Главная
Предметный указатель
ДУША, рассудочная и характера — и эф.тело |
Ошибка! Фрагмент 6400 не найден.
Перейти к данному разделу энциклопедии
176. "Душа ощущающая в отношении своего действия зависит от эф.тела. Ибо ведь из него она черпает то, чему она должна дать вспыхнуть как ощущению. И поскольку эф.тело — это жизнь внутри физ.тела, то и душа ощущающая косвенно зависит от него. Только при условии правильно функционирующего, хорошо развитого глаза возможны соответствующие ощущения красок. Так телесность влияет на душу ощущающую — в своей деятельности она определена и ограничена телом. Она живет в границах, поставленных ей телесностью. Итак, тело строится из минеральных веществ, оживляется эф.телом, и само оно ограничивает душу ощущающую. ... Но граница души ощущающей не совпадает с границей физ.тела. Эта душа несколько выступает над физ.телом. Из этого видно, что она оказывается мощнее его. Но сила, которая поставила ей границы, исходит от физ.тела. Этим между физ.телом и эфирным, с одной стороны, и душой ощущающей — с другой, создается еще один, особый член человеческого существа: тело душевное, или тело ощущений. Можно также сказать: одна часть эф.тела тоньше, чем другие, и она образует единство с душой ощущающей, между тем как более грубая часть образует род единства с физ.телом. Но, как уже сказано, душа ощущающая выдается над душевным телом. Названное здесь ошущением есть лишь часть душевного существа. (Выражение "душа ощущающая" выбрано здесь для большей простоты.) К ощущениям примыкают чувства удовольствия и неудовольствия, влечения, инстинкты, страсти. Все это носит тот же характер личной жизни, как и ощущения, и, подобно им, зависит от телесности".9 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
246. 104(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
248. "Мы называем преобразованное эф.тело, каким оно стало в первые атлантические времена (благодаря вхождению в него Я; в астр.тело Я вошло в Лемурийскую эпоху), душой рассудочной, или душой характера, а преобразованное физ.тело (что произошло в конце Атлантической эпохи через овладение Я также и физ.телом) — душой сознательной. ... Тогда также и физ.тело открылось вовне, и человек впервые действительно познал внешний мир, и здесь же началось сознательное преобразование астр. тела; до того его преобразование протекало более или менее бессознательно. ... Представьте себе то целое, которое Я таким образом развивает, которое становится все больше и больше. Фактически происходит так — и это можно изобразить схематически, хотя это действительный процесс, — что новое образование, которое человек постоянно развивает, возникает вокруг его астрального тела, и связано с астр.телом, а затем в ходе развития оно преобразуется в человеческий Манас, или Самодух. ... В этом процессе мы находимся и поныне (см.рис. — Первые три оболочки разомкнуты вхождением в них Я во времена, указанные выше, но с Манасом дело обстоит иначе). Мы всем обязаны тому, что Духи Формы сложили с себя свое Я и напечатлели его по каплям человеку. А ранее, на ступени Солнца (при повторении), они нам даровали и астр.тело. Мы окружены Духами Формы как существами, у которых низшим членом теперь является Манас, Самодух. И если мы, т.обр., в нашем окружении хотим искать Духов Формы, их низший член, то мы найдем его в том, что развиваем сами как наш 5-й член (Манас). То, что мы развиваем как человеческую мудрость, благодаря чему мы становимся мудрее и мудрее, — это мы должны искать проявленным внешне, в нашем окружении, как низший член Духов Формы". 102 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
544. Тело ощущений зависит от географического местообитания человека и в тем большей мере, чем меньше человек способен преодолевать это в себе. Уезжая со своей родины, он может даже заболеть в теле ощущений, что выразится в его настроениях, страстях. С этим также связана инстинктивная деятельность, которая далее становится культурным элементом. Возьмем две вещи из культурного развития: обработку железа и употребление молока животных в пищу. С древнейших времен мы находим их по всей Сибири, но у Берингова пролива и то, и другое резко пропадают; не встречаются они и у древнего населения Америки. Мы видим, как здесь определенные инстинкты, заложенные в душевном теле, связаны с местом на Земле, от которого человек зависит, и от положения Земли по отношению к Солнцу. Эф. тело как носитель души рассудочной зависит от времен года, определенных положением Земли по отношению к Солнцу. Там, где имеет место уравновешенная, регулярная смена сезонов, внутренняя подвижность души рассудочной особенно развита. На крайнем севере трудно развивать душу рассудочную, как и в жаркой зоне, где нерегулярная смена сезонов вызывает апатию. Весенняя радость, тоска по лету, осенняя грусть, зимняя глушь, уединенность — все эти настроения, в их регулярной смене, необходимы для того, чтобы эф.тело стало правильным инструментом души рассудочной.58 с.136-9 Перейти к данному разделу энциклопедии
|