Главная
Предметный указатель
АНТРОПОСОФИЯ - см. также ГЕТЕАНИЗМ — руководящие положения |
10. "Антропософский импульс мог бы состоять в том, чтобы на Пасху ощущать единство науки, религии и искусства; на праздник Михаэля ощущать, как три сестры — у которых одна мать, пасхальная мать, — образуются и пребывают одна возле другой, всесторонне завершая одна другую". 223 (3)
Перейти к данному разделу энциклопедии
5. Из антропософских руководящих положений 1259. "В развитии человечества сознание опускается по лестнице раскрытия мышления. Есть первый этап сознания, когда человек переживает мысли в Я как проодухотворенные, одушевленные, оживленные существа. На втором этапе человек переживает мысли в астр.теле: они тогда в большей мере являются как одушевленные и оживленные отражения существа духа. На третьем этапе человек переживает мысли в эф.теле; они тогда являются лишь внутренней подвижностью, отзвуком душевного. На четвертом современном этапе человек переживает мысли в физ.теле; они здесь являются мертвыми тенями духовного.... Задача Михаэля — привести человека путями воли снова туда, откуда он пришел, когда от переживания сверхчувственного он спустился всем своим сознанием в чувственное". "Переходя к физ.телу, мысли теряют
свою жизненность. Они становятся мертвыми, духовно мертвыми образованиями. Прежде, принадлежа человеку, они были в то же время и органами божественно-духовных существ, к которым принадлежит человек. Они сущностно волили в человеке, и благодаря этому через них человек чувствовал себя в живой связи с духовным миром. С мертвыми мыслями он чувствует себя отпавшим от духовного мира. Он чувствует себя совсем перемещенным в физический мир. Но этим он перемещен в сферу ариманической духовности. У последней нет никакой значительной силы в тех областях, где существа высших Иерархий так держат человека в своей сфере, что или, как в древние времена, сами действуют в нем, или, как в позднейшие времена, действуют посредством своего одушевленного или живого отблеска. Пока существовало такое, проникающее в человеческую деятельность, воздействие сверхчувственных сущностей, т.е. приблизительно до ХV в.,
ариманические силы имели — хочется сказать — лишь слабо проявляющуюся власть внутри развития человечества. Этому не противоречит сказанное в персидском мировоззрении о действии Аримана. Ибо это мировоззрение мыслит действие Аримана не внутри душевного развития человека, а в мире, непосредственно к нему примыкающем. Деятельность Аримана хотя и переходит из соседнего духовного мира в душевный мир человека, но не вмешивается в него непосредственно. Это непосредственное вмешательство стало возможным лишь в то время, которое началось, приблизительно, пять веков тому назад. Так человек стоит в конце некоего потока развития, внутри которого его существо сложилось из такой божественной духовности, которая под конец для себя умирает в абстрактной разумной сущности человека. Человек не остался в тех сферах,
из которых он, как из этой божественной духовности, ведет свое происхождение. Что пять веков тому назад наступило для сознания человека, в более широком объеме по отношению к совокупности его существа совершилось уже в то время, когда Мистерия Голгофы стала земным явлением. Невоспринимаемо для существовавшего в то время у большинства людей сознания развитие человечества постепенно перешло тогда из того мира, где Ариман имеет мало власти, в тот, где у него ее много. Этот постепенный переход в другой пласт мира завершился как раз в ХV в. Влияние Аримана на человека в этом пласте мира стало возможным и может опустошающе действовать по той причине, что в нем умерло родственное человеку действие богов. Но человек никак не мог прийти к раскрытию свободной воли иначе, как опустившись в сферу, где не было изначально связанных с ним божественно-духовных сущностей.
В основе этого человеческого развития, взятого с космической точки зрения, лежит Мистерия Солнца. С тем, что до знаменательной поворотной точки своего развития человек мог воспринимать в Солнце, были связаны божественно-духовные существа его происхождения. Они отделились от Солнца, оставив на нем лишь свое отмершее, так что человек может теперь через Солнце принимать в свою телесность лишь силу мертвых мыслей. Но эти существа послали с Солнца на Землю Христа. А Он, ради спасения человечества, связал Свою сущность с омертвелостью божественно-духовного бытия в царстве Аримана. Таким образом, у человека есть двойная возможность, порука его свободы: обратиться ко Христу, но теперь уже сознательно в духовном образе тех мыслей, которые раньше, при нисхождении от созерцания сверхчувственного духовного бытия вплоть до пользования разумом,
оставались в подсознании, или же захотеть ощутить себя в отъединенности от этого духобытия и благодаря этому подпасть той ориентации, которую принимают ариманические силы. В этом положении человечество находится с начала ХV века. А подготовлено оно — все в развитии совершается ведь постепенно — со времени Мистерии Голгофы, которая, как величайшее событие Земли, предназначена к тому, чтобы спасти человека от возможной гибели, которой он может подвергнуться, ибо должен быть свободным существом. ... Совершавшееся наполовину бессознательно ... привело к тому положительному, что заключается в живущем в абстрактных идеях воззрении на природу, а также к некоторым столь же положительным принципам поведения в жизни. Но теперь уже прошла эпоха, когда человек мог бессознательно развивать свое бытие в опасной сфере Аримана. Сейчас исследователь духовных миров должен обращать
внимание человечества на тот духовный факт, что Михаэль взял на себя духовное водительство всей совокупностью жизненных условий человечества. Что он должен совершить — Михаэль совершает таким образом, что этим он влияет на людей; они же могут следовать ему свободно, дабы с силою Христа вновь найти дорогу из сферы Аримана, куда они необходимо должны были прийти". "Михаэль предвидел, что человек, все более и более приближаясь к собственному пользованию интеллигенцией, должен встретиться с ариманическими существами, а вступив с ними в соприкосновение, он может тогда подпасть под их власть. Поэтому Михаэль попирает ногами ариманические власти, все время оттесняя их в область, находящуюся глубже той, в которой раскрывается человек. Михаэль, попирающий дракона, оттесняющий его в бездну, — вот живущий в человеческом сознании мощный
образ описанных здесь сверхчувственных фактов". 26 (к 103-106) Перейти к данному разделу энциклопедии
1260. "Мир прежде управлялся самой божественной сущностью, а теперь его ведет ставшее объективным Божественное откровение, за которым Божественная Сущность проходит следующую ступень Своего собственного развития. И опять Михаэль управляет космическим разумом, поскольку тот через откровения космоса течет в строе идей. Третья фаза развития есть дальнейшее отделение космической интеллигенции от своего первоисточника. В звездных мирах современный строй идей уже более не действенен как божественное откровение: звезды движутся и строятся согласно заложенному в них в прошлом строю идей. Михаэль видит, как то, чем он управлял в космосе — космическая интеллигенция, — все больше направляется к земному человечеству. Но Михаэль видит также, как для
человечества все усиливается опасность подпасть ариманическим властям. Он знает: для себя он всегда будет попирать Аримана, но будет ли это также для человека? Михаэль видит, как наступает величайшее событие Земли: из царства, которому служил сам Михаэль, опускается в область Земли Сущность Христа, дабы быть там, когда интеллигенция вполне будет у человеческой индивидуальности. Ибо тогда человек сильнее всего ощутит побуждение отдаться силе, которая без остатка, наиболее совершенным образом сделала себя носителем интеллектуальности. Но там будет Христос; путем Своей великой жертвы Он будет жить в той же сфере, где живет и Ариман. В развитии человечества мир сможет найти путь Христа. Таков космический опыт Михаэля в отношении того, чем он должен управлять в космосе. Дабы остаться с объектом своего управления, он вступает на путь из космоса к человечеству.
На этом пути он находится с VIII в. после Рождества Христова, но лишь в последнюю треть XIX в. дошел он, собственно, до своего земного служения, в которое превратилось его космическое служение. Михаэль ни к чему не может принудить людей. Ибо принуждение прекратилось именно благодаря тому, что интеллигенция совсем вступила в область человеческой индивидуальности. ... Он может привести к явлению то, как действие этой интеллигенции прошлого в настоящем является правдивее, прекраснее и добродетельнее, чем все, что в непосредственной интеллигенции настоящего в лживом соблазнительном блеске изливается от Аримана. Он может показать, что для него Ариман всегда будет низшим духом, попираемым его ногами. Люди, созерцающие ближайший к чувственному сверхчувственный мир, воспринимают описанным образом Михаэля и его воинство. ...
Если таким людям удастся путем своего видения раскрыть также сердца и помыслы других людей, дабы круг людей знал, как теперь Михаэль живет среди людей, то тогда человечество начнет праздновать праздники Михаэля, исполненные истинного содержания, во время которых души дадут ожить в себе силе Михаэля. Тогда Михаэль будет действовать среди людей как реальная власть. Человек тогда будет свободен и в то же время в сердечном общении с Христом будет проходить своим духовным жизненным путем через космос". "Полное осознание деятельности Михаэля в духовном соотношении Вселенной есть решение загадки человеческой свободы, исходя из космических соотношений, поскольку это решение необходимо земному человеку. Ибо "свобода" дана непосредственно как факт каждому человеку, который понимает самого себя в настоящем отрезке развития человечества. Никто, если он не
хочет отрицать очевидного факта, не может говорить: свободы нет, хотя можно найти противоречие между тем, что дано фактически, и событиями в космосе. Это противоречие отпадает при рассмотрении посланничества Михаэля. В моей "Философии свободы" показана "свобода" человеческого существа как содержание сознания в современную мировую эпоху; в изображении миссии Михаэля, данном здесь (в антропософских тезисах), становление этой "свободы" обосновывается космически". "Лишь в одном углу арены действия богов можно заметить что-то вроде человечества. Оно — лишь часть действия богов. Михаэль — это та духовная сущность, которая с самого начала обратила свой взор на человечество. Это он, до известной степени, так распределяет действия богов, что в одном углу может существовать человечество. И его образ действия при этом сродни той деятельности,
которая позднее проявляется в человеке как интеллект; но только он проявляется как сила, протекающая через космос в строе идей, обусловливая действительность. В этой силе действует Михаэль. Его служение есть управление космической интеллигенцией. В своей области он стремится к дальнейшему движению вперед, которое может состоять лишь в том, чтобы в человеческой индивидуальности позднее сконцентрировалось все то, что действует через весь космос как интеллигенция. Так в мировом развитии наступает время, когда космос живет уже своим прошлым, а не настоящим разумом. Современная интеллигенция пребывает в потоке человеческого развития. Михаэлю хотелось бы все время сохранять связь между тем, что развивается в человечестве как интеллигенция, и божественно-духовными существами". "Михаэль получает глубочайшее удовлетворение от того, что ему удалось
посредством человека еще сохранить непосредственную связь между звездным миром и Божественно-духовным. Когда, свершив жизнь между смертью и новым рождением, человек опять вступает на путь к новому земному бытию, тогда, при нисхождении к этому бытию, он ищет установить гармонию между ходом звезд и своими земными жизнями. Эта гармония раньше подразумевалась сама собою, ибо Божественно-духовное действовало в звездах и там же был и источник человеческой жизни; но теперь, когда ход светил лишь продолжает деятельность Божественно-духовного, этой гармонии не было бы, если бы ее не искал сам человек. Свое из прошлых времен сохраненное Божественно-духовное он приводит в отношение к звездам, в которых Божественно-духовное имеется лишь как продолжающееся воздействие былого. Благодаря этому в отношение человека к миру входит Божественное, соответствующее прежним временам,
но выявляющееся в позднейших. Что это так — это дело Михаэля. И это дело дает ему такое глубокое удовлетворение, что в нем он обретает часть своего жизненного элемента, своей жизненной энергии, своей солнечной, жизненной воли. ... Человечество будет раскрываться в ходе развития мира; Божественное духовное, из которого происходит человек, как космически расширяющаяся сущность человека, может пронизать светом космос, который пока существует лишь в отображении божественно-духовного. Тогда через человечество засияет не та же самая сущность, которая некогда была космосом. Божественно-духовное, проходя через человеческое, будет порождать сущность, которой оно ранее не проявляло. Против такого хода развития восстают ариманические силы. Они не хотят, чтобы первоначальные божественно-духовные власти давали свет Вселенной в ее дальнейшем движении; они хотят,
чтобы впитанная ими космическая интеллигенция пронизала весь новый космос и чтобы человек продолжал жить в этом ариманизированном и интеллектуализированном космосе. При такой жизни человек потерял бы Христа. Ибо Христос вступил в мир с точно такой интеллигенцией, какая некогда жила в Божественном, когда оно своей сущностью еще образовывало космос. Когда теперь мы говорим так, что наши мысли могут быть и мыслями Христа, то мы противопоставляем ариманическим силам нечто такое, что охраняет нас от подпадения им. Постигать смысл миссии Михаэля в космосе — значит уметь говорить так, как того требует этап развития души сознательной. Нужно мочь воспринять чисто естественнонаучный образ мышления. Но следовало бы также научиться говорить о природе таким образом, ощущать ее так, как это свойственно Христу.
И языком Христа мы должны научиться говорить не только об освобождении от природы, не только о душе и Божественном, но и о космосе. Если внутренним, сердечным чувством мы целиком вживемся в то, чем является среди нас Михаэль и его воинство в их деяниях, в их миссии, то мы придем к тому, что наша человеческая связь с первоначальным Божественно-духовным сохранится такой, чтобы мы научились говорить о космосе языком Христа. Ибо понять Михаэля — значит найти в настоящее время путь к Логосу, Христос Которого живет на Земле среди людей. Антропософия должным образом ценит то, как естественнонаучный образ мышления научился говорить о мире за последние четыре-пять веков. Но кроме этого языка она говорит о существе человека, о развитии человека и о становлении космоса еще и на другом; она хотела бы говорить языком Христа-Михаэля.
Ибо, если будут говорить на обоих языках, тогда развитие не оборвется и не перейдет к ариманическому прежде, чем будет найдено первоначальное Божественно-духовное, чисто естественнонаучный способ выражения соответствует отъединению интеллигенции от первоначального Божественно-духовного. Если миссия Михаэля не будет принята во внимание, то эта интеллигенция может перейти в ариманическое. Этого не случится, если освободившийся интеллект силой праобраза Михаэля вновь найдет себя в отделившейся от человека, ставшей по отношению к нему объективной первоначальной космической интеллигенции, лежащей в источнике (происхождения) человека и сущностно появившейся в пределах человечества в Христе после того, как она ушла из человека ради развития его свободы". 26(109-112)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1264. "В природе ритмически сменяются ночь и день, ритмически следуют времена года и т.д. В человеке ритмически совершается дыхание и кровообращение, смена сна и бодрствования и т.д. Ритмические процессы ни в природе, ни в человеке не являются чем-то физическим. Их можно бы назвать полудуховными. В ритмическом процессе физическое как вещь исчезает. В воспоминании человек перемещается своим существом в свой ритм и в ритм природы. Он живет в своем астр.теле. Индийский йог хочет совершенно раствориться в переживании ритма. Он хочет покинуть область представления, область Я и во внутреннем переживании, подобном воспоминанию, смотреть в мир, лежащий позади того, что может знать обычное сознание. Западная духовная жизнь не смеет для познания подавлять Я. Она должна привести
Я к восприятию духовного. Но такого не произойдет, если из чувственного мира так проникать в ритмический, чтобы в ритме переживать лишь полуодухотворение физического. Надо находить ту сферу духовного мира, которая открывается в ритме. Итак, возможно двоякое: во-первых, — переживание физического в ритмическом, как это физическое становится полудуховным. Это более древний путь, в настоящее время уже не пригодный. Во-вторых, — переживание духовного мира, который имеет своей сферой мировой ритм в человеке и вне человека, как человек имеет своей сферой земной мир с его физическими существами и процессами. А к этому духовному миру принадлежит все, что в настоящий космический момент свершается благодаря Михаэлю. Такой дух, как Михаэль, тем, что своим местопребыванием он избирает ритмический мир, вносит иначе пребывающее в люциферической области в ту область чисто человеческого развития,
на которую Люцифер не имеет влияния. Все это может быть созерцаемо, когда человек вступает в имагинацию. Ибо имагинацией душа живет в ритме; а мир Михаэля — это мир, открывающийся в ритме. Воспоминание, память уже находятся в этом мире, но еще не глубоко. Обычное сознание ничего из этого не переживает. При вступлении же в имагинацию из мира ритма раньше всего всплывает мир субъективных воспоминаний; однако он тотчас же переходит в мир живущих в эфирном, сотворенных божественно-духовным миром первообразов физического мира. Переживается вспыхивающий в космических образах, скрывающий в себе мировое творчество эфир. И деятельные в этом эфире солнечные силы там не только сияют, они начаровывают из света мировые первообразы. Солнце является космическим живописцем миров. Оно есть космический противообраз импульсов, рисующих в человеке образы представления (мышления)". 26 (165-168)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|