Главная
Предметный указатель
ЕВРОПА — и Восток |
119. Каста браминов в Европе держалась в тени, в потаeнных местах и оттуда давала советы, как улучшить народ. Советы этого древнейшего европейского руководства несла затем в жизнь вторая каста, обладавшая большой силой. "Поэтому в то время как в Индии высочайший блеск мудрости был представлен браминами, т.к. они толковали священные тексты, в Европе дело обстояло так, что больше всего ценилась сила, мужество". 155(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
126. Когда Европа ещe вела замкнутый образ жизни и была довольно бедной, неожиданно возвысилась Венеция; как говорит история: благодаря торговле с Востоком. Но чем могла торговать Венеция с Востоком? Она торговала — и это можно легко доказать документально — людьми. "Людей начали продавать на Восток в этой торговле!" И интересно, что от этих проданных людей впоследствии произошли те значительные полководцы, что так успешно затем осуществили походы в Европу. "Ядро азиатской армии, хлынувшей в Европу, составляли потомки людей, проданных Венецией и другими итальянскими городами на Восток".181(18) Перейти к данному разделу энциклопедии
128. "Зачем люди стремятся туда, на Восток? Зачем стремятся они к святому гробу? — Затем, что ещe не могут стремиться к новой миссии, к новой элементарной по силе, специальной идее эпохи души сознательной. Они стремятся в истинном облике, даже в истинной субстанции обрести уже существующее древнее, стремятся в Иерусалим, чтобы найти это древнее и внести его в развитие иным образом, чем это сделал Рим! С крестовыми походами предчувствуешь приближение эпохи души сознательной с той непродуктивностью, которая ей вначале свойственна".185(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
159. "Мы видели, что уже в гречество и римство люциферические и ариманические силы излили то, что они развили в древнее атлантическое время. В измененной форме они попытались возобновить свои усилия и в 5-й послеатлантической эпохе. И я надеюсь, что для вас будет понятным, если я скажу, что сильный натиск, продолжение люциферически-ариманической деятельности Атлантиды в 5-й послеатлантической эпохе было необходимо. ... Из Атлантиды в обе стороны (в Америку и в Азию) излучились древние силы, в том числе древнеатлантические люциферические и ариманические силы. Из этих сил нечто было отложено и сохранено для того, чтобы как люциферические и ариманические силы действовать в 5-й послеатлантической эпохе; было также нечто сохранено из добрых сил, из правомерных в атлантическое время сил, что теперь также носит люциферический и ариманический характер. Только центр, средоточие было перенесено в другое место. Атлантида ушла. Средоточие было перенесено в Азию. ... из Азии излучается последействие древнеатлантической культуры как подготовление к 5-й послеатлантической культуре, к еe люциферизации и ариманизации. Главным образом это были потомки древнеатлантических учителей, которые действовали из средоточия Азии. Там был подготовлен один жрец, чтобы увиденное в древней Атлантиде увидеть снова, задним числом увидеть то, что атланты называли Великим духом, и от этого духа воспринять указания. Эти указания посвященный в них жрец сообщил юному, исключительно сильному, деятельному, способному человеку, который благодаря этим указаниям получил внутри своей общности имя "Великий властитель Земли", Чингиз-хан. И Великий дух через своего преемника, окольным путeм через жреца, дал Чингиз-хану указание все силы, которыми располагала тогда Азия, употребить на то, чтобы 5-ю послеатлантическую культуру увести назад, дать ей люциферическое обличье. Ещe больше, чем в древней Греции, были собраны и использованы силы с этой стороны. Все свободные имагинации должны были быть с этой стороны превращены в древние имагинации, в визионарные имагинации. Должна была быть произведена сильнейшая работа, чтобы человеческие души убаюкать в сумеречных переживаниях имагинаций, но не свободных, пронизанных переживаниями разума, имагинаций. Намерение состояло в том, чтобы особыми силами, сохранeнными из Атлантиды, так воздействовать на Запад, чтобы его культура стала визионарной культурой. Тогда души удалось бы оторвать от Земли и образовать для них особый континент, особое планетное место. Все тревоги, принесeнные монгольским нашествием, всe, связанное с ним, пришедшее в развитие нового человечества и продолжавшее действовать в 5-й послеатлантической эпохе после того, как оно было подготовлено ранее, все эти тревоги означают большую, пришедшую из Азии попытку "перевизионизировать" европейскую культуру, чтобы оторвать еe от условий идущей вперeд эволюции, чтобы некоторым образом увести еe от Земли. Восток всегда и охотно шeл на это пронизание себя визионерством, всегда хотел отчуждиться от Земли. Этому должен был быть создан противовес. ... должен был быть создан земно-тяжeлый противовес. Он был создан тем, что западный мир нашeл Америку со всем тем, что Америка таила в себе... Открытие Америки и всe связанное с этим, вообще вживание в материальное поле деятельности на Земле, будучи увиденным с высокой точки зрения, является противовесом деятельности Чингиз-хана. Америка должна была быть открыта, чтобы люди, придя туда, больше срастались с Землeй, становились бы материальнее и материальнее, имели тяжесть и так стремились бы к противовесу спиритуальности, пришедшей через потомков Великого духа". Наравне с нормальным расширением поля деятельности человечества, от Великого духа изошли ариманические силы и пронизали Америку из Азии через Европу и с противоположной стороны. Эти силы продолжают укореняться, их только нужно уметь распознавать, что довольно трудно, поскольку за ними не стоит определeнной личности, как это имело место в связи с Чингиз-ханом. Здесь всe распадается на отдельности. "Но вам только необходимо заметить, как ухватилась католическая, строго католическая Испания за все золотые сокровища, что были найдены в Америке, за всe, что было с этим связано. Изучите то примечательное последствие римства, которое как призрак выступило в таком владетеле, как Фердинанд Католик (1452-1516) кастильский или Карл V (l500-1558. Габсбург, с 1516 г. король Испании). ... Это сплошь история искушения (Европы), вплетeнная в нормальный ход истории. Я только попрошу вас не рассказывать потом, будто я сегодня представил открытие Америки как ариманическое дело; я сообщил прямо противоположное этому".171(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
160. "Европейцы не победили монголов в Силезии, но были сами побеждены; однако монголы, несмотря на то, что не были побеждены, отступили и повернули назад в Азию. И именно благодаря тому, что чисто внешнее нашествие не состоялось или не могло двигаться дальше, импульсы, стремления, я бы сказал, в дистилляции, в которой им следует жить в 5-й послеатлантической эпохе, остались в Европе. Так что в культурных импульсах Востока отчeтливо воспринимается и будет восприниматься дальше то, что именно тогда, благодаря последействию мистерии Великого духа (Атлантиды), должно было быть принесено в Европу". 171(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
224. "Англо-американизм в культурном отношении есть средство заглушения в новое время поисков духовного во внутреннем человека... в человеческой душе. Чем более человек в Европе будет ориентироваться по-восточному, тем больше будет заглушать себя в отношении спиритуального познания мира; чем больше он будет в Европе ориентирован англо-американски, тем больше будет заглушать в себе поиск истинного духа, истинного Я во внутреннем человека. "Со времeн духовного углубления через Лессинга, Гердера, Гeте, Шиллера, через всe, что я попытался описать в книге "О загадках человека" как забытый звук немецкой духовной жизни, через всe это средне-европейский дух призван увести человечество от двух средств отупления: от отупления ориентализмом и от отупления американизмом. ... Прочтите бессчeтные образы, которые вы можете найти в гердеровских "Идеях к философии истории человечества". И всe это забыто, всe отзвучало! ... Да, здесь мы имеем задачу". 182(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
253. "Джон Ст.Милль говорил о своей стране: Англия стоит на пути к тому, чтобы стать современным Китаем. — А Герцен говорит: не только Англия, но и вся Европа становится современным Китаем... Если в Европе не произойдeт неожиданного взлeта, ведущего к новому рождению человеческой личности и дающего силу преодолеть буржуазность, то несмотря на благородное прошлое, на Христианство, Европа станет Китаем. — Эти слова сказаны в 1864 г.!" "Не без оснований, как немало видящий из того, что происходит вокруг него, но не решившийся воспринять обладающие движущей силой представления и идеи Духовной науки, — не без основания заметил современный русский писатель Мережковский (много изучавший Милля и Герцена), что в наше время на место скипетра прошлых времeн вступает локоть, на место Библии — конторская книга, на место алтаря — прилавок. Ошибочно при этом лишь то, что все эти вещи просто критикуются; ибо и локоть, и конторская книга, и прилавок играют в нашу, 5-ю послеатлантическую культуру роль, какой они никогда не играли: мы знаем, что так должно быть, что это соответствует безусловной мировой карме. ... только во все эти вещи должен войти дух Духовной науки". 172(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1079. "Пойдeм на восток, начнeм этот Восток с Рейна, ибо очень скоро жизнь на восток от Рейна станет всe более и более подобной Востоку". 196(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
1080. "Люди придут к тому, что будут весьма слабо чувствовать импульсы, выражающиеся в воле. ... И если всe пойдeт так ... согласно природному пути, то людям вообще понадобится для какого-либо дела долгая привычка или внешнее принуждение. Люди не будут утром вставать свободно, а должны будут этому учиться, вырабатывать привычку. Одно решение встать не будет производить никакого впечатления. Теперь такое состояние является как болезненное, но простое природное развитие стремится к тому, чтобы это наступило. То, что мы называем внутренними идеалами, будет встречать всe меньше и меньше веры. То же, что предписывается внешне, к чему люди побуждаются внешне, — это станет необходимостью, дабы развить волю, сделать еe импульсы деятельными. ... Шестая эпоха подготовляется в пятой. И в конце концов достаточно лишь полуоткрытых глаз, чтобы увидеть, как большая часть человечества стремится к этим тенденциям, как работа всe более и более ведeтся в том направлении, чтобы всe вдолбить, всe предписать так, как считают правильным". 166(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
1228. Ушедший из Атлантиды в Азию поток отличался такой особенностью. "Местные отношения особенно предрасполагали это население к тому, чтобы душевное пронизывать подступами интеллигентной сущности. Это заслуживает внимания в азиатской цивилизации, что душевное как таковое стало инструментом для восприятия интеллигентного принципа. У осевшего в Европе населения было иначе. Физическое развитие, физическая организация... стала носителем интеллигентной сущности. ... Азиаты привыкали больше думать душой, европейцы — телом". "Азиат в высшей степени не пользуется своей телесностью при мышлении; он проносит свое тело через земное странствие. А все, что составляет его духовную жизнь, он лелеет в чисто душевном. И вы совсем не поймете азиатской сути, не приняв это во внимание". "Европеец все больше и больше мыслит телесностью. Поэтому у него в наличии больше оснований, чем у азиата, заложить основу для культуры, которая может поставить в свой центр принцип свободы". 197(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1238. "Как человечество, мы должны проходить через эпоху, в которой Я и ас. тело наиболее глубоко погружены в физ. и эф. тела. Сильнейшие искушения проистекают здесь оттого, что мы, как люди, приходим в столь тесную связь с нашим физ. телом". Существуют западный и восточный облики этих искушений. Западный облик тем сильнее, чем дальше идти на запад. Он выражается во внутренней связи с земными силами за счет глубокого погружения в физ. тело. "Искушение слишком сильно приходит в связь с этими силами, выражается во всех жизнеощущениях на Западе. Это ариманическое искушение". Избежать его можно путем правильного рассмотрения исторического развития человечества, в центре которого стоит Мистерия Голгофы, а также путем введения Христа во все западное мышление, включая естественнонаучное. "Восток в определенном отношении остается на детской точке зрения, своему Я и ас. телу он не позволяет так погружаться в эф. и физ. тела, как это предопределено современному человечеству. Восток бежит от такого погружения". Так поступают на Востоке и интеллектуалы, например, речи Тагора обладают совсем иным, так сказать, ароматом. Если американец стремится как можно больше пользоваться телом, то индус — как можно меньше. 193(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
1248. "Что полуголодная Индия вопиет против всех новообразований в человеческих отношениях — это для современности означает колоссально много. Ибо, если бы полуголодная Индия смогла подняться, то благодаря завещанию, духовному завещанию прадревних времен, она бы стала куда более элементарным врагом всего Запада, для англо-американского мира, чем ею была Средняя Европа с ее материалистическим настроением. В этой великой духовной борьбе, для которой все социальные и т. п. устремления современности есть лишь предлог, лишь некоего рода пропедевтика, в этой духовной борьбе возрастает наше юное поколение, и оно должно бы было быть вооружено силами, которые современному человечеству, также и в педагогической части, даже и не снятся". 192(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
1249. "Можно сказать, и я прошу принять это как можно серьезнее: если духовнонаучный импульс не пронижет мир, то Восток постепенно станет совершенно неспособен развивать собственное хозяйство, развивать хозяйственное мышление. В этом случае Восток смог бы производить лишь то, что связано с непосредственной обработкой почвы, с непосредственной переработкой природных продуктов с помощью инструментов, которые ему давал бы Запад. А все то, с чем хозяйствуют исходя из человеческого разума, — это развивалось бы тогда на Западе. С этой точки зрения произошедшая мировая военная катастрофа есть не что иное, как начало тенденции, я воспользуюсь излюбленным выражением, Восток хозяйственно пронизать Западом, т. е. Восток сделать такой областью, где бы люди работали, а Запад — где бы распоряжались тем, что Восток будет вырабатывать из природы. — Что касается границы между Востоком и Западом, то она пока точно не установлена, здесь имеются разные варианты. И пойди нынешняя тенденция дальше, и не будь она пронизана духом, то, несомненно, — это говорится лишь гипотетически — все могло бы сложиться так, что весь Восток стал бы объектом хозяйственной эксплуатации Запада. И такой ход развития рассматривался бы земным человечеством как нечто данное; это рассматривалось бы как нечто совершенно справедливое и само собой разумеющееся. И нет иного пути избежать того, чтобы половина человечества была превращена в илотов, используемых для нужд другой половины, как только пронизание этой тенденции всеобщей, с трудом вырабатываемой духовностью". Но вникать в подобные истины мы сегодня не склонны. Задаются для самооправдания вопросом: а что изменится, если я переживу это пронизание Востока хозяйственной жизнью с Запада? 191(14) Перейти к данному разделу энциклопедии
Ближайшее будущее России
1491."Имеется много людей, которые верят, будто с тем, что должно однажды возникнуть на Востоке, ленинизм и троцкизм имеют что-то общее. Ничего подобного. С тем, что должно возникнуть на Востоке, они не имеют ничего общего, а единственно лишь с тем, что на Востоке идет к своей гибели, что и дальше обречено на умирание благодаря ленинизму и троцкизму. Это только разрушительные силы, и то, что должно возникнуть на Востоке, оно должно возникнуть вопреки этим разрушительным силам. Можно сказать: там, на Востоке, имеется вот такая основа (см. рис., зеленое), которую сегодня мало кто видит. По этой основе в последние годы распространили большевизм, ленинизм, троцкизм как разрушительные силы (белое). Но то, что я здесь обозначил как зеленое, оно хочет выступить на поверхность. Ленинизм и троцкизм являются фактическим продолжением царизма. ... Царизм умер в ленинизме, но именно как царизм умер он в ленинизме. В то же время уже столетиями на Востоке вырабатывалось нечто против царизма, что теперь свое собственное бытие просто не понимает, если как-либо идет навстречу ленинизму и троцкизму. ... Люди должны прежде увидеть, перед какими переворотами они стоят. Сейчас образовалась только пауза между последней катастрофой и следующей. И однажды во время этой паузы спящие души совершенно бесцеремонно будут разбужены, им придется продрать глаза и сбросить ночной колпак, поскольку катастрофа продолжится. Но что при этом, несмотря на все это, будет образовано — это деревенская община. И только те понимают то, что на Востоке вырабатывается как социальная конституция, кто понимает сущность отдельных деревенских общин. Деревенская община — это единственная реальность на Востоке. Все остальные институты погибнут. Людям на Западе необходимо понять, благодаря чему может быть организован агрегат этой деревенской общины. ... Трехчленность социального организма должна быть воспринята отдельными членами восточных деревенских общин, и таким образом должен быть спасен распадающийся старый организм Запада, сильно индивидуализировавшийся и распадающийся именно как агрегат в своих отдельностях". 199(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1250. "Разве не видна, даже при поверхностном взгляде, нависающая гроза, что уже долгое время восходит с Востока, чтобы разразиться над новым образованием и культурой Европы? По меньшей мере, следует знать, что в лоне Востока пребывают ужасные силы, и можно уже видеть, что в том виде, в каком они о себе заявляют, они намерены разбить, разрушить европейскую культуру. В какой степени это произойдет, можно теперь только предчувствовать". 159(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
1251. "Когда, разорвав оковы, Китай затопит Европу, то при этом придет спиритуальность, являющаяся подлинной наследницей, незамутненной наследницей древней Атлантиды. Она подействует так, как если бы прорвалось нечто такое, что сдерживалось в себе и что способно распространиться на весь мир; она прольется так, как в малом масштабе и при первом представившемся случае — уже излилось древнее индийство". 158(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
1253. "Англо-африканский государственный деятель *высказал одну значительную мысль, хотя сам он особенно глубоко ее не понимает. Он сказал: "центр исторической мировой перспективы будет удален от Северного моря и вообще из Европы и перенесен к Тихому океану". Мы живем ныне остатками центральной позиции Европы, и большие мировые события разыгрываются между Востоком и Западом. Что сегодня звучит из Вашингтона — это лепет, который слышен на поверхности, но он восходит от глубин, где разыгрываются большие дела человеческие. "На Земле не наступит покой, пока не произойдет определенной гармонизации больших дел Востока и Запада... в духовной области". Материальная культура Европы и Америки подобна твердой скорлупе ореха. Но внутри есть ядро. "И если бы открыть это ядро, то выступило бы нечто, затмевающее все, что однажды пришло в сферу человечества в свете восточной мудрости. ... Большая война между Азией и Западом состоится несмотря ни на какие конференции по разоружению, если азиаты не увидят идущий с Запада дух, который потому может им светить и они способны отнестись к нему с доверием, что обладают пониманием этого из собственной, хотя и пришедшей в упадок духовности. От понимания этого положения вещей зависит мир в мире, а не от тех мероприятий, что проводят внешние вожди человечества. Все сегодня зависит от понимания, что дело заключается в духе, сокрытом внутри европейско-американской культуры, но от которого бегут из соображений удобства. Однако лишь он один, этот дух, способен привести человечество к начальным силам". Нет смысла надеяться на фатальное улучшение. "Человечество должно само решить, хочет ли оно иметь спиритуальность или нет. Если хочет, то прогресс человечества еще возможен, если же нет, то закат Европы скреплен печатью; тогда среди ужасающих катастроф должно наступить совсем другое развитие человечества, чем сегодня о том многие мечтают". 209(1)
______________________________
*Жан Кристиан Смутс (1870-1950), предводитель буров в их войне(1899-1902) против англичан. В 1919-1924 гг. и 1939-1948 гг. — премьер-министр Южно-Африканского союза.
Перейти к данному разделу энциклопедии
|