Главная
Предметный указатель
ДУША - см. также ДОБРОДЕТЕЛИ — групповая |
165. Среди человеко-животных (лев, телец, орел) одни, незрелые, слишком рано сошли в физическое и стали животными, другие могли ждать в воздушно-эфирном бытии, лишь нижней частью тела касаясь физического. Они-то и стали людьми.106 (8) Перейти к данному разделу энциклопедии
167."Организмы, пришедшие в состояние жесткости в лунное время (когда Луна еще не выделилась из Земли), уже не могли измениться. Ими обладали души, вообще не готовые воплощаться как индивидуальности; это души, остановившиеся на лунной ступени. Они выработали все, что могли, на лунной ступени и поэтому могли овладеть этими организмами как групповые души".120 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
171.Перед выделением Луны души покидали Землю. Но поскольку тогда преобладал групповой характер души, то они при этом растворялись в душе вида. Незначительная часть сильных человеческих душ смогла все перенести и преодолеть. Они поддержали течение эволюции, спасли человечество в критический период развития.120 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
308. Еще в Греции общий дух, народное, родовое "Я" жило и действовало в отдельных индивидуальностях. "И не будет фигуральным выражением, но реальным и истинным, если сказать, что храм (греческого города) был действительно жилищем городского "Я", групповой души. Там она имела свое главное местопребывание, и жрецы храма служили ей. Через инспирщии они воспринимали ее поучения — через оракула — и вносили их затем в мир, дабы свершилось то или другое". В войнах же пытались захватить в плен жрецов городского храма. 126 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
432. I Иерархия: творение мира, творение Существ, Духи кругооборота времен. II Иерархия: себя-созидание, возбуждение жизни, групповые души. III Иерархия: откровение, наполненность духом, духи природы.136 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
473. Души народов ассиро-вавилонской и египетской культур больше занимались собственной жизнью и "... мало предавались индивидуальной жизни отдельного человека". Отдельная душа тогда в некоем растворении идентифицировалась с Душой народа. Но народные души греко-римского времени меньше занимались собой "...и с любовью предавались человеческой индивидуальности". Этим было обусловлено все величие искусства того времени.64 (с.121-123) Перейти к данному разделу энциклопедии
Групповые «Я»
537. «Духовные существа, которые отделяются от второй Иерархии и нисходят в царство природы, являются теми существами, которых мы в оккультизме обозначаем как групповые души растений, животных -- групповые души в отдельных существах... ... как духи природы являются отпрысками существ третьей Иерархии».136 (4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
5. «Элоимы своими космическими размышлениями воспроизвели в tohu-wa-bohu разделение на два элементарные состояния. Одно стремилось кверху, чтобы превратиться в пар, — это водное в переходе к газообразному; другое имело наклонность изливаться вниз — это водное, которое, становясь все гуще, сплачивается в одну массу. «Боги отделили воду, которая над твердью, от воды, которая под твердью, — и стало так». Это, можно сказать, даже идейное разделение. На древнееврейском языке здесь стоит «rakiah», а по латыни — firmamentum. «Это слово отнюдь не означает разделение именно на две силы различного направления». «В начале творения Элоимы отделили воздух от воды. Затем они производят разделение внутри самого водного, отделяют то, что мы теперь называем водою, от... новой ступени уплотнения, от твердого». «Далее твердь из себя самой производит, как повторение, растительное. ...Проявление растительного в так называемом третьем дне творения есть... повторение в твердом элементе того, что уже было на др. Солнце, есть как бы космическое воспоминание. В космическом размышлении Элоимов восстановилось то, что было на др. Солнце в состоянии газообразном; теперь это выявилось в твердом состоянии, в воде, в растительности... но еще не индивидуализировалось, как теперь. ...Тогда существовали лишь групповые души растений». Сказанное в Библии: «И произвела Земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее...», — следует понимать так: согласно роду, родоподобно, «...потому что все существовало в образе групповых душ... а не индивидуально, как теперь. ... Из космически-мысленной деятельности произрастали формы родов... душевно-групповое растений». Животное царство появилось на др. Луне лишь тогда, когда выделившееся солнечное стало действовать извне. Земля могла повторять лишь то, что раньше было создано из единства. Поэтому новые силы Элоимы своим космическим мышлением изливают из небесного пространства. С земным бытием сочетается космическое — возникает животное царство (5-й день творения). Слово «rakiah» — твердь, содержит в себе нечто активное, пробуждающее. «И более точная филология нашла бы, что в слове этом скрывается именно то, на что здесь указывается, а именно, что Элоимы возбудили в элементарных массах вещества нечто, сравнимое с возбуждением в частицах хладниевых фигур, когда звук приводит их в порядок». «Мысль Элоимов творит, создает и формирует существ». Много сил было потрачено на истолкование дней творения, ибо Солнце было создано на 4-й день; при этом слово «jom» переводится как «день». Но «jom» — это сущности, подобные «эонам» гностиков. Это Архаи. «Когда Элоимы своими высшими упорядочивающими силами создали свет, то они на свое место поставили «jom», т. е. первых Духов Времени, Архаев». Всего их было семь. Когда выступил первый из них, то с этим было сопряжено «Ereb» и «Boker». Это не «вечер» и «утро». «Мы должны сказать: и был «Ereb», т. е. запутанное, беспорядочное, и стал «Boker», т. е. порядок, или упорядоченное». 122(4,5) Перейти к данному разделу энциклопедии
16. На др. Луне и при повторении ее состояния на Земле человек имел пузырь для плавания, который затем превратился в легкие. Этот процесс описан в Библии в словах: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». 99(11) Перейти к данному разделу энциклопедии
17. «Вы должны знать, что когда в древнееврейских текстах речь идет о Божественном, то это всегда относится только к царству Ягве: к тепловому эфиру, к существу воздуха и существу воды... Ягве обратился к Земле и создал человека из праха земного. Он взял то, что входит в его царство, для создания внешнего человека. — Библия выражает это отчетливо. ...Затем он вдохнул (в сотворенное) то, что исходит от него, — животную душу, Нефеш. Это есть то, что он дал из себя, это пришло из его царства, где он господствует». 203(15) Перейти к данному разделу энциклопедии
58. Иезекииль — посвященный. Групповые души выступили перед ним в форме четырех символических животных. 104 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
268. "Что в нас как вечное существо проходит сквозь инкарнации, оно того же рода, что и создавшее семичленные планетарные царства. Поэтому человек держит в своей правой руке символы семи планет". "В отдаленном будущем человек снова возвысится до состояния групповой души, но в высшем смысле сознательно". Символ этого будущего являет вторая печать. "Из этих четырех групповых душ исшел человек, и в них он опять вернется". Групповая душа сама является продвинутой, она уже на астральном плане индивидуализирована как человеческая душа. Ее символ мы видим в середине. Это Душа Христа, символизированная Агнцем. Она завершает четыре другие групповые души. Семицветная радуга — это творческий Мировой Принцип, действующий семичленно внутри человеческой эволюции. Чтобы понять значение двенадцати цифр, необходимо вспомнить то состояние, когда Земля, Луна и Солнце были одним телом. "С этим единством было связано состояние, каким оно изображено здесь. Та форма космического строя была необходима для того, чтобы человек мог стать групповой душой. Наше современное исчисление времени связано с положением небесных тел. В том праотдаленном прошлом, когда Земля еще не вращалась вокруг Солнца, все временные отношения неизбежно были другими. Не было ни дней, ни часов. Само Солнце совершало свой путь, и существовал большой космический циферблат. Он был образован теми положениями, через которые проходило Солнце. На наших часах часовая стрелка проходит в течение суток два кругооборота. Так и в том далеком космическом исчислении времени Солнце дважды обходило круг Зодиака: однажды это было светлое время, в другой раз — темное. Такое двойное прохождение через те же самые позиции называется "прохождением перед древними братьями космического строя". В Апокалипсисе речь идет о 24-х старцах. Так учрежден род мировых часов". На пятой печати мы видим состояние, когда Солнце и Земля соединятся, а то, что будет из этого выделено, станет Луной. Наивысшее, к чему может стремиться душа, Гете назвал "вечно женственным". "То, что в человеческой природе преодолеет негодную материю, будет обозначено женским. Когда земля соединится с Солнцем, сам человек станет Солнечной женой. Соединение образует человек. Негодная материя, представленная как Луна, попирается ногами. Что должно быть выброшено, когда Земля станет Солнцем, представлено драконами". Третья печать. "Чаши означают так называемые Чаши гнева. Это значит, что человек, достигший духа, преодолеет, преобразует то, что называется гневом. ...поэтому Чаши изливаются". Четвертая печать. Человек является отображением мировой эволюции. Поняв это, он сможет читать себя самого, сам станет книгой. Облако — это современный воздух, которым овладевает гортань. Лик на Солнце характеризует силу, рождаемую человеком, которая Землю преобразует в Солнце. На ступени, которую характеризует эта печать, человек созерцает в астральном мире, на что указано радугой: "человек становится космически творящим существом". На седьмой печати изображено состояние, в котором человек кроме трех измерений познает идущие им навстречу контризмерения. Они представляют собой преодоление физического духом. Светлый образ змеи означает жертвенную природу познания. Тогда оно овладевает мировой спиралью в жезле Меркурия; последний же обращается в перевернутую чашу. Ставший невинным человек представлен голубем. Радуга означает семичленного творящего человека. 284 (67-69) Перейти к данному разделу энциклопедии
VI. ИМПУЛЬС ХРИСТА
288. "Импульс Христа — это как бы групповая душа человечества, но такая, которую человечество ищет сознательно".142 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
419. "Душа Иоанна Крестителя, душа Илии, делается (после казни) групповой душой двенадцати (апостолов), и она живет в двенадцати дальше".139 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
587. Праздник Рождества в древности служил воспоминанию о том моменте, когда в эпоху древней Лемурии из божественных высот бессмертная, непреходящая человеческая душа сошла на Землю и соединилась с человеческими телами. Это было "нисхождением Божественных сыновей духа". "Это была победа Солнца, когда бессмертная душа, в то время в знаке Солнца, вступила в физ. тела, погрузилась во тьму вожделений, желаний и страстей". Прежде душа беспредельно работала над телом — если говорить образно — во тьме, а вспышка сознания символически обозначается как победа Солнца. Этот великий момент и праздновался в древности на Рождество. Рождество праздновалось и в дохристианские времена в Центральной и Северной Европе, в Англии древними кельтами и их жрецами друидами. "Там праздновалось идущее к концу зимнее время и все более и более возвещающее о себе время весны. С одной стороны, мы, празднуя Рождество, идем к зиме. Но в природе уже возвещает о себе победа... победа Солнца над тьмой". Это был праздник уверенности, веры, надежды.54 (10) Перейти к данному разделу энциклопедии
259. Чтобы составить представление о групповой душе, представим себе круг из 12 человек в эпоху древней Атлантиды. Их эф.тела находятся частично вне тел, и заключают в себе Я. Эф.тела образуют круг, единство в себе. В их кругу отдельные Я также образуют единство, но кроме того они еще образуют свое средоточие в одной точке. При этом для духовных отношений не важно, где пребывают физ.тела в мире.107(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
1587. "Когда людям говорится о мыслях? Когда, напр., говорится, что у животных и растений "групповые души". Сказать ли: "общие мысли" или "групповые души"... для мышления это одно и то же".151 (1) Перейти к данному разделу энциклопедии
1835. "Схематически изобразим здесь царство, в котором мы живем между смертью и новым рождением (желтое) и где действуют силы, исходящие от групповых душ животных (синее). Эти души пребывают там, а здесь, на Земле, — отдельные животные, которые действуют как бы будучи привязанными на ниточки, идущие к групповым душам, находящимся в царстве, куда человек вступает между смертью и новым рождением. И это есть инстинкт. ... У человека это обстоит иначе. Человек имеет инстинкт, но, будучи здесь, он действует через свой инстинкт не из этого царства, а из своей предыдущей жизни, из ряда своих предыдущих жизней (красное). Как воздействие духовного царства на животных выражается в их инстинктивных действиях, так воздействие предыдущих инкарнаций человека на его последу ющие инкарнации выражается в инстинктоподобном действии кармы, но это духовный инстинкт. Это инстинкт, который действует внутри Я. Когда это имеют в виду, то не находят никакого противоречия между инстинктивным действием и человеческой свободой. Ибо свобода действует из сферы, из которой приходит инстинкт животных: из духовной сферы".237 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1317. "В настоящее время мы в высшем смысле слова переживаем переход. Любая зависимость от групповой души постепенно должна отмереть. Пропасти, разделяющие души, все более и более исчезают... и на передний план выступает индивидуальное отдельных людей". 117(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
Растительное царство 344. "Мы можем говорить о сознании всей минеральной Земли. Но мы также можем говорить о сознании всего растительного мира, развивающегося на Земле. Законы этого сознания иные, чем законы человеческого сознания. Когда мы говорим о сознании растений, то мы можем говорить только об определенных областях, поскольку по областям Земли сознание меняется". 165 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
345. "В области духа ... групповые души растений существуют не в виде отдельных растительных образований ... там для всякого семейства, например, семейства роз, фиалок, дуба и т.д. имеется одна групповая душа". 122 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
40. Зиф — супруга Тора, это групповая душа германцев (происходит от Siрре — родня, племенная сопринадлежность). 121(10)
Перейти к данному разделу энциклопедии
4. Мистерии Митры и Аттиса 19. "Через моральный процесс стал человек смертным, через заложенное в мистериальных словах о наследственном грехе. Но он стал смертным в том же смысле, что и животные. Он стал смертным не через естественнонаучные мыслительные процессы ... а моральные. Из души человек стал смертным. Душа животного, как групповая душа, бессмертна. Она воплощается в отдельные животных, которые смертны благодаря своим (физическим) органам. Групповая душа выходит из смертного животного так же, как и воплотилась в него, а животная организация, как индивидуальная организация, отмирает. В человеческой организации то, что заложено в ней как групповая душа, как человеческая групповая душа, выражаясь в каждом отдельном человеке, делала бы его бессмертным как внешнюю человеческую организацию. Смертным человек становится благодаря душе, благодаря моральным поступкам. ... Этого не понять абстрактно. ... Во времена перед Мистерией Голгофы, когда праздновались те древние Мистерии, существовало интенсивное знание: своей душе обязан человек своей смертью. Душа человека находится в постоянном развитии. ... она все более и более разрушает организм ... все более участвует в той коррупции, что действует на организм уничтожающе. Человек в древние времена взирал вверх и говорил себе: однажды произошло моральное событие, благодаря которому душа, приходя через рождение в тело, умерщвляет его; но благодаря этому душа между рождением и смертью не живет так, как она жила бы, если бы оставляля тело бессмертным. И придет момент, когда душа (напечатлев телу слишком много смерти) не найдет никакой возможности, проведя свое бытие в теле от его рождения до смерти, найти обратный путь в духовный мир. Этого момента в древние времена ждали с ужасом и дрожью. Говорили себе: проходят поколение за поколением, и однажды придет поколение с такими душами, которые настолько разрушат тела, настолько интенсивно будут напечатлевать им смерть, что станет невозможным вновь найти путь к Божественному. Такое поколение придет! И люди хотели знать, насколько это время близко. ... (В Мистериях Аттиса и подобным им) как бы испытывали, много ли божественного еще остается в человеческой душе. ... И жрец возвещал: Утешьтесь. Бог еще в вас". "Фирмикус (Firmicus Maternus, ум. в 347 г. по Р.Х.) рассказывает, напр., в одном письме к сыну Константина о фригийском празднестве: образ Аттиса, как некоего бога — нам нет нужды вдаваться в вопрос, какого бога, — был прикреплен к древесному стволу. В полночь вокруг пня совершалось ритуальное шествие и затем справлялась служба по страдающему богу: при этом возле пня ставили агнца. На следующий день праздновалось воскресение бога. И если в предыдущий день бог был привязан к стволу и, т.обр., был как бы предан смерти, что сопровождалось ужасными ритуальными стенаниями, то на следующий день стенания внезапно превращались в неудержимую радость праздника воскресшего бога. В другом месте, как рассказывает Фирмикус, образ бога Аттиса погребался. Ночью, когда печаль достигала вершины, внезапно вспыхивал свет, могила открывалась и бог воскресал. Жрец произносил слова: Утешьтесь, благочестивые, бог спасен, так будете спасены и вы". "Подобные ритуалы справлялись за столетия до Мистерии Голгофа, что теперь дает повод для утверждений, будто бы древние обычаи были просто переписаны в Новый Завет". "Сознание того, что человек не рождается для смерти и тем не менее умирает, — это как таинственный импульс проходит через те древние Мистерии, к которым относятся и указанные Мистерии Аттиса. В этих Мистериях искали всевозможного понимания того, почему человек умирает, когда он рождается не для смерти. — Мистерии должны были определенным образом дать ответ на эту тайну. Почему возникли эти Мистерии? Они возникли из стремления к тому ... что человек хотел слышать, хотел воспринимать, проделывать в своей душе, давать высказываться каждый год. Он хотел говорить себе, что еще не пришло время, когда действительно серьезно можно будет взглянуть на туманную смерть. Чего, собственно, ожидал верующий от жреца Аттиса? ... некогда на Землю придет такое время, в которое со всей серьезностью можно будет взирать на непонятную смерть. И когда жрец совершал службу по страдающему и воскресающему богу, то эта служба была утешением: еще не пришло время, когда можно будет серьезно обращаться с понятием смерти". 175 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
20. "Мистерии Митры построены на одном главном воззрении, что человеческое общество или отдельные человеческие общества ... состоят не только из отдельных частей, называемых людьми, но что в сообществе живет еще групповой Дух, Дух общества, обладающий сверхчувственным бытием... Переживать мысли этого Духа, Духа группы, было целью тех, кто участвовал в Мистериях". "Изучение Мистерий Митры приводит к заключению, что они ведут свое начало от 3-го послеатлантического периода ... их расцвет падает именно на этот период. В период своего расцвета они вводили таинственным и опасным путем в глубины тайн природы, пользуясь для этого различными действиями. Нередко в присутствии учеников совершали известные действия, заключавшиеся в расторжении некоторых связей в природе и приводившие тем самым к сознанию общей связи процессов природы. Наблюдая взаимодействие находящихся в организмах воды и огня, присутствующий при жертвоприношении получал импульс, ему открывали особый путь, ведущий к проникающему до самой глубины человека самопознанию и миропознанию. Эти переживания были рассчитаны главным обр. на человеческую слабость. Ибо самопознание трудно, и эти жертвоприношения как бы облегчали его. Благодаря им человек доходил до внутреннего самоощущения, самопереживания — и гораздо интенсивнее, чем при помощи мыслей или представлений". 175 (15)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|