Спасибо, Nobody, за определения. Но мне все-таки хотелось бы каких-нибудь конкретных примеров. Ведь в повседневной жизни мы должны сталкиваться с проявлением этих членов нашего существа. Может и редко, но все же. В какой ситуации можно сказать - вот здесь во мне действует душа сознательная, а вот здесь - уже Самодух?
Ну, так конкретные жизненные примеры прямо же вытекают из этих определений... (я специально постарался привести их не цитатами из GA, а своими словами, так сказать, опираясь на свой собственный жизненный опыт и понимание). Что ж, подключу теперь и цитирование из GA... (раз уж такое дело).
Всегда, когда Вы размышляете
конкретно (предметно-вещественно), Вы находитесь в душе
рассудочной (или кинетиконе (кине
ктиконе (как правильно?)) по Аристотелю). Пример из "Духоведения" (из раздела о душе
рассудочной), иллюстрирующий это: "Ребёнок, который обжёгся, размышляет и приходит к мысли: "огонь жжётся"." Короче, любые размышления, приводящие к образовыванию собственных субъективных
выводов и мнений (или "имхо", как сейчас на форумах принято выражаться), происходят в душе
рассудочной.
Всегда, когда Вы размышляете
абстрактно (отвлечённо-образно), основываясь на неумолимых железных законах
логики, оперируя при этом
понятиями (напр., философскими категориями - высшими из них), суждениями, умозаключениями, законами, математическими структурами и т.п., пытаясь тем самым исследовать и познать объективную Истину, где нет уже места ничему субъективному - Вы находитесь в душе
сознательной. Также именно в ней происходит самая глубокая
рефлексия, т.е. самое полное самопознание (познание собственного "я"), самоисследование и самокопание ("достоевщина", если угодно).
Самодух же является источником
интуиций (в том смысле, который вкладывает в них "Духоведение", в разделе, посвящённом
Самодуху). Цитата оттуда: "Самодух есть откровение духовного мира внутри "я"... В том, что [есть] истина и добро - [мы узнаём] откровения духовного мира... Пусть откровение духовного называется
интуицией... Без высшего мышления Самодуха не может быть интуиции... Через интуицию "я" человека ... добывает себе вести свыше, из духовного мира..." Фактически, на простом языке (из жизненных примеров) это называется
вдруг "осенило" или "озарило", причём, частенько, совсем вроде не оттуда, где ты перед этим долго и упорно бился над чем-то своей мыслью (т.е. вдруг "бац" - и готово, просто вспыхнуло в мозгу вроде как из ничего). Думаю, у каждого в его жизни бывали подобные случ
аи. Это и есть та самая
интуиция, или мгновенный проблеск Самодуха (пробой его в "я"). Иначе, "мышление" в Самодухе можно ещё, наверное, назвать "Ангельским мышлением" (в том смысле, что Ангелы, как известно, не размышляют как люди, чтобы познать Истину, они её просто "видят" (созерцают) непосредственно, т.е. просто пребывают в ней своим ангельским "я").
Иначе говоря, с помощью души сознательной человеческое "я" пытается пробиться наверх, к Истине с высоты своей, человеческой ступеньки той самой "лестницы Иакова" (и часто - совершенно безуспешно, невзирая на всё имеющееся у него в арсенале мощнейшее методическое обеспечение в виде
законов логики, выработанных понятий и пр.), а при помощи Самодуха эта Истина открывается ему уже сама, с высоты следующей ступеньки (ступеньки Ангелов), в виде
интуиций.
Замечательнейшая имагинативная иллюстрация присутствия, взаимодействия и соотношения в человеческом существе
души сознательной и
Самодуха приведена имхо, как я уже говорил выше, в финале сказки "Снежная королева", когда заледеневший Кай (душа сознательная) зациклился в своей безжизненной логической абстрактности, и не может из неё никак вырваться, чтобы найти Истину, а всего лишь одна-единственная живая горячая слезинка Герды (просто даже малюсенькая капелька Самодуха в виде
интуиции) мгновенно решает неразрешимую, казалось бы, задачу.
Ещё в просторечьи эти три типа мышления называются:
ум (конкретный) - для души
рассудочной;
разум (абстрактный) - для души
сознательной;
мудрость (истинная) - для
Самодуха.
Так же, как одна из граней Истины, через Самодух познаётся всё
нравственно-доброе. Цитата из "Духоведения" (раздел, посвящённый душе
сознательной), относящаяся (имхо) как раз именно к действию
Самодуха в человеке:
Нравственно-доброе имеет так же, как истина, свою ценность вечности в себе...
Позволяя ожить внутри себя независимой истине и добру, человек поднимается выше простой души ощущающей [или оректикона по Аристотелю]. Её начинает пронизывать светом вечный дух. [Какой дух? Как минимум - "Само-".] В ней восходит свет, который не преходящ. [Чей свет? ИМХО Самодуха.] Поскольку душа живёт в этом свете, она причастна вечному. Она соединяет своё собственное бытиё с вечным бытиём. То, что несёт в себе душа, как истину и добро, то в ней бессмертно. [Здесь речь идёт (имхо) именно о человеческом "я" с присовокуплённым к нему "Я" (т.е. Самодухом).]
- То, что в душе вспыхивает, как вечное, мы назовём здесь душой сознательной. [Я бы перефразировал это так: "- То, что в душе вспыхивает, как вечное, является Самодухом, а та часть души (душа), в которой это вспыхивание происходит, является (называется) душой сознательной."]
Именно это интуитивное восприятие (при помощи Самодуха) нравственных законов (заповедей) и уберегает морально и нравственно здорового человека от опасности доказать (с помощью
абсолютно безнравственной (по своей природе) абстрактной логики своей души сознательной) всё, что угодно (что "чёрное - это белое" (т.е. что "зло - это добро" и т.д.), и наоборот), и наделать из-за этого всяких непоправимых (точнее - очень долго и трудно (через мучительное искупление) исправимых) дел.
Что же касается Самоощущения и Сопереживания именно в Самодухе своего собственного "я" (эго) (или, точнее, - "Я", т.е. Высшего Эго) - своё имхо по этому поводу я уже изложил выше, в предыдущем своём посте в этой же теме, повторяться не буду.
Ну, вот я уже конкретизировал в этом посте свой ответ на Ваш, Вадим, вопрос дальше (имхо) - некуда. Ещё более конкретно (ещё более с позиций души рассудочной, если Вы ещё попросите), я уже, пожалуй, не смогу.
Я этот вопрос там [(на антропософи.ру)] еще не задавал. Никаких особых причин тому нету. Не исключено, что задам его и там, мне будут интересны все мнения.
И всё ж таки (всё никак не отцеплюсь от Вас): почему же Вы предпочли именно этот форум для постановки этого своего вопроса? Разве Вас не удовлетворили бы обсуждение и ответы, полученные на антропософи.ру от тамошних "зубров" "антропософии"? Вы ведь знаете, наверное, что на этом форуме собрались и выступают (в основном) "изгнанцы и отщепенцы" (а также прочие просто "неучастники") с того форума ("первого
антропософского в России")? Вам не кажется, что Вы подставили тем самым репутацию того уважаемого (возможно кем-то) форума под удар? (типа, перебежали к изгнанным с позором отщепенцам, и якшаетесь тут с ними, вместо того, чтобы
прежде всего поставить свои возникшие у Вас вопросы именно им, "корифеям" "антропософии", и выслушать именно ихние авторитетные мнения и ответы). Как Вы считаете?