Главная
Предметный указатель
ДУХОЧЕЛОВЕК |
89. "Для большей легкости обозрения здесь приводится общий итог фактов развития первой планеты (др.Сатурна). I. Это та планета, на которой развертывается самое смутное человеческое сознание (глубокое трансовое сознание). Наряду с сознанием образуется первый зачаток физического тела человека. II. Это развитие проходит через семь подчиненных ступеней (малых кругооборотов, или "кругов"). На каждой из таких ступеней вступают со своей работой над образованием человеческого тела высшие духи, а именно: в 1-ом кругообороте — Духи Воли (Престолы), во 2-ом кругообороте — Духи Мудрости (Господства), в 3-ем кругообороте — Духи Движения (Силы), в 4-ом кругообороте — Духи Формы (Власти), в 5-ом кругообороте — Духи Личности (Начала), в 6-ом кругообороте — Духи, или Сыны, Огня (Архангелы), в 7-ом кругообороте — Духи, или Сыны, Сумрака (Ангелы). III. В четвертом кругообороте Духи Личности поднимаются до ступени человеческого. IV. С пятого кругооборота открываются Серафимы. V. С шестого кругооборота открываются Херувимы. VI. С седьмого кругооборота открываются Престолы, истинные "Творцы человека". VII. Через последнее откровение, в седьмом кругообороте первой планеты возникает зачаток Духочеловека — Атма". 11 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
Общий очерк
90. С современными органами чувств др.Сатурн можно было бы пережить как "расчлененное в себе мировое существо, проявляющееся в смене состояний и состоящее только из теплоты". Это тепло душевного рода, без материальных носителей; его можно бы было почувствовать лишь внутренне. В этом тепловом состоянии на Сатурне существовала только физическая телесность, "управляемая физическими законами", проявляющимися лишь в тепловом действии. Никакой минеральной вещественности тогда не было. "Физическое тело есть тонкое, легкое эфирное тепловое тело". Оно было первым зачатком современного физически-минерального тела. "Атмосфера" Сатурна была духовного рода. Она состояла из существ высших Иерархий. Они погружали члены своего существа в тепловые тела Сатурна и выражали в них свою жизнь. Тепловые тела подобно зеркалам отражали им их жизненные состояния. Этими существами были Духи Мудрости (Господства). Но прежде чем Духи Мудрости получили эту возможность отражаться, Духи Воли пожертвовали своей субстанцией, которая и послужила началом бытия Сатурна. Далее идет совместная работа воли и жизни, что позволило Духам Движения (их низший член — астральное тело) отражения жизни тепловыми телами пронизать качествами своего астрального тела. В результате этого Сатурн начал извергать "в небесное пространство изъявления ощущений, чувств и др. подобные душевные силы", проявлять симпатии и антипатии, но не свои, "а только отброшенные назад душевные действия Духов Движения". Далее вступают Духи Формы. Их низший член — также астральное тело, но оно "действует так, что проявления ощущений извергаются в мировое пространство как бы отдельными существами". Они делят жизнь как бы на отдельные живые существа, и весь Сатурн состоит на этом этапе, подобно ягоде ежевики, из таких существ. На них воздействуют Духи Личности. И у них низший член — астральное тело, но оно действует подобно современному человеческому Я. Погружая его в тепловые тела Сатурна, Духи Личности сообщают им подобие действий человеческой личности. Но это лишь "скорлупа личности", ибо сама она — в окружении Сатурна. Собственно, с этого момента, когда Духи Личности заставили сатурнические тела отражать свою сущность, последние и сгустились до тонкой вещественности — "теплоты". "Во всем Сатурне нет внутренней жизни; но Духи Личности познают образ своей собственной внутренней жизни, притекающей к ним с Сатурна как теплота". Духи Личности в это время стоят на той ступени, которую ныне проходит человек. Они — "люди" Сатурна, но у них нет физического тела, а есть астральное тело и "я". В дальнейшем в мире Сатурна возникает своего рода внутренняя жизнь, появляется "трепетное" световое мерцание, как бы сверкают молнии. Тепловые тела начинают светиться. В действие вступают Архангелы (Духи Огня). Их астральные тела обретают чувства и ощущения лишь благодаря действию на тепловые тела. "Они не могут сказать себе: "Я есмь", — но говорят приблизительно так: "Окружающее меня дает мне быть". Их восприятия состоят в световых действиях, которые в некотором роде есть их "я"". Сознание у Архангелов образное, подобное человеческому сознанию во время сновидения, но гораздо живее. В результате взаимодействия Архангелов с тепловыми телами в общий процесс развития вводятся теперь в тонкой эфирной субстанциональности "зачатки" человеческих органов чувств. Тепловые тела, представляющие собой в этот период развития первый зачаток человека, не являют собой ничего, "кроме световых праобразов органов чувств", которые есть плод деятельности Архангелов. Одновременно с Архангелами выступают Духи Любви (Серафимы). Созерцаемое ими на Сатурне они жертвенно переносят, как образы, на Архангелов, что дарует последним сознание. Далее к световой игре присоединяются вкусовые ощущения; в мировом пространстве это воспринимается как своего рода музыка. Во взаимодействие с силами вкуса вступают Ангелы (Сыны Сумерков или Жизни). Их эфирное тело развивает деятельность, подобную обмену веществ. "Они вносят жизнь внутрь Сатурна"; в нем начинают происходить процессы питания и выделения. При этом Духи Гармонии (Херувимы) сообщают Ангелам сознание, какое присуще человеку во время сна без сновидений. Оно способно управлять жизненными процессами, но воспринимают это управление Херувимы. Вновь вступают в действие Духи Воли и придают человеческим фантомам простейшую форму сознания, которую ныне имеет минерал. "Человек являет на этой ступени в малом виде то же самое, что жизнь Сатурна в большом". И этим в физ. тело человека был заложен зачаток Духочеловека (Атма). Внутри Сатурна смутная человеческая воля действовала так, что это можно сравнить с запахом, а вовне — как бы личностно, но машинообразно, управляемая Духами Воли. Итак, в развитии Сатурна проявляются: теплота, световая игра, вкусовая и звуковая игра; наконец, выступает нечто, проявляющееся внутри Сатурна как ощущение запаха, а вовне "как машинообразно действующее человеческое "я"". С выступлением Духов Личности на Сатурне появляется время. Что было до того, можно назвать "областью пребывающего". Далее в развитии Сатурна начинается некоего рода отлив. Деятельность Иерархий приводит все бытие в чисто духовное состояние. Наступает промежуток покоя — Пралайя. "Человеческий зачаток переходит при этом как бы в состояние растворения", но не исчезает полностью. Он, подобно семени в земле, "покоится в лоне мира" до нового пробуждения. Духовные существа в этом состоянии приобретают способность работать далее над человеческим зачатком. Например, Духи Мудрости делаются способными не только наслаждаться жизнью в своем эфирном теле, но одарять жизнью других существ. 13 (4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Голгофа и Земля
432. "И как у человека, который, умирая, уходит с Земли, для оккультного взгляда видно эф. тело, которое он слагает с себя на третий день по оставлении физ. тела, так Христос оставил на Солнце то, что вы в моей "Теософии" находите описанным как 7-й член человеческого существа, как Духоче-ловека. Христос "умер с Солнца", Он умер космически с Солнца на Землю, Он сошел на Землю. С момента Мистерии Голгофы на Земле стало видно то, что было Его Жизнедухом. Мы оставляем жизненный эфир, эф. тело, жизненное тело после смерти; после той космической смерти Христос оставил Духочеловека на Солнце, а в окружении Земли — Жизнедух. Таким образом, начиная с Мистерии Голгофы, Земля овевается Жизнедухом Христа как своей духовностью".240 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
Душа и дух
197. "В душе надо различать три члена: душу ощущающую, душу рассудочную и душу сознательную. И подобно тому, как на душу снизу вверх телесность действует ограничивающим, так сверху вниз духовность действует на нее расширяющим образом. Ибо, чем больше наполняется душа истиной и добром, тем дальше и глубже пронизывает ее вечное". "Различие между Самодухом и душой сознательной можно уяснить себе следующим образом. Душа сознательная соприкасается с не зависимой от всякой симпатии и антипатии, довлеющей самой себе истиной; Самодух является носителем той же самой истины, но только воспринятой и замкнутой через посредство Я, через него индивидуализированной и воспринятой в самостоятельное существо человека, благодаря тому, что вечная истина становится т.обр. самостоятельной и связанной с Я в единое существо, само Я обретает вечность". "Душа ощущающая не только получает впечатления внешнего мира как ощущения; у нее есть своя собственная жизнь, которая, с одной стороны, оплодотворяется мыслью, а с другой — ощущениями. Так она становится душой рассудочной. Она достигает этого тем, что раскрывается вверх интуициям, как вниз — ощущениям. Тем самым она становится душой сознательной. Это возможно для нее потому, что духовный мир образует в ней орган интуиции, как физ.тело образует в ней органы чувств. Подобно тому, как чувства через душевное тело передают ей ощущения, так дух через орган интуиции передает ей интуиции. Благодаря этому Самодух связан воедино с душой сознательной так же, как физ.тело связано с душой ощущающей в теле душевном. Душа сознательная и Самодух образуют единство. В этом единстве живет Духочеловек как Жизнедух так же, как эф.тело образует телесную жизненную основу для тела душевного. И как физ.тело замыкается в физической коже, так замкнут Духочеловек в духооболочке".9 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
1338. Над нами распростерт огромный слой атмосферы, и он не раздавливает нас. Но дело здесь заключается не в противодавлении находящегося в нас воздуха. "Человек настолько силен, что в сдавленные части так выдвигает астральное тело, что оно восстанавливает нарушенное равновесие... В этой области дух можно буквально потрогать руками". "Поскольку овладение Манасом входит в земную задачу человека, то он иначе, чем Атма и Буддхи, воздействует на эф. тело. ... Он растягивает эф. тело. ... Результатом этого эластичного расширения эф. тела является то, что астр. тело также утончается и может расширяться. Его не выдавливают, оно может оставаться в расширяющемся эф. теле, ему дается больше места", возникает статическое чувство. С расширением же эф.и астр. тел возможность расширяться дается и физ. телу. "Через действие Атма физ. тело стягивается, через действие Буддхи — получает равновесие, через действие Манаса физ. тело освобождается. В результате в отдельных местах его физические частицы начинают выступать (наружу). Это происходит в слуховых каналах, в ухе". И это действие производится изнутри. Астр. тело делается шире, приходит в отношение с внешним миром, устанавливает равновесие с ним, и человек правильно ориентируется в пространстве. Если же орган нездоров, то астр. тело не достигает равновесия, у нас кружится голова, мы падаем.115 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1341. Когда физ. и эф. тела встречаются, то эф. тело как бы пронизывается неким другим течением. Человек сегодня этого не сознает. Это пронизание подобно воде, впитанной губкой. "Духочеловек, или Атма, — вот что пронизывает эф. тело". Атма стягивает эф. тело как бы судорогой, подобно тому, как холод сводит физ. тело. "Но человек не зрел для Атма, и оно как бы уничтожает его. Вследствие этого астр. тело выдавливается из человека. В той мере, в какой сжато эф. тело, приходит в напряжение физ. тело. Благодаря этому астр. тело превращается в воздух. Это напоминает выжимание губки. Все процессы в астр. теле становятся чувственными переживаниями (удовольствие, радость, боль). Этот процесс выжимания вызывает чувство, возвещающее о себе как чувство жизни. Это процесс в астр. теле. Он возвещает о себе как чувство свободы, силы или слабости.115 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
225. "Как в пределах физического мира каждое отдельное человеческое тело строится в виде особого существа, так строится духовное тело в пределах духовного мира. В духовном мире для человека точно так же существует внутреннее и внешнее, как и в мире физическом. Подобно тому, как человек берет вещества из окружающего его физического мира и перерабатывает их в своем физ.теле, так берет он духовное из окружающего его духовного мира и делает его своей собственностью. Духовное есть извечная пища человека. И как человек родился из физического мира, так же родился он и из духа в жилу вечных законов истины и добра. Он отъединен от находящегося вне его духовного мира так же, как он, как самостоятельное существо, отделен от всего физического мира. Это самостоятельное духовное существо пусть называется "Духо-человеком".9 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
226. "А поскольку физ. тело преобразуется дыхательным процессом, путем ритмизации дыхательного процесса, то просветленное сознанием физ.тело называют Атман. Христианская эзотерика называет его Отцом".96 (17) Перейти к данному разделу энциклопедии
229a. "Человек развивает Манас и создает предпосылки для возжигания Буддхи. Развивая Буддхи, он преобразует все свое астр. тело и так развивается другой полюс Кама (Буддхи). Кама, прежде наполнявшая его изнутри, стягивавшая прежде все вовнутрь, устремляется вовне и окружает, объемлет человека как Буддхи. Это инверсия, обращение (Umkehrunq) астрального. Кама воспринимается всеми благоволящими, направленными вовне силами. Затем в Буддхи является Атма". Д.69/70, с.21 "Когда будет достигнуто высшее состояние сознания, Атма избавится от всех оболочек и станет поистине всеобъемлющим, способным создавать новую Солнечную систему". Оно станет всевидящим. "Если Атма надлежит светить вовне, то оно должно обрести способность все отдавать; оно должно стать творческим. Оно становится таковым благодаря тому, что облекается в оболочки Буддхи и Манаса". Д.78, с.37 Перейти к данному разделу энциклопедии
Логика, диалектика 595а. Запись в записной книжке Рудольфа Штайнера: "новая логика". 266-3, с. 364 "Гордиться можно только ясным, логичным, правильным мышлением", если оно лишено всякой субъективности. "Никакая слепая вера не должна править в человеке; слепая вера в авторитет убивает логическое мышление и спиритуальность в человеке". 266-2, с. 73, 178 "Внутри западной культуры развитие должно исходить главным образом от контроля мыслей". Необходимо выработать чувствительность к нелогичному, неконтролируемому ходу мыслей (также и в книгах), испытывать от этого боль. "Логическое и чистое мышление также и на физическое тело действуют укрепляюще,
оздоровляюще, делают его менее восприимчивым к болезням". Например, математики реже болеют холерой. 266-1, с. 29, 266 Говоря о душе рассудочной в 4-й культурной эпохе, не следует связывать с ней что-либо интеллектуалистическое. Ее следует изучать на тех людях, "которые могли сделать подвижным в себе некий род старого ясновидения, т.е. не обученного, а атавистического ясновидения, наследуемого ясновидения, к которому и поныне могут взлетать довольно многие люди. У таких людей можно наблюдать, что, вообще-то говоря, они получают в душе мировое содержание, которое имагинативно, сформировано в образах. И если их попросить эти образы описать, то ... исключительно много рассудочного содержится в их описании образов. ... Они получают образы, но одновременно и то, что называется пониманием".
До XV в. люди не вырабатывали рассудка, как сегодня, но "неким образом инспирировались рассудком, держали его открытым". С XV в. рассудок нужно активно вырабатывать внутренне, в душе; необходимо развивать логику, которая не дается душе просто так. 343, с. 212 "Через такую абсолютную логику (у Гегеля) достигается колоссальная самодисциплина духа, составляющая идеал в наше время". Д. 30, с. 6 "Чтобы познавать истину, приходится догматизировать, но не следует в догме искать истину. Поэтому мы имеем жизнь ищущего истину человека, который переплавляет догму в огне понятия. Поэтому оккультист совершенно свободно принимает догму. Это познание, этот рывок (удар) в мир понятия и противоудар (рывок) называется диалектикой; установление же понятий есть логика. Итак, диалектика есть жизнь логики, и понимающий дух диалектики будет там, где он касается высшей сферы познания, жесткие, неподвижные понятия превращать в живые, т. е. делить их между определенными личностями. Он превратит логику в разговор. Поэтому Платон диалектизировал логику, превратил в разговор". У Гете: свет — форма; что великолепнее света? — Беседа. Д. 67/68, с. 32 "Необходимо выработать способность мыслить не дуалистически, а в троице. ... Персидский дуализм Ормузда и Аримана сегодня является дуализмом Люцифера и Аримана; посередине стоит Христос (в древности говорили о Митре): Он обусловливает равновесие". 342, с. 161 "Атма есть глубочайшая точка в нашем внутреннем. Творец же имеет Атма как точку исключительно в Его окружении". Д. 78, с. 35 Противоположностью излучающей во все стороны свет точки является распространяющий вовнутрь темноту шар. Такова "сфера" бесконечного пространства. Оно — не нейтральное темное образование, но со всех сторон заполненное темнотой пространство. Как линия, уходя в бесконечность с одной стороны, возвращается с другой, так свет приходит из бесконечности назад, как противоположность себе, в виде темноты. "Сфера есть противоположность точки. В точке живет пространство. Точка является противоположностью пространства. А что является противоположностью куба? Не что иное, как все бесконечное пространство за вычетом куба. ... Без полярностей мы никуда не сдвинемся, если хотим мир понять как силовой и динамический. Если оккультист представляет себе куб красным, то остальное пространство должно быть зеленым, поскольку красный есть противоцвет (дополнительный цвет) зеленого". Физический квадрат на Девахане, на ментальном плане имеет вид креста. "Физический противообраз ментального квадрата лучше всего представлять себе в виде затора, застоя двух перекрещивающихся течений". Одни потоки сил идут от центра вовне, другие — извне к центру. Квадрат в физическом мире возникает как ограничительный затор этих течений. В случае куба нужно представить себе три перекрещивающиеся оси. 324а, с. 31-32, 42-44 Перейти к данному разделу энциклопедии
|