Антропософский форум > Антропософия
Антропосфское Общество (ВАО и АОР), мероприятия, объявления
Lusika:
У меня вопрос из истории АОР. В чем была причина возникновения в 20-е годы "ломоносовской" группы? И как развивалась она наряду с изначальной "соловьевской"?
Lusika:
И скажите, пожалуйста, если я человек вышел из РАО, но хочет остаться в ВАО, что нужно формально осуществить?
Владимир:
--- Цитата: Lusika от 10 Фев. 2010, 13:19:38 ---У меня вопрос из истории АОР. В чем была причина возникновения в 20-е годы "ломоносовской" группы? И как развивалась она наряду с изначальной "соловьевской"?
--- Конец цитаты ---
Спасибо Вам за вопрос!
Я думал, что это сейчас мало кого интересует.
Нельзя сказать что там был какой-то конфликт. Тогда люди были намного культурней и толерантней. Тогда и антропософы с теософами дружили и ходили в гости друг к другу.
Но по сути своей это не что иное как противостояние платоников и аристотеликов. Тоже самое было тогда в Дорнахе. Тоже самое мы можем наблюдать и сейчас. В антропософии все время сталкиваются два потока душ. Вроде бы братские души, но они все же несколько разные.
Вот что пишет о 1922 годе М.Н. Жемчужникова: "Это начинание (имеется в виду "Вольное Содружество духовных течений") было, пожалуй, единственным, оказавшимся возможным или, вернее - полувозможным в наших условиях проявлением того направления в антропософской работе, которое и это время набирало силу в Дорнахе. Там одна за другой появлялись организации, имевшие целью выход антропософии вовне, "выход в культуру", как гласил этот лозунг. Уже с 1919-го года успешно работала Вальдорфская школа, была создана терапевтическая клиника с онкологическим отделением, зарождалось движение "Христианской общины" и др. Все больше появлялось лекций Штейнера, связанных с профессиональными интересами слушателей. У нас, конечно, какое бы то ни было практическое приложение антропософии было невозможно. Но во внутренней жизни Общества эта тема все больше выдвигалась на передний план. Одухотворение окружающей среды, одухотворение культуры, всех профессий и занятий, интересов и достижений. Это и есть миссия антропософии, без этого выхода в жизнь она догматизируется и засыхает в узкой келье личных переживаний. Для многих именно такое понимание антропософии становилось доминирующим. Но для некоторых оно было чуждо, казалось иногда даже профанацией того, что может жить только в глубине индивидуальной духовной работы. Взаимное неодобрение становилось неприятным, и чтобы избежать духа полемики и не мешать друг другу, было решено разделиться на две самостоятельные группы.."
За год-два до этого в РАО был конфликт связанный с кризисом 1-го семилетия. Руководивший РАО Борис Григоров конфликтовал с Т.Г. Трапезниковым и М.В. и А.В. Сабашниковыми и др. членами Общества. Вот что пишет об этом А. Белый. Из письма А.А. Тургеневой 11 ноября 1921 г.: "А О-во полно теперь жизнью, произошли решительные перемены. Григорова дружески попросили уйти из председателей, после чего он поднял "бунт". Но эта мучительная операция была необходима давно. О-во теперь состоит из председателя (Трапезников), членов Совета (Петровский, Алексей Вас. Сабашников) и Vorstand'a, в который входила группа (я, Сизов, Столяров, К Н. Васильева, М.В.Сабашникова /.../). Есть два вводительных кружка (Григоровский и Столяровскнй)"
В итоге в 1922 году возникшую Ломоносовскую группу возглавил Михаил Столяров, а Соловьевскую - Б. Григоров. Общество ослабло в период с осени 1921- весны 1922 гг, когда Россию покинули харизматические лидеры антропософского движения: А. Белый, Трапезников, Сабашниковы. За Белым последовала К.Н. Васильева. В итоге к роковой осени 1923 года, когда РАО очень формально закрыли властьимущие "советы", его не кому было защищать. Общество закрыли декретом, кот. требовал перерегистрации в советской России всех ранее существующих обществ "не преследующие целей материальной выгоды". При этом правление Общества подало документы на перерегистрацию без деления на группы и проч. Но власти РАО отказали. Краткий десятилетний период (1913-1923) существования Общества, как открытой общественной организации, окончился.
В последущее время 20-х годов антропософы собирались малыми группами. Андрей Белый, который вернулся уже к этому времени в Россию вместе с К.Н. Васильевой, дал негласный наказ всем антропософам: "Больше 2 не собираться". Особенно сильно этот наказ проявился в период с 1931 по 1970 гг. Но еще в 20-е годы антропософские группы проявлялись то там, то здесь. Наиболее свободно себя чувствовали члены МХАТовского кружка М.А. Чехова. Артисты всегда были на особом положении, и при этом их всерьез не воспринимали как философов и ученых. Это кружок просуществовал вплоть до отъезда Чехова в 1928 году. При студии Ю. Завадского также был полуантропософский кружок, правда перемешанный с неорозенкрейцерами и тамплиерами. Ю. Завадский вышел сухим из воды (являясь при этом членом всех имеющихся тогда закрытых тайных обществ), а за него отбывала срок его сестра В. Завадская.
Особо активные молодые члены ломоносовской группы тоже долго не могли угомониться. Брат и сестра Мироновы организовали почти открыто эвритмическую группу при одной из советских школ. Это было сильным вызовом со стороны подпольных антропософов. В итоге в 1931 году разгорелся самый сильный скандал для них. Был начат т.н. процесс о "27 антропософах", где пострадали все ведущие антропософы Москвы того времени. Сильнее всех Алексей Петровский и Б. Григоров, которые поехали на Беломорканал. Остальные - отправились в ссылку в Лебедянь. Андрей Белый тогда негодовал и требовал чтобы его тоже выслали вместе со всеми. Но его не тронули. Его гражданская жена К.Н. Васильева отсидев в Бутырке 2 месяца была выпущена. И они сразу по выходу ее из тюрьмы пошли в ЗАГС и расписались. Негодование Белого сводилось тогда еще к тому что антропософы сами себя тогда подставили.
В Ленинграде антропософов стали трясти еще на несколько лет раньше. Е.И. Дмитриева была выслана в Ташкент еще в 1927 году, где в скорости умерла от рака печени. Б.Леман и А.Лебедев были сосланы тогда же. Ю.К. Щуцкого тогда спасли его бесконечные командировки в Японию и Китай. Но его карма догнала в 1938 году. Алексея Лебедева даже подвергли пыткам на допросе. А это был еще только 1927 год...
История антропософского о-ва России еще не написана. И мало кем исследуется. (Кроме ныне покойного А.Л. Никитина и М. Спивак) А тема весьма интересная и требующая глубокого изучения.
Lusika:
Большое спасибо, Владимир. Очень интересная и, думаю, важная тема -история АО.
И, конечно, хотелось бы понять закономерности противостояния платоников и аристотеликов.
Где можно прочитать об этом подробнее?
happy:
В 20-е и 30-е отношение к участию в обществах (не только в антропософском) было совсем другим. Теперь по другому глядят на это. Правда, появляется множество виртуальных сообществ, сетевые войны всякие и пр. Не поймешь, осталось ли то благое, что нес в себе сам факт участия в обществе. Либо идея настолько видоизменилась, что стала своей пртивоположностью за какие-то 80-90 лет. Поди, разберись...
К слову сказать, изменения воззрений на участие в обществах любого толка удивительным образом совпало с изменением роли французской культуры на международной арене. Французская культура утратила, увы, многие доминирующие позиции. Это вызывает боль и сожаление, поскольку Франции обязан обстоятельным образованием, которого постсовковый вуз дать не в силах. Французы продолжают любить всякие общества до сих пор.
Навигация
Перейти к полной версии