Главная
Предметный указатель
АНТРОПОСОФИЯ - см. также ГЕТЕАНИЗМ — и Теос. Общество |
663. "В книгах о графе Сен-Жермене вы можете прочесть, что он умер в 1784 г. при дворе ландграфа Гессенского, который был значительнейшим масоном в Германии. Он заботился о нем до самой смерти. Графиня д’Эмар рассказывает в своих воспоминаниях, что она видела его много позже 1784 г., по меньшей мере 6 лет спустя. В действительности в 1790 г. он посетил некоторых розенкрейцеров в Вене и сказал, и это было действительно так, что он удаляется на Восток на 85 лет, а через 85 лет в Европе снова узнают о его деятельности. 1875 год является годом основания Теософского Общества. Эти вещи определенным образом взаимосвязаны".93 (9) Перейти к данному разделу энциклопедии
564. "Материализм может ввести людей в искушение вместо пришествия Христа в реальном эф. теле, видимом для высших способностей человека, ожидать Его вторичного пришествия во плоти. Но это было бы большим несчастьем для человечества". И в наше время имеется достаточно индивидуальностей, готовых в силу иллюзий или плохих инстинктов объявить себя мессиями во плоти. (Следует при этом вспомнить, что уже в 1912 году, т.е. через два года после этой лекции, А.Безант, руководительница Теософского общества, выступила с идеей объявить индийского мальчика Кришнамурти вторым воплощением Христа. — Сост.). "Прежде человек воспринимал и мыслил не только физ. телом, но и эфирным. Воспринятое в эф. теле осознавалось в астральном как астрология; сегодня астрономия все исчислила. Ныне эф. тело должно быть вновь оживлено, и это находится в связи с новым эфирным явлением Христа. Когда эф. тела будут снова оживлены, они увидят Христа. Но, как видите, должно произойти оживление, витализация эф. тел".254 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
749. "Получеловеческие творения, потомки павших ангелов, известные в индийских текстах как "азуры", иногда называются "ракшасами" или демонами".93 с.303 "Ракшасы (азуры) существуют, они действительно существовали — действенно, активно — как искусители людей. Они воздействовали на человеческие страсти вплоть до того момента, когда в Иисусе из Назарета был воплощен Христос, и так в человеческой телесности на Земле был реализован Буддхи-принцип. ...Не напрасно Библия говорит о сошествии Христа в преддверие ада. Там больше не было человеческих существ. Он имел там дело с духовными существами. Существа ракшасов благодаря этому впали в состояние парализованности и летаргии. Они были удержаны как бы в узде, так что сделались неподвижными. Их удалось сделать такими только благодаря тому, что им было оказано противодействие с двух сторон. Это оказалось бы невозможным, если бы в Иисусе из Назарета не соединились две природы: с одной стороны, старый человек, который был целиком связан с физическим планом, который мог действовать также и на физическом плане и своими силами мог держать его в равновесии, а с другой стороны — Сам Христос, чисто духовное Существо. Это космическая проблема, лежащая в основе Христианства. Тогда произошло нечто в оккультной сфере — заклятие врага человеческого. Оно нашло свой отзвук в сказании об антихристе, который был скован, но явится опять, если ему навстречу не встанет снова в своем изначальном смысле Христианский принцип. Весь средневековый оккультизм стремился к тому, чтобы не дать выступить действию ракшасов. Те, кто мог взирать на высшие планы, уже давно предвидели то время, когда все это может произойти: в конце XIX столетия и на переходе от XIX к XX столетию. Нострадамус, работавший в башне, открытой сверху, давший целебное средство против чумы, был в состоянии предсказывать будущее. Он написал ряд пророческих стихов (центурий), в которых можно прочесть о войне 1870 г., о Марии Антуанетте, — все это уже сбылось. В этих центуриях Нострадамуса стоит также следующее (центурии 10,75): Когда XIX век придет к концу, то из Азии явится брат Гермеса и снова соединит человечество. — Теософское Общество является не чем иным, как исполнением этого пророчества Нострадамуса. Противодействие ракшасам и восстановление прежних Мистерий составляют стремление Теософского Общества".93(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
229. "По сравнению с глубиной, заложенной в Гете, Шлегеле, Шеллинге, поистине вещи (которые появляются в последней трети XIX в. и в начале ХХ в.), признаваемые за высокую мудрость, являются тривиальными, поистине тривиальными. ... Для того, кто воспринял в себя дух Гете, собственно, и такие вещи, как "Свет на пути" (М.Коллинз), оказываются тривиальными". По сути, вся теософская литература отличается тривиальностью. Но так получилось, что люди, имевшие волю прийти к спиритуальной жизни, в силу своего духовного облика получали определенное удовлетворение в этой тривиальной литературе. С другой стороны, люди научно образованные оказались не в состоянии свои научные познания выработать так, чтобы они могли сомкнуться с Духовной наукой. Тем не менее остается задача навести мосты между Духовной наукой и внешней современной наукой, за исключением теологии. 174 (25)
Перейти к данному разделу энциклопедии
276. "В то время, когда в Теософском обществе хотели кое-кем назвать Алциона, было и мне предложено название, и прими я предложенное мне тогда — все, что пульсирует через наше Движение, было бы этим "красиво" из мира удалено. А предложено мне было стать перевоплощением Иоанна Крестителя! С определенной стороны была поставлена задача возвестить: Алцион есть то-то (второе пришествие Христа), а он — перевоплощение Иоанна. Конечно, все движение этим удалось бы свернуть". Теософское общество делало все дилетантски, но другие это делают умнее. 171(7)
Перейти к данному разделу энциклопедии
449. Из письма Р.Штайнера к Анне Минцловой в Россию. Берлин, 23.Ш.1908 г. Первая половина письма посвящена описанию эзотерических упражнений, которые Р.Штайнер дает Минцловой, затем он продолжает: "Теперь несколько соображений по поводу основания русской секции (Теософского общества). Для того великого духовного дела, которое одно лишь может быть целительным и важным, мало что может быть сделано с помощью основания такой секции. Уже в Германии эта секция во многих отношениях стала тормозом; и все же лучше пусть она существует, и не следует оставлять ее без внимания. Мы должны иметь здесь секцию. У вас же такая секция оказалась бы менее полезной, чем у нас. В вашей земле, т.е. в народе, содержится большое теософское сокровище, которое, соединяясь с тем, что Вы познали здесь (в Европе) как истинную теософию и как истинное, дарующее жизнь, гарантирующее будущее Христианство, должно прийти к высочайшему духовному цветению именно на Востоке Европы. В теософской духовной жизни Запада существует наука, которая имеет духовное отношение к будущему лишь благодаря ценности ее основательной мыслительной техники. Эта мыслительная техника будет привита духовной жизни всех будущих времен. На Востоке же вы имеете народно-душевное содержание, которому надлежит войти в эволюцию для блага всего человечества. Это народно-душевное содержание является тем источником, благодаря которому многое, что как большие истины звучит с Востока, облекается в несколько изречений, а на Западе их не исчерпать в целых книгах. Страдания в вашей земле — это предродовые муки народно-душевного содержания. Познающему же истинные отношения это народно-душевное содержание является подобно волшебному дыханию. Здесь должна совершаться большая духовная работа. Изложенное Каменской в ее докладе на Конгрессе с этим духовным явлением не имеет ничего общего, ибо представляет собой лишь теоретические рефлексы Запада; народно-душевное лежит намного глубже. Много из ядра этой народной Души выступило в Толстом; но все же это нуждается в соединении с истинной теософией, если из этого ядра надлежит вырасти чему-либо истинному. В сравнении со всем этим, что, как я знаю, дорогая г-жа Минцлова, отпечаталось также и в Ваших целях, в сравнении со всем этим основание секции есть всего лишь детская работа пигмеев, невинная игра нескольких теоретизирующих человек, внутренне фанатизированных единственно и формой теософии, которую они познали. В отношении их лучше всего поступить следующим образом: пусть они вволю занимаются основанием секции; надлежит твердо сказать себе: пускай делают все, что им хочется. Дело основания секции если и могло бы пригодиться, то лишь в зависимости от того, какое содержание влили бы в ее сосуд. По изложенной причине было бы не совсем хорошо, если бы прямо сейчас я стал читать там лекции. Пусть сначала оснуют секцию. Мы же, как с секцией, так и без нее, ни на шаг не отклонимся от того пути, по которому мы движемся. Этому серьезному пути секция не нужна, но и особого вреда она ему нанести не может. Кажется, наилучшим было бы следующее: мы еще некоторое время подождем с моими лекциями, не особенно много; дадим основанию секции идти своим путем. Вашу же индивидуальную работу, дорогая г-жа Минцлова, вы продолжайте так, как Вы ее исполняли до сих пор. Лучше всего, если Вы эту полную значения работу будете совершать позитивно, а секции дадите спокойно возникнуть. Должны ли при этом Вы и те немногие (из русских), которые являются членами немецкой секции, вступить в русскую? — Нет нужды решать это теперь. Это может произойти тогда, когда русская секция будет уже основана, если такое вообще случится. Это письмо я пишу только Вам, и прошу Вас его содержание не сообщать никому из теософов, за одним-единственным исключением, если Вы найдете к тому повод: Вы можете сказать о нем г-же Ольге фон Сиверс (сестре Марии Яковлевны). Но и она должна все это дело рассматривать лишь как направляющую нить... ". 264 с.119-121
Перейти к данному разделу энциклопедии
Из истории Антропософского движения 453а. "После Мюнхенского (теософского) конгресса 1907 — координация вместо субординации. Гармония в эзотерических учениях". 266-1, с. 406 Перейти к данному разделу энциклопедии
455. "Самим характером кармической связи в мировых взаимоотношениях Англии с Индией была создана возможность фальсификации тех возвышенных сил, которые стоят за возникновением теософского движения. Ибо это обычное явление в оккультизме: силы, стремящиеся к осуществлению их частных интересов, принимают облик тех, которые дали основной, первичный импульс. ... Начиная с определенного момента существования теософского движения стала прекращаться возможность спокойно принимать все то, что было заложено в этом движении, карма распорядилась так, что эта возможность стала сходить на нет. И поэтому когда к нам был направлен призыв соединиться с этим теософским движением, то ничего другого не могло быть сделано, кроме попытки вернуться к первоисточникам, тем источникам, которые в противоположность социально-частным мы можем назвать общечеловеческими. ... Рассмотрите нашу Духовную науку, и кроме лишь того, что надо же писать на каком-то языке, вы не найдете в ней ничего немецкого, ничего такого, что как-то было бы связано с традициями Средней Европы. ... Это и было основным заданием Средней Европы: освободить духовное стремление от специфических свойств, которые оно получило на европейском Западе". 158 (10)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Эзотерическая школа в теософский период 464. "Теософское общество" основано Е.П.Блаватской и Олькоттом в 1875 г. "Наша оккультная школа официально не имеет к нему никакого отношения, ибо она — "оккультная". Она основана непосредственно Майстерами и стоит под водительством Майстера". 264 с. 76 "Успех немецкого теософского движения зависит от того, что имеется ядро таких теософов, которые работают эзотерически".264 с. 58 Об иерархии Адептов (недатированная рукопись Р.Штайнера) "От начала коренных рас, когда иерархия Адептов низошла на Землю, а Сыновья Огненного Тумана сошли вниз как учителя человечества, мир никогда не оставался без Учителей и никогда не отсутствовало ни единого звена в святой цепи, начинающейся от безымянного Одного, Который является великим Посвятителем, и кончающейся стоящими в самом низу учениками, посвятившими себя служению Великой Ложе на предписанном им пути. Заключительное звено иерархии, берущей свое начало от первых великих Посвященных, образовано из рядов учеников святой науки. Ученики признают это, вступая в Школу, и получают право идти тропой испытаний. Тогда им даются первые указания, которые помогают им сделать первые шаги. В такую школу ты вступаешь сегодня как берущий на себя обязательства член. Дверь тропы испытаний парит над тобой, и она закрывается; мы приветствуем тебя внутри как вошедшего во имя Майстеров, которые предоставляют средство для вступления в храм, где дается истинное посвящение, к которому ты должен ежедневно направлять сердце и мысли. Ибо ненужным было бы твое вступление, если бы уже оно не являлось первым шагом на тропе испытаний. И что пользы вступать на тропу, если человек не пройдет ее до конца. При этом не существует трудностей, которые ты не приготовил бы себе сам; и нет никаких трудностей, которые Бог в тебе не смог бы преодолеть. Слушай, что говорит наш Майстер: "Ясная жизнь, открытый дух, чистое сердце, серьезный ум, расцветающее спиритуальное постижение, братское расположение к каждому соученику, добрая водя и готовность давать и принимать советы и указания, лояльное чувство долга по отношению к Учителю, охотное подчинение требованиям Истины, доверие к Учителю и вера в то, что он обладает Истиной; мужественное перенесение личных невзгод, смелое признание принципов, всемерная защита тех, на кого несправедливо нападают, и постоянное внимание к идеалам человеческого прогресса и совершенствования, как его описывает святая наука, — таковы суть золотые звезды на пути, по которому учащемуся надлежит идти к Храму Мудрости". 264 с. 152-153 Перейти к данному разделу энциклопедии
X. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА* 1178. К середине XIX в. человечество особенно глубоко низошло в материалистическое воззрение. Это вызвало большую тревогу в среде оккультистов, серьезно и искренне заинтересованных в развитии человечества. Возник вопрос: а не следует ли, в противовес успехам материализма, раскрыть людям кое-что из сокровенных знаний о духовном мире? Часть тех оккультистов, которых называли эзотериками, возражала, что на это откликнутся лишь наиболее легковерные, а серьезные ученые останутся при своих материалистических взглядах; что прежде, чем давать такие знания, придется проводить большую подготовительную работу, на которую мало кто согласится. И эти возражения, несомненно, были основательны. Другая часть оккультистов — экзотериков, которые, однако, были не меньшими эзотериками, чем первые, — настаивала на том,
чтобы знания о духовном мире все же сообщались людям и совершенно открытым образом. Между обеими группами в конце концов был заключен компромисс, который сводился к тому, что о духовном мире они будут говорить людям через медиумов. Так был открыт путь спиритизму. Полагали, что медиумы смогут способствовать открытию тайны элементарных законов природы. Но это было большим заблуждением. Поскольку Я и астр.тело медиума подавляются гипнотизером, или инспиратором, то он не может здоровым образом войти в царство умерших. Поэтому через медиумов стало выступать чисто люциферическое учение, связанное с одними только ариманическими наблюдениями; и от спиритизма пришлось отказаться. В то же время сообщения Духовной науки находятся в связи с намерениями и надеждами т.наз. экзотериков середины XIX в. При этом Духовная наука дает способ правильного общения с умершими. (Лекция 1). В духе заключенного
между экзотериками и эзотериками компромисса действовали и ведущие личности Теософского Общества, т.е. они получали свои знания о сверхчувственном через медиумов. Когда д-р Рудольф Штайнер опубликовал свои исследования об Атлантиде в журнале "Люцифер-гнозис" .(см. ИПН 11), то одной влиятельной личностью из Теософского Общества ему был поставлен вопрос: каким способом он приобрел это знание. Это было в 1904 г. И та личность совершенно не поняла д-ра Штайнера, когда он ответил, что свои знания он получает в результате индивидуальных духовных исследований, считаясь при этом в полной мере с методами естественнонаучных исследований. Та личность не могла понять, как мог сам исследователь быть одновременно и тем, кто проникает в духовный мир. Так в мире наступила новая эпоха духовнонаучных исследований, начало которым было положено д-ром Рудольфом Штайнером. Однако те из прежних эзотериков,
которые, так сказать, стояли особенно далеко слева, не пожелали отказаться от спиритизма и в этом своем намерении возобладали над мнением экзотериков. Они стали внушать медиумам также и свои идеи и намерения, и те сообщали их на спиритических сеансах как исходящие из духовного мира. Когда среди оккультистов выступила Е.П.Блаватская, то те из них, которые из совершенно честных намерений пошли на вышеуказанный компромисс, попытались воспользоваться ее способностями для доказательства существования духовного мира. Сама же Блаватская была не просто пассивным медиумом, а обладала колоссальной силой воспоминания о том, что она возвещала из духовных миров. Поэтому ее рассматривали как особенно значительную индивидуальность, появившуюся в столь критический момент развития. Оккультисты же, стоявшие далеко "слева", попытались использовать ее в достижении своих специальных, не общечеловеческих
целей. 254 (2)
________________________________________ * Содержание этой главы в основном представляет собой краткое изложение автобиографии Рудольфа Штайнера, опубликованной им под названием "Мой жизненный путь". Жизнь Рудольфа Штайнера — это жизнь величайшего посвященного нового времени. Через все, что он дал как учение о новом пути посвящения, он прошел сам. Его жизнь есть совершенная реализация этого пути, и потому она — составная часть антропософской науки посвящения. Для углубляющегося в эту науку все этапы жизненного пути Рудольфа Штайнера приобретают совсем особое значение по сравнению с жизнью просто выдающихся людей культуры. Нужно только суметь в нее вникнуть и понять ее глубинный смысл. Перейти к данному разделу энциклопедии
1187. "В ту самую эпоху, когда у меня все полнее развивался конкретный взгляд на повторные земные жизни, я познакомился с основанным Е.П.Блаватской теософским движением. Через одного моего друга, с которым я говорил об этих вещах, мне попалась в руки книга Синнета "Эзотерический Буддизм". Эта первая книга из теософского движения, с которой я познакомился, не произвела на меня никакого впечатления. Я был рад, что не прочел этой книги раньше, когда у меня еще не имелось воззрений, сложившихся из собственной душевной жизни. Ибо содержание этой книги казалось мне отталкивающим, и антипатия к такому способу представления сверхчувственного, наверно, помешала бы мне продвигаться далее по предначертанному мне пути". 28 (гл.7)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1210. "Воля требовала, чтобы эзотерическое, жившее во мне, проявило себя в открытой форме. Поэтому-то и была написана мною в "Магазине" ко дню 28 августа 1899 г. — по случаю стопятидесятилетия со дня рождения Гете — статья о гетевской "Сказке о зеленой Змее и прекрасной Лилии" под заглавием: "Тайное откровение Гете". ... В то же самое время я получил приглашение от графа и графини Брокдорф прочитать лекцию на одном из их еженедельных собраний. На этих собраниях встречались люди из всех кругов. ... Я прочел лекцию и заметил, что среди слушателей было много проявляющих интерес к духовному миру. Я предложил поэтому, когда был приглашен прочесть вторую лекцию, в виде темы "Тайное откровение Гете". И в той лекции я высказал, в связи со "Сказкой", много эзотерического. Для меня было важным переживанием возможность говорить словами, данными мне из духовного мира, после того,
как в течение моего берлинского периода обстоятельства заставляли меня говорить о духовном только в статьях. Брокдорфы были руководителями одного из отделений Теософского Общества, основанного Е.П.Блаватской. Сказанное мною в связи с гетевской "Сказкой" дало Брокдорфам повод пригласить меня прочесть ряд лекций, связанных с ней, членам Теософского Общества. Я объявил, что могу говорить только о том, что живет во мне как Духовная наука. ... На этих лекциях появилась однажды как слушательница Мария фон Сиверс, избранная впоследствии судьбой стать руководительницей основанной вскоре после начала моих лекций "Немецкой секции Теософского Общества" и исполнять это руководство твердой рукой. В этой секции я получил возможность развивать перед моими все увеличивающимися в числе слушателями мою антропософскую деятельность. Всем было ясно, что я буду давать
в Теософском Обществе только результаты моего собственного опытного созерцания. Я говорил об этом при каждом представлявшемся для этого случае. ... Когда я затем приехал в Лондон на один из теософских конгрессов, одно из руководящих лиц сказало мне, что в моей книге "Мистика" можно найти истинную теософию. Это доставило мне удовольствие. Ибо в ней были даны результаты моего духовного видения; и они были приняты Теософским Обществом. Для меня не было более никакого основания не раскрывать по-своему это духопознание перед теософской публикой, единственной неутомимо тогда стремившейся к духовному. Я не уклонялся ни в какую секционную догматику; я оставался человеком, высказывающим то, что он считает возможным высказать из переживаемого им самим в духовном мире. ... Лекции о "Мистике" привели к тому, что тот же самый теософский кружок обратился ко мне с просьбой читать им лекции и зимой.
Я прочел ряд лекций, собранных мною затем в виде книги "Христианство как мистический факт". С самого начала я дал понять, как важен выбор заглавия: "как мистический факт". Потому что я хотел дать представление не просто о мистическом содержании Христианства. Целью моей было дать представление о таком развитии древних Мистерий до Мистерии Голгофы, в котором действуют не только земные исторические силы, но духовные внеземные импульсы. И я хотел показать, что в др.Мистериях в образах культа давались космические процессы, которые затем в Мистерии Голгофы произошли на историческом плане, как перенесенный из космоса на землю факт. Этому нигде в Теософском Обществе не учили. Я поставил это, шедшее вразрез с теософской догматикой того времени, воззрение прежде, чем мне было предложено развивать свою деятельность в Теософском Обществе". 28 (гл.30)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1213. "Среди многих обвинений, направленных против меня из-за моей деятельности в Теософском Обществе — со стороны и самого Общества — одним из главных было то, что я воспользовался этим, имеющим мировое значение, Обществом как трамплином, чтобы подготовить почву для собственного духо-познавательного пути. Однако об этом не может быть и речи. Когда я последовал приглашению Общества, оно было единственным серьезным учреждением, в котором существовала реальная духовная жизнь. И если бы в дальнейшем направление и деятельность Общества не изменились, то моим друзьям и мне никогда не пришлось бы из него выходить. В этом случае последовало бы, пожалуй, только официальное открытие внутри Теософского Общества особого отделения Антропософского Общества. Но уже начиная с 1906 г. в Теософском Обществе начались явления, свидетельствовавшие ужасающим образом о его
упадке. Уже во времена Е.П.Блаватской говорилось о существовании подобных явлений. Но в начале столетия дело обстояло фактически так, что со стороны Общества, серьезно работавшего в духовном направлении, были исправлены все произошедшие ошибки. Однако с 1906 г. в Обществе, на руководство которого я не имел ни малейшего влияния, начала проявляться деятельность, напоминавшая извращения спиритизма. Деятельность эта заставила меня непрестанно подчеркивать, что та часть Общества, которая находилась под моим руководством, не имеет абсолютно ничего общего с этими вещами. Деятельность эта достигла своей высшей точки, когда возникли утверждения, что Христос появится в новой земной жизни в лице одного мальчика-индуса. Для распространения этого абсурда в Теософском Обществе было создано общество "Звезда Востока". Для меня и моих друзей было совершенно невозможно принимать членов этой "Звезды Востока" в члены немецкой секции,
как они того хотели и как намеревалась это сделать Анни Безант, будучи президентом Теософского Общества. И поскольку мы этого сделать не могли, то нас и исключили в 1913 г. из Теософского Общества. Мы были вынуждены основать самостоятельное Антропософское Общество". 28 (гл. 31)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Письмо Рудольфа Штайнера к Марии Яковлевне фон Сиверс (в Берлин) Мюнхен. 9 янв. 1905 г. 1219. Спасибо за Твои добрые письма. Они вносят что-то такое милое в работу. — Лекции в Штуттгарте и Мюнхене уже позади. Сегодня после обеда буду у Шветига, а вечером — в собрании студентов; далее, утром — в Штуттгарте. — Мне кажется, что до сих пор все шло хорошо и, возможно, так будет и дальше. Г-жа X. получила трепку; графиня Калькрейт и Штинде в отношении проявлений дружеского служения — истинные образцы. ... Были бы лейпцигцы вообще теософами*, то карма нашего века не смогла бы так отразиться в них. Но теософами-то они как раз и не являются. В этом мы должны признаться со всем сочувствием. Поэтому и отражается в них таким вот образом все стягивающее вниз, несвятое, ложно-демократическое нашего века. Они — жертвы этого главного свойства современности.
Восприми это как относящееся к сегодняшнему эзотерическому уроку (завтра понедельник), что я Тебе теперь сказал. В головах т.наз. теософов вопиющим образом еще раз отразится весь материализм нашего времени. Поскольку само теософское настроение является столь высоким, то те, кто не будет захвачен им полностью, станут как раз наихудшими материалистами. Увы, от теософов мы еще претерпим намного больше зла, чем от тех, кто не соприкоснулся с теософским учением. Теософское учение, будучи воспринятым как догма, а не как жизнь, может как раз привести к материалистическим пропастям. Мы должны это хорошо понимать. Ты только посмотри на X. Будучи на лучшем пути, каких жертв он стоил теософии. Без теософии был бы он простым, пусть не одаренным, но, вероятно, довольно бравым ученым. Благодаря же теософии он стал высокомерным, завистливым, мелочным и критиканом. Таковы суть те соображения, которым постоянно должен
предаваться оккультист, если он думает о том, как сеять среди людей высокую мудрость святых Майстеров. В этом состоит его большая ответственность. Именно об этом нам постоянно напоминают те братья, которые в оккультизме остаются консервативными, и методы, с помощью которых они остаются в потаенном, желают лелеять и далее. — Не проходит ни одного дня, в который от Майстера не звучало бы совершенно отчетливо предостережения: "Будьте осторожны, учитывайте незрелость вашего времени. Вы имеете перед собой детей, и такова ваша судьба, что вы должны высокое тайное учение сообщать детям. Будьте готовы к тому, что своими словами вы воспитаете злодеев". Я только хочу сказать Тебе, что если бы Майстер так не убеждал меня, что, несмотря на все это, теософия все же необходима нашему времени, то также и после 1901 г. я бы только писал философские книги и говорил бы о литературе и философии.
Моя дорогая, пребудь сильной для меня. До тех пор, пока мы будем оставаться в связи с Великой Ложей**, с нами в действительности не случится ничего такого, что, по-видимому, могло бы случиться. Лишь через нашу непоколебимость (твердость) с нами пребудет помощь возвышенного Майстера. Ты знаешь: я говорю это так же трезво и так же рассудочно, как делаю это в повседневной жизни. "Будь крепким и ясным", — так ежедневно говорят Майстера".
_________________________________________ *Р.Штайнер говорит "теософы", ибо это еще 1905-й год. Но, естественно, он имеет в виду тех людей, которые были способны стать носителями духовного знания, каким его дает Антропософия. — Прим.сост. ** Ложа Майстеров Мудрости и созвучия ощущений. — Белая Ложа Человечества. Перейти к данному разделу энциклопедии
457. "Я никогда не искал какого-либо контакта с Теософским Обществом; как бы это ни звучало, я должен сказать, что это оно искало контакта со мной". Они заметили мою книгу "Мистика" и заявили, что в ней правильно изложено то, что им надлежит проработать (Б.Китли, Дж.Лейд). "К тому времени я вообще еще не прочел ни одной книги Теософского Общества, а позже читал их — всегда с маленьким ужасом — более или менее... по долгу службы". 185 (6)
Перейти к данному разделу энциклопедии
458. "После опубликования Е.П.Блаватской своих книг тайные общества Запада стали думать, как это обозначить. И тогда было найдено слово "теософия"; оно было найдено совсем случайно, а потому не следует связывать с ним в данном отношении что-либо значительное". 258 (4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
460а. "Большая часть трудной кармы Теософского общества возводима к ошибочному взгляду Блаватской на Ягве". 266-3, с. 329
Перейти к данному разделу энциклопедии
|