Главная
Предметный указатель
ЕВРОПА — и Китай |
253. "Джон Ст.Милль говорил о своей стране: Англия стоит на пути к тому, чтобы стать современным Китаем. — А Герцен говорит: не только Англия, но и вся Европа становится современным Китаем... Если в Европе не произойдeт неожиданного взлeта, ведущего к новому рождению человеческой личности и дающего силу преодолеть буржуазность, то несмотря на благородное прошлое, на Христианство, Европа станет Китаем. — Эти слова сказаны в 1864 г.!" "Не без оснований, как немало видящий из того, что происходит вокруг него, но не решившийся воспринять обладающие движущей силой представления и идеи Духовной науки, — не без основания заметил современный русский писатель Мережковский (много изучавший Милля и Герцена), что в наше время на место скипетра прошлых времeн вступает локоть, на место Библии — конторская книга, на место алтаря — прилавок. Ошибочно при этом лишь то, что все эти вещи просто критикуются; ибо и локоть, и конторская книга, и прилавок играют в нашу, 5-ю послеатлантическую культуру роль, какой они никогда не играли: мы знаем, что так должно быть, что это соответствует безусловной мировой карме. ... только во все эти вещи должен войти дух Духовной науки". 172(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1138. "Последние выводы того, что сегодня преподается в университетах и переходит в народ как современное мировоззрение, — это китаизм, и причем тот, который за 6 веков до нашего летоисчисления пришел к этим выводам в другом культурном слое (Конфуций, Лао-Цзе). Ку Хунг-Минг ("Дух китайского народа и выход из войны". Иена 1916 г.) показывает, что такое китаизм; Милль и Герцен указывают путь, которым идет европейская культура, желающая стоять только на внешнем позитивистском реализме. ... Что верно распознали Дж. Ст. Милль и Герцен (см. его работы 1864 г.) — парус этому поднят из определенных оккультных братств, желающих китаизма; ибо в китаизированной Европе легче изъять то что хотят изъять определенные братства! Так почему же не должно соответствовать воле братств явление, в котором китаец дает совет европейцам прислушаться ко всему прекрасному, что может идти из Китая?" 172(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
1221. "Если мы отвлечемся от браманизма и обратимся к культуре Средней Азии, к тибетской или китайской культуре, которые в ближайшее время приобретут такое значение в мире, которое людям сегодня и не снится, хотя нас отделяет от этого момента совсем короткое время, если мы увидим эти вещи и поймем, что души многих учеников Заратустры еще воплощены в этих культурах, тогда мы примем все эти вещи очень серьезно". 158(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
Будущее
1245. Дж. Милль и Герцен в свое время заметили, что Европа интенсивно "китаизируется", населяется китайцами. Это верное наблюдение. "Здесь рождаются души, которые в силу предшествовавших условий имели тягу к китайским телам в XIX в. и начале XX в. И хотя китайский народ возрос числом, превосходящим все прошлое, все же он не мог дать воплощения всем китайским душам; в Европе население также умножилось в последнее время, и многие души низошли сюда, хотя были предопределены к воплощению в китайских телах". Англичане насильственно развили в Китае потребление опиума (опиумная война и пр.). "Благодаря этому китайские тела были настолько испорчены опиумом, что породили поколение, возникшее под влиянием сил опиума, и китайцы были осуждены на то, чтобы частью воспринять в себя незрелые, очень подчиненные души, о качествах которых я и говорить не хочу. А те души, которым предназначались китайские тела, не смогли в них войти из-за опиума. Они были отведены в Европу и обусловили то явление, замеченное тонкими наблюдателями". Опиумная война имеет духовную подоснову. И если, с одной стороны, эта война принесла миллионные богатства, то с другой — "определенные души, которые должны были прийти из духовного мира для укрепления европейских сил культуры, не смогли этого сделать, им помешали теперь воплотиться. Европейские тела были использованы китайскими душами. ... большое число европейцев было не способно обрести созвучие души с телом ... а потому не смогло телесность использовать соответствующим образом как инструмент. Отсюда происходит и эта возможность хозяйничать с заблуждениями, с непониманием". 173(13) Перейти к данному разделу энциклопедии
1247. "Азиатский китаизм для нас тем опаснее, чем дольше мы будем носить на себе косу европейского китаизма". 192(15) Перейти к данному разделу энциклопедии
1251. "Когда, разорвав оковы, Китай затопит Европу, то при этом придет спиритуальность, являющаяся подлинной наследницей, незамутненной наследницей древней Атлантиды. Она подействует так, как если бы прорвалось нечто такое, что сдерживалось в себе и что способно распространиться на весь мир; она прольется так, как в малом масштабе и при первом представившемся случае — уже излилось древнее индийство". 158(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
1254. "Для старых привычек мышления может показаться единственно практичным ответить на вопрос: как сделать Китай такой хозяйственной областью, которая свои достижения предложит западным силам; но действительно практичным вопросом в будущем станет: как быть понятым душами, живущими в Азии? Мировое хозяйство может стать лишь внешним телом для души, которая ему должна быть найдена". "Япония в определенном отношении является форпостом азиатской жизни. Большей частью она восприняла в эту жизнь европейские формы. Благодаря этому с ней можно заключать союзы, договоры, как это привыкли делать на Западе. Но в отношении конституции народной души все остается связанным со всеобщей азиатской жизнью. Азия владеет наследием древней духовной жизни. Это важно для нее в первую очередь. Эта духовная жизнь вспыхнет мощным пламенем, если Западом будут созданы отношения, которые помогут ее удовлетворить. На Западе же полагают, что эти отношения могут быть организованы лишь на хозяйственной основе. Так создается исходная точка для еще более ужасной катастрофы, чем прошедшая европейская (мировая) война. Дела, открыто охватывающие ныне весь мир, не следует вести, не допуская в них духовные импульсы. Народы Азии с полным пониманием станут относиться к Западу, если он сможет принести им идеи, носящие всеобщечеловеческий характер, говорящие о том, что представляет собой человек в мировых взаимосвязях и как должна быть устроена социальная жизнь сообразно этим мировым взаимосвязям". В противном случае Восток будет вести войну против Запада, несмотря на то, что в Вашингтоне рассуждают о том, как было бы хорошо разоружиться. "Порядок в великих мировых вопросах ныне зависит от того, окажутся ли люди в состоянии духовную жизнь в правильном смысле внести в хозяйственную жизнь". Это не удастся сделать, пока в социальном организме духовная жизнь не поставлена на свободную основу. 36 с.21, 38-39 Перейти к данному разделу энциклопедии
|