Главная
Предметный указатель
ДУША тройственная (ощ., рас., созн. во взаимосв.) — и развитие оккультное |
614а. "Никогда не следует испытывать страх. Думать лишь об удачном исходе". 266-1, с.396 "... в эзотерическом все претерпевает превращение". В трехчленной душе работают мысль, чувство и воля. В высшем мире три душевных члена сливаются в одно и в то же время остаются разделенными. В душе ощущающей живут вожделения, страсти. Противополюсом ее эгоизму выступает страх. Поэтому в сказках, в воспитательных целях, выступают привидения. В детской душе необходимо породить удивление, из чего разовьется почтение к неизвестному. "Эзотерик должен сознательно преобразовать страх в почтительность, благочестие, самоотверженность, в способность на жертву. При вступлении в духовный мир страх должен смениться на почитание". При слабом Я страх может так подействовать на физическое тело, что возникнет бешенство. (Tollwut означает также водобоязнь; тут есть родство: со слабым Я боятся всего несвязанного — воды). Для души рассудочной главным является благоразумие, столь часто перекрещивающееся с сочувствием. Они образуют в ней полярность. Чувство, что я могу себя выключить, образует один полюс души сознательной, другой, вырастающий из духовного мира, — совесть. 266-2, с. 435-437
Перейти к данному разделу энциклопедии
Влияние оккультного развития на тройственную душу 766. "Все, что как двойственность разыгрывается в человеческой природе, захватывает прежде всего душу рассудочную, или характера, и это-то и расщепляется на "две души", одной из которых любо в материи, другая тянется к спиритуальности (Гете "Фауст")... Все, что должен ныне проделать человек, чтобы сделать достаточно крепкой одну часть своей двойной природы для проникновения к тайнам спиритуальных миров в новое время, он должен проделать в душе сознательной. ... А все, что разыгрывается в душе сознательной, разыгрывается во всем том, что выкристаллизовалось в образ Парсифаля ...идеал нового посвящения, поскольку оно зависит от души сознательной". 144(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
767. "Душа сознательная у того, кто проходит оккультное развитие, превращается в душу имагинаций. ... И когда человеку удается преодолеть то, что он образовал в себе в обычной жизни как душу рассудочную, тогда его привычное мышление, его проницательность, а также и жизнь повседневных представлений, пронизывающих его на физическом плане, переходят в инспирацию, — душа рассудочная становится душой инспирации. ... Душа ощущающая преодолевается в человеке победой над астр. телом, развитием мировых интересов и непрестанным возвышением над своими личными ощущениями; через преодоление души ощущающей все внутренние импульсы, страсти, аффекты превращаются в интуицию". Ни отдельное развитие души ощущающей до интуиции, ни развитие души рассудочной до инспирации не дает хороших плодов. "И только когда человек достигает в своем Я души сознательной, когда он работает над превращением души сознательной в душу имагинации, тогда все остальное является как бы следствием, совершенно естественным следствием, ибо все прочие стадии им уже пройдены. Правильное ясновидение нашего времени должно быть направлено так, чтобы перед человеком прежде всего была поставлена задача морального развития, которое вывело бы его вожделения и страсти из области личного и подняло бы их до точки зрения мировых интересов; человек должен стремиться постигнуть себя как Я, но как Я в душе сознательной. Тогда душа ощущающая, душа рассудочная и душа сознательная могут быть совершенно безопасно изменены в душу интуитивную, инспиративную и имагинативную". Можно представить себе душу в ее естественном состоянии в виде пирамиды с вершиной вверху. "Внизу, у ее основания, лежит вся совокупность влечений, вожделений, страстей, в ее вершине — точка сознания. Обратная пирамида рисует нам развитую душу истинного ясновидца; ее основание повернуто вверх,— это все имагинации, которые человек может развить в себе, которые дают нам полное отражение мирового созерцания; внизу же — вершина, т.е. все то, что является высшим самосознанием человека". 145(10)
Перейти к данному разделу энциклопедии
768. Исключительный по значению аспект науки посвящения, раскрытый Р.Штайнером в вышеприведенном отрывке, приобретает характер законченной панорамы восхождения через индивидуальное от чувственного к сверхчувственному, если его дополнить теми результатами, к которым Р.Штайнер приходит в IХ-й главе своей "Философии свободы". Данное там можно резюмировать в виде схемы, раскрыв при этом тот конкретный духовнонаучный смысл, что стоит за философским языком изложенного в книге. Тогда со всей очевидностью обнаруживается, что восходящий из оболочек человека первоначальный импульс к свободе воли проходит последовательно через три души, осуществляя себя, наконец, в сфере Самодуха. На каждом уровне душевного возникают как идущее из характера побуждение к действию, к волению, так и понятийный по своей природе мотив, хотя облик того и другого в каждом душевном пласте меняется. Представленное на схеме показывает путь развития души, идущий навстречу сверхчувственному познанию; сказанное в предыдущей выдержке показывает как оно осуществляется. При этом следует еще отметить, что достигаемые человеком в сфере чистых понятий моральные интуиции — это не интуитивное познание в полном смысле этого слова. Но все это читатель может легко додумать сам, имея в руках необходимые для этого знания. — Составитель.
Перейти к данному разделу энциклопедии
|