Главная
Предметный указатель
ЕВРОПА — и «Я» |
Христос и народы Европы
542. Европейские народы имели слишком рано развитое чувство "я", а также чувство равенства людей. И в их среде было невозможно одной личности подняться над другими. Поэтому Христос не мог воплотиться в Европе. Но поскольку Он принес полное Я-сознание, то понять это особенно хорошо могли именно европейцы, рано сросшиеся с чувством "я".116 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
1381. "Пойдемте в Среднюю Европу. Там мы находим то, что "всегда становится и никогда не пребывает", как я уже это охарактеризовал в открытой лекции. "Я" как таковое, наивнутреннейшее человека, как оно относится к членам души? ... Рассмотрим Гете. Мы знаем, как он стремился попасть в Италию. И то, чего он хотел, хотели все лучшие среднеевропейцы: попасть в Италию, чтобы найти там то, что из души ощущающей оплодотворяет Я. С душой рассудочной, или характера, Я всесторонне обменивается силами. В течение столетий вы можете наблюдать тесную связь Я с душой рассудочной. Рассмотрите Фридриха Великого, говорившего и писавшего только по-французски, как по-особому ценил он французскую культуру, что, например, выражалось в его отношении к Вольтеру. Мы также знаем, что немецкий философ Лейбниц писал труды по-французски". Поиск Я души сознательной, опять-таки, выразился в Гете, в его стремлении понять происхождение организмов одного из другого. "Всеобъемлющее учение об организмах выдвигал он. Это исходит из глубин Я. Такого не могут понять сразу. Люди ищут облегченного понимания вещей, как они исходят непосредственно из души сознательной. Они не принимают того, что дал Гете, но то же самое, в переводе на язык души сознательной, дано Дарвиным. ... Сегодня мы мало находим понимания гетевского "учения о цвете", но перевод того же в душу сознательную, что мы находим у Ньютона, является сегодня общепринятым физическим учением". 157(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1383. "Среднеевропеец ищет ... Противники говорят о нем, что он здесь, на Земле, для того, чтобы пахать землю и искать в облаках. ... Уже здесь он ищет духовное Я. Поэтому в некотором смысле уже в своем стремлении во время земного пути он ищет, как устранить то, что должно быть устранено за порогом смерти". 157(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1395. "Немецкое "я" — "Jch" — содержит инициалы Iesus Christus. Великие посвященные ввели это слово". 97(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
1397. "Ангел Силезский в прекрасных изречениях "Херувимского странника " говорит: "Если я умираю, то умираю не я, а Бог умирает во мне"... Это необычайно глубокое ощущение. Оно есть результат инспирации Я народным Духом". 159(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
1516."В Средней Европе национальное изживает себя как Я. А на Востоке (Россия) мы видим области, где изживается — хотя это выражением не совсем верно — Самодух". 157(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1517."Человеческое Я проявляется в двоякой деятельности: оно познает объекты и само себя. В индийской культуре Я развивали субъективно, как самопознающее начало. ... Народы же Европы, напротив, развили сравнительно рано, еще живя в старом ясновидении, созерцание объективного Я ... как существо среди других существ. ... Индийская культура представляет собой душу, которая задолго до созерцания объективного Я достигает высокого расцвета "я" субъективного. Германо-европейские народы развивают созерцание Я задолго до осознания ими их внутренней связи с Я". 121(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
1518.Существенное древнеиндийской культуры состоит в том, что после полного завершения работы над душевными силами, утонченными в высочайшей степени, индус вновь возвращался в эф. тело и вырабатывал в нем чудесные тонкие силы, отразившиеся в Ведах и в философии Веданты. Высокое развитие души достигало созерцания Я, восприятия Я, когда человек еще мог созерцать своим эф. телом. Древний перс мог воспринимать только силами тела ощущений, ас. телом. В халдео-египетской культуре воспринимать могла только душа ощущающая; в греко-латинской — душа рассудочная. В современной культуре совершается работа над физ. телом для развития души сознательной. Поэтому грек существенный внешний опыт получал лишь в том, что пробивалось изнутри. Задача же народов Запада и Севера — направить взор вовне, проработать физическое. 121(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
|