Главная
Предметный указатель
ДОБРОДЕТЕЛИ - см. также МОРАЛЬ, КАЧЕСТВА — эфирного тела |
120. Бедные духом — это те, кто уже не могли в экстазе восходить к духу. Но этого и нельзя уже было делать. От этого стало необходимо исцеляться. Ранее от горя исцелялись, уходя в духовное, освобождаясь от "я". Теперь стало необходимо искать утешителя не вне, а внутри себя, укрепляя свое "я". Страдание должно стать испытанием. Все импульсы, поступки, страсти в прошлом как внушение приходили из астрального тела. Но возникла задача осознать свое "я" и обуздать, усмирить все то, что человек получил в астральном теле еще на др. Луне. Речь здесь идет не о "кротости" (неверный перевод), а о "невозмутимости". Первые три заповеди имеют отношение к физ., эф. и астр. телам (эф. тело осознает страдание, хотя и вслед за астр. телом). Далее мы подходим к работе "я" над душой ощущающей. Что обычно она ощущает лишь в физическом (голод, жажду), она должна научиться от Христианства переносить на духовное: голод и жажда вездесущей правды. В душе ощущающей "я" находится в состоянии смутного отупения, в душе рассудочной оно впервые загорается как человеческое "я", и оно равняет нас со всеми людьми, носителями "я": любовь вернется к тем, кто ее излучает. Подлежащее здесь равно сказуемому. В работе над душой сознательной "я" появляется в чистом виде, совершенно осознает себя, чистое в сердце, в крови, как носителе "я". Воспринявшие импульс Христа станут миротворцами в той части человеческой природы, которая лишь постепенно разовьется в Манас. И они в новом смысле станут "Сынами Божиими". "Исполнены Божественной силы те, кто при новом порядке, возглавляемом Христом, терпят гонения от сторонников старого порядка". Речь здесь идет о Буддхи. И последняя заповедь прямо указывает на Импульс Христа: "Исполнитесь божественной силы вы, особенно призванные нести в мир Имя Христа". 116 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
121. "Будучи выраженной для эф. тела, новая истина должна звучать так: переносящие страдания не могут более получать утешение от того, что они вживаются в духовный мир и позволяют притекать к себе потокам духовного мира в состоянии ясновидения; но когда они теперь сживаются со Христом, исполняются новой Истиной, то находят в себе утешение во всех страданиях". Для астр. тела новая истина звучит так: в прежние времена, если человек хотел избавиться от страстей, эгоизма, то в высших сферах добывал он силу; "...с ним предпринимались процедуры, убивавшие плохие инстинкты его астрального тела. Но теперь пришло время, когда человек через деяние Христа в своем "я" сам может обрести силу, чтобы обуздать, сковать страсти и эмоции своего астр. тела. ... Блаженны кроткие благодаря самим себе, благодаря силе "я", ибо они наследуют земное царство!" "Человек должен стать таким, чтобы, желая все более и более переживать в себе Христа, он в своей душе ощущающей переживал такую тягу, какую в ином случае он переживает в своем теле как голод и жажду. ... И если в своей душе ощущающей он исполняется силой Христа, то может достичь того, что в себе самом найдет возможность насытить свою жажду справедливости". "Когда человек воспринимает силу Христа, то в душе рассудочной он развивает те добродетели, которые идут от подобного к подобному, которые не приходят с Неба как вознаграждение, но вновь возвращаются к подобным существам, каков есть и сам человек. ...Блаженны милосердные, ибо достигнут милосердия".123 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
Вера, надежда, любовь. Астральное, эфирное, физическое и Я. Душа и дух
1394. "Силы веры — это важнейшие силы астр. тела, и как верно выражение "астр. тело", так верно и выражение "тело веры". "Эф. тело есть в то же время тело любви". "Мы имеем средоточие человеческого существа, человеческое центральное, сущностное ядро, Я. И это Я окружено, как своей ближайшей оболочкой, телом веры, а затем телом любви". Далее оно "окружено телом надежды — физ. телом".130 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
1414. "Истина родственна физ. телу, красота — эф. телу, добро — астр. телу". "Нечестный человек отрицает духовное прошлое, лжец отрезает себя от своего духовного прошлого. Тупое презрение к прекрасному хочет основать на Земле места, где ему не светило бы Солнце духа, где бы оно могло пребывать бездуховно в бездуховном месте. Человек, отрицающий добро, отрицает, собственно, свое духовное будущее".220 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1460. "Когда человек следует только заповеди, его Я работает над астральным телом; если же делать добро становится для него привычкой, то Я перерабатывает эф. тело".109 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
1461. "Если бы человеку надлежало придерживаться вечных моральных принципов, то ему было бы достаточно лишь усвоить эти моральные принципы, и тогда он проходил бы по жизни как бы с готовым маршрутом. Но ничего подобного в жизни нет. Скорее наоборот — свобода жизни заключается в том, что человек может заблуждаться на две стороны. А этим дана и возможность ... зла. Ибо, что такое зло? Зло возникает в том случае, если человек теряет мир, либо мир теряет человека. В избежании того и другого заключается то, что мы называем добром".155 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
674. "Преображающе на эф.тело действуют искусство и религия; последняя в особенности, поскольку культ повторяется ежедневно. Повторение — это волшебная сила, преобразующая эф.тело. Особенно сильно в этом смысле действует сознательная эзотерическая работа: медитации, концентрации". 100(16)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1152. "Кто хочет достичь инспирации, должен в более высокой мере, чем это необходимо в обычной жизни, вырабатывать добродетель морального мужества, непоколебимой силы духа. Ибо лишь обладающий моральным мужеством, кто не отшатывается в страхе от чего-либо угрожающего при определенных обстоятельствах его персоне, способен стойко держаться по отношению к тому, что говорит ему через инспирацию". В случае слабости человек услышит лишь эхо собственного существа как "духовные голоса". Укреплять моральное мужество следует "уже в физическом мире, прежде чем станешь духоиспытателем, чтобы душа действительно откровения того, что дается через имагинацию, могла воспринимать также через инспирацию". 62 с. 430-431
Перейти к данному разделу энциклопедии
1155. "В интуиции впервые человек достигает того рода познания, которое вводит его во "внутреннее" существ. При обсуждении инспирации было сказано немного о том превращении, которое должен испытать внутренний строй души духовного наблюдателя, если он хочет достигнуть этой формы познания. Было, напр., сказано, что неверное суждение должно говорить не только рассудку, но и ощущению, должно причинять боль и страдание. И наблюдатель должен систематически вырабатывать такое внутреннее переживание. Но пока эта боль вытекает из симпатий и антипатий Я, из его пристрастий, до тех пор не может быть и речи о достаточной подготовке к инспирации. Такое заинтересованное состояние души еще очень далеко, очень далеко от того внутреннего участия, которое Я должно принимать в чистой истине как таковой, если хочет достигнуть указанной цели. Невозможно подчеркнуть с достаточной
остротой, что, в сущности говоря, все формы интереса, которые изживаются в обыкновенной жизни как радость и боль в отношении истины и заблуждения, должны сначала умолкнуть, а затем должен появиться совершенно другой род интереса, лишенный всякого себялюбия, чтобы сделать что-нибудь для познания через инспирацию. Это качество внутренней душевной жизни есть именно одно из средств, для подготовки к инспирации. Существует бесконечное количество других средств, которые должны присоединиться к этому первому. И чем больше духовный наблюдатель утончает себя в отношении к тому, что уже послужило ему для инспирации, тем больше он может приблизиться к интуиции". 12 (4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|