Главная
Предметный указатель
ДОБРОДЕТЕЛИ - см. также МОРАЛЬ, КАЧЕСТВА — и многочленный человек |
1395. "Человеческое Я троично, ибо душа имеет три аспекта, три основных силы, из которых она состоит и которые неотделимы от нее. Эти три силы суть то, что мы называем душой ощущающей, рассудочной и сознательной. Они являются частями постепенно приближающейся к сознанию индивидуальности. Словами нашего языка мы можем обозначить их как ум, индивидуальность и моральность". Эту троичность мы можем обозначить как веру, любовь и надежду. Эти три способности превращают три души в Манас, Буддхи и Атма.127 (23) Перейти к данному разделу энциклопедии
"Платоновские добродетели": мудрость, сердечность, рассудительность, справедливость. Физическое, эфирное, астральное и Я. Душа сознательная
1409. Платон говорит о четырех добродетелях: о мудрости, сердечности (в смысле твердости духа — Starkmut, способности, дельности, содержащей в себе сердечную силу, т.е. душевной способности),о рассудительности и справедливости. Им в человеке соответствуют: Я, астр. тело, эф. тело и физ. тело. Через эти четыре добродетели моральные импульсы распространяются в человеческой ауре (см.рис.1). "При эстетическом переживании можно заметить, что человек живет более в окружении головы, а в голове он более захвачен своим астр. телом (рис.2).
Я — зеленое (мудрость), астр. тело — желтое (сердечность), эф. тело — фиолетовое (рассудительность), физ. тело — красное (справедливость).
Истина струится в эфирную часть головы, где рождаются мысли. "Когда мы постигаем истину, то вначале она действует вовне, в ауре (это видят после посвящения), через Я и астр. тело, и лишь затем в эф. теле головы, а грудная часть здесь переживается как физ. тело". Если мы хотим почувствовать истину, то она должна излучиться в грудную часть. Так спиритуальное переживается как моральное (рис.3). Через сферу морали, эстетическую сферу и сферу мудрости мы связаны с силами духовного мира. В физ. теле через мозг мы связаны с элементарными существами, принадлежащими сфере мудрости. При эстетическом способе рассмотрения (рис.2) нашу голову непосредственно окружают элементарные существа: эльфы, домовые и т.д. Далее (рис.3) нас окружают духовные существа, принадлежащие астральной сфере.170 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
1411. "Силы, обусловившие наше выпрямление в детстве, продолжают действовать, когда мы затем учимся говорить. Силы, действовавшие в раннем детстве, не теряются в дальнейшем. Они остаются, но действуют в добродетели, которая выражается в правильном, в правом, в добродетели всеобъемлющей справедливости. ... Сила, которую мы употребили, будучи детьми, чтобы из ползающего существа стать прямостоящим, живет в нас, когда мы развиваем добродетель справедливости, четвертую из названных Платоном (другие: мудрость, мужество, умеренность). Кто действительно упражняется в справедливости, тот каждую вещь, каждое существо ставит на правильное место. ... Мы укрепляемся в справедливости, когда развиваем силы, приводящие нас в духовное отношение со всем космосом. Справедливость определяет меру связи человека с Богом. Несправедливость означает потерю Бога, потерю своего божественного происхождения". "По-настоящему можно учиться, когда юность позади. ... беря в руки "Ифигению" Гете или "Телля" Шиллера, обычно думают: ведь это мы уже читали в школе. — Но думать так не следует, ибо эти вещи действуют наилучшим образом, если их читают в старости, т.к. тогда они служат справедливости и мудрости". Становясь мудрыми, мы можем свободно обращаться с Я и астральным, мы астр. тело преобразуем в Самодух, а с физическим мозгом остается связанным только эфирное". В отношении мужества "...человек свободен только своим Я и опору имеет в физ.,эф.,и астр. телах". В отношении умеренности, рассудительности "...мы становимся свободными только в ядре нашего Я, мы остаемся связанными нашим Я с физ.,эф., и астр. телами и работаем над его освобождением от них".159 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
1414. "Истина родственна физ. телу, красота — эф. телу, добро — астр. телу". "Нечестный человек отрицает духовное прошлое, лжец отрезает себя от своего духовного прошлого. Тупое презрение к прекрасному хочет основать на Земле места, где ему не светило бы Солнце духа, где бы оно могло пребывать бездуховно в бездуховном месте. Человек, отрицающий добро, отрицает, собственно, свое духовное будущее".220 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1416. "Приходящее из эстетической сферы действует непосредственно на астр. тело. И действует так, что возникает изумительная игра между астр. телом, которое интенсивно связано со всякой подвижностью — будь то нервная или мускульная подвижность тела, — и астр. телом, которое менее интенсивно связано с мускульной и нервной подвижностью головы. Астр. тело находится в ином отношении к голове, чем к остальному телу. Поэтому человек и имеет эти две астральности: относительно свободную в голове и связанную с физическим процессом в остальном теле. И эта свободная и связанная астральности начинают играть одна в другой через эстетические импульсы". "В истине человек открывает свое эф. тело, прежде всего, эфирную часть головы, космосу. В красоте он непосредственно открывает космосу астр. тело; в моральности — свое Я. Истина берет свое начало еще на др.Солнце, достигает своей вершины на др.Луне, живет дальше на Земле и получит свое завершение на Юпитере. Красота берет свое начало на др.Луне, продолжает развитие на Земле и достигнет завершения на Венере. Моральность впервые начинается на Земле. А завершения она достигнет на Вулкане, когда все пульсирующее в огневых процессах крови станет очищенным Я, станет Я моральным, полностью охваченным моральным, когда я-сила и моральная сила станут одним, а тепло крови — материальное в крови лишь внешний знак — станет святым огнем Вулкана".170 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
1423. "Моральность воздействует непосредственно на то, что мы называем Я. Оттуда она действует в астр. теле, в эф. теле и затем в физ. теле. Так что если моральность выражается в действии, то моральный импульс сияет в Я, оттуда — в астр. тело, оттуда — в эф. тело и оттуда — в физ. тело. Там он становится движением, становится тем, что человек совершает внешне и может воспринять так называемыми моторными нервами. Моральность есть нечто, действующее непосредственно из духовного мира в человеке сильнее ... чем красота и истина". Истины, также и духовные, приходят косвенным путем, через голову. "Моральные импульсы, если даже мы их постигаем совершенно духовно, как моральные идеи, приходят не окольным путем через голову, а затрагивают всего человека. Это факт: они действуют на всего человека". "Называемое нами до некоторой степени морально-эфирной аурой... действует на всего человека. Оно действует на Я, а Я действует во всем остальном теле, например в крови. Не правда ли, Я — это головное, что действует в крови. Моральность действует на кровь. ... Когда находятся под влиянием сильного морального импульса, то происходит непосредственное действие морального импульса на кровь. Это действие предшествует восприятию морального процесса головой".170 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
Мудрость, благочестие, уверенность. Астральное, эфирное, физическое
1443. "Мудрость дает астр. телу то, благодаря чему мы во все большей мере уходим от препятствующих сил. Благочестие регулирует силы и правильное членение эф. тела. Но то, что струится в наше тело благодаря тому, что мы узнаем о нашей связи с вечным, — это есть жизненная уверенность и она доходит вплоть до физ. тела".127 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
44. "У масонов иоанновы каменщики до сих пор говорят о значительности таких вещей, как Мудрость, Красота, Власть, но уже не знают о том, что благодаря этому развиваются эф.тело, ас.тело и Я вместе с их органами". 93-а(15) Перейти к данному разделу энциклопедии
|