Главная
Именной указатель
КЕРЕНСКИЙ |
Россия и государство
878. В современном мире приходит к полному краху принцип единого государства. "Приведу в качестве примера Восточную Европу, Россию, но не только потому, что по причине еe теперешней трагичной судьбы Россия приобрела особое значение при рассмотрении дел человеческих, но также и потому, что, согласно мнению ведущих английских политиков, она является страной, в которой наиболее наглядно в жизни всего народа можно, я бы сказал, увидеть отражение эксперимента, который показывает, что за потребности и что за невероятности господствуют в жизни современных народов. Итак, позвольте мне отметить кое-что в этой русской народной сущности. В шестидесятых годах перед нами там выступает в среде пресловутого русского абсолютизма учреждение — земство". Оно представляло собой некий совет землевладельцев, непосредственно занятых в сельскохозяйственном труде. Земство работало в тесной связи с "миром" — организацией отдельной деревенской общины, которая принадлежит к древним демократическим обычаям русских крестьян, принуждeнных вести хозяйственную жизнь в рамках села. Кроме того, люди самых разных профессий в России до мировой катастрофы вступали в ассоциации по профессии, а те, в свою очередь, объединялись в более всеобъемлющие ассоциации. Так что приезжавший в Россию повсюду наталкивался не столько на отдельных людей, сколько на эти ассоциации, но не корпорации. Всe это развивалось помимо государственной жизни абсолютизма. Мир, земство включали в себя, кроме земледелия, и другие учреждения, например школы и находились в связи с людьми, стоящими в индустриальной жизни, но главным в них было то, что они вели хозяйственную жизнь на земледельческой основе. "И можно сказать: в этой России выступает примечательное, возникает органическая система, основанная по сути на ассоциации. Далее оказывается, что русское государство было не способно найти с этим связь, с тем, что здесь приходит к своему становлению. Таким образом, когда необходимость раннекапиталистического развития, каким оно выступило в России, повела к хозяйственной организации, то из внутренней необходимости она встала рядом с политическим институтом". И ещe одна особенность выступает в России на рубеже XIX-XX вв. Абсолютизм учреждает свои школы, которые суть не что иное, как отражение потребностей абсолютистской государственной жизни. "Но интенсивная духовная жизнь в России, более интенсивная, чем представляют себе в Западной Европе, развивается ... в оппозиции, даже революционной оппозиции к сути русского государства. И видно, что это жестко организованное государство разрывается на три члена..." Но пришла мировая война, а из неe развилось пустое господство Милюкова, а потом, при Керенском, абсолютизм превратился в демократическое государство, но с верой во всесилие единого государства. Социал-демократическая структура оказалась невозможной для России, поскольку там выступает тенденция к разделению трeх областей жизни: государственной, духовной и хозяйственной. "Далеко смотрящие английские политики по праву рассматривают Россию как то поле, на котором как бы в мировом эксперименте указывается ход развития человечества". 334(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
934. "Теперь пишут о т.наз. переговорах о мире в Брест-Литовске. Вы знаете, что разные люди участвуют в них. Чтобы разобраться в этом, отметим, что в них участвуют главные люди России: Ленин, Троцкий, некий г-н Иоффе и некий г-н Каменев, настоящее имя которого Розенфельд. У Троцкого настоящее имя Бронштейн; Иоффе — богатый торговец из Херсона. Таковы главные парламентeры. Небезынтересно и даже важно обратить внимание на то, что у г-на Розенфельда-Каменева только по чистой случайности, как это называет внешний, экзотерический мир, голова до сих пор находится на плечах; ибо она уже давно могла с этих плеч упасть. Дело в том, что в ноябре 1914 г. в России был арестован ряд депутатов. ... Эти депутаты были арестованы потому, что обвинялись в связях с ... находящимся за границей Лениным. В России же в то время было известно такое высказывание Ленина: из всех зол, какие могут постичь Россию в этой войне, свержение царизма является наименьшим. ... Но справиться с этими арестованными в то время не могли, хотя были произнесены различные патриотические, русские патриотические слова такого примерно рода: нашлись предатели, которые через головы, через растерзанные тела наших воинов связались с вредоносным Лениным в Швейцарии и т.д. Следующий процесс имел место в феврале 1915 г. Тогда опять были арестованы некоторые люди и среди них некий Петровский, а также Каменев, alias (или, лат.) Розенфельд. Среди арестованных Каменев в то время рассматривался как тип русского предателя, как совершенно гнусный малый. И когда начался процесс, то все считали, что в скором времени подсудимые лишатся своих голов. Но Каменев-Розенфельд смог тогда доказать, смог представить доказательства, что во всех вопросах войны он придерживался иного мнения, чем Ленин; то же самое сделал и Петровский. Оба доказали, что серьeзной связи с Лениным они не имели. Особенно Каменев-Розенфельд смог тогда доказать, что он никогда не желал победы Германии, что победы Германии могли хотеть только нерусские, спрятавшиеся за границей товарищи вроде Ленина, те, которые — в силу плохого, нездорового самочувствия — могут желать победы свободы с помощью меча немецких генералов. Такие слова были произнесены на том процессе. А защитником, адвокатом этих господ Петровского и Каменева был Керенский ... И он их выговорил. Против Петровского, а также против Каменева-Розенфельда ведь выдвигалось обвинение в государственной измене. Но Керенский смог их выговорить. В его речи имеются прекрасные слова: обвиняемые были далеки от планов тех, кто готовил смерть родине, готовился вонзить нож в спину; ни против какой другой затеи они так не боролись, как против той, что исходит от тайного ленинского союза. Благодаря красноречию Керенского и другим вещам было доказано, что Петровский и Каменев не разделяли идей Ленина, и они вышли сухими из воды. Ныне Петровский — министр внутренних дел в правительстве Ленина, а Каменев вместе с г-ном Иоффе являются главными парламентeрами в Брест-Литовске. ... Я мог бы рассказать сотни и сотни подобных историй. Но особенно важно здесь видеть действительность; это я и хотел показать. А чтобы распознать действительность, необходимо рассмотреть людей, которые имеют с ней дело. ... Ведь необыкновенно удобно сказать: вот между Россией и силами Средней Европы ведутся переговоры в Брест-Литовске! — Но это абстракция, здесь нет действительности. К действительности приходят, только имея волю к внимательности, к наблюдению конкретных фактов". 180(11) Перейти к данному разделу энциклопедии
1485."Многие люди пишут о том, что будет, что подготовляется в России. Примечательно, что, глядя на все это, говорят: да, эти люди сегодня еще дети. — Да, они таковы. А те, кто не дети, те одержимые. — Что вы скажете? Керенский — одержимый, хотя, разумеется, он выше предрассудка, что в нем сидит горбун!* Только горбун научился из западной мертвой науки рождать мышление, которое не является мышлением восточным. Западное мышление не только не понимается русскими, но даже те, которые на Востоке хотят о русском судить с помощью западного мышления, ведущие люди Востока, не понимают русского!" 176(15)
_______________________________________ *Вероятно, здесь намекается на сверхчувственнее переживание Лютером дьявола (Аримана), в которого Керенский, конечно, не верил, но который "держал его за воротник". В лекции до этого места и в след. лекции много говорится о Лютере (Сост.). Перейти к данному разделу энциклопедии
|