Главная
Предметный указатель
ЖЕЛЕЗЫ |
Общий очерк
103. Сознание, которого человек достиг на ступени др.Солнца, подобно тому, которое он имеет теперь во время сна без сновидений. Его также можно сравнить с сознанием растений. Начинается эон Солнца с повторения состояний др.Сатурна. Затем Духи Мудрости изливают в физ. тела фантомов эфирное тело. Солнце при этом начинает светиться; в фантомах проявляется действительная жизнь. Эф.тело монад пронизывают своим астральным телом Духи Движения, и от этого оно "приобретает способность совершать известные внутренние движения, находясь в физическом теле"; они подобны движению соков в растении. Тепловая субстанция уплотняется до газо- или парообразного состояния. В оккультизме это состояние обозначают как "воздух". В тепловые образования фантомов включаются воздушные формы, находящиеся в регулярном движении. Действием Духов Формы переменчивые "газовые образования" "мимолетно принимают различные формы". С середины эона Солнца выступают Духи Личности. Их сознание тогда восходит на ступень, которой человек достигнет лишь на будущем Юпитере. Как на др.Сатурне теплота, так на др.Солнце эфирное тело фантомов отражает им "в световом сиянии образы их ясновидческого сознания. ...Это происходит так, как если бы в образах, излучающихся от Солнца, проявлялась часть той силы, которую земной человек называет любовью". И в этом действуют Серафимы. Вместе с Духами Личности они работают над человеческим эфирным телом, поднимая его на ступень, где оно может видоизменягь находящиеся в нем газовые образования. Так появляются первые признаки размножения. На др. Солнце впервые обнаруживается отставание некоторых иерархических существ. Перед ними встает задача наверстать упущенное. Поэтому, когда Духи Мудрости начинают свое излияние эфирного тела, Солнце как бы мутнеет, поскольку его пронизывают образования, принадлежащие еще к др.Сатурну, не способные уплотниться до воздуха. В человека это внедряется как вид низшей природы, которая позволяет Архангелам подняться на их "человеческую" ступень. На Солнце наравне с человеческим царством образуется еще одно, с одним лишь физическим телом. С ним приходят в связь отставшие Духи Личности. Они выделяют из Солнца самостоятельное мировое тело и действуют с него на второе солнечное царство. В том, что создают Архангелы в отставшей, сатурнической, природе человека, следует видеть предвестников современных органов чувств. (Эту работу Архангелы начали уже на др.Сатурне.) Созданное Духами Личности в союзе с Серафимами можно считать первым зачатком современных желез. Благодаря же Духам Личности возникает некая связь между человеческими чувствами и вторым солнечным царством. Она имеет вид тепловых взаимодействий. Далее выступают Ангелы и Херувимы. Внутри человеческих существ возникают откровения, сравнимые со вкусовыми восприятиями. Вовне они проявляются как звуки. Все это на Солнце носит более самостоятельный характер, чем на Сатурне. Ангелы благодаря этому достигают смутного образного сознания. Херувимы ясновидчески созерцают совершающееся на Солнце и жертвенно изливают полные мудрости и великолепия образы в сознание Ангелов, а те внедряют их в эфирное тело человека. В конце развития Солнца человеческому эфирному телу напечатлевается зачаток Жизнедуха (Буддхи). Человек начинает проявлять "способность ощущать первые признаки симпатии и антипатии к своему окружению". Но это лишь "предвестие" ощущения. Внутренняя жизнедеятельность, подобная восприятию запаха, "сказывается вовне в своего рода примитивном языке". 13 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
Тепло, "зола", белок, железы, кровь, нервы, мужско-женское
154. Тепло, которое было в начале земного развития, не такое, какое возникает, скажем, при сгорании дров. Это минеральное тепло. А то было живое тепло, которое человек содержит теперь в своей крови. "Из него образовался первый человеческий зачаток. Но с продолжающимся оплотнением это живое тепло стало постепенно неживым теплом. ...Это тепло стало минеральным теплом, выступило, прежде всего, как процесс сгорания. Здесь мы подходим к очень важному моменту, где я прошу вас быть очень внимательными. Именно в начале теплового состояния мы можем говорить об огненном состоянии, о сгорании же мы, собственно, еще не должны говорить. ...Тепло, возникающее через внешнее минеральное сгорание, выступило впервые после выделения из Земли Солнца, но еще не Луны. И через это сгорание, которого до того
еще совсем не существовало, выделилось материальное в земной массе, которое в оккультизме обозначают "золой". Если вы что-то сжигаете, то образуется зола. Зола отлагается в земном образовании, когда Земля остается связанной с одной Луной. Мы подвинулись так далеко, что субстанции через пронизание мировым звуком начали танец и вычленилась протоплазма. ...для защиты соответствующих существ образовался род клеевой оболочки. Чего теперь недоставало этим существам? — Твердой костной массы. Существовала по преимуществу клееобразная масса, а то, что вообще представляет собой минеральное, отсутствовало целиком и полностью в этих существах до того времени, которое я теперь описал. Вы должны представить себе, сколь иными были те существа. Сейчас вы не найдете физического тела, которое не было бы пронизано минеральной субстанцией. ...Существа вбирают золу, как прежде они вобрали белок,
вчленяют во все свое существо минеральное — от костей до жидкой крови. ...Минеральное, таким образом, в ходе образования Земли возникло последним, и другие царства вобрали его в себя, а до того они состояли из других субстанций. ...Но как вошла зола в те линии, которые наполнил белок? Мы видели, что первоначально был огонь; из него образовался зачаток сердца; затем образовался зачаток дыхания, внедрился свет и образовал зачатки нервов; пришел звук и, побудив субстанции к танцу, образовал живое. ...А то, что золу загнало в человеческое тело, — это было мышлением, которое звук, тон сделало словом. Еще в атлантическое время, когда все кругом дышало туманно-пылевой массой, человек не обладал артикулированной речью; зато он мог понимать речь шума деревьев и журчанья потоков. ...Смысл, значение слова вогнало образующуюся в процессе сгорания золу в живую
субстанцию; и в той мере, в какой до конца Атлантической эпохи оплотневала костная система, человек пронизывался мыслями, самосознанием. Засветился его интеллектуализм, и он становился все более самосознающим существом". "...Первой образовалась кровь, потом нервы, потом железы, и последними — твердые отложения, которые и открыли чувства вовне". В то же время на др.Сатурне был заложен род системы органов чувств, на др.Солнце — система желез, на др.Луне — система нервов, на Земле — система крови, т.е. имело место развитие, шедшее в обратном порядке. "При этом вы не должны удовлетворяться принятием просто обратного порядка. Но когда первой в земном развитии выступает кровеносная система в виде теплового человека, то эта кровеносная система в то же самое время является родом системы органов чувств. Это именно тепловая и познавательная система.
Весь человек, так сказать, состоит из крови, или тепла. Он пронизан не субстанцией крови, а эфирными тепловыми силовыми линиями; и эти эфирные тепловые силовые линии, из которых позже возникает кровеносная система, являются в первом своем зачатке родом системы органов чувств. Это сначала в своем первом зачатке выступает как система органов чувств, а нервная и световая система сначала выступает на Земле как род системы желез; и в действительности позднейшая система желез смогла вычлениться благодаря тому, что другие системы, кровеносная и нервная, когда они вычленились, продвинулись в своем развитии вперед. Это продвижение вперед произошло следующим образом. Когда образовалась нервная система, как род системы желез, то кое-что из крови отстало в виде позднейшего зачатка крови. Но, в то же время, во втором состоянии кровеносная система преобразовалась в некий род нервной системы; и когда это было достигнуто и в
третьем состоянии вычленилась система желез, то снова видоизменились две предыдущие системы, так что в действительности кровеносная система продвинулась еще на одну ступень вперед; то же самое произошло и с нервной системой. Таким образом происходило постоянное преобразование, трансформация". 102 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
158б. "Человек в основном построен извне, внешним Универсумом". Он видит, чувствует, волит. Творящие боги устроены противоположным образом. Творческая воля у них является первичным. "Воля к действию (творящая воля) рождает в них определенные ощущения, и как следствие этого чувства выступает творческая мысль; мысль затем кристаллизуется в форму". На др. Луне человек вдыхал тепло, а выдыхал холод. Теперь это стало в нем внутренними органами: сердцем, кровообращением. Некогда мы будем иметь в себе орган воздуха, который будет обслуживать организм тем, что мы теперь получаем из воздуха; а дышать мы будем светом. Мы тогда будем жить не в воздухе, а в свете. "Все процессы в железах являются процессами эфирного тела". На др. Солнце развились железы. "Тогда духовная сила действовала извне... духовные существа, так сказать, беспрерывно пробовали. Духовную силу, действующую здесь, называют "инкантацио". Земной человек вобрал в себя силу "инкантацио", в свои симпатии и антипатии..."266-1, с. 329, 162, 368 Перейти к данному разделу энциклопедии
175.В период до выделения Луны и после выделения особенно возбуждалась в человеке лунными силами слизистая железа в мозгу. Этот орган тогда регулировал низшие отправления: процессы питания и дыхания, бывшие в то время единством. С этим была связана внутренняя сила, позволявшая человеку по своему произволу придавать себе различные облики. (Шишковидная железа не была связана с человеческим произволом.)105 (7) Перейти к данному разделу энциклопедии
272. Люди 1-й послеатлантической эпохи видели, например, не только луг, покрытый цветами, "...но они воспринимали вибрирующую, действенную экзистенцию космических сил над цветами, которая силу растений извлекала из Земли. У них была на голове... некоего рода эфирно-астральная шишка. ...в ней они ощущали силы, лежащие в основе роста волос".217 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
284a. (16; 1-2) "Вселенная в своей внутренней субстанции и существе, поскольку она есть все человека, состоит из одной лишь любви; она есть не что иное, как одна только любовь. ...Любовь эта является внутренней, она может быть пережита душой внутренне". Внешне мир является как свет "Вселенная, поскольку человек коренится в ней, есть через свет внешне приходящая к явлению внутренне сущностная любовь. Сущностная, поскольку мы имеем дело со Вселенной существ высших Иерархий, несомых этой любовью, переживающих эту любовь внутренне... Внешнее сияние существ есть любовь, а внешнее сияние любви есть свет". Представим себе кристально чистую воду, которая впитывается грязной губкой. Если губку потом выжать, вода будет грязная. "Божественная, явленная в свете любовь, впитанная в эпоху развития души сознательной всеми ингридиентами зла, которые в эпоху развития души сознательной латентно или открыто неистовствуют в человечестве, будет божественным гневом. Такова тайна ближайшей эпохи, что благодаря происходящему в среде человечества божественная любовь явится в форме божьего гнева, — божьего гнева, который защитит от всех материальных образований, возникших вследствие материалистической эпохи души сознательной, который, благодаря тому, что он этим образованиям даст прейти, защитит от их дальнейшего вредного действия". Таково содержание апокалиптических чаш гнева. В сфере человеческих иллюзий божья любовь является в форме божьего гнева". В следующее за нашим время то, что делает человек, будет сильнее влиять на природное свершение. Это влияние свойственно всей нашей коренной расе, начиная с атлантической катастрофы, вызванной черномагическими действиями людей. Если бы божественная любовь проявляла сострадание к человеческим недостаткам, то погибли бы все необходимые плоды человеческих мыслей и дел. "Единственно лишь через излияние божественного гнева, который ведь является метаморфозой божественной любви, может быть устранено все то вредное, что творится человечеством, что в ином случае вызвало бы немыслимый вред в дальнейшем развитии человечества". Восточная формула: "В сфере майи божественная любовь проявляется как божественный гнев.346, с.215-219 С началом 40-х годов XIX в. (вершина материализма) "...вострубил шестой Ангел, и он будет трубить до конца XX в. ...а тогда затрубит седьмой Ангел. Мы, таким образом, стоим в сфере горестных провозвестий. Это — второе горе (его в Апокалипсисе возвещает Ангел), что мы как цивилизованные люди имеем в области души сознательной и чему уже полтора столетия предшествует то, что было пятым трубным звуком. А если мы трубы исследуем в связи с числом семь в эпоху души сознательной, то придем... (к) 1413 году". Вещи, правда, сдвигаются, прошедшие времена действуют в последующих; с трубами мы приходим к эпохе крестовых походов "Да, в истинно оккультных местах это время — от эпохи крестовых походов до нашего времени — всегда понимали как эпоху трубных звуков. ...В эпоху коперниканизма треть людей была, собственно, духовно убита, т.е. перестала развивать полную духовность".346, с.183-185 "Так являются центры выделения (железы и др.) как чаши божественного гнева, вотканные в ход мира". Духовное в человеке связано с процессами разрушения. 346,с.252 Перейти к данному разделу энциклопедии
705. Кровь по своему исходному предрасположению должна была лишь слегка касаться материального, лишь слегка материализоваться и тут же как бы отскакивать вновь в духовное. И в таком колебании она должна была пребывать, тогда как вся другая человеческая субстанция является разбившимися духовными формами. Так было бы и с кровью, если бы в начале земной эволюции человек получил Я только от Духов Формы. "В этих вспышках крови (от соприкосновения с материей) человек ощущал бы "Я-есмь" и таков был бы орган его я-восприятия". И это было бы его единственным чувственным восприятием. Человек тогда жил бы в окружении Земли, а внутри имел бы свое отражение, и через взблески Я, отраженные снизу вверх, говорил бы себе: там, внизу имеется для меня знак, приносящий мне сознание моего Я в дополнение к тому, что я получил на др. Сатурне, Солнце, Луне. "Люцифер же подверг кровь общей судьбе, заставив ее полностью материализоваться, заполнить весь организм человека, изменяясь в соответствии с силами этого организма. Так, если она проникала в перевес физ. тела над эф. телом или эф. тела над астр. телом и т. д., то она становилась субстанцией нервов, мускулов и т. д. ... Ставшая материальной, кровь есть творение Люцифера, и поскольку человек имеет в крови физическое выражение своего Я, то на Земле он связан своим Я с творением Люцифера". С другой стороны, это дало возможность Ариману подойти к крови. Удивительно ли, что теперь они оба рассматривают кровь как свое земное достояние? "Даже чернила для Люцифера более божественны, чем кровь". "Кости, нервы, мускулы, железы, все-все по своему люциферическому составу в человеке является преобразованной кровью. Человек есть одна кровь, а поскольку это так, то он есть ходячий Люцифер-Ариман ... и лишь в той мере, в какой он за этим материальным имеет нечто излитое в материю сверх крови, он принадлежит божественным мирам прогрессивного развития".134 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
50a. "Что было продумано (богами в борьбе за нас) на др. Луне — это теперь стало малым мозгом. ...Также и большой мозг содержит в себе пережитки лунного времени: шишковидная и слизистая железы; на Луне они были тем, чем сегодня в человеке являются легкие и сердце". Из наших земных действий, поступков сформируется на будущем Юпитере большой мозг, а что мы думаем большим мозгом, станет малым мозгом. Ныне малый мозг сидит в затылке, словно судья, предостерегая о последствиях мышления. Но если мы принимаем Христа, то Он переносит на Юпитер наши дела, мысли и чувства.266-3, с.326-327 Перейти к данному разделу энциклопедии
240. "Железы, органы размножения и питания созданы эф.телом. Астр.тело — строитель нервной системы, а Я вчленило в организм кровь".99(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
241. В системе органов, служащих как органы секреции и выделения (железы, секреторные органы), физ.тело преобладает над силами эф., астр. тел и Я. 128 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
513. "Видимый духовным взором Сатурн излучает силы. От Сатурна излучается нечто такое, что можно бы было воспринять как форму. ... Духовному взору представляется нечто подобное тому, как если бы кто-то нарисовал на классной доске точку, нарисовал нечто вокруг этой точки, а саму точку затем стер. Это как раз то, что имеет место при духовном зрении. Сатурн стирается, а то, что было вокруг Сатурна, делается все ярче и ярче и рассказывает чудесную историю. Если мы достигнем точки, в которой "стерся" Сатурн, и увидим форму, действующую в эфире, то мы найдем, что эта форма простирается до пределов Юпитера, где повторяется тот же процесс. Юпитер стирается, а то, что возникает в эфире, распространяется очень далеко, до тех пор, пока снова не образуется форма. ... так мы доходим до Марса, и там повторяется то же. Наконец мы приходим к Солнцу. Если физическое Солнце сверкает и ослепляет, то с духовным Солнцем дело обстоит иначе. Весь блеск быстро исчезает, когда мы смотрим на духовное Солнце, и возникает величественная живая картина всего того, что вписано в эфир: картина, простирающаяся до Венеры, Меркурия, Луны. ... Некоторые из вас могут спросить: а что возникает в том случае, когда, например, Сатурн находится в таком месте неба, где он не может войти в контакт с картиной, образуемой Юпитером? — Чудесным образом это также предусмотрено. Взаимосвязь сохраняется следующим образом. Если вы будете исходить из некоторой точки, лежащей на востоке, в Азии, и проведете линию через центр Земли до другой стороны ее поверхности, а затем продлите эту линию в космос, то это будет линия, имеющая огромное значение для всей области духовного видения. Когда Сатурн находится вне этой линии, то мы должны перенести картину, возникающую от Сатурна, к этой линии, она ее фиксирует. Все картины фиксируются при помощи этой линии. Когда мы найдем картину Юпитера и картину, возникающую от Сатурна, к этой линии, это она фиксирует. Все картины фиксируются при помощи этой линии. Когда мы найдем картину Юпитера и картину Сатурна, то они фиксируются для нашего созерцания приведением к этой линии, и мы, таким образом, получаем одну конечную картину. Наша планетная система представляет собой одну полную картину. Знаете ли вы что это за картина?—Это великая космическая картина человеческой кожи вместе с органами чувств. Если вы возьмете кожу человека вместе с органами чувств и попытаетесь нарисовать соответствующую ей картину в небесном, то вы получите то, что я вам описал. ... Затем мы делаем второе открытие. Мы смотрим на планеты в движении. Если мы следим за какой-либо отдельной планетой, то системы Птолемея и Коперника дадут нам различные картины ее пути. Это вполне возможно; картина движения планет может быть интерпретирована различным образом. Но гораздо важнее при этом то, что теперь мы можем видеть эти движения вместе. ... Эта картина не совпадает с астрономическими описаниями движения планет. Как это ни странно, духовное зрение не находит картин эллипсов, что чертятся на астрономических картах. Если мы, например, следим духовным взором за Сатурном, то в сочетании с другими движениями он являет нам свое движение в виде восьмерки. В эту форму заключено множество других планетных движений. Т.обр., мы имеем картину, возникающую из движения планет, и в ней нам открывается небесная картина того, что выражается в человеческом существе, в нервах и железах. ... Когда мы рисуем нервную систему и секреторные железы, то с каждым штрихом мы рисуем физическую картину движений планетной системы, какой она видна духовному взгляду. ... когда мы поднимаемся от имагинации к инспирации, движения исчезают. "Видение" в узком смысле прекращается, начинается духовное "слышание". Что ранее было движением, делается смутным, пока не превратится в картину, как бы видимую в тумане. Но от этой картины начинает течь музыка космоса, начинает слышаться духовно-космический ритм. ... Если мы хотим изобразить это на нашей картине, то мы должны взять кисть и, следуя по ходу нервной системы, быстро сделать здесь мазок красным, там — мазок синим, здесь опять красным, там опять синим и т.д., вдоль всех линий нервной системы. В некоторых местах мы почувствуем побуждение остановиться, мы не сможем идти далее; мы должны теперь на картине нарисовать законченную "форму", чтобы выразить слышимое нами духовно. ... И то, что мы сейчас нарисовали, есть не что иное, как путь, вдоль которого течет кровь. Когда мы доходим до какого-либо органа — сердца или легких, или органов, которые получают нечто из внешнего мира или из субстанций изнутри самого тела, — то мы должны в этих точках нарисовать формы, так или иначе привязанные к руслу потока крови. Т.обр., мы получаем сердце, легкие, печень, почки, желудок. Космическая музыка учит нас, как получать секрецию из этих органов и как включить их на нашей картине в кровеносную систему. Теперь мы перейдем к следующей ступени. Мы приходим от инспирации к интуиции. Нечто новое возникает из космической музыки. Тона начинают смешиваться друг с другом; один тон воздействует на другой, и мы начинаем слышать значение космической музыки, она начинает изменяться в космическую речь, которая говорится Вселенной. ... Мы найдем, что, давая выражение этим космическим словам и нанося его на наш рисунок, мы получаем картину мышечной и костной системы в человеческом существе. Словно кто-то говорит нам нечто, а мы вписываем это в нашу картину. Что мир за пределами Земли говорит нам, мы, т.обр., в состоянии найти в человеческом существе, во всей его совокупности". "Космическое познание раскрывает нам, с другой стороны, во всем, что касается человеческой формы, работу и прядение третьей Иерархии. ... Мы найдем вплетенными в движение планет сущностей второй Иерархии. ... они действуют в формировании космического прототипа нервной и эндокринной систем человека". С другой стороны, эти же сущности ткут в кровеносной системе. Первая Иерархия творит костную и мышечную системы. Это "полночный час" человека в жизни между смертью и новым рождением. "Мы смотрим на ряды Иерархий и на их деяния. И когда мы останавливаем взор на их деяниях — вот, человек стоит там перед нами!" "Планетные формы превращаются в человеке в прототип231 (1) ". Перейти к данному разделу энциклопедии
557д. "Печень — самая большая железа".Д.35, с. 12 "Железы, связанные с почками, выделяют субстанцию, которая способствует построению костей. Панкреатическая железа превращает сахар в субстанции, требуемые для питания тела. Секреция желёз есть процесс, вызываемый душевными процессами".266-1, с. 365 Перейти к данному разделу энциклопедии
559. "Во рту имеются железы, в желудке имеются железы, и еще одна большая железа находится за желудком (если смотреть спереди). ... Эта железа, ее называют поджелудочной, выделяет некий род слюны, и через тонкие каналы эта слюна идет в кишечник. ... Субстанция, выделяемая поджелудочной железой, тотчас же изменяется в человеке. Когда она еще только выделяется, то подобна пепсину желудка. Но затем, в кишечнике, она изменяется, становится острее. Пища тут должна быть схвачена крепче, чем прежде. И этот, более крепкий, более острый род слюны, выделяемый поджелудочной железой, называется трипсином. ... Все это не может восприниматься головным сознанием человека... но воспринимается, чувствуется печенью и продумывается почками. ...
Губы: вкус. Птиалин. Желудок: детский вкус. Пепсин. (Ребенок чувствует вкус также и желудком). Поджелудочная железа: чувствование печенью. Трипсин. Печень: желчь.
В кишечнике после того, как губы произвели свое действие через птиалин, желудок — через пепсин, поджелудочная железа — через трипсин, пищевая кашица обдается желчью, идущей от печени. И только затем от почек приходит мышление". Далее через стенки кишечника пища проходит в лимфу и в кровь. Столь многократно изменяется она.347 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
1788. Я, пребывая в крови, получает впечатления внешнего мира и конденсирует их в картины памяти. В этом процессе играет роль не только ток крови, но он "...возбуждает на своем пути эф. тело, и мы видим развивающиеся в эф. теле потоки. Они принимают определенное направление, как бы стремясь присоединиться к крови, струящейся вверх от сердца к голове. А в голове эти потоки сливаются подобно токам электричества, идущим от разноименных полюсов. ... в противовес этим, другие потоки стремятся из тех частей эф. тела, которые принадлежат к остальной телесной организации. Эти потоки исходят, по большей части из нижнего отдела груди, а также из лимфатических сосудов и других органов и проходят таким путем, что противостоят первым, верхним потокам. Т.обр., мы имеем в мозгу, когда складываются картины памяти, два эфирных потока: один, приходящий снизу, и один — сверху, которые противостоят друг другу при величайшем напряжении, подобно двум разноименным потокам электричества. Если между этими потоками достигается равновесие, то восприятие делается картиной памяти и внедряется в эф. тело". Эти эфирные потоки конденсируются с такой силой, что захватывают человеческую телесную субстанцию и уплотняют ее в определенные органы. Мы получаем впечатление ярких эфирных световых потоков, струящихся здесь, между этими органами, служащими физически-чувственным выражением памяти. Эти органы суть шишковидная железа и гипофиз. "Мы имеем здесь определенную точку в человеческом организме, внешнее физическое выражение совместной деятельности души и тела". Это своего рода входные врата из чувственного мира в сверхчувственный.128 (4) Перейти к данному разделу энциклопедии
1803a. "Содержимое кишечника: оно совершает физически движения мышления и при этом пронизано динамикой Земли. Содержание головы — это негатив кишечника, оно совершает движения кишечника эфирно и пронизано динамикой неба. Легкие сильно инфильтрированы астральным; когда астральное притупляется, возникают чувства; когда оно дифференцируется, возникает говорение. Печень — это негатив лба. Вокруг нее существует некая голова, взирающая на средоточие Земли. Мышление = голова-печень (эфирно). Чувствование = щитовидная железа — физическое борется с эфирным. Далее плевра — она сильно инфильтрована эфирным. Воление = живот-печень (физически)". "Процессы представления через выдох проталкиваются в мозг и там озаряются чувством. Воля через вдох изгоняется из сердца в сопровождении чувства. Верхний кругооборот (кровообращения) соответствует эфирному органу, имеющему свое главное физическое представительство в сердце. Потоки дыхания суть одухотворенные нервы".Д.20, с.27-29 "Как пищеварение соответствует деятельности мышления, так деятельность сердца и крови — жизни воли и вожделений". Действие питания на кровь достигает воли.Д.35, с.5 Перейти к данному разделу энциклопедии
3. Процессы душевной жизни
Оболочки и душевная жизнь 1838. "Если бы эф. тело было, согласно первоначальному намерению ведущих богов регулярно вчленено в физ. тело, то человек переживал бы вокруг себя, с помощью своих органов чувств...струящуюся, журчащую, правящую волю". Но этого не происходит, т.к. эф. тело не пронизывает физ. тела, и часть последнего предоставлена самой себе. "Физ. тело в некотором отношении имеет перевес (над эф. телом) в своей деятельности, которого оно не должно бы иметь". По этой причине человек имеет органы чувств. Перевесу эф. тела над астр., неправильному их пронизанию друг друга человек обязан способностью плакать. "Человек не может пережитое астр. телом совершенным образом вживлять в свое эф. тело, эф. тело имеет перевес над астр. телом, и этот перевес выражается в том, что эф. тело воздействует затем на физ. тело и выдавливает из него слезы. Но это же относится и к выделению всех желез". И если бы не было этого несоответствия эф. и астр. тел, то железы исчерпывались бы во внутренней деятельности, и выделения материи не происходило бы. "Фактом перевеса эф. тела над астральным вызывается также то, что мы можем назвать нашим самочувствием, самоощущением. Ибо общее ощущение себя, общее нахождение себя в мире, которое выражается в том, что мы находимся в теле, — это происходит благодаря... такому перевесу". Своей способностью воспринимать грубые вещества и переваривать их человек обязан Люциферу, который создал перевес астр. тела над эф. телом. Искушение Люцифером, изгнание из Рая — это библейские образы, выражащие этот факт. Райское бытие — духовно, не связано с питанием грубой материальностью. "Люциферическое влияние исходит из того что Я была придана люциферическая сила, что это Я нечистым образом смешалось с мышлением, чувством и волей и получило люциферический перевес над астр. телом. Благодаря этому же астр. тело, с другой стороны, достигло перевеса над эф. телом. Равновесие в человеке было разрушено".
"Физическое тело — эфирное тело 1. Перевес физ. тела над эфирным: восприятие мира чувств.
Эфирное тело — астральное тело 2. Перевес эф. тела над астральным: самоощущение во всем теле.
Астральное тело — эфирное тело 3. Перевес астр. тела над эфирным: нормальные физически-органические жизненные процессы.
Я — астральное тело 4. Перевес Я над астральным телом: слияние Я с мышлением, чувством, волением".
На границе обозначенной: === встречаются Ариман (1,2) и Люцифер (3,4)".134 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
XII. ДУША МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫМ
Кругооборот тела, души и духа
1908. "Только благодаря тому, что мы в бодрственную жизнь представлений некоторым образом вливаем воспоминания, что мы обладаем состояниями, в которых мы не имеем переживаний, состояниями сна во время от засыпания до пробуждения, мы ведемся назад в самих себя. И также неопределенная память о том, что мы хотим, т.е. нечто сновидческое, играющее в нашем сознательном бытии, дает нам я-чувство, наш я-импульс. В обычном сознании мы не переживаем его в полном сознании, мы переживаем его как толчок, идущий из нашей организации в сознание, этот я-импульс. С другой стороны, мы переживаем его благодаря тому, что от засыпания до пробуждения мы с нашим Я, не вступающим в обычное сознание, и с нашим астр. телом, которое также не вступает в обычное сознание, встречаемся с космосом и в наше сознание ударяет то, что мы как затемнение этого сознания переживаем от засыпания до пробуждения". Но что ввергает нас в сон? Сон наступает благодаря тому, что "...в воле мы развиваем органическую деятельность". Душевное действует в воле вплоть до мышц, как бы тонет в них и делается бессознательным. "Это исходит от потребностей, от телесных условий, из того, что мы в обычной жизни осознаём наше Я. Это происходит оттого, что мы носим на себе тело, которое, когда должна быть исполнена воля, прибегает к душе, которое, когда оно развиваемые им в воле силы хочет уравновесить, похищает душу в бессознательное сна, чтобы способствовать полному сознанию, собственно, пребывающего в бессознательности Я... Мы утопаем в телесно-физическом, когда в это телесно-физическое изливаем наш дух, а прежде — нашу душу. ... Мы чувствуем себя сильно, когда душа изливается в тело. Мы чувствуем себя не сильно, а бодрственно, когда обладаем представлениями и чувственными восприятиями. Иметь представления и чувственные восприятия означает жить вне тела. ... человек живет в духовном мире уже тогда, когда имеет чувственные восприятия и образует представления. ... Физический аппарат (чувства) не переживается; духовное, совершающееся в нем, — вот что переживается. По своей сути содержание восприятий вообще духовно. Только, как мы уже видели, в представлениях мы простираем деятельность чувств в организацию нервов. Деятельность нервов состоит в отмирании. Органическая деятельность непременно должна быть выключена, когда мы хотим представлять. Поэтому в чувственных восприятиях и представлениях мы живем в духовном. Но мы также, как люди, живущие от рождения до смерти, живем в духовном благодаря тому, что от этой жизни мы получаем только образы. Это своеобразное явление, что духовное, осознаваемое нами в представлениях, в чувственных представлениях, предстает только в образах. ... В представлениях мы сознательны, они, как таковые, носят абстрактный характер, они не являются интенсивно насыщенными образами. ... Но они серы только для нашего сознания. В действительности все представления, развиваемые человеком, содержат имагинации. ... Имея представления, вы имеете имагинации. Только представления остаются в сознании, а имагинации соскальзывают вниз и живут во всеобщей витальности вашего организма, во всеобщей жизнедеятельности. ... Мы обладаем чувственными восприятиями (см.рис., красное), затем в нас есть деятельность представлений (синее, зеленое), которую мы образуем из чувственных восприятий, и так получается голова Януса. Спереди она есть бледные представления, приходящие в сознание; сзади она есть имагинации, но они не приходят в сознание. Имагинации идут вниз, в организм и образуют всеобщую жизнедеятельность... они живут в сердце, в мозгу, в легких, повсюду. ... Благодаря этому все происходит так удивительно: здесь у нас — нарисованное красным и синим — дух в образе ... мы переживаем это душевно. Таким образом, дух является духом, когда он обращен вперед; назад, будучи обращенным к организму (зеленое), он является душой. Но в душевном он начинает утопать в полубессознательном и бессознательном и соединяться с телесным. За бессознательной душевной деятельностью исчезают имагинации. А с другой стороны выступает телесность. Но она пребывает в ночи сознания, тонет во сне и, лишь посылая волю в сознание, выявляет себя. Эта воля толкает нас с другой стороны; она делает нас сильными и дает нам переживание действительности. Но это переживание действительности и в наивысшем заявляет о себе как чувство. Мы видим здесь сны о действительности, но в бодрственном сознании ее нет. Так что между рождением и смертью мы дорогой ценой платим за наше бытие в духе: дух переживаем в образе, в образе чувственных восприятий, в образе представлений". "Но все телесное построено духом. И когда человек образует свои имагинации, он переживает эту лежащую на заднем плане жизнь имагинаций. Далее он переживает позади душевного то, что в обычном сознании пребывает как чувство. Чувство он сначала переживает сознательно. А за чувством находится инспирация". С каждым чувством вы получаете инспирацию, но она уходит в телесность, как имагинация — в жизненность. Инспирация нужна там для дыхательной, для ритмической деятельности. За волей стоит интуиция.
"Восприятия чувств. | | представления: | духовное переживание, но в образах, имагинации соскальзывают в жизненность | Чувства: | душевные переживания, но сновидческие,инспирация соскальзывает в ритмическую деятельность | Воля: | телесно-физические переживания, но во сне, интуиция соскальзывает в деятельность обмена веществ и движения." | И только предметное познание мы шлем в образной форме, как духовную деятельность. А поскольку это просто образы, то они могут соединяться с образами внешнего мира". Итак, душевное действует в голове, в нервно-чувственной организации, когда органическое там отмирает. В деятельности желез душевное не касается физического, железы его отделяют. В мышцах и костях душевное полностью связано с физическим. Имагинации, инспирации и интуиции реально присутствуют в нашей телесной деятельности, когда мы схватываем образы духа. "Когда дух погружается в телесность, когда он посылает в нее инспирацию, то он снова выступает на поверхности, проникает через жизненные импульсы вовне, цвет, прежде всего, дает человеческой коже, инкарнат, образует то, что называется человеческой физиономией, выявляется в благородном строении лба, в форме губ, подбородка, носа и т.д. Этот дух, погружающийся как инспирация, является нам, действуя сквозь ступени жизни, в покоящемся человеке". Походка, жестикуляция выражают интуитивное действие духа, когда он присутствует в теле не как дух, а как образование тепла, как химические процессы разложения, происходящие во время человеческой деятельности. Дух, погружаясь в человека, в его формах вновь соединяет его с миром. И так замыкается кругооборот.208(18) Перейти к данному разделу энциклопедии
650. Слизистая железа у обычного человека величиной с вишневую косточку, и расположена она позади шишковидной железы. Она регулирует построение физ.тела, его величину. "Когда медитант начинает работать над собой, то силы, пребывающие в слизистой железе, пробуждаются. Из слизистой железы осуществляется органическое построение, идущее от хаоса впечатлений к астр.телу. Если слизистая железа начинает "омывать" шишковидную железу потоком в виде золотых нитей, то, значит, пришло время, когда совершающееся преобразование астр.тела в Самодух зашло так далеко, что теперь и эф.тело может преобразоваться в Жизнедух. Кто указанным образом (это описано в тексте) медитирует над оккультными знаками (пентаграммой и гексаграммой), тот целенаправленно работает над построением своих внешних тел. Бывает так, что в полной тишине за совсем короткое время душа развивается колоссально быстро. Можно сказать: для развития нужно не время, но лишь глубочайший внутренний покой". 264 с.196
Перейти к данному разделу энциклопедии
|