другие — ничего не показывают. ... Называя прекрасными тех существ, которые все показывают, ясновидящий испытывает по отношению к ним такие же чувства, как перед прекрасной картиной. И наоборот, как нечто весьма некрасивое, дурное ощущаются существа, скрывающие свое внутреннее". Если с понятием, созданным в чувственном мире, подойти к некоторым существам сверхчувственного мира, то может показаться, что они прекрасны, однако это может быть "дьявол в образе ангела". "Тогда бывает необходимо хорошенько обдумать, исследовать, много ли имеется в нас самомнения и эгоизма. При этом душа испытывает большие огорчения. Но горечь и страдания, которые переносит при этом душа, могут привести к кратковременному очищению, освобождению от
самомнения и эгоизма. ... тогда ... при известных обстоятельствах "ангел" перестает быть таковым и принимает весьма гадкие формы. ... тем, что мы прониклись чистыми чувствами, мы принудили это существо показать свой истинный образ. ... С какими качествами мы входим в сверхчувственный мир, такими и являются нам его существа". Стремясь к верной характеристике явлений, ясновидческое сознание относительно черта должно сказать: "это прекрасный черт", хотя по понятиям чувственного мира он насквозь гадкий. 138(3) Чтобы почувствовать истинную красоту, которая имеет мало общего со светским представлением о красоте, "направим наш взор на ночное, усеянное звездами небо и попробуем нашим внутренним целиком углубиться в него, чтобы в нас возникло чувство, что позади этого неба господствуют духовные существа. Нас тогда должно наполнить
глубокое интимное чувство кротости, благочестия. Или мы наблюдаем заход Солнца и при этом переживаем, как пламенеющий шар медленно погружается в пурпурный жар и скрывается за горизонтом, а тени становятся все длиннее и длиннее, и наконец вся окружающая природа погружается в сумрак. И тогда вновь смирение, кротость, благочестие охватывают наше существо и в нашей душе так сильно отождествляются с божественной силой, что вслед за тем в душе вспыхивает внутреннее Солнце и начинает сиять, светить подобно полуночному Солнцу, переживаемому учениками оккультизма в темные дни Рождества, когда оно (сквозь толщу Земли. — Сост.) являет духовных существ в их возвышенной красоте, во всем их величии. В таком духе следует размышлять, когда речь заходит о красоте; тогда такие мысли могут образовать понятие красоты. Красоту находят на нижнем Девахане. Оттуда она изливается из существ
к нам в виде прекрасных картин, образов, форм. Но на этом плане находится также и безобразное, что на Земле, возможно, называют даже "прекрасным". Всякую ложь мы находим там как безобразное". Там можно встретить даже ангелоподобных существ, образованных с помощью черной магии, которая стремится таким образом скрыть свои эгоистические цели. В одной из жизней довольно далеко ушедшие в занятиях черной магией оккультисты могут являться на нижнем Девахане замаскированными в прекрасные покровы. "Таким образом, в той области царит не только абсолютная, истинная красота; и лишь подлинное, глубинное благочестие способно раскрывать перед нами истинную деваханическую красоту". 265, с. 321-322
Перейти к данному разделу энциклопедии
|