Общий раздел > Календарь
1900. Родился Валентин Арнольдович Томберг
(1/1)
Владимир:
Философ-герметик и антропософский духоисследователь.
Владимир:
Сегодня также, в один день с Рудольфом Штейнером, но 39 годами позже, в первый год от конца Кали-Юги, родился Валентин Арнольдович Томберг. Интересные и очень непростые совпадения.
Sergei:
--- Цитировать ---ninafrolova 12th-Jul-2010 12:54 am
- О Валентине Томберге я нашла только небольшую справку в Википедии.
- "Вы отнесли себя к еретикам. Если не секрет-к каким именно?"
А к тем, которых на костер... Я занимаюсь Арканами Таро в разных аспектах. Больше всего в психологическом, и духовном ,да и в прогностическом тоже. Арканы- как карта сознания,
- С глубочайшим почтением. Шмаков, Томберг, Г.О.М., фигуры недостижимого масштаба. А настоящее время таких колоссов нет, точнее, я не знаю. Кроули - гигант, но есть но...
--- Конец цитаты ---
Томберг Валентин Арнольдович
Материал из Википедии
--- Цитировать ---Валентин Арнольдович Томберг (27 февраля 1900, Санкт-Петербург, Россия - 24 февраля 1973, Майорка, Испания) - русский христианский мистик и философ-герметист.
Валентин Томберг родился в Санкт-Петербурге в лютеранской семье. Его отец родился в Прибалтике. Хотя Томберг воспитывался в протестантском духе, он еще подростком начал интересоваться теософией и мистическими практиками Православной Церкви. Эти юношеские увлечения непосредственно сформировали его мировоззрение и во многом определили его дальнейшую судьбу.
С 1917 года Валентин Томберг активно участвовал в жизни петербургских эзотерических кругов, в то время развернувших активную деятельность. Знакомится с профессором Григорием Мебесом и Владимиром Шмаковым, штудирует работы Рудольфа Штейнера. Во время Октябрьской революции родители Томберга были убиты мародерами, а он сам в 1920 году эмигрировал в Эстонию. В первые годы после эмиграции, не имея постоянного источника существования, Томберг перебрал много профессий, работал на ферме, в аптеке, санитаром в больнице и почтальоном. Параллельно изучал лингвистику и сравнительное религиоведение в Тартуском Университете.
В 1925 году стал членом антропософского общества, основанного Рудольфом Штейнером. В начале 1930-х женился на Марии Демски, этнической польке католического вероисповедания. В течение тридцатых годов Томберг опубликовал несколько собственных трудов, которые принесли ему известность в антропософской среде. Вместе с тем, многие из авторитетных представителей антропософии считал его взгляды довольно спорным, в результате чего, в 1940 году Томберг покинул Антропософское общество.
В 1938 году Томберг переехал в Нидерланды. К этому периоду относится в частности курс из семи лекций, прочитанный им в антропософских кругах, известный под общим названием «Внутреннее развитие». С начала Второй Мировой войны Томберг участвовал в антифашистском подполье. В это же время он пришел к Православию, однако вскоре разочаровался в своем выборе, из-за пронацистских симпатий отдельных лидеров местной ячейки Русской Православной Церкви.
В конце Второй Мировой войны Валентин Томберг получил степень доктора права в Кельнском Университете. В 1946 году вышли в свет труды Томберга по юриспруденции: «Упадок и возрождение правовой науки» и «Права народов как права человечества». В это же время Томберг принял Католицизм.
В 1948 году Томберг переселился в Великобританию, где работал переводчиком в русской службе Би-Би-Си. Здесь в 1967 году была завершена основная работа его жизни - «Медитации на Таро: путешествие к истокам христианского герметизма» (оригинальное французское название - M?ditations s?r les 22 arcanes majeurs du Tarot), и, позднее, книга «Завет в сердце» - посвященная Рудольфу Штейнеру.
Последние годы жизни Томберг провел в городке Рединг, что в графстве Беркшир, со своей женой и единомышленником Марией Демски. Умер 24 февраля 1973 во время отдыха на Майорке. Жена Томберга пережила его на две недели.
«Медитации на Таро: путешествие к истокам христианского герме» (фр. M?ditations s?r les 22 arcanes majeurs du Tarot) - самая известная работа Валентина Томберга, законченная им в 1967 году. Вышла в свет уже после смерти автора в 1984 году.
Послесловие к первому изданию «Медитаций на Таро» написал выдающийся католический теолог, номинированный в сан кардинала, о. Ганс фон Балтазар. Послесловие фон Балтазара вошло в подавляющего большинства следующих изданий и переводов книги.
Согласно воле Валентина Томберга, «Медитации на Таро» были опубликованы без указания автора. В послесловии говорится, что автор пожелал остаться неизвестным, чтобы книга могла говорить сама по себе, личностный фактор не мог встать между книгой и ее восприятием читателем. Однако, вскоре после первой публикации, имя автора было разглашено его близкими и членами Восстановленного антропософского Центра. В большинстве изданий, даже после выяснения его личности, имя автора традиционно не указывается. Вместе с тем отдельные более поздние переводы «Медитаций на Таро», были напечатаны с указанием авторства. К таким изданиям относится, в частности, русский перевод книги. Другой особенностью российского издания «Медитаций на Таро» является отсутствие послесловие Ганса фон Балтазара.
Хотя на страницах «Медитаций на Таро» неоднократно подчеркивается принадлежность автора к Католической Церкви, отдельные идеи выдвинутые в книге не соответствуют догматам католицизма. Кроме сугубо христианской теологии на концепцию труда ощутимо повлияли идеи антропософии, каббалистики, герметизма (особенно тезисы «Изумрудной скрижали»), а также учение К. Г. Юнга. Кроме того, «Медитации на Таро» содержат многочисленные ссылки на классические философские труды.
Книга делится на 22 раздела, каждый из которых посвящен отдельному Старшему Аркану Таро. Сами главы написаны в форме писем к «неизвестному другу» - воображаемому единомышленнику и последователю автора. Старшие Арканы Таро рассматриваются Томбергом в качестве системы духовных упражнений (медитации), направленных на духовное развитие личности и постепенное постижение христианских истин. При этом сама система Таро используется в качестве инструмента для выражения мировоззренческой позиции автора.
armat7 6th-Mar-2011 04:48 pm (UTC)
Томберг предпринял попытку воцерковления христианской эзотерики-разумеется с католических позиций. Многие считают, что это принципиально невозможно, однако Томберг блестяще доказал, что это не так. Было бы интересно, если бы кто-нибудь предпринял попытку православной интерпретации традиционного христианского эзотеризма.
8th-Mar-2011 01:46 pm (UTC)
Спасибо за ссылку. С клубом "Катехон" я знаком. Аркадий Млер, безусловно, серьёзный исследователь, но он слишком тесно связан с евразийством, а это течение не столько духовное, сколько политическое. Томберг меня привлекает прежде всего тем, что ему в значительной степени удалось согласовать традиционный герметизм с церковной доктриной. Это, на мой взгляд, очень важно, поскольку Церковь принципиально отрицает эзотеризм и гнозис в любой форме, считая их в лучшем случае ересью, а в худшем-сатанизмом. А это приводит к тому, что люди, стремящиеся к познанию духовной реальности и не довольствующиеся простой верой в её существование, попросту уходят из Церкви. Я в течение длительного времени занимаюсь изучением святоотеческого наследия, и пришел к выводу, что в трудах Отцов Церкви имеется глубинное эзотерическое измерение. В этом плане очень интересна работа А.Г. Дугина "Православный эзотеризм". К сожалению, в РПЦ сейчас задают тон не эзотерики, а фундаменталисты.
http://ninafrolova.livejournal.com/15158.html
--- Конец цитаты ---
http://en.wikipedia.org/wiki/Valentin_Tomberg
Навигация
Перейти к полной версии