Главная
Предметный указатель
ДУША ощущающая — свойства |
181. "Чувствовать себя душой ощущающей означает: человек почти ничего не знает о том, что он мыслящий; человеку совершенно не дано иметь мысли, но он стоит в постоянной живой чувственной связи с внешним миром, пропитанным духом. — Исключительно трудно описать такое сознание души ощущающей, ибо оно чувственно и так живо, что дает постоянное чувство: на том месте пространства, где прошел человек, осталась как бы тень. Если, например, человек сидел на стуле, говоря по-современному, и затем встал с него, то у него остается чувство: ты еще сидишь там. — Чувство связи с внешними вещами было прежде совершенно живое. ... Также и чувство своего пространственного образа человек постоянно имел перед собой". В снах вставал пространственный образ предыдущих воплощений. Люди просто видели себя в разных ситуациях. Это живое созерцание было утрачено в 4-ю культуру.181 (17) Перейти к данному разделу энциклопедии
Душа рассудочная
183. "Через душу ощущающую человек родственен животному. И у животного мы замечаем присутствие ощущений, влечений, инстинктов и страстей. Но животное следует им непосредственно. У него они не переплетаются с самостоятельными, переходящими за пределы непосредственных переживаний мыслями". "Эту душу, пользующуюся услугами мышления, обозначим душой рассудочной. Ее можно было бы также назвать душой характера или характером. Душа рассудочная пронизывает душу ощущающую. Тот, кто имеет орган для "созерцания" души, видит поэтому душу рассудочную как сущность, отдельную от исключительно души ощущающей". 9(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
190. Самая примитивная часть трехчленной души, "...где все еще по большей части действуют страсти и пульсируют вожделения и аффекты, но где также действует и сообщаемое нам восприятием физического внешнего мира, мы называем ... душой ощущающей". В душе рассудочной духовная жизнь делается более внутренней; в душе сознательной выражается чистейшее чувство Я и я-сознания.63 с.294 Перейти к данному разделу энциклопедии
Душа и дух
197. "В душе надо различать три члена: душу ощущающую, душу рассудочную и душу сознательную. И подобно тому, как на душу снизу вверх телесность действует ограничивающим, так сверху вниз духовность действует на нее расширяющим образом. Ибо, чем больше наполняется душа истиной и добром, тем дальше и глубже пронизывает ее вечное". "Различие между Самодухом и душой сознательной можно уяснить себе следующим образом. Душа сознательная соприкасается с не зависимой от всякой симпатии и антипатии, довлеющей самой себе истиной; Самодух является носителем той же самой истины, но только воспринятой и замкнутой через посредство Я, через него индивидуализированной и воспринятой в самостоятельное существо человека, благодаря тому, что вечная истина становится т.обр. самостоятельной и связанной с Я в единое существо, само Я обретает вечность". "Душа ощущающая не только получает впечатления внешнего мира как ощущения; у нее есть своя собственная жизнь, которая, с одной стороны, оплодотворяется мыслью, а с другой — ощущениями. Так она становится душой рассудочной. Она достигает этого тем, что раскрывается вверх интуициям, как вниз — ощущениям. Тем самым она становится душой сознательной. Это возможно для нее потому, что духовный мир образует в ней орган интуиции, как физ.тело образует в ней органы чувств. Подобно тому, как чувства через душевное тело передают ей ощущения, так дух через орган интуиции передает ей интуиции. Благодаря этому Самодух связан воедино с душой сознательной так же, как физ.тело связано с душой ощущающей в теле душевном. Душа сознательная и Самодух образуют единство. В этом единстве живет Духочеловек как Жизнедух так же, как эф.тело образует телесную жизненную основу для тела душевного. И как физ.тело замыкается в физической коже, так замкнут Духочеловек в духооболочке".9 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
|