Антропософский форум > Методософия
Игра: Установочная сессия: 1. Тематизация
Игорь:
Не стоит думать, что тема – это что-то само собой разумеющееся. Со временем станет понятно, что тема Игры – это один из самых сакральных моментов.
То, что уже намечено как исследование сути и проектирование Антропософского форума – это только, пожалуй, указание области приложения усилий, но еще не тема.
Говоря языком Алхимии, тема это сублимированная проблема. А вот проблема – это то, что только кажется очевидным. Но правильно сформулированная проблема – это уже 90 % решения.
Поэтому такое большое внимание уделяется тематизации, чтобы правильно поставить проблему на Игру. Хотя это только один из семи шагов, но это 90 % всех усилий по построению Игры. Остальное носит технический характер.
Тематизация осуществляется в следующей процедуре:
1. Ситуационный анализ
2. Анализ ситуации
3. Проблематизация
4. Формулирование темы
Ситуационный анализ в Установочной сессии (он совершенно иначе проводится в Оргдеятельностной Игре) представляет собой построение реальной ситуации в отношении Заказчика и Игры.
Нужно сразу заметить, что по понятию ситуация не есть нечто объективно существующее. Она всегда строится в определенных процедурах из некоторого сырья нерефлексивных первичных переживаний.
Последующие шаги, как уже принято, разберем, когда до них дойдем, но с ними можно ознакомиться и предварительно из литературы по Методософии.
Ситанализ начинается с вводного доклада Заказчика, в котором он может в любой форме и в любом порядке говорить про наболевшее. Затем с помощью наводящих вопросов мы поймем какие основные факторы этой ситуации и как они сконфигурированы. Вот это и называется здесь Реальной ситуацией.
Итак, предоставляю слово Заказчику.
Игорь:
Вот произошло самоопределение Заказчика. Так что его вводный доклад и будет стартом.
Но перед тем как Заказчик выступит со своим вводным докладом, я, чтобы помочь ему настроиться, сейчас сам займу эту позицию и сформулирую один из наболевших вопросов, так сказать, по сю сторону экрана.
Сейчас очень многие антропософские группы переживают кризис, точнее, как стало принято говорить, системный кризис. Это значит, что он вызван не какими-то случайными недоразумениями, межличностными конфликтами и т.п., но тем, что работать в старом духе остается все меньше возможности.
Мы (методософская группа) проводили духовно-научное исследование на эту темы в самых разных группах и местах, и стало понятно, узкая замкнутая келейная работа уже сама по себе себя исчерпала. Нет, речь не идет о том, что группа для разрядки должна непременно иметь какое-то практическое начинание, хотя это было бы очень здорово. Но все же главное не в этом, а в сотрудничестве.
Ведь антропософское движение в своем прообразе есть нечто цельное и единое.
Для того, чтобы оно развило свою потенцию должна была произойти максимальная дифференциация, чтобы каждое направление, каждая инициатива смогла обрести свое лицо (это отражает и общий характер эволюции человечества). В какой степени эта задача выполнена – вопрос другой. Важно, что время истекло, а значит, просто как ни в чем не бывало продолжать решать эту задачу прежними методами – не приведет к ее решению и кризис будет углубляться.
Но, как известно, кризисы жизни - шансы жизни (Б.Левихуд). Понятно, что выход из системного кризиса - это смена прежней системы работы и вообще бытия группы.
Конечно же, многократно предпринимались самые разные попытки организации сотрудничества: создавались Ассоциации, объединения, общества, даже при определенной финансовой поддержке. Но все тщетно, почти все мертворожденное.
Люди так измотаны тяжелыми внешними условиями, что у них едва ли есть силы принять в душу то, что происходит в группе. А уже принять в душу что-то большее… Но если этого нет, то вскоре самые горячие намерения остывают и все рассыпается.
Тагунги, фестивали тоже становятся все менее доступными из-за дороговизны билетов. Да и то, что там происходит – уже не является такой уж отдушиной, чтобы идти на огромные жертвы и во что бы то ни стало туда попасть.
С другой стороны, все более доступным становится Интернет. Стратегия Аримана понятна: он лишает людей нормального общения и загоняет их в свое царство.
Обращаюсь к участникам Игры: может ли найтись группа героев (серьезно, без кавычек), которые бы отвоевали в этом царстве пространство для духовной жизни, так чтобы каждый антропософ и каждая антропософская группа вырвалась из удушающей изоляции, удавка которой стягивается с каждым днем все больше и больше.
Другие участники тоже могут высказаться со своей постановкой вопроса. Но главное, мы ждем развернутый вводный доклад Заказчика о том, в чем суть его инициативы и с какими сложностями он столкнулся, в чем он сейчас витально нуждается.
EWC:
Спасибо, Игорь, Ваше видение ситуации современно.
По поводу специфики интернет-общения, как такового: мне думается, тут есть нечто особенное; с одной стороны, оно достаточно ПОВЕРХНОСТНО, и это минус (как говорит один мой знакомый, "интернет- это океан глубиной по-колено"), с другой стороны, все известные преимущества (оперативность реакции, независимость от географии и т.п.) Немаловажен и тот момент, о котором вы упомянули, а именно адаптация к современным условиям жизни.
То, что мы хотим сделать, понятно: нужен антропософский "земснаряд", способный продавить что-то вроде марианской впадины в этой глобальной поверхностности нашего времени. Так что если коллектив подберется серьезный, то, пожалуй, он сможет сфокусировать и развернуть ари..-ое зеркало в нужную сторону... а если нет, то получится "как всегда", или как на некоторых антропософских форумах ;)
Игорь:
У игры есть такое преимущество – возможность работать из разных позиций.
Вот я сейчас занимаю (конечно, на мгновение) позицию Заказчика и буду говорить из этой позиции:
Друзья! Есть несколько антропософских сайтов, на которых есть много хорошего, но меня это не удовлетворяло.
Мне совсем не нравится то, что там происходит на форумах – это просто разговоры, даже не всегда корректные, а серьезной антропософской работы не получается.
Чтобы она была, нужно конкретное содержание. Оно могло бы возникнуть, если бы мне удалось привлечь на сайт антропософских авторов. Для этого я создал авторский раздел, чего почти нет на других сайтах. И вот если бы читатели могли бы с авторами обсуждать их тексты, то из этого могла бы получиться серьезная работа.
К сожалению, из этого пока мало что получилось, хотя авторский раздел постепенно вытанцовывается. Вот, согласен с EWC, поверхностность как ржа все разъедает. Но если форум заразится всеми болезнями с других форумов, то мне придется его закрыть.
Но с этим ладно. Самое главное, что я не чувствую никакой технической поддержки, хотя многократно за ней обращался.
Владимир:
И все-таки надо начинать с мнения Заказчика, а именно меня.
Почему возникли сайты http://www.rudolf-steiner.ru и http://bdn-steiner.ru/ ?
Потому что все что было до этого - было крайне малоинформативно. Задача была дать более широкие представления об антропософии как о науке, как о Духовной науке и ликвидировать вакуум антропософской литературы. Нужна была большая вэб-библиотека антропософской книги на русском языке.
Начали мы с опубликования Энциклопедии духовной науки "Антропос", составленной Г.А. Бондаревым. Это была кропотливая и долгая работа.
Труды Рудольфа Штейнера в рунете были, но их было неоправдано мало и зачастую качество переводов оставляло желать лучшего. Еще раньше мы поняли, что проблемы с размещением трудов Р. Штейнера на немецком, так же есть. Видимо определенные круги на Западе, так же не потворствовали размещению всего наследия (GA) в свободном доступе.
Мы этот дефицит первым делом ликвидировали, выложив все имеющиеся у нас тома Наследия и так же приложения (Beitraüge).
Потом стал развиваться "Авторский раздел", где мы опубликовали работы известных авторов антропософской тематики, а также дали возможность выступить "неликвидным" с точки зрения наших издателей, авторам. Т.е. многие работы авторов никогда не публиковались.
Сайт http://bdn-steiner.ru/ явился продолжением начатого. Возможности этого сайта были шире, в результате чего появился форум, фотоархив, каталог ссылок и др. Вот в двух словах история...
Миссия сайта - просветительская; представлять в Интернете антропософию, всячески пропагандировать ее и рекламировать. Давать как можно больше информации читающей публике. Знакомить ее с новыми авторами и с новыми трудами Р. Штейнера. Давать информацию по всем антропософским инициативам, медицине, педагогике, сельскому хозяйству и т.д.
Давать возможмость действующим антропософским группам заявить о себе в полной мере и найти через нас единомышленников.
Сделать возможным публикации авторов антропософской тематики, включая малоизвестных авторов, у котороых нет возможности это выразить в печати.
Одна из главных задач сайта, указать на антропософию, как на важнейшее для развития Земли современное духовное течение. Привлекать к ней взоры общественности, вырабатывая у последней правильные представления об антропософии.
Служить неким мостом между ищущими свой путь в жизни молодыми людьми и возможностью встречи с тем созвучным, чем возможно антропософия может стать в их жизни. Здесь Интернет является уже важным полем деятельности, п.ч. для молодежи это уже неотъемлимая часть их бытия.
Работать над привлечением внимания к антропософии различных конфессиональных, религиозных и политических кругов, с целью возможного позитивного диалога.
Навигация
Перейти к полной версии