Главная
Предметный указатель
АНТРОПОСОФИЯ - см. также ГЕТЕАНИЗМ — и мораль |
250. "В моральной сфере Антропософия есть воспитательница долга правдивости". 155 (5)
Перейти к данному разделу энциклопедии
251. Криминалистика открыла, что у людей с преступными наклонностями малы затылочные части мозга. Тогда, если быть последовательным, нужно было бы признать: человека вешают за малый размер затылочной части мозга. Духовная же наука говорит, что если эти части малы, то их эфирную часть можно выработать необходимым образом, вызывая те либо иные чувства, если мы заметили нездоровые задатки. И человека можно спасти. А в следующем воплощении эти части мозга будут выработаны особенно гармонично. Такова моральная сторона Духовной науки. 168 (2)
Перейти к данному разделу энциклопедии
297. "Быть сегодня духоиспытателем — это в большей мере вопрос мужества, чем интеллектуальности. Это, по сути говоря, есть нечто моральное, поскольку оно должно противостоять моральному грехопадению". "Самоотверженность необходима для действительной Антропософии". 220 (9)
Перейти к данному разделу энциклопедии
310. "Усиленное стремление к познанию углубляет душевную жизнь до той области, где нас подстерегают высокомерие, переоценка себя, безучастность по отношению к другим людям и многое другое. Кто меньше стремится к познанию, тот все равно входит в эту область, но в меньшей степени. Ему тогда предоставляется возможность спать в глубине души. Подвижная жизнь познания тревожит этот сон. ... Антр. Общ. должно бы было существовать для того, чтобы путем ухода за благородной жизнью чувств и ощущений противодействовать подстерегающим опасностям. В природе человека заложены инстинкты, вызывающие страх перед познанием; и он чувствует подобные связи. Но кто из-за этого позволяет дремать своим стремлениям к познанию, поскольку их культивирование приводит к брожению некрасивые чувства, тот этим отказывается от намерения развить в себе истинного человека. Это недостойно человека — парализовать понимание (проницательность) из страха перед слабостями характера". 37 с.54
Перейти к данному разделу энциклопедии
313. "Антропософия менее всего присутствует здесь для того, чтобы наполнять головы мыслями. Антропософия присутствует здесь для того, чтобы всего человека наполнить прозрением относительно Вселенной, наполнить поклонением, почитанием Мироздания. Во все предметы и все процессы мира должно быть вовлечено, я бы сказал, внутреннее душевное жертвенное служение человека. И это жертвенное служение должно стать познанием". 243 (3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
329. "Кто воспринимает духовнонаучные истины из каких-либо личных интересов, напр., потому, что он хочет принадлежать к какому-либо обществу и не нашел пока ничего более подходящего, чем Антропософское Общество, кто вообще вносит прежде всего личные интересы в это Общество, тот обнаружит, что духовнонаучные истины в первую очередь будят в нем низкие инстинкты, может быть даже самые низкие инстинкты". 177 (3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
434. "Не столь важно как можно большему числу людей сообщать теософские знания, сколь постоянно, беззаветно и серьезно работать в ветвях, работать гармонично, с обоюдной преданностью и в согласии. Благодаря этому Майстеры Мудрости и Созвучия Ощущений получают возможность давать своим силам изливаться в такие центры. И можно не сомневаться, Майстеры Мудрости и Созвучия Ощущений дадут своим силам излиться в такие ветви, примут участие в их жизни, если в них постоянно будут работать с преданной самоотверженностью и в гармонии". В наше время все хотят соединяться в общества (географические, философские и др.) и союзы. Но у антропософов это обстоит иначе. "Там, где антропософы соединились (в группу), они не хотят быть объединенным всеобщей истиной, всеобщим убеждением, догмой, но они хотят соединиться в том, к чему может проникнуть рассудок, интеллект и сердце, которое одновременно способно любить. Теософы хотят наполняться общей жизнью. В их душах, когда они соединяются, должна течь общая спиритуальная жизнь. ... Дело не в том, что говорит тот или другой на таких собраниях, много или мало он изучил, является ли он тем или другим, но в том, наполнены ли те, кто соединились вместе, этой правильной спиритуальной жизнью, которая из их средоточия устремляется вовне, чтобы во все большей мере быть понятой современным человечеством". 264 с.402
Перейти к данному разделу энциклопедии
437. Об антропософских собраниях: мы "не должны спрашивать, насколько скучно они протекают, но: насколько ленив был я сам? Мы сходимся не для того, чтобы учиться, но мы работаем с душой, с духом, когда творим мыслеформы, которые оказываются созвучными (для присутствующих). Каждое антропософское собрание, каждая ветвь должна быть аккумулятором силы. ... Сила такой ветви таинственными волнами идет затем в мир". "Мы не берем — мы даем". "Нам следует осознать, что плохая мысль, с которой я встречаю своего ближнего, мысль с антипатией, ненавистью, является для его души тем же самым, что и пощечина". Лишь поняв это, можно стать антропософом, ибо лишь тогда только мы признаем, что дух есть действительность. Когда современные люди собираются, скажем, всемером, то у них имеется 13 мнений и они готовы разбиться на 13 партий. Антропософия противопоставляет этому идею братства. Мы лишь тогда "вполне поймем эту идею братства, когда будем в состоянии братски пребывать вместе при наличии самых широких различий в мыслях. Мы хотим не просто быть внимательными, ценить личность ближнего и признавать вполне его человеческое достоинство, но хотим проникнуть во внутреннее души нашего собрата, признать его как душу. Вот тогда мы и сможем сидеть и оставаться с ним вместе, если даже имеется большое расхождение во мнениях. Никому не следует уходить из антропософского братства, сообщества из-за различий во мнениях. ... Пока мы братски не найдем друг друга, мы будем не в состоянии проходить через основополагающие антропософские идеи. В ином же случае мы сможем из собственных душ извлекать глубочайшие тайны, которые там дремлют...". 264 с.370, 373-375
Перейти к данному разделу энциклопедии
443. "И когда мы полностью живем в нас самих, но не для нас самих, а для всех людей, то это и есть истинная духовная терпимость". 121 (II)
Перейти к данному разделу энциклопедии
444. Необходимо быть терпимым по отношению к заблуждениям. "Но упражняться в терпимости означает не принимать заблуждения, а обращаться с ними любовно; иначе был бы совершен грех против Духа Святого". 284 с.159 "Люди, действующие совместно в братских отношениях, совершают волшебство, ибо в их круг входит высшее существо. Если мы соединяемся в братство, то это соединение, это вступление в общность закаляет, укрепляет наши органы. И когда мы потом как члены такой общности действуем или говорим, то говорит или действует в нас не отдельная душа, а Дух общности (общины). В этом заключена тайна прогресса будущего человечества, которое будет действовать исходя из общности. ... Лишь тот действует наилучшим образом, кто желает выражать не одно лишь свое мнение, но то, что он видит в глазах своих собратьев, кто исследует в области мыслей и чувств своих ближних и делает себя их слугой. В этом кругу лучше всех действует тот, кто способен действовать практически и не щадить своего мнения. Если мы таким образом стремимся понять, что наши лучшие силы проистекают из соединения, объединения и что объединение базируется не на просто абстрактной основе, а прежде всего действенно в антропософском смысле при каждом усилии в каждый момент жизни, тогда мы пойдем вперед. Только ни в коем случае не следует быть нетерпеливым в этом движении вперед". "Никто не сомневается, что оскорбляет человека, вредит ему, когда бросает ему в голову камень. Но что хуже того действует чувство ненависти, еще сильнее вредит душе человека, кому она адресована, чем брошенный камень, об этом люди не думают". "Быть терпимым в духовнонаучном смысле означает ... уважать свободу мысли другого. Спихнуть человека с его места — это хамство, но если то же самое делают в мыслях, то никому не приходит в голову, что он делает недозволенное. Мы много говорим о необходимости ценить чужое мнение и не склонны заставлять себя делать это. ... Требуется значительно больше сил выслушать другого с пониманием, чем его прервать. ... Кто прерывает другого, не дает ему высказаться, тот, если это рассмотреть духовнонаучно, совершает нечто, подобное подножке". 54 (8)
Перейти к данному разделу энциклопедии
473. Антропософов не миллионы, а тысячи. "Это значит, что они должны во всех отдельных случаях развивать в себе больше мужества, больше энергии, больше терпения, больше терпимости и прежде всего большую правдивость". "Антропософия в себе является невидимым человеком, который ходит среди видимых людей, по отношению к которому человек имеет величайшую ответственность. Она должна быть действительно принята как невидимый человек, как некто реально существующий, у которого нужно спрашивать, что он думает об отдельных поступках в нашей жизни". Все в нашей работе должно быть обосновано перед ним. "Это относится к условиям жизни: Антропософию рассматривать как живое существо. Оно должно отмереть лишь тогда, когда число сторонников Антропософии безмерно возрастет. Итак, необходимо: настоящая серьезность должна возрастать с каждым днем. Тогда можно будет не сомневаться, что все, совершаемое нами, будет правильным образом освещаться и вестись далее". 258 (7)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|