Главная
Предметный указатель
АНТРОПОСОФИЯ - см. также ГЕТЕАНИЗМ — и политика |
794. "С определeнной стороны высказывается, например, суждение, что эта антропософски ориентированная Духовная наука, представительный центр которой находится в Дорнахе, теперь занимается политикой, но такое движение политикой заниматься не должно". Затем говорят о католической церкви, которая пришла в упадок потому, что стала заниматься вещами, относящимися к политике. И далее говорят: "Это просто безобразие, что из духовного движения проистекают занятия такими вопросами, как трeхчленность социального организма". — Это абстрактные суждения. В них содержится та ошибка, что, выражаясь образно, верное для башмаков хотят перенести в суждение о перчатках. Антропософия говорит о расчленении социального организма на три сферы, об освобождении духовной жизни от зависимости от государства и т.д. "Антропософия требует именно того, чтобы был создан социальный строй, в котором духовная жизнь больше не была бы охвачена политикой. Должна быть создана такая политика, при которой духовная жизнь имела бы своe управление, свою внутреннюю организацию". 196(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
807. "Для производителей собственности общество может оказаться даже худшим предпринимателем, чем частный предприниматель. ... Невозможно образовать социальную трeхчленность, если всех людей сделать пролетариями. Социальная трeхчленность приведeт к тому, что отдельный человек обретeт телесную, душевную и духовную свободу. Этого не достичь, если все станут пролетариями; но это достижимо для каждого отдельного человека, если все имеют возможность обладать собственностью". 186(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
IX. КУЛИСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОСТИ
1104. "Требование состоит в том, чтобы, когда с такой интенсивностью высказывается истина, обращалось бы внимание и на способ выражения". "Должен заметить: если где-либо то, что я здесь рассматриваю в ответ на многочисленные желания, будет названо "политическими лекциями", то я буду вынужден рассматривать это как совершенно личные выпады против меня". 174(17) Перейти к данному разделу энциклопедии
Как подобает заниматься Антропософией?
296б. "Для внутреннего развития необходимы три оккультные вещи: 1. лампа Гермеса Трисмегиста с тремя языками пламени, 2. втрое сложенный плащ Аполлония, 3. трояко расчлененный жезл патриархов, майстеров". Три пламени — это мысль, чувство и волеизъявление. С их помощью нужно вживаться в учение трехчленного пламени, Антропософии. Плащ подобен коже, за пределы которой выступает человек"... 266-1, с. 250 "Современное положение (в мире, в общественной жизни). Настоящие доклады и эти уроки (эзотерические) образуют прямую противоположность господствующему на вершине демократии фанатизму. Они образуют вершину аристократии и иерархии. Через бездонную пропасть должно перепрыгнуть развитие, чтобы указанную противоположность преодолеть. Следует описать эту пропасть, через которую одни мужественно перепрыгивают, другие соскользнут в нее, третьи будут ею разорваны. А в целом перед нами героическая трагедия в истории человечества". 266-1, с. 462 "Эзотерика не выносит никакой игры с собой. ... Эзотерика должна теперь открыто и серьезно вноситься в жизнь, исходя из Дорнаха как из центра. Действительно, больше нельзя играть с эзотерикой, для чего необходима скромность, прежде всего скромность перед Я. Поэтому пробудитесь! Осознайте, что мы спим! Пробудитесь, мы войдем в новые мировые сферы... 4 ступени сна: в мышлении, чувствовании, волении, в Я; 4 ступени пробуждения: в мышлении, чувствовании, волении, в Я. Мышление: Голова подобна плоду, сердце — светящейся чаше. Мы должны голову пережить как самосветящуюся вплоть до сердца. Собственное мышление нужно переживать как эфирный орган, трогающий (осязающий) все, что он хочет постичь. ... Нужно переживать себя наподобие улитки, вытягивающей щупальца. Мышление должно стать касанием, ощупыванием. ... мы развиваем сознание-соприкосновение: видим цветок одуванчика, а переживаем его как соприкосновение с песком, видим цикорий, а переживаем его как шелк, видим подсолнух, а переживаем как бы колючее животное... Чувствование: ... Собственное сердце следует переживать светящимся, но так, что оно воспринимает свет от всего окружающего мира, а назад излучает его подобным лунному свету. Пробужденным чувством весь мир мы лолжны переживать по-другому: Землю — как чувствующее существо, смеющееся и плачущее. В осеннем увядании как бы плачет природа, а ариманические существа радуются; весной радуются люциферические существа. Природные процессы — деяния духовных существ. Деревья зимой — это одно лишь физическое тело, эфирное находится вовне. Нужно подойти к дереву и увидеть, как оно в эфирном решает задачи. Пробуждается человек в мышлении — переживает себя распространяющимся в бесконечности. Пробуждается в чувстве — приходит в движение, покидает себя. ... Воление: ... Мышлением человек пользуется лишь в этом воплощении; в посмертную жизнь он ничего не берет от него с собой. В нашем мышлении нуждаются Боги; наши чувства и волеизъявления им не нужны. Человек может быть гениальным, но только потому, что так это нужно Богам. Гении — это светильники, которыми пользуются Боги. После смерти способности нашего мышления возвращаются к Богам. Воля идет с нами через воплощения, она есть результат воплощений, в земной жизни мы работаем над нею. ... Воля есть человеческая собственность. ... Мы бодрствуем в воле, когда сознаем, что мы существуем не для одних себя, но отвечаем за поступки других". Например, мы соучаствуем в открытии инженера Килли. Пробуждение в Я: В Я мы спим. Говоря "я", мы лишь подражаем Ангелам, некогда так обратившимся к нам. Имагинация для пробуждения: "Алтарь, над ним Солнце. Мы приближаемся к алтарю и переживаем себя всецело как тень, бессущностно. Прежде мы говорили: Я есмь. Теперь говорим: Я не существую (Ich bin nicht). — Тогда над алтарем восходит Солнце Божества и оживляет тень. Мы подобны чаше, воспринимающей свет Божества, поднимающегося из Солнца. Как милость воспринимаем мы Божество, оно дарит себя нам. — Нечто подобное переживал Фихте, но совершенно теневым образом. Поэтому абстрактно все, сказанное им". (Далее даны медитации). 265, с. 462-464 "Гете был совершенно бодрственным, Шиллер — лишь полубодрственным, Гердер и Лессинг — те спали совсем". 265, с. 456 "Антропософская деятельность сможет выполнить свою всеобщую великую миссию лишь в том случае, если сможет понять особые задачи, которые в каждой стране встают перед нею, будучи обусловлены духовным достоянием народа. В Германии эти особые задачи обусловлены наследием, которое она получила от духовной жизни великих гениев, живших на рубеже XVIII-XIX столетий". Благодаря Антропософии углубляется понимание творчества этих гениев; с другой стороны — жизненный сок получает от них Антропософия. "Не будет преувеличением сказать, что немец поймет Антропософию, если постарается как можно лучше понять, чего хотели его ведущие умы, и что они воплотили в своих трудах. ... Имеется возможность антропософскую деятельность оживить мысле-формами Гете и его настроением; вследствие такого оживления Антропософия в Германии проявится как нечто родственное Духу народа"... Д. 92, с. 9 Перейти к данному разделу энциклопедии
402. "Антропософское Общество должно стать объединением людей, которые на основе истинного познания духовного мира хотят взлелеять душевную жизнь в отдельном человеке и в человеческом обществе". "Лелеемая в Гетеануме Антропософия ведет к таким результатам, которые каждому человеку, вне зависимости от национальности, социального положения и религии, могут служить побуждением к духовной жизни. Они могут вести к действительно построенной на братской любви социальной жизни". "Антропософское Общество является не тайным, а совершенно открытым". Его членом может стать любой, кто считает оправданным существование такого учреждения, как Свободная Высшая Школа Духовной науки в Гетеануме в Дорнахе. "Общество отклоняет любые сектантские стремления. Политику оно рассматривает как лежащую вне круга его задач". Центр А.О. — Свободная Высшая Школа. В нее могут быть приняты только члены Общества. "Учреждение Свободной Высшей Школы Духовной науки входит прежде всего в обязанности Рудольфа Штайнера, который может быть назван ее сотрудником и ее возможным преемником". "Цель А.О. состоит в способствовании исследованию духовной сферы, при этом Свободная Высшая Школа Духовной науки сама является этим исследованием. Догматика в любой области должна быть исключена в А.О.". Члены Общества могут повсюду сходиться в малые или большие группы в зависимости от места жительства или общности интересов. Правление А.О. имеет свое место пребывания в Дорнахе и оттуда извещает группы или отдельных членов о том, что оно рассматривает как текущие задачи Общества. Оно вступает в связь с представителями, названными или избранными в отдельных группах. В А.О. можно вступить как в группах, так и непосредственно в Дорнахе. "Каждая рабочая группа имеет свои собственные статуты; но они не должны противоречить статутам А.О.". Печатный орган Общества — еженедельник "Гетеанум" 37 с.30-33
Перейти к данному разделу энциклопедии
461. "... работа с того времени (с 1914 г.) в существенном состояла в углублении в духовное. И в этом отношении был проложен прямой путь. Это углубление в духовное искалось этап за этапом, даже не взирая на внешние события мира, ибо дело обстояло так, и оно так обстоит и поныне, что духовное содержание, которое хочет ныне открываться ради прогресса человечества, должно быть в какой-либо форме действительно привито цивилизации. Дело при этом заключается только в том, чтобы, делая сообщения или как-то обрабатывая это духовное достояние, все делать исходя из самого этого духовного достояния". По этой причине в третий период развития Антропософии была освоена эвритмия. С 1914 г. в Антропософии "начало образовываться нечто такое, что я назвал бы внутренней оппозицией тому, что делал я сам в Антропософском Обществе, определенная внутренняя оппозиция. Естественно, многих изумляет, когда я говорю об этой внутренней оппозиции, поскольку они ее не осознают, по крайней мере многие. Но на это я могу только сказать: тем хуже. Ибо внутренняя оппозиция в чувствах особенно сильно выступила как раз в третий период (с 1914 г.)". Эта оппозиция особенно проявилась, когда я написал книжечку "Мысли во время войны". Ко мне тогда подходили и говорили: а мы думали, что Антропософия не вмешивается в политику! И я не встретил никого, кто сказал бы: подождем года, скажем, до 1935, тогда узнаем, зачем она написана. Полагали так: если мы возводим с ним Антропософское Общество, то он должен писать только то, что нам нравится. Подобные вещи следует высказать радикально, иначе их не понять, а они симптоматичны". 258 (7)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|