Антропософский форум > Наука и естествознание
Гетеанистическое естествознание: существует ли оно?
Владимир:
GA 1 готов, смотрите сюда. И здесь.
Алекс:
--- Цитата: urga от 17 Янв. 2009, 11:31:01 ---Прочитал "дискуссию" Тарабы. По тексту возникли следующие вопросы:
1) Рисунок 4 – это действительно такой опыт или только абстрактное рассуждение?
2) "Тайный советник Гёте:
Я исхожу из того, что свет есть чистая, однородная сущность. Свет в своей сущности чист и однороден. Цвета по моему мнению возникают из-за взаимодействия света и тьмы, причем под светом и тьмой я имею в виду не освещенность и темноту: свет и тьма являются для меня духовными сущностями.
Свои воззрения - как "прафеномен возникновения цвета" - я формулирую так: свет, рассматриваемый сквозь замутненную среду способствует появлению красного цвета, тогда как тьма, рассматриваемая сквозь освещенную мутную среду способствует появлению тонов синего цвета. Зеленый цвет возникает благодаря смешению желтого и синего цветов, тогда как пурпурный возникает благодаря смешению фиолетового и красного.
То, что сама атмосфера воспринимается нами голубого цвета, это можно принть за факт описанного здесь сочетания освещенной мутной среды, за которой находится тьма космического пространства.
Надо ли понимать это так, что когда мы смотрим сквозь атмосферу (замутненная среда) на источник света – Солнце - мы видим его красным? Но мы же видим Солнце в большей степени желтым.
К тому же разные звезды, тоже являющиеся источником света, видятся глазом в разных оттенках: белыми, красными, голубыми (Сириус).
Предположим, мы получаем от белого и черного голубой и красный. А откуда возьмется желтый?
--- Конец цитаты ---
Все опыты в проведенных работах Тарабы, конечно настоящие, включая и этот:
Тайный советник Гёте:
Я меняю местами оба спектра, заменив перед призмой щель бленды на заслонку той же величины. Результат этой перестановки изображен на рис.4
Относительно цвета Солнца: если лучи его падают фронтально, мы его видим белым или желтым, (так как путь лучей короток и проходит в малозамутненной среде -сстратосфера итп.): если же почти горизонтально к земной поверхности на рассвете и закате то красным, так как путь на порядок больше и среда у поверхности сильнее замутнена. Между степенью замутненности среды и мощностью светового потока есть определенное соотношение - то есть гётевский пра-феномен работает на известном интервале. Посмотрите на дым костра оборотясь в поле, и на фоне неба дым будет красноватым. Посмотрите на тот же самый дым на фоне леса - он будет синим.
Сильвестр:
--- Цитата: Алекс от 28 Янв. 2009, 14:46:14 ---
--- Цитата: urga от 17 Янв. 2009, 11:31:01 ---Прочитал "дискуссию" Тарабы. По тексту возникли следующие вопросы:
1) Рисунок 4 – это действительно такой опыт или только абстрактное рассуждение?
2) "Тайный советник Гёте:
Я исхожу из того, что свет есть чистая, однородная сущность. Свет в своей сущности чист и однороден. Цвета по моему мнению возникают из-за взаимодействия света и тьмы, причем под светом и тьмой я имею в виду не освещенность и темноту: свет и тьма являются для меня духовными сущностями.
Свои воззрения - как "прафеномен возникновения цвета" - я формулирую так: свет, рассматриваемый сквозь замутненную среду способствует появлению красного цвета, тогда как тьма, рассматриваемая сквозь освещенную мутную среду способствует появлению тонов синего цвета. Зеленый цвет возникает благодаря смешению желтого и синего цветов, тогда как пурпурный возникает благодаря смешению фиолетового и красного.
То, что сама атмосфера воспринимается нами голубого цвета, это можно принть за факт описанного здесь сочетания освещенной мутной среды, за которой находится тьма космического пространства.
Надо ли понимать это так, что когда мы смотрим сквозь атмосферу (замутненная среда) на источник света – Солнце - мы видим его красным? Но мы же видим Солнце в большей степени желтым.
К тому же разные звезды, тоже являющиеся источником света, видятся глазом в разных оттенках: белыми, красными, голубыми (Сириус).
Предположим, мы получаем от белого и черного голубой и красный. А откуда возьмется желтый?
--- Конец цитаты ---
Все опыты в проведенных работах Тарабы, конечно настоящие, включая и этот:
Тайный советник Гёте:
Я меняю местами оба спектра, заменив перед призмой щель бленды на заслонку той же величины. Результат этой перестановки изображен на рис.4
Относительно цвета Солнца: если лучи его падают фронтально, мы его видим белым или желтым, (так как путь лучей короток и проходит в малозамутненной среде -сстратосфера итп.): если же почти горизонтально к земной поверхности на рассвете и закате то красным, так как путь на порядок больше и среда у поверхности сильнее замутнена. Между степенью замутненности среды и мощностью светового потока есть определенное соотношение - то есть гётевский пра-феномен работает на известном интервале. Посмотрите на дым костра оборотясь в поле, и на фоне неба дым будет красноватым. Посмотрите на тот же самый дым на фоне леса - он будет синим.
--- Конец цитаты ---
Нет ли у кого из присутствующих тома 6 "Мировоззрение Гёте"? Особый интерес представляет перевод Смирнова, известнейшего биолога, но и любой другой подойдёт.
urga:
Можно согласиться, что для газообразной среды образование цветов "по Штейнеру" правомерно. Но как быть с красками более плотных веществ? мы же не можем говорить, что цветок голубого цвета, потому что за ним черный вакуум, или стул желтый, потому что его просвечивает насквозь солнце?
Alrock:
622.Человек должен учиться утончать сферу восприятий своих чувств настолько, чтобы, например, быть в состоянии ощущать, "...что запахи имеют такую же семиступенную градацию, как ощущение цвета. Нам необходимо лишь выявить различие между нежным запахом, дурным и т.д., чтобы открыть главные нюансы запахов, и то же самое верно и для вкуса. Более того, если мы добьемся способности различать все оттенки на этой обонятельной шкале — обонятельном спектре, так сказать, — то мы научимся воспринимать все проявления горения и окисления веществ. Мы проникнем в сущность их природы. ... Если мы также будем культивировать наши способности вкуса, и сможем постигать тончайшие степени сладости или едва заметные следы соли в соках, то мы познаем формирование солей во внешней природе. А если мы найдем это внутреннее родство, то мы также получим и прямое ощущение природных чувственных впечатлений касательно сфер или частей человеческого организма, для которых то или иное вещество будет полезным".312 (9)
Да, по отношению к запахам может и есть народы, в языке которых есть передача оттенков запаха, но в славянских языках это можно передать в виде конструкции: "запах чего-то" ... "запах того-то". "Радуга запахов", так сказать...
"В каждом запахе живет духовное существо высшей или низшей природы. Особенно высокие добрые существа живут в запахе ладана; они влекут нас прямо в выси, к Богу. Существа низшей природы воплощены в запахе мускуса". 266-1 с. 198
"...Теперь сравните запах и вкус. Реагируя на растительный мир через эти чувства, вы убеждаетесь в наличии взаимоотношений: с одной стороны — эфирного с астральным, а с другой — эфирного с физ. телом. Вы буквально входите в эф. тело, если изучаете эти два процесса: вкус и обоняние. Там, где они заявляют о себе в человеке, они являются физическим проявлением эф. тела с его соответственными связями с физ. и астр. телами. Когда мы исследуем то, что имеет место при процессах обоняния и вкуса, мы находимся, так сказать, около поверхности человека".312 ( 8 )
Составить семиступенную градацию вкуса кажется более выполнимой на первый взгляд задачкой. (Или попытаться вписать вкусы в соответствие с цветовым кругом Гете?)
Но это "на первый взгляд".
Европейская традиция различает 4 вкуса: сладкий, горький, кислый, солёный.
Восточная традиция различает 6 вкусов: к 4 добавляются умами, и жгучий.
(Интересно, что жгучий не считают основным вкусом, т.к. до настояшего времени не нашли вкусовых рецепторов, различающих жгучий :) )
Есть также "ощущения, близкие к вкусовым":
терпкое, или вяжущий вкус,
жирное,
металлический вкус (металлический вкус во рту обычно возникает во время проведения процедуры электрофореза..)
Какая получается "радуга вкуса" у Вас?
Навигация
Перейти к полной версии