Антропософский форум > Антропософские инициативы

Биодинамика

<< < (2/13) > >>

Алекс:
http://www.biodynamic.ru/ru/agrosofia/news/2008-11-12-83/
Здравствуйте, эту информацию вам отправил AGROSOPHIE.
 
Партнёрство "Агрософия" награждено Золотым Дипломом
2008-11-12

--------------------------------------------------------------------------------

За активное участие в Выставке "Современное хлебопечение - 2008" Некоммерческое Партнёрство по развитию экологического & биодинамического сельского хозяйства "Агрософия" награждено Золотым Дипломом.

14-я Международная специализированная выставка по хлебопекарному оборудованию и пищевым ингредиентам «Современное хлебопечение - 2008» проходила с 13 по 16 октября 2008 года в Москве в Экспоцентре на Красной Пресне.

В рамках реализуемой Программы продвижения экологической (биологической, органической) продукции «ЧИСТЫЕ РОСЫ» совместно с организаторами выставки Некоммерческое Партнерство по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства «Агрософия» организовали Био-экспозицию - «Био-остров», цикл тематических Био-семинаров, Био-вечер.

С Анонсом и Фотогалереей мероприятия можно ознакомиться в разделе "Выставки", следуя по ссылкам "Документы" либо "Фотогалерея".

Источник: Некоммерческое Партнёрство по развитию экологического & биодинамического сельского хозяйства "Агрософия"

logo.jpg (10 КБ) spacer.gif (1 КБ) 1231753735.jpg (26 КБ)

Алекс:
Биодинамика в деревне "Светлана" под С-Петербургом полностью см. здесь:
http://www.dp.ru/default2.aspx?articleid=6bc85275-1a55-4a50-a62a-dccdd01f7b5c



Это совсем небольшая деревня. Всего четыре дома. Но она уникальна для России. В мире таких поселений насчитывается около ста в 20 странах мира. Наша единственная находится в Волховском районе Ленинградской области на реке Сясь. Кроме домов на 60 га земли разместились небольшая ферма, огород, теплицы, баня, бумажная, столВоспитатель Григорий в столярной мастерской с игрушкой, которые изготавливает мастерскаяярная, валяльная и фито- мастерские.

 
Здесь занимаются биодинамическим сельским хозяйством, выращивают экологически чистую продукцию. В пекарне,  каждое утро пекут свежий хлеб для всех жителей. Их около 40. От хлеба с маслом собственного производства невозможно оторваться. Мы, городские жители, просто не знаем такого вкуса.

Двери домов никогда не запираются. Здесь живут люди совсем с другими ценностями. Не то чтобы они не ставят ни во что богатство и успех, в том смысле, который обычно вкладываем в это понятие мы, "нормальные" люди. Скорее они к нему по-другому относятся. Каждый ценится здесь как личность, неважно какое у тебя прошлое, важно, что и как ты делаешь здесь и сейчас, твои умения и потенциальные возможности, а глПерерыв в работе. На чаепитие все ребята собираются в пекарне.авное - дДеревня "Светлана"обросовестный труд.



Трудятся много: с раннего утра до вечера, особенно в летнюю пору, что характерно для деревенской жизни. Питание пятиразовое – помимо завтрака, обеда и ужина, двухразовое чаепитие с выпечкой. Баня - в пятницу вечером, которая используется в оздоровительных целях - в домах самые комфортные условия: горячая вода, ванна, стиральные машины-автомат, современные кухни. В субботу до обеда – уборка личных комнат и общих помещений, после - свободное время, которое как и в воскресенье посвящают художественным занятиям. Здесь любят и ценят культурные мероприятия.

Небольшая собственная библиотека, игры и занятия живописью, музыкальные вечера, на которых поют песни, рассказывают сказки, играют на музыкальных инструментах – так проводят здесь свободное от рабВ доме Серафима Саровскогооты время, а не у экранов телевизоров. Недавно Владимир Спиваков подарил сразу семь флейт: одну большую и шестьВ доме Серафима Саровского маленьких. Англичанка Сара прекрасно играет на флейте. Теперь можно будет проводить уроки и со временем создать флейтовый ансамбль. Раз в неделю встречаются на библейском вечере, читают вместе Библию. Участие – свободное, но желающих много, это не зависит от религии человека. Детей, а их в деревне семеро самого разного возраста, возят в православную церковь в 8 км на службу и причастие. Праздники, дни рождения – это всегда повод собраться вместе и весело и интересно их отметить. Среди жителей есть иностранцы, поэтому Рождество празднуют дважды. К празднику обязательно ставят костюмированный спектакль, где стараются задействовать каждого.

 Мечтают о видеопроекторе, пусть и не новом. Его наличие сильно отразится на уровне и разнообразии местной культурной жизни. Стали бы возможны лекции по самой разной тематике, например, по живописи. Экран обычного компьютера слишком мал для такой цели, ведь слушаДеревня "Светлана"телей собирается более 30.

Главная особенность этой деревни в том, что приблизительно половина ее жителей - люди с умственными расстройствами или нуждающиеся в специальном подходе. Слово "инвалид" здесь вы не услышите, сотрудники говорят "люди с особыми потребностями" или попросту - "ребята". Они живут вместе с воспитателями и их семьями, можно сказать одной семьей.



Как попадают сюда люди? С ребятами все просто. От родителей или опекунов нет отбою, звонят практически каждый день с просьбой принять на жительство. Но деревня переполнена. Что касается сотрудников, то очень сложно ответить на этот вопрос в общем. У каждого человека был свой путь сюда. Категория, которую проще всего объяснить – приезжают из-за границы за экзотикой. Там сейчас принято, особенно среди молодежи, у которой есть возможность между учебами поработать не для заработка, а волонтером в социальной сфере. На это очень положительно смотрят впоследствии работодатели. Некоторым скучно это делать в Германии, и они едут в Россию. К тому же многие из них изучают русский язык. Раз в год из Германии приезжает человек для прохождения альтернативной службы. Призывник работает на российских инвалидов, а правительство Германии еще и оплачивает его службу, что совершенно невозможно для нашей страны. Это добросовестные, очень четкие люди. Для сообщества такой вариант - большая поддержка

Все остальные случаи очень индивидуальны: у кого-то сложная жизненная ситуация, потребовавшая кардинальных перемен, кто-то жил в подобных поселениях заграницей и им интересен российский вариант. Уезжают тоже по-разному. Даниэль, проживший в деревне 9 лет, вернулся обратно в Германию, чтобы жениться. Это была большая потеря, на нем держался сад-огород, который вместе с фермой не только снабжает продуктами всю деревню, но еще и является источником небольшого дохода. Теперь ищут семейную пару или человека для работы садовником-огородником.

Прижившимся здесь уезжать сложно. Возвращаться в социум непросто, и даже страшно. Так после десяти лет уехал Марк, но живет в Camphill в Великобритании. В деревне есть свои старожилы. Они  – носители традиций и преемственности. "Мне еще есть чему поучиться, еще есть движение вперед"  – говорит Алексей, проживший в "Светлане" пять лет. – "Когда я почувствую, что взял уже все что мог, возможно, тоже возникнет желание уехать". Алексей родом из Пензенской области, по специальности - социальный терапевт. Эта профессия как раз и подразумевает работу с людьми с нарушениями и жизнь в подобных поселениях.

"Главное, чтобы было развитие" – считает Сара. – "У каждого человека свои сроки, для кого-то требуется несколько месяцев, кому-то три года, а кому-то вообще это не нужно. Но, если все уже идет по накатанной, то надо менять. Для этого иногда требуется достаточно многоСара Хагнауэр в доме Серафима Саровского мужества".



Сара выросла с родителями в поселении кемпхилльского типа в Великобритании. Ей было 18, когда она в1994 году приехала в "Светлану" на летние каникулы. И поняла, что она здесь нужна. Вернулась уже на год, под видом стажировки русского языка, который она изучала. После учебы приехала еще на два года. Потом были шесть лет в Швейцарии, где она буквально заставляла себя получить профессию и поработать по специальности. После чего Сара сказала, что уже может позволить себе быть там, где она хочет, и вернулась обратно в "Светлану" три года тому назад.

Что такое Camphill

Деревня называется "Светлана" по имени ее учредительницы, которой было не суждено дожить до ее создания в 1994 году. Поселение входит во всемирное Движение Camphill, основателем которого является австрийский ученый, доктор Карл Кёниг, бежавший от фашизма из предвоенной Вены в Великобританию с группой докторов, студентов-медиков и молодых художников, изучающих антропософию.  Первое поселение было создано ими в 1940 году недалеко от шотландского города Абердине, в местечке Кемпхилл. Оно и дало название движению.

У каждой из Camphill-деревень свои пути развития, но существуют объединяющие их принципы – это сообщество, где каждый стремится помочь другим, способствует созданию благоприятной атмосферы, позволяющей каждому члену развиваться и использовать свой потенциал. Как правило, сотрудники не получают зарплату, и "Светлана" – не исключение. Скромное вознаграждение, бесплатное питание, время для отдыха и отдельная комната – вот условия, которые предоставляются в деревне сотрудникам-волонтерам. У каждого подопечного также есть в доме своя отдельная комната.

Жить в тесном контакте с таким количеством разных людей – это большое искусство. Приходится подстраиваться, находить общий язык, стараться принять и простить каждого, независимо от того, сотрудник это или человек с ограниченными возможностями. "Если коллектив в доме сложился, то он существует годами и появление нового человека, это настоящее потрясение для всего дома. Надо приспособиться, узнать, что можно ожидать, а с чем-то просто смириться. Здесь нет никаких правил. В этом шлифуется ваш опыт и человеческий, и душевный" – говорит Елена, одна из старожилов деревни, хозяйка дома Ф. Достоевского. Живет с мужем и сыном здесьДом Нансена уже 8 лет.



У каждого дома в "Светлане" есть имя: дом Серафима Саровского, Федора Достоевского, Фритьофа Нансена, Ларша Хенрика. Так звали строителя, который строил этот дом. Это был первый дом в деревне. Его, как и дом Нансена, строила норвежская бригада, занимающаяся экологическим строительством.  Дома были привезены на машинах из Норвегии и собраны на месте. А норвежцы потому, что так сложилось исторически – впервые контакты с кемпхилльским движением были установлены через норвежскую деревню Видоруса. Очень важно в новом деле правильно начать, поэтому норвежцы поначалу не просто активно помогали, это были отношения матери и дитя. Потом, когда деревня встала на ноги, они отошли, но связь стараются не терять. Надо сказать, что Camphill-деревни стран Балтии и Скандинавии поддерживают тесные контакты друг с другом. "Светлана" уже два раза принимала гостей, воспитателей и ребят, из дружественных сообществ с целью проведения совместных обучающих семинаров.

Во время посещения мы побывали во всех домах. Несмотря на общность, у каждого дома своя атмосфера, отражающая не только специфику строения – они все отличаются друг от друга по размеру, планировке, отделке, внутренней обстановке - накладывается отпечаток проживающих в них личностей. Пожалуй, общее у них только цветы на окнахИдут приготовления к обеду в доме Нансена и картины, рисунки, фотографии на стенах.



Обедали мы в доме Нансена. За столом, не считая нас, 9 человек.  Перед трапезой – молитва, на столе – зажженная свеча, которую мне, как гостье предложили загасить. На обед – вегетарианский борщ, тушеные овощи и пирожки с капустой. Ее урожай в этом году выдался на славу. Чтобы его сохранить пришлось потрудиться. Квасили не покладая рук, остальное убрали в овощехранилище по старому дедовскому способу – подвесили за длинный черенок. Где еще такое увидишь?! Нам подарили по огромному кочану. Капуста необыкновенно вкусная и к тому же экологически чистая. Надо отметить, что мясо здесь готовят, но многие - вегетарианцы.

В овощехранилищеУрожай капусты сохранен в овощехранилище
Деревня ребят

На самом деле это деревня ребят, они являются главным, цементирующим звеном, тем, что держит общину. "Этот механизм на самом деле никому непонятен, но они приносят стабильность и вносят, в конечном счете, смысл. Иначе, что мы тут все делаем? Прекрасным образом живем на земле? Как-то особенно обрабатываем огород? Потом, собираемся за трапезой и улыбаемся друг другу? Маловато, честно говоря, для взрослых людей, тем более надолго" – считает Елена. Особенно это чувствуется, когда ребята разъезжаются на праздники, почти у всех есть родители или опекуны, и живут они в Camphill по договору, перечисляя свои пенсии в фонд деревни. Поначалу сотрудники радуются, наступает расслабление, а потом вдруг выясняется, что в жПерерыв в работе. На чаепитие все ребята собираются в пекарне.иДеревня "Светлана"зни пПерерыв в работе. На чаепитие все ребята собираются в пекарнеустота.



С людьми с особыми потребностями здесь общаются не как врачи или психологи, а просто на уровне человеческого контакта. Диагноз присутствует где-то на заднем плане. Во-первых, потому что это мало помогает, слишком разные личности и формы проявления нарушений, а во-вторых, потому что если работаешь с диагнозом, значит - с болезнью человека, а не с ним самим. Здесь не занимаются специально развитием, сама повседневная работа, ее условия, требуют от человека так много: ответственности, внимания, памяти, координации. Вот вам и развитие. Часто это вызывает недопонимание со стороны профессионалов. Получается согласно их видению: вот здесь мы развиваемся, а здесь не развиваемся. Моменты развития здесь часто совсем другие: самостоятельность, осознание себя; вот это мое, а это чужое и брать это без спросу нельзя; в своей комнате я должен держать порядок. Для этих ребят это много значит. А на мой взгляд, это актуально сегодня и для многих представителей современной молодежи с нормальными потребностями.

Чудес здесь не бывает, здоровыми ребята не станут, но результаты все-таки впечатляют и родителей, и врачей, которые раньше их наблюдали.


Философия вопроса

Много времени тратится на то, чтобы понять, какая работа по силам, научить его выполнять операцию от начала до конца. У большинства все же получаются только отдельные элементы под контролем воспитателя, например: месить тесто, работать на огороде, возить тачку, собирать сено, перебирать травы в фитомастерской. Каждая незнакомая ситуация вызывает серьезное замешательство, новые навыки приобретаются с большим трудом, но со временем операция начинает совершаться автоматически, четко, и в какой-то момент даже исчезает нескладность в движениях. Но есть и такие, кто точно знает, что согласно распорядку дня у него сегодня работа, за которую он отвечает. Для них это важный момент. Это самоуважение, ощущение себя на месте, как бы это смешно не выглядело со стороны. Например, Минька, который знает, что ему надо пойти убирать, и чтобы он не пошел, его надо "танками" останавливать. Эта работа – реальный смысл его жизни.

Утром в пекарне один из ребят
И  здесь мы подходим к одному очень важному моменту - в чем смысл жизни таких людей? Судьба отказала им в интеллектуальных достижениях. Они останутся с этим до конца своих дней. Но почему-то количество детей с умственными и физическими отклонениями не уменьшается. Высказывают такое предположение, что эти люди появляются в нашем жестком обществе, ориентированном на достижение успеха посредством интеллекта, как противовес. В традиционном аграрном обществе и проблемы-то вроде большой не было, когда появлялся такой ребенок в крестьянской семье, как правило, он прекрасно вписывался в хозяйство. Всегда можно было найти ему работу.

В современном обществе таким людям остается все меньше и меньше места. В наш стремительный ритм, автоматизированный и компьютеризированный мир им не вписаться. Значит, они являются для нас, "нормальных", объектом внимания, сострадания, да и просто понимания. Они – другие. Они – отражают нашу толерантность, то, за что мы так боремся сегодня. Но, общество не хочет их видеть. Мы считаем, что их место в закрытых учреждениях  - специализированных детских домах и закрытых интернатах. Но такие люди, в отличие от обычных людей, не могут жить, когда нет теплоты, заботы, внимания, любви. Они умирают. Например, считается, что люди с синдромом Дауна рано умирают. Они действительно умирают в интернатах в 25 лет. Но если есть любовь, эта задача жизни выполняется, то такой человек живет до 60-70 лет. В деревне, например, Миньке уже 40 с лишним, а Наташе - 55.

Чем эти люди могут помочь нашему обществу? Они являются своего рода индикатором любви в своем окружении. Многие родители, которые не отказались от своих детей приходят к этому пониманию. Блеск внешнего мира становится менее важным, главное - это Любовь. Может быть, эти люди живут для нас? Чтобы мы не забывали о главном вопросе человека: "В чем смысл жизни?"


Планы на будущее

В ближайших планах "Светланы" строительство нового дома с большим залом для встреч. К сожалению, пока только одного. Норвежское правительство финансирует строительные работы, в апреле приедут волонтеры его строить, но нужны деньги на стройматериалы. Если бы были средства, можно было бы построить еще несколько домов, земля позволяет. Так что если у Вас есть возможность и желание помочь финансово или стройматериалами, Вас здесь ждут!

Помощь, к сожалению, для российских людей с особыми потребностями, раньше приходила почти полностью из-за границы. Но после того, как по "Первому каналу" прошел фильм про деревню и вышла публикация в газете "Аргументы и факты" стала приходить помощь из России. На расчетные счета Фонда и Учреждения в период с декабря по настоящее время от российских граждан поступили средства на общую сумму более 100 тыс. рублей, а Владимир Спиваков прислал целую тонну качественных продуктов.

Контакты:
http://www.camphillsvetlana.org


--------------------------------------------------------------------------------

Алекс:

-------- Пересылаемое сообщение --------
22.03.09, 16:20, "AGROSOPHIE" <biodynamic@yandex.ru>:

Уважаемые участники экологического и биодинамического движения, работающие с биодинамическими препаратами!

В Партнёрство начали поступать запросы на биодинамические препараты и семена.

Просьба откликнуться имеющих и желающих предоставлять другим свои биодинамические препараты и семена, а также сообщить условия их предоставления.

Надеемся, это будет способствовать дальнейшему развитию работы с биодинамическими препаратами, развитию биодинамического семеноводства, а также биодинамического хозяйствования, в целом.

С уважением,
А. Ходус

Некоммерческое Партнёрство по развитию
экологического и биодинамического
сельского хозяйства
"Агрософия"

info@biodynamic.ru
www.biodynamic.ru


--
Ваша информация на портале по экологическому & биодинамическому сельскому хозяйству и природопользованию http://www.biodynamic.ru!

Рубрики: для Производителя; для Переработчика; для Продавца; для Потребителя; Стандарты; Сертификация; Консультирование; НП АГРОСОФИЯ

Сервисы: Каталог предприятий; Объявления; Конференци; Выставки; Новости и др.

Все регионы Российской Федерации.

Мы работаем для тех, кто делает мир лучше.

Yours sincerely,
Noncommercial Partnership
for development ecological and biodynamical
agriculture &#8992;AGROSOPHIE&#9632;
info@biodynamic.ru
www.biodynamic.ru

-------- Завершение пересылаемого сообщения --------

--
Ваша информация на портале по экологическому & биодинамическому сельскому хозяйству и природопользованию http://www.biodynamic.ru!

Рубрики: для Производителя; для Переработчика; для Продавца; для Потребителя; Стандарты; Сертификация; Консультирование; НП АГРОСОФИЯ

Сервисы: Каталог предприятий; Объявления; Конференци; Выставки; Новости и др.

Все регионы Российской Федерации.

Мы работаем для тех, кто делает мир лучше.

Yours sincerely,
Noncommercial Partnership
for development ecological and biodynamical
agriculture &#8992;AGROSOPHIE&#9632;
info@biodynamic.ru
www.biodynamic.ru

Сильвестр:
Previous Entry | Next Entry

Закрыли деревню "Светлана" под Питером
Apr. 4th, 2009 at 11:39 PM
В общем, в день нашего приезда суд вынес постановление о закрытии
деревни на месяц. Дома законсервировать, подопечных выслать.
В 98 году, когда встал вопрос об юридическом оформлении деревни, был
создан фонд. ... Директором фонда была назначена профессор ЛГУ, психиатр Первова Ирина
Леонидовна. За 15 лет своего директорства Ирина Леонидовна в деревне не
переночевала ни разу.
...Но тут в деревне появился нанятый Ириной Первовой адвокат Вадим
Савостьянов. ...А потом был инициирован иск в суд.
Короче говоря, схема типичная ... Сказать что это чистое рейдерство, все же нельзя. Тут несколько сложнее. Кто стоит за этим, пока не ясно. ..., а тут 60 га земли и готовый отель для экотуризма на берегу реки.
Но главное, похоже, все-таки не в этом.

Главное в том, что вся эта
вакханалия человечности и свободы никак не вписывается в торчащую из
России вертикаль. Ну, не может так быть. Инвалиды где должны жить? В
интернате. Умственно отсталые? В дурке. Там, где главврач, сестры,
нянечки, охрана, истории болезни, аминазин, халаты, утки, тухлые тряпки,
манка с селедкой и компот. Что значит - просто живут? Кто разрешил? Они
должны лечиться, а не жить! В намордники всех и за забор. Всех поделить
на санитаров и больных и назначить главного.

Люди, вот статья целиком, когда прочтете - придумайте, чем мы можем помочь Светлане - как минимум - перепост в чем-нибудь более читаемом.

http://www.disability.ru/forum/index.php?id=13695&page=1#334567


Прочитав этот репортаж, не могу не поделиться им с вами...

""Входит нянечка, вносит поднос. Гороховая каша. Зеленый слипшийся
комок, вид которого соответствует запаху. Кроме каши на подносе
тарелка борща и кусок хлеба. Нянечка отламывает от моего куска хлеба
корку и небрежно вытирает ей ложку. Бросает ложку в борщ.
Подходит ко мне. Пристально вглядывается.
-- Нет. Зиму не переживет. Это точно.
Рубен Гальего. Белое на черном.
В восемнадцать лет молодая женщина-психиатр в военкомате, услышав, что я
собираюсь в армию, спросила: "Ты что, дурак?", и отправила на
обследование в психушку. Хотела, чтобы я откосил. Так состоялось мое
первое знакомство с дурками.
Помню картину: несколько человек курят в туалете, окружив одного,
сидящего на корточках. Помятого вида бомж без возраста. Вся грудь и
живот - сплошная гематома. В ОВД менты надевали на него бронежилет и
стреляли из пистолета.
Самую жуткую больницу я видел в Домодедовском районе Московской области.
В коридорах, на снятых с петель дверях, лежали не люди - мешки биомассы.
Пролежни от затылка до пят. Вонь испражнений и гниющего тела. От
безденежья больничный забор упал, и ночами по вымирающему военному
городку, срисованному из такого же дикого средневековья, бегал голый
душевнобольной в красных носках.
В той больнице был один единственный доктор. Он носился посреди этой
разрухи с ошалевшими глазами, пытался достать хоть каких-то денег,
помогать людям, но сделать ничего не мог. Больных бросить тоже. По всей
видимости, спился.
Это не попытка надавить коленом на слезные железы. Это реальность. Я все
это видел.
Есть еще дома престарелых и интернаты для инвалидов. О них пишет Рубен
Гальего. Читать это невозможно.
Что такое быть инвалидом в России? Это лишиться жизни полностью. Начиная
от возможности выходить на улицу, потому что пандус с наклоном в 45
градусов человек в инвалидном в кресле преодолеть не в состоянии - и
этой же возможностью заканчивая. О чем еще говорить, если больной ДЦП,
по факту рождения получает пожизненный срок в полуголодном состоянии?
Сказать, что наши лечебницы, это концлагеря, конечно, перегнуть палку.
Целенаправленно там никого не уничтожают. И не пытают. Хотя более
животного зрелища, чем обколотое аминазином тело без сознания, медленно
таскающее по полу нити собственной слюны, я не видел. Говорят, это не
больно. Но второй раз никто не хочет.
Таких людей нельзя вылечить - их состояние, как правило, пожизненное.
Задача в том, чтобы научить их жить в миру. И научить мир жить с ними.
Это взаимовыгодный симбиоз, от которого выигрывают обе стороны.
Первоначальное значение слова "реабилитация" - восстановление
достоинства. Адаптируя человека, общество адаптирует себя.
Но созданные для этого интернаты и лечебницы у нас почему-то
превратились в гетто, основная задача которых свелась к тому, чтобы
убрать лишних за забор. Там не облегчают страдания. Там изолируют.
Эти интернаты и психиатрические больницы становятся для людей тюрьмой.
Навсегда. На всю жизнь. Впрочем, как правило, не очень длинную.
Я очень люблю армейский язык. При всем своем уродстве он рождает весьма
точные высказывания. Одно из них - "жизнь, это волчья тропа, по которой
надо пройти, оскалив зубы". Это не просто афоризм, это именно модель
поведения.
Наша страна приспособлена для сильных работоспособных волков среднего
возраста. Здесь нельзя быть старым. Нельзя быть бездомным. Сиротой.
Нельзя болеть.
Жутко слышать про наши тюрьмы и армию. Про интернаты для людей с
ограниченными возможностями не жутко. Потому что мы о них не слышим.
Проблемы реабилитации инвалидов у нас просто не существует.
Светлана
- Аркадий, покатай меня ещё, Аркадий! Что я должен сделать, чтобы ты
меня ещё покатал?
Это Саша Дрогов. Самый приставучий парень в деревне. Переносить его
тяжело. Он говорит постоянно, каждую секунду. В детстве Саша попал в
автомобильную аварию и семнадцать минут был в состоянии клинической
смерти. С тех пор у него умственная отсталость.
Мы катались на машине по горкам - я, Юлька, Вася, Саша и Кирилл. Машина
чуть не лопнула от прозрачной, как реки на плато Путорана, радости,
которую можно было брать руками и пить взахлеб, и такой же детской
первозданной благодарности, почти божественного обожания. Большей
благодарности я не знал. Как же мало нужно сделать, чтобы сравняться с
небесами!
Теперь Саша Дрогов не отходит от меня ни на шаг и виснет на руке:
- Аркадий! Покатай меня еще, Аркадий!
Все началось сто лет назад. В 1912 году Рудольф Штайнер придумал такое
учение - антропософию (антропос - человек, софия - мудрость). Смысл его
сводится к тому, что все люди - личности. Нет деления на больных и
здоровых, калечных и полноценных. Все равны. Антропософами были Андрей
Тарковский, Максимилиан Волошин, Василий Кандинский.
Затем в сороковом году английский психиатр Карл Кёниг основал
кэмпхильское движение (camphillmovement). Первая деревня 6ыла построена
в 1954 г. в усадьбе, подаренной издателем Макмилланом, когда
правительство США отказало его умственно отсталому сыну в эмиграции в
Америку для вoccoединения с отцом.
И была такая женщина Светлана. У неё болел (будем пока употреблять это
слово, хотя в кэмпхиле оно не принято) ребенок. В 92-году Светлане
удалось выйти на кэмпхильское движение Норвегии и договориться об
открытии одной деревни и в России. Администрация Волховского района
выделила землю, 60 гектаров. Норвежцы дали деньги. Приехали волонтеры.
Заселились подопечные.
И это заработало. То, что здесь делают англичанка Сара, немцы Лукас и
Свен, швейцарец Михаэль, украинцы Елена и Анатолий, и русские Дарьяна,
Екатерина еще одна Екатерина, Лена и Алексей - чудо. Другого слова
подобрать не получилось.

Светлана - это четыре дома, шестьдесят гектаров земли, ферма, токарный и
слесарный цех, сыроварня, баня, конюшня и пекарня.
Первое что бросается в глаза - именно дома. Красивые снаружи и очень
домашние внутри, по комфортабельности они вполне сопоставимы с
европейской гостиницей уровня три звезды плюс. На фоне окружающей
действительности они смотрятся как… Как Доктор Лиза среди бомжей. Нет,
не кричаще, а просто - нормально. По-человечески. Здесь вообще все -
именно по-человечески. Это основоопределяющее понятие.
Каждый из домов носит свое имя: "Ларш Хенрик", "Федор Достоевский",
"Фридтёф Нансен" и "Серафим Саровский".
Что такое построить дом? Своими руками, с нуля, на голом месте? Это не
вопрос денег, дизайна или кредита. Это вопрос любви, времени и душевных
сил. Кусочка собственной жизни. Труда. Примерно то же самое, что
рождение романа или сотворение симфонии. Для мужчины это половина ответа
на вопрос о цели собственного существования. Что оставишь ты после себя.
А построить дом для того, чтобы отдать его умственно отсталым,
олигофренам и даунам? Не в своей стране даже, в чужой?
Все дома в Светлане построены добровольцами. "Ларш Хенрик" - имя первого
из них, норвежца.
Самое странное, что здесь это и впрямь кажется естественным.
Серега заведует фермой. Восемнадцать коров, две дойки в день, кормежка,
уборка, уход за животными. Если бы не сильное заикание, то по нему
вообще не сказать, что он не такой, как все. Его даже одного отправляли
в командировку в Питер.
Серега - счастливый человек. Ему пытались дать отпуск - не пошел. Коров
своих просто боготворит, любит той самой любовью, открытой и ничего не
требующей взамен, на которую способны только дети и подопечные.
Таких коров я нигде не видел. Они напоминают котят, такие же ухоженные,
чистые и расчесанные. И молоко дают такое же. Добро что ли это Серегино,
любовь его, в молоко переходят, Бог его знает.
Здесь все продумано до мелочей. Например, имена даются только телочкам.
Бычков приходится выбраковывать - и на мясо и для обновления крови - и у
подопечных не должно возникнуть личной привязанности. Потому что, как ни
крути, это убийство. А подопечные все-таки дети, хоть многим из них уже
и за сорок. Забивают бычков вдалеке, чтобы не видно было.
Самая престижная работа - катать тачку. За неё идет соревнование. Это
поощрение. Сейчас с тачкой Вика. Она накладывает сено, везет в коровник,
раздает, идет обратно, снова накладывает. Улыбается. Ей в кайф.
Саша Дрогов с Павликом месят тесто. Юлька берет бидоны с молоком и несет
их на конюшню. Лена запрягает Венеру и они едут в деревню продавать
молоко.
Обычная нормальная работа. И все эти люди - "инвалиды первой и второй
степени". С диагнозами олигофрения, синдром Дауна, шизофрения.
Мы сидим в пекарне у Анатолия. Пахнет дрожжами, тестом, огнем и трудом.
Здесь невозможно злиться или быть раздраженным. Матерщина вообще
кощунственна. Потому что - Хлеб. Его не пекут. Создают.
Анатолий в той жизни был инженером-океанологом, занимался физикой моря В
этой печет хлеб и ухаживает за Димой, сыном Лены.
Дима - аутист. Это такое состояние, когда человек полностью замкнут в
себе. На внешние раздражители не реагирует совершенно, живет своем мире.
Когда Диму сюда привезли, он не мог ничего. Даже застегнуть пуговицу, не
то что помыться или обслужить себя. Через три месяца это открытый
улыбчивый парень. Замешивает тесто для булочек для рождественских
чтений.
- Ты ж понимаешь, мне проще самому сделать то, что делают подопечные, -
говорит Анатолий. - Но в этом и весь смысл. Лечит - жизнь. Люди, которые
годами лежали на диване, были полными растениями, сейчас приходят ко мне
в пекарню - сами, в нужное время - и делают свою часть работы. Это
прорыв, сопоставимый с выходом человечества в космос. Ты посмотри - кто
из них болен-то?
Оказалось, что возможность просто нормально жить лечит лучше всех
лекарств. Необходимость работать, принимать решения, обслуживать себя и,
главное, нести какую-то часть ответственности за других, пусть коров и
лошадей, реабилитирует человека как ни одна суперсовременная клиника и
передовая методика. Среди сотрудников и волонтеров нет врачей (хотя все
они в обязательном порядке проходят курсы социальных терапевтов), но
методика этих "неврачей" дает потрясающие результаты.
Попадают в деревню по-разному. Кто-то через знакомых. Кого-то, одиноких,
как Кирилла, привозят благотворительные организации. Недавно две
католические монашки привели девочку из Питера. Из 18 человек у семерых
нет родителей.
Сейчас в Светлане живут десять сотрудников, семь волонтеров и 18
подопечных. Лукас и Свен - альтернативщики, проходят здесь
альтернативную службу. Вермахт платит немцам стипендию за то, что они
ухаживают за русскими инвалидами.
Норвежка Родс - после Вальфдорской школы, (школа на основах
антропософии), проходила практику. Швейцарец Михаэль - социальный
романтик. Меняет мир к лучшему. Русская Настя - православная. Украинцы
Лена и Анатолий открыли для себя новый мир. Англичанка Сара… впрочем, о
Саре чуть позже.
И сотрудникам и волонтерам зарплата не выплачивается принципиально. Это
коммуна. Деньги тут получают не за работу, а просто потому, что они
нужны. Две тысячи рублей в месяц на карманные расходы - оплата телефона,
интернета, кофе, поездок. Это все. И то, если они есть.
Каждые три месяца не граждане РФ должны выезжать из страны. Недавно
Дмитрий Медведев сказал, что тем иностранцам, которые едут с идеями и
технологиями, визы выдавать в первую очередь. И хотя технологии
гуманизации и реабилитации налицо, в обычном порядке ни Саре, ни кому
либо еще вид на жительство получить не возможно, бюрократия задавит. О
рабочей же визе вообще речи нет, потому что нет зарплаты, а, стало быть,
и налогов.
Более того, ухаживая за нашими инвалидами, сотрудники в своей стране
теряют право на пенсию.
Я долго пытался получить ответ на вопрос, зачем им это все надо.
Тащиться в какую-то глушь, чтобы разгребать навоз, копать картошку и
мыть подопечных. Обеспеченным, в общем-то людям, без проблем в жизни. У
всех высшее образование, профессия и работа.
- Началось с чистой прагматики, с Димы, - говорит Анатолий. - А
недавно, ты знаешь, уехал на месяц… Ну не могу. Тянет обратно и все.
Здесь я получаю ощущение красоты мира. Такой гармонии, душевного
равновесия, свободы я не чувствовал никогда. От деревни я получаю
больше, чем даю.
Самое удивительное, что в Светлане нет начальника. Совсем. Здесь вообще
нет вертикали. Все отношения только по горизонтали. Все на ты
принципиально. Двери на ночь не закрываются. Ограды нет вообще - это не
тюрьма, а дом. Каждое утро проводятся совещания, где равное право имеют
голоса имеют все, как сотрудники, так и подопечные. Незапятнанная
демократия. Такая же экологически чистая, как и все остальное в
Светлане.

Сильвестр:
Закрыли деревню "Светлана" см. выше
Продолжение


Стратегические вопросы решает совет деревни, состоящий из сотрудников.
Наибольшим авторитетом пользуется Сара.
Сара… Для Сары это вообще вся жизнь - она и родилась в кэмпхиле, в
Англии. Другого мира для неё просто не существует. У неё дар - понимать
людей.
Я очень хотел сделать её портрет, но оказался не способен на это. Я,
хоть и рожден в империи, все же считаю себя свободным человеком. Но не
смог задать ни одного вопроса, который бы она поняла. А она давала
ответы, которые не понимал я. Совершенно иной уровень восприятия мира.
Уровень осознания жизни, свободы, и главное, ответственности. Возможно,
её понял бы Маленький принц. Или Достоевский с его "каждый из нас
виновен за всех и вся на земле несомненно, не только по общей мировой
вине, а единолично за всех людей и за всякого человека".
- Сара, но кто-то же должен быть командиром? Президентом, царем,
директором, боссом, эфенди, хозяином, начальником? Ты начальник, я
дурак. Это же так просто?
Говорит что-то о человеческом достоинстве и свободе личности.
Я спрашивал, для чего преподавателю из Швейцарии возиться с чужими
проблемами, таскаться на раздолбанном автобусе за сто километров в
Питер, копать картошку.
Смотрит на меня с минутной паузой, затем говорит, что отдавать большее
счастье в жизни, чем брать.
Примерно то же, как марсианин спрашивал бы меня - зачем вы дышите?
Сара не смогла объяснить, зачем она дышит.
Я не смог понять.
Разговаривая с Анатолием, Леной, Дарьяной, видно, что эта деревня
изменила и их ментальность. Это свободные люди. Они не бегут от жизни.
Они, наоборот, бегут к ней, пьют её всю, огромными глотками, до дна.
Делают мир таким, каким он должен быть. Идеальным.
Интересно, что эта их свобода - заразна. Александр из соседней деревни
пришел и сделал кухню. Запросто так. Администрация подарила корову.
Бабушка привезла воз яблок, из которых закатали 50 банок варенья.
Волховские пожарники периодически устраивают представления. Владимир
Спиваков прислал машину гуманитарной помощи, подарил набор музыкальных
инструментов и организовал благотворительный концерт в пользу деревни.
Здесь, как и на войне, уходит все напускное - деньги, общественное
положение, слава и собственная значимость, и приходит осознание главного
- ценности человеческой жизни. Здесь никто не ищет её смысла, потому
что он здесь очевиден. Сама жизнь и есть смысл. И она наполнена им до
краев.
После трех войн я стал старым лысым циником, не верящим ни во что, кроме
смерти. Но тут откуда-то из-под желудка полезли странные, давно
утраченные понятия. Пробудились странные желания - что-то построить,
вскопать, вырастить, создать своими руками: не для себя, для людей, для
мира. Всего за сутки Светлана стерла яму, которая была между мной 18
летним, и мной 30-летним, стерла войну и безверие и подарила - пусть на
время, на полтора дня - но подарила мне меня.
Стоишь как дурак посреди деревни, и улыбаешься. И все улыбаются тебе.
Как сказал Комар, здесь столько добра, что зла не хватает.
В Светлане все продукты, что называется, оргэник. Абсолютно чистые. От
воды и земли - Михаль подвинут на экологии, у него фишка оставить нашим
детям чистую планету - до масла и мяса. В них нет ни то что грамма
гербицидов-пестицидов, здесь вообще не используются никакие удобрения.
Поля рекультивируются. Это в северном-то земледелии.
Американец Люк пытался поставить деревню на самообеспечение, превратить
её в товарное хозяйство. Экологически чистые продукты начали цениться и
в России. Но надо пробить сертификат экологической чистоты. А для
иностранцев наша бюрократия непреодолима, они просто не понимают подхода
к ней.
Несмотря на 60 гектаров земли, ферму, конюшню, сыроварню, маслобойню,
токарню со слесаркой, великолепный урожай капусты - несмотря на
каторжный труд и полную самоотдачу - деревня самостоятельно выжить
все-таки не может. Сельское хозяйство во всем мире на дотациях, но
крестьянство, которое было уничтожено в двадцатых годах в России даже не
в зачаточном состоянии, его просто нет. Расходы на бензин в
нефтепроизводящей стране все равно превысят доходы от продажи. А
механизмов поставок не существует.
И вот уже восемь лет Лена запрягает Венеру, развозит молоко по деревням,
кому может, продает, кому не может, отдает даром.
Деньги, конечно, проблема. Нужно обеспечить едой сорок два человека, а в
деревне пятиразовое питание. Круглосуточно горячая вода, для подопечных
это очень важно. Счета за электричество зимой доходят до 25 тысяч.
Большую часть денег дает фонд. Светлана принадлежит к северной
ассоциации кэмпхильских деревень со штабом в Норвегии. Система построена
таким образом, что лишние деньги стекаются в фонд страны, дальше в общий
фонд ассоциации, а там распределяются между теми, кому они нужны - в
Россию, Эстонию, Латвию.
В Финляндии, если человек живет в кэмпхиле, то каждый день ему приходит
госпособие, 42 евро в сутки. И еще 39 евро работодателю, если он
инвалида трудоустроил. Итого 108 тысяч рублей в месяц.
В России пенсия по инвалидности составляет максимум восемь. В среднем же
три-четыре. Две трети от этого сдаются в фонд деревни, треть остается
опекунам.
Вся помощь от государства - поставка электричества по минимальной
ставке.
Светлана, хоть и еле-еле сводит концы с концами, мечтает построить
концертный зал. Здесь нет телевидения. Живут по принципу - культуру и
искусство надо производить, а не потреблять. Постоянно проходят
концерты, спектакли, театрализованные постановки, в которых участие
принимают все.
Большинство сотрудников и волонтеров играют на музыкальных инструментах.
Сегодня будут рождественские чтения с вифлиемскими булочками. Потом
чтение книг. На следующей неделе - представление. Задействованы все.
Анатолий играет царя Ирода. Остальные - волхвов, Марию и Иосифа и проч.
Каждую субботу проводится такая штука, как магазин. На столе
раскладываются шампуни, конфеты, печенья. За "трудодни" подопечные могут
выбрать себе что-то. Самый цимус - талон на автомобиль.
Вася - заядлый автомобилист. Для него кроме автомобилей в мире
существуют только журналы. Про машины он знает все. Мой "Фольксваген"
определил сразу: "Пассат турбо-дизельный. Хорошая машина".
Со мной он проехался зайцем.
- Я отчетливо осознаю, что никакие кэмпхильские деревни не решат
проблему инвалидов в России, - говорит Анатолий. - Я не знаю, сколько
тысяч их должно быть. Их роль в другом. Это росточек в переломе
общественного сознания. Они лечат не инвалидов - они лечат общество.
Гуманизируют его. Если Светлану раз в неделю показывать в прайм-тайм
вместо боевичков, общество изменится за пару лет.
К деревне в районе привыкли. По большому счету, на неё просто не
обращают внимания. Пожимают плечами: ну, да, знаем, какие-то чокнутые
иностранцы говно таскают за дураками.
Но переводы идут. Кто сто рублей, а кто и 20 тысяч. Светлана потихоньку
лечит и нас.
Директор и адвокат.
Но… Как мне не хочется писать это чертово "но"! Ведь хотел же сделать
добрый светлый репортаж. Но Россия не была бы Россией, если бы не это
"но".
В общем, в день нашего приезда суд вынес постановление о закрытии
деревни на месяц. Дома законсервировать, подопечных выслать.
В 98 году, когда встал вопрос об юридическом оформлении деревни, был
создан фонд. Учредители - норвежцы и питерская организация "Гауди".
Предполагалось, что фонд будет экранировать деревню от внешнего мира,
аккумулировать средства, решать юридические, финансовые и
административные вопросы.
Директором фонда была назначена профессор ЛГУ, психиатр Первова Ирина
Леонидовна. За 15 лет своего директорства Ирина Леонидовна в деревне не
переночевала ни разу.
В январе 2009-го в Коми сгорел дом престарелых. После трагедии все
соцучереждения начали проверять на пожарную безопасность. С местной
пожарной службой у Светланы прекрасные отношения. Пришли, проверили,
предписали устранить недостатки - заменить лампочки, поменять
выключатели. В общем, мелочи.
Но тут в деревне появился нанятый Ириной Первовой адвокат Вадим
Савостьянов. Ходил, фотографировал. После его визита с проверкой режима
пребывания иностранцев нагрянула ФМС. А потом был инициирован иск в суд.
Короче говоря, схема типичная - нанятый адвокат, потеря учредительных
документов, закрытые собрания без уведомлений, заявление в ФМС,
пожарникам, СЭС, суд, где сам адвокат и представлял деревню и сделал все
для её закрытия, предписание к выселению.
Сказать что это чистое рейдерство, все же нельзя. Тут несколько сложнее.
Кто стоит за этим, пока не ясно. Есть одна обеспеченная семья, у которой
в Светлане дочь (фамилию называть не будем, у всех есть право на личную
жизнь), а тут 60 га земли и готовый отель для экотуризма на берегу реки.
Но главное, похоже, все-таки не в этом. Главное в том, что вся эта
вакханалия человечности и свободы никак не вписывается в торчащую из
России вертикаль. Ну, не может так быть. Инвалиды где должны жить? В
интернате. Умственно отсталые? В дурке. Там, где главврач, сестры,
нянечки, охрана, истории болезни, аминазин, халаты, утки, тухлые тряпки,
манка с селедкой и компот. Что значит - просто живут? Кто разрешил? Они
должны лечиться, а не жить! В намордники всех и за забор. Всех поделить
на санитаров и больных и назначить главного.
У деревни есть поддержка со стороны администрации Волховского района. За
что огромное спасибо им и лично господину А… Более того, и суд предлагал
не закрывать деревню, а просто выписать штраф. По-моему, это
единственный случай, когда государство не давит благие начинания, а
наоборот поддерживает
Само общество давит себя. Свой фонд свою же деревню.
Это - наказание кому? Сотрудникам? Они денег не зарабатывают. Наоборот,
15 лет свои вкладывают. Волонтерам? Они вообще на птичьих правах.
Получается - инвалидам? Под зад коленом из норвежских благоустроенных
домов?
Получается так.
В России средний срок жизни людей с синдромом Дауна составляет 20-25
лет. У них слабое сердце. Миня живет в Светлане с двухтысячного и
отмеренную нашей медициной черту уже пересек. Наташе вообще пятьдесять
пять, это вдвое больше.
По кэмпхильским меркам дауны в среднем живут 65-70. Не знаю, какие еще
доказательства нужны.
Вика тоже умрет. Кирилл станет побираться по переходам. Серега,
поскольку он более-менее вхож в общество, сопьется или сядет. А Саша
Дрогов и все остальные попадут в интернат или психушу.
Вот еще из Гальего:
"Через месяц после того, как пацанов перевели из детского дома в дом
престарелых, воспитательница поехала навестить "своих" подопечных.
Приехала и рассказала все нам. Из восьми человек выжил один Генка.
Дом престарелых состоял из отдельных помещений барачного типа.
Престарелые и инвалиды были рассортированы по степени
инвалидности. "Наши" лежали в отдельном бараке с доходягами. Вдоль стен
тянулись ряды кроватей, с которых стекала моча. К ним никто не
подходил. Воспитательница привезла им компот ассорти в больших
банках. Про Генку она сказала: "Злой какой-то". "А компот заберите,
все равно ходячие съедят".
Я спросил ее, что будет со мной, когда я вырасту. Меня тоже
отвезут в дом престарелых, и я умру?
-- Конечно".
Говорят, что уровень развития общества определяется по отношению к
старикам, детям и больным.
Не надо никакой "Раша Тудей" и госпожи Нарочницкой в Париже для
улучшения имиджа. Надо просто научиться ухаживать за своими больными.
Дать достойную жизнь старикам. Реализовать право каждого ребенка на
семью, а не на психушку или интернат.
Есть международные документы, регулирующие правила отношения к
инвалидам. Россия их ратифицировала. Есть конвенция прав инвалидов,
Россия тоже её подписала. Там сказано, что государство обязано вовлекать
инвалидов в труд. Организовывать нормальные человеческие интернаты.
Брать на себя обязанность по реабилитации. Ничего не сделано.
Нельзя уважать тех, кто не уважает себя сам. И никакой "Петр Великий" в
Аденском заливе веса нам не прибавит.
Когда верстался номер, стало известно, что на деревню был очередной
наезд. Во время проверки Федеральная Миграционная служба нарушений не
нашла. Тогда приехала УФМС региональная. Пытались увезти Сару. Жители
деревни легли под колеса. Был вызван наряд милиции. Сару все-таки
затолкали в воронок, а вместе с ней и немцев. Но Сара успела позвонить и
в ОВД перед ними извинились и пожелали приятного времяпровождения в
России. Сейчас Сара в Лондоне, переоформляет визу.
Было послано письмо Полпреду Илье Клебанову. Во вторник у него
собираются все стороны конфликта. В деревне готовятся к новым атакам.
На каком уровне развития мы стоим, если для того, чтобы дать возможность
людям ПРОСТО ЖИТЬ необходимо вмешательство Полпреда президента?
Почему, черт возьми, квасной патриотизм у нас идет показухой на экспорт,
а обычное, банальнейшее неравнодушие необходимо завозить импортом, да
еще с боем?
Раз уж мы самоустранились от решения наших проблем, так почему нельзя
оставить в покое иностранцев, которые за нас моют наши сортиры?
 Tags:помощь особенным детям

Leave a comment Add to MemoriesTell a FriendLink Profile
tala_trazevsky Тала Трацевская Latest Month
April 2009
S M T W T F S
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30     

View All Archives
Tags
СМИ об особенных детях занятия с малышом помощь особенным детям роддом роды дома: за роды дома: против
View my Tags pagePowered by LiveJournal.comDesigned by CaliforniaWomen.org
AdvertisementCustomize

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии