BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





АНТРОПОСОФИЯ - см. также ГЕТЕАНИЗМ — и религия, искусство

54. "Божество индусов: оно коренится в духе природного бытия, которое, однако, дает поступать в человеческое сознание лишь подчеловеческим силам; религиозное переживание направлено на уничтожение природного бытия.
     Божественный мир греков и римлян восходит к духу человеческого существа, который однако вступает в сознание лишь как образ истинного человека; религиозное переживание переходит в отношении самоутверждения человека к мифологии.
     Божество иудеев: переходит на человека в его действительности, но уберегает себя, жизнь Бога в человеке от образного познания; оно основывает все на этически — юридических отношениях.
     Божество человека Персии и Халдеи: оно живет в откровениях природы; но религиозное переживание избегает переносить содержание религиозного сознания в понятийную сферу познания; все остается в символе и культе. Все означает Бога.
     В новое время опять (как в древней Индии. — Сост.) обращаются к природе, но без Божественного они не могут в природе найти человеческое, не могут привести его к сакраментализму.
     Новые люди перенимают (старое) этическое отношение, но не обладают способностью познать его в его реальности, поскольку на них давит реальность, которая не давила на (древних) иудеев.
     Религию человек хотел бы основать на некой философии, однако нельзя ведь еду и питье заменить физиологией питания.
     Прарелигия: жизнь в звездном мире — откровение неба — оно действует в душевном — оно вступает в душевное — во время, когда земное влияние на человека минимально — когда люди обретают их человечески-душевное — когда божества прошлого, как физически-эфирных существ, они покидают — и (у них) возникает самостоятельное отношение к Космосу.
     Христианская религия должна быть способна врасти в Духовную науку; в естествознании ее отрицают.
     Наука в древности была подарком богов; она стала творением людей: сначала как естествознание, потом как Духовная наука". 343 (II), с. 64-65
     Язычник: "Божественного не познать через мудрость".
     Современная религия: "Религия не выдает себя за мудрость о сверхчувственном". Д.45, с. 19


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     54
а. "Антропософия не стремится к созданию религии, сект, она стремится дать человеку содержание для его внутренней жизни; но когда она к этому стремится, то в том, что она дает, сама собой возникает религиозность. Антропософия — не религия, но даваемое ею действует религиозно. ... сама Антропософия есть человек. Если бы она не была человеком, она не могла бы нас претворять. Она делает из нас другого человека. Антропософия — не учение, Антропософия есть нечто сущностное, она есть человек. ... если Антропософия в нас мыслит, чувствует и волит, если она действительно есть целый человек, тогда ее действительно постигают, тогда человек владеет ею. Она действует как существо и действует как существо определенного рода в современной культуре и цивилизации. ... религия есть отношение человека к Богу. Антропософия же есть человек, а поскольку она есть человек, она имеет отношение к Богу; как человек имеет отношение к Богу, так и она имеет отношение к Богу. Итак, она непосредственно носит в себе религиозный характер". 343, с. 128


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     188
. "Это движение (Антропософия) духовно не зависит ни от каких других движений, и его связи с ними могут быть только внешними". Это движение, которое "знает приемы и средства современной науки и действует в полном созвучии с научным сознанием современности. Это во-первых.
     Во-вторых, это движение поистине полным жизни образом имеет что сказать о жизненных вопросах со­временности, напр., о социальных вопросах. ... Третье, третья часть пробного камня заключается в спо­собности этого движения осознанно уяснить себе религиозные потребности, уяснить в том смысле, что это уяснение религиозных потребностей находится в связи с полным, непосредственным знанием действительно­сти. Благодаря уже этому вы можете отличить это движение от всех других ... где все отчуждено от мира". 186 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     189
. "Если Антропософия первоначально свои корни имеет в уже обретенных прозрениях в духовный мир, то это все же только ее корни. Ее же ветви, листья, цветы и плоды вырастают во всех сферах челове­ческой жизни и деятельности". Всю полноту жизненных задач Антропософия рождает в науке, искусстве, религии. Эти задачи могут быть осуществлены в широких кругах человеческой жизни, если забота о них свою исходную точку возьмет в Обществе". 37/260-а с.27-28


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     204
. Антропософия — "это не новая религия. Но религиозному углублению, не встающему враждебно по отношению ни к одной из религий, может способствовать познание духовного мира и занятие исполненным духа искусством". 36 с. 274


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     206
. "Со всей скромностью освещать величайшее из событий в земном бытии — в этом видит свою задачу антропософски ориентированная Духовная наука в среде религиозных течений человечества".187(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     207
. "Антропософию упрекают в том, что она мало говорит о Боге. Но ведь одна из десяти запове­дей: "Не поминай имя Бога всуе", — обладает большим значением в христианском смысле". 206 (6.VIII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     216
. "Мы не принимаем никаких догматов, в том числе и догматов христианского прошлого, а если с той или иной стороны нам стали бы навязывать какой-нибудь догмат, то в смысле истинно понятого Христова Принципа мы бы его отвергли". 121(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     222
. Было сделано возражение: почему д-р Р. Штайнер как "частное лицо" дал обновленный культ Общины Христиан, ибо это может совершиться лишь с помощью импульса, идущего непосредственно из духовного мира? На это был дан следующий ответ: "В свое время я подчеркивал, что не следует смот­реть на меня как на того, кто из Антропософского Общества является основателем Общины Христиан, но эта Община Христиан основана через меня наравне с А.О.; я тогда еще использовал выражение: "как частное лицо". ... Должно быть понято следующее. Антропософское движение как таковое — а в нем также пребывает и источник движения христианского обновления — обязано своим происхождением не просто человеческим импульсам, но оно именно таково, что внесено в мир под влиянием и из импуль­сов духовно-божественных сил". "Община Христиан совершенно самостоятельна в отношении к Антропософ­скому Обществу... Ибо это движение христианского обновления выросло н е из Антропософии. Оно на­чинается от тех индивидуальностей, которые, идя от переживания Христианства, а не переживания Ант­ропософии, искали новый религиозный путь. Они ощущали тягу в живом постижении сверхчувственного достояния Христианства обрести соединение человеческой души с ее вечным сущностным миром". Эти лю­ди знали Антропософию и были убеждены, что она может стать посредницей в их поиске. "Но они искали не антропософского пути, а специфически религиозного". 37 с.210, 397


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     244
. "Мы присутствуем в мире, чтобы образовать Пасху как переживание человечества. И как в ином отношении могло быть сказано: Антропософия — это Рождественское переживание, так можно сказать, что Антропософия во всем своем действии является переживанием Пасхи, переживанием воскресения, она связана с переживанием положения во гроб. Важно, чтобы в совместном пасхальном бытии мы ощущали, если можно так выразиться, праздничность антропософского стремления, чтобы мы переживали нашу способность сегодня идти к Существу, Которое, может быть, стоит совсем рядом с нами, непосредственно за Порогом". Мы говорим этому Существу: как раскопать то, что было некогда погребено? И Оно отве­чает нам: Что ищете вы — этого здесь больше нет, оно в ваших сердцах. "Антропософия покоится в че­ловеческом сердце. Только это человеческое сердце должно правильно открыть себя. Мы должны это ощущать; тогда со всей рассудительностью, не инстинктивно, как в древности, мы сможем вернуть ту мудрость, которая жила и светила в Мистериях". 233 (19)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     287а
. Если бы в антропософском Движении мы пошли с ритуальным так далеко, как можем пойти, то нас объявили бы тайным обществом, и Движение было бы стерто в порошок.
     Католическая церковь заявляет монополию на все культовое, ритуальное. 342, с. 137


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     354
. "Это обстоит так, что когда мы смотрим на какое-либо земное образование, которое мы принимаем в себя как пищу, то мы имеем в нем отображение групп неподвижных звезд. Мы это воспринимаем. Мы при­нимаем существо звезд, небесное существо в нас с земной материей, содержащейся в земном действии.
     Но мы должны осознать, что в своей воле мы, как люди, ставшее материей снова превращаем в дух, совершаем истинное пресуществление субстанции, когда осознаем наше пребывание внутри мира, так что мыслительно-духовная жизнь в нас становится живой.
     Приближается ко мне в земном действии,
     В материальном отображении мне данная,
     Звезд небесная сущность:
     Я вижу ее с любовью преобразу­ющейся в воле.
     А когда мы думаем о том, что принимаемое нами т.обр. в себя пронизывает жидкие части нашего организма, действие соков, циркуляцию крови, то тогда это, поскольку оно проис­ходит от Земли, становится отображением не сути Неба или сути звезд, а деяний звезд, т.е. движения планет. И я могу осознать, как я это одухотворяю, когда правильно стою в мире, благодаря следующей формуле:
     Проникают в меня в жизни воды,
     Образуя меня в силе-власти вещества,
     Звезд небесные деянья. — (т.е. деяния движения планет)
     (И тогда:) Я вижу их в чувстве мудро действующими.
     В воле я могу видеть бытие и ткание звезд, как с любовью это превращается в спиритуальное содержание будущего; и я вижу мудро преобразующимся в чувство то, что мне дано здесь, на Земле, когда в том, что пронизывает мой организм соков, я воспринимаю отображение небесных деяний. Так может, воля и чувствуя, переживать себя человек. Отдавшись господствующему, повсюду окружающему его мировому бытию, космическому бытию, он может пережить то, что через него выводится в великий Храм Космоса как пресуществление субстанций, когда жертвенно находится внутри него чисто духовно.
     Что в ином случае было абстрактным познанием, становится чувствующим и волящим отношением к миру. Мир становится храмом, мир становится домом Бога. Познающий человек, поднимающийся в чувстве и воле, становится жертвенным существом. Основное отношение человека к миру восходит от познания к мировому культу, к космическому культу. Все, что является нашим отношением к миру, прежде всего понять как космический культ в человеке — таково первоначало того, что должно совершиться, если Антропософия исполнит свою миссию в мире". 219 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     402
. "Антропософское Общество должно стать объединением людей, которые на основе истинного познания духовного мира хотят взлелеять душевную жизнь в отдельном человеке и в человеческом обществе".
     "Лелеемая в Гетеануме Антропософия ведет к таким результатам, которые каждому человеку, вне зави­симости от национальности, социального положения и религии, могут служить побуждением к духовной жиз­ни. Они могут вести к действительно построенной на братской любви социальной жизни".
     "Антропософское Общество является не тайным, а совершенно открытым". Его членом может стать любой, кто считает оправданным существование такого учреждения, как Свободная Высшая Школа Духовной науки в Гетеануме в Дорнахе. "Общество отклоняет любые сектантские стремления. Политику оно рассматривает как лежащую вне круга его задач". Центр А.О. — Свободная Высшая Школа. В нее могут быть приняты только члены Общества. "Учреждение Свободной Высшей Школы Духовной науки входит прежде всего в обязанности Рудольфа Штайнера, который может быть назван ее сотрудником и ее возможным преемником".
     "Цель А.О. состоит в способствовании исследованию духовной сферы, при этом Свободная Высшая Школа Духовной науки сама является этим исследованием. Догматика в любой области должна быть исключена в А.О.". Члены Общества могут повсюду сходиться в малые или большие группы в зависимости от места жите­льства или общности интересов. Правление А.О. имеет свое место пребывания в Дорнахе и оттуда извещает группы или отдельных членов о том, что оно рассматривает как текущие задачи Общества. Оно вступает в связь с представителями, названными или избранными в отдельных группах. В А.О. можно вступить как в группах, так и непосредственно в Дорнахе. "Каждая рабочая группа имеет свои собственные статуты; но они не должны противоречить статутам А.О.". Печатный орган Общества — еженедельник "Гетеанум" 37 с.30-33


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     417
. "Художественные импульсы, которые должны будут даваться через Гетеанум (напр., пластика, эвритмия и др.), смогут действовать лишь в том случае, если им не будет противопоставлено никакого художественного чувства самости (Selbstsinn) в тех, кто поистине сможет войти в работу. ... Часто бывает трудно избежать противоречия, возникающего при столкновении уже приобретенного, выработанно­го, привычного в отношении художественного и заново желаемого". (например, традиционного представле­ния о танце, балете и духовнонаучного об эвритмии. — Сост.). 37 с.229


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     428
. "В религиозном обновлении нуждался мир, и поскольку нужда в том была глубокая, то была протя­нута рука помощи для этого обновления". Однако Антропософское Общество и религиозное движение должны идти раздельными путями. Движение за религиозное обновление действует в кругах, находящихся вне антро­пософского Движения, хотя свое содержание оно взяло от Антропософии. Если же за недостатком сторонни­ков оно надумает искать прозелитов в рядах антропософов, то это может погубить и его, и Антропософию.
     "Поэтому я прошу вас понять, и необходимо, чтобы Движение за религиозное обновление также знало об этом, что оно должно придерживаться своего исходного пункта, что оно должно обещать своих сторон­ников искать вне рядов антропософского Движения, поскольку там, вовне, их искать естественно и они могут быть там найдены". Я говорю это, исходя из необходимости самого дела, а также из необходимости иметь полную ясность в этом вопросе. "Естественно, это мое самое большое желание, чтобы Движение за религиозное обновление разрасталось безгранично, но только сохраняя первоначальные условия. Антропо­софские ветви не должны превращаться в общины за религиозное обновление ни в материальном, ни в ду­ховном отношении". 219 (II)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     451
. "Через культ сверхчувственное в слове и действии удерживается внизу, в физическом мире. Через антропософскую ветвь мысли и ощущения антропософской группы возносятся в сверхчувственный мир. И ес­ли в правильном настроении в группе людей переживается антропософское содержание, когда одна челове­ческая душа пробуждается в другой человеческой душе, то тогда человеческие души возвышаются в духовной общине. Дело заключается лишь в том, чтобы это сознание действительно имелось. И если оно имеет­ся и такие группы появляются в Антропософском Обществе, тогда в этом, я бы сказал, обратном (umgekehrte) культе, в другом полюсе культа проявляется нечто общинообразующее в высшем смысле слова. Выражаясь обратно, можно сказать: культовая община пытается Ангела в Небе побудить низойти в культовое пространство, дабы он был среди людей. Антропософская община старается человеческие души возвысить в сверхчув­ственный мир, дабы они пришли в среду Ангелов. Таков в одном и другом случае общинообразующий элемент". 257(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru