ПРЕДУПРЕЖДАЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ, ЧТО ЭТИ ДАННЫЕ ВЕДИЧЕСКОЙ ДЖЬОТИШ АСТРОЛОГИИ, ОНИ НЕ СОВПАДАЮТ С ДАННЫМИ АНТРОПОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ, В КОТОРОЙ РАБОТАЛИ МАРИЯ ТУН, ГЮНТЕР ВАКСМУТ И ДРУГИЕ АНТРОПОСОФЫ. ОТЛИЧАЮТСЯ ОНИ И ОТ ДАННЫХ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ АСТРОЛОГИИ РАБОТАЮЩЕЙ С ТРОПИЧЕСКИМ ЗОДИАКОМ. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ В БИОДИНАМИЧЕСКОМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ НЕЛЬЗЯ
Ну попробовать то можно
Комментарии на статью Дениса Куталёва «История Зодиака, или Спор между Индией и Европой» от 19 мая 2003 годаДанные комментарии меня побудила написать не жажда критики и самоутверждения, а тот факт, что статья Куталёва – самое эффектное оправдание «тропического зодиака», какое мне попадалось. К тому же я почерпнул из статьи полезные сведения. Считаю эту статью хорошим поводом развернуть полемику о происхождении и сущности Зодиака.
Начну с того, что это не спор между Индией и Европой, а спор между настоящими астрологами, которые ищут ориентиры судьбы именно в звездах (астролог переводится ведь как знаток именно звезд, а не чего-то еще), и между теми, кто не имеет права называть себя «астрологом», поскольку отказался опираться в трактовке гороскопа на созвездия.«1. Факты.
Если отрешиться от недостоверных сведений и фантазий, то об истории Зодиака с достаточной степенью уверенности можно сказать следующее.
Знаки Зодиака, понимаемые как двенадцать равных 30-градусных секторов, на которые разделена эклиптика, появились примерно в V в. до н.э. В качестве точки отсчёта знаков используются точка весеннего равноденствия (т.наз. тропический Зодиак) или определённые неподвижные звёзды (сидерический Зодиак). Обе эти разновидности Зодиака были известны уже до н.э.»
Наиболее древние свидетельства о делении эклиптики (пути Солнца и планет среди созвездий) на 12 равных отрезков восходят к Месопотамии, причем там, в Междуречье, практиковали сидерический Зодиак, а не тропический. Более того, астрономы Месопотамии никогда не вели речь об абстрактных знаках Зодиака (знак это символ, значок, обозначение), а только о реальных, конкретных созвездиях.«Точная дата и место возникновения системы знаков Зодиака не установлены. Не исключено, что эта система возникла независимым путём в разных регионах Древнего мира. Наблюдения за небом могли привести к введению 12-ти зодиакальных знаков двояким путём. Во-первых, это приблизительное соотнесение 12-ти лунных месяцев с солнечным годом; во-вторых, соотнесение 12-ти солнечных лет с одним периодом обращения Юпитера. Сакрализация чисел 3, 4 и 12 (3х4) способствовала утверждению этой системы. Весьма вероятно, что аналогия между двумя приведёнными соотношениями (12 месяцев = 1 солнечный год; 12 лет = 1 период Юпитера) явилась одним из основных источников астрологического принципа прогрессий ("день символизирует год").»
В индийской и китайской астрономии не существовало «приблизительных» 12-ти лунных месяцев. Календари оперировали точными числами, все знали, в каком году 12 лунных месяцев, а в каком 13. При этом наряду с таким лунным календарем использовали и простые «солнечные» календари, с 365 днями и високосными годами.
Кроме того, достоверно известно, что в древности следили за перемещениями Луны среди созвездий, а движения Луны приводили к простоте использования 27-28 созвездий, а не 12-ти. Куталев сразу уводит читателя от вопроса о том, что же наблюдали в древности люди на небе – звезды или какие-то календари. Конкретное мышление древних и их фантазия не были склонны к таким сухим абстракциям как «день символизирует год».«Известно, что уже в первой половине I тыс. до н.э. многие народы Старого Света использовали календарь с 12-ю месяцами в году. В разных традициях также отмечается соответствие между 12-ю месяцами и годами 12-летнего цикла (т.е. между циклом Солнца и циклом Юпитера). 12-летний цикл называется "большим годом", "царским годом", "годом Юпитера", "сверхгодом". Например, в Древней Индии существовал параллелизм названий 12 лунных месяцев и 12 лет "сверхгода": читра и год Читра, вайшакха и год Вайшакха, джьяйштха и год Джьяйштха и т.д.»
Это было позднее заимствованием в Индию из Китая. Индия вообще в области астрологии выступала к Китаю как ученик к учителю.«Следующим шагом было соотнесение периодов времени (месяцев, лет) с участками эклиптики. Такая символическая соотнесённость месяцев со знаками Зодиака особенно наглядна в солнечном календаре, созданном в Древнем Египте и лежащем в основе летосчисления Старого Света. Годовой путь Солнца по замкнутому кругу с 12-ю знаками соотносился с 12-ю месяцами года. В разных традициях каждый из знаков имел своего стража (хранителя) или повелителя. Зодиакальные знаки отождествлялись с важнейшими событиями жизни мифологических персонажей. С помощью знаков строились целые классификационные схемы, включающие в себя основные параметры модели мира (временные, пространственные, качественные, элементарные, зооморфные, цветовые, анатомические, цветочные и т.п.).»
Интересно, как можно дифференцировать годы по Зодиаку? Кто и когда слышал о «годе Овна», «годе Тельца» или «годе Рака»? а месяцы как только не называли. Вот сейчас, например, июль – в честь Юлия Цезаря, Август – в честь императора, Январь – в честь Януса, Февраль – Феба. А ведь достоверно известно, что Феб это Близнецы. А как могут Близнецы быть в конце зимы, если только не иметь ввиду сидерический, настоящий Зодиак? Если Март это Марс, тогда смотрим на Скорпион. А как Скорпион может падать на весну, или следовать за месяцем «Близнецов»? Другие месяцы вообще носят числовые обозначения: сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый, декабрь – десятый.«К примеру, древние греки выделяли круг 12-ти олимпийских божеств во главе с Зевсом. Олимпийские боги были разделены на шесть пар: Зевс - Гера, Посейдон - Деметра, Аполлон - Артемида, Арес - Афродита, Гермес - Афина, Гефест - Гестия. В 217 г. до н.э. римляне заимствовали у греков круг 12-ти богов, что, в частности, привело к окончательному установлению соответствий между греческими и римскими божествами: Юпитер - Юнона, Нептун - Минерва, Марс - Венера, Аполлон - Диана, Вулкан - Веста, Меркурий - Церера. С зодиакальными знаками в мифах связываются деяния солнечного героя (Гильгамеша, Геракла и т.п.).»
Римские боги – это боги пелазгов. Они древнее пантеона, известного сейчас как греческий. Пары богов выглядят так (можно проверить по Марку Манилию): Юпитер – Юнона (Лев-Водолей), Нептун – Церера (Рыбы-Дева), Марс – Венера (Скорпион-Телец), Феб/Аполлон – Диана (Близнецы-Стрелец), Вулкан – Паллада (Весы-Овен), Веста - Меркурий (Козерог-Рак). Обратите внимание на то, что астрологи называют планеты римскими/латинскими именами, а не греческими.«Интересно, что у индоевропейских народов была распространена практика членения жертвенного животного на 12 частей (в частности, в хеттских и лувийских ритуалах лечения человека, а также в кельтской обрядовой практике, византийских и славянских заговорных текстах, где 12 лихорадок символизируют 12 частей тела или 12 болезней, которые могут поразить человека).»
Это имеет отношение к истинному происхождению гороскопа. 12 меридианов организма человека соответствуют 12 астрологическим эпохам. Гороскоп это наблюдение за восходами и кульминацией 12 зодиакальных созвездий, в человеке отраженном в ритме энергии 12 меридианов.«В.Н.Топоров в энциклопедии "Мифы народов мира" справедливо отмечает, что Зодиак во всей совокупности составляющих его знаков позволял контролировать поведение Вселенной во времени, определять её прошлое состояние и предсказывать будущее. Для мифопоэтического сознания Зодиак является эффективным средством гармонизации времени, сохранившим свою действенность и в таких продвинутых формах, как сакральный календарь западноевропейского и византийско-русского Средневековья. В известном смысле сакральный календарь определял время в большей степени, чем это последнее определяло календарь.»
Но не звезды производятся от календаря, а наоборот, названия созвездий использовались для терминов календаря. Сторонники тропического «зодиака» отвергают простое объяснение того, что такое Зодиак (созвездия эклиптики) и придумывают более сложные (это календарь, это погода по месяцам года и пр.).«К сожалению, точно проследить историю распространения системы 12-ти зодиакальных знаков невозможно. Историки 1-й пол. ХХ в. предполагали, что знаки, возникнув в Месопотамии, затем были заимствованы греками и египтянами, а впоследствии эта система распространилась в Индии и Китае. Однако исследования последних десятилетий заставляют усомниться в этой концепции. Так, дошедший до нас древневавилонский астрономический дневник на 418/417 гг. до н.э. показывает, что знаки Зодиака в Месопотамии в данное время ещё не были известны.»
По одному единственному документу эпохи нельзя судить о реальном багаже знаний того времени. Все-таки, авторы Древнего Рима утверждали, что астрологическая наука зародилась в Египте и Месопотамии, и именно оттуда пришла в Грецию и Рим. А ведь они были гораздо ближе к древним временам, чем мы, живущие спустя два тысячелетия!«При этом введение Зодиака в Древней Греции связывают с Евктемоном, работавшим несколькими десятилетиями раньше. В Египте знаки Зодиака могли возникнуть независимым путём как естественное развитие системы 36 деканов (объединение деканов по три). 12-знаковый циклический календарь, распространённый в странах Дальнего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии, также, судя по всему, появился без всякого греко-египетско-вавилонского влияния.»
Установлено ли тождество в Египте названий 12 знаков Зодиака с названиями третей части деканов? Вот например в китайской астрологии видно, как из 28 тотемов лунных сю были выбраны 12 в качестве именования зодиакальных, а в Египте?
Египтяне вычисляли с помощью своих 36 созвездий именно гороскоп. Ведь они наблюдали за восходом и кульминацией созвездий. Гороскоп это суточный оборот созвездий. Разделим его на 12 зодиакальных, и получим двухчасья. Разделим двухчасья на 6 временных циклов-частей и получим 72 единицы времени суток – 36 в светлую половину и 36 в ночную.«На вопрос о соотношении ролей сидерического и тропического Зодиака в древности и средние века найти правильный однозначный ответ тоже непросто.»
Ни каких проблем с древностью нет, там были в ходу только звезды. Другое дело, когда началась греческая эпоха абстракций.«Как известно, в первые века н.э. точка весеннего равноденствия находилась на границе созвездий Рыб и Овна, т.е. тропический и сидерический Зодиак совпадали. Поэтому анализ текстов эллинистических астрологов зачастую не позволяет понять, какой всё-таки Зодиак они использовали. Кроме того, движение точки равноденствия относительно звёзд (прецессия), вызывающая расхождение этих Зодиаков, была открыта греческим астрономом Гиппархом ок. 130 г. до н.э., а астрологи более раннего времени (которые, собственно и ввели Зодиак) не подозревали о наличии данной проблемы. Следовательно, когда мы говорим о вариантах Зодиака V - III вв. до н.э., не вполне корректно утверждать, что тот или иной Зодиак был тропическим или сидерическим. Наконец, проблему усугубляет наличие нескольких тропических Зодиаков и нескольких сидерических.»
Вообще-то большинство исследователей считают, что явление прецессии было знакомо древним астрономам задолго до Гиппарха. Это доказывают и вавилонские тексты, когда точно отмечают начало созвездий Зодиака относительно точки весеннего равноденствия. «Достаточно уверенно мы можем сказать следующее. В 430-х гг. до н.э. афинский астроном Евктемон ввёл деление Зодиака, основанное на точках равноденствий и солнцестояний, т.е. первый известный Зодиак, который можно назвать тропическим. Основываясь на наблюдениях летнего солнцестояния в 432 г. до н.э., он опубликовал парапегму, т.е. звёздный календарь, в котором были отмечены равноденствия и солнцестояния, годовые восходы и заходы неподвижных звёзд и соответствующие погодные указания. Он разделил солнечный год на 12 "месяцев", определяемых 12 знаками Зодиака. Солнечный год Евктемона начинался с летнего солнцестояния. Первые пять "месяцев" имели по 31 дню каждый, следующие семь - по 30 дней. Следовательно, Евктемон полагал, что Солнце проходит одну часть Зодиака с постоянной скоростью 30° за 31 день, а оставшуюся часть - со скоростью 30° за 30 дней.»
Назвал ли Евктемон 12 месяцев года именами зодиакальных созвездий?«Ок. 400 г. до н.э. 12-знаковый Зодиак независимо от греков ввели вавилоняне. К концу IV в. до н.э. эллинизированный халдей Кидинну, как столетием раньше Евктемон, предложил систему тропического Зодиака; однако, в отличие от греческого учёного, он расположил точки равноденствий и солнцестояний в восьмом градусе кардинальных знаков (кстати, Кидинну одним из первых использовал зодиакальный круг, поделённый на 360°). Эту систему использовали на протяжении нескольких столетий. Даже в начале н.э. римские календари продолжали соотносить весеннее равноденствие с восьмым градусом Овна.»
Разве можно назвать Зодиак Кидинну «тропическим», если он четко обозначил соотношение между равноденствием и началом Овна?«Гиппарх, открывший прецессию, был первым астрономом, который сознательно предложил тропический Зодиак. Он поместил точку весеннего равноденствия в 0° Овна (именно этот вариант используется западными астрологами и по сей день). Однако другие учёные, узнав о существовании прецессии, посчитали необходимым придерживаться сидерического Зодиака. В частности, индийцы, позаимствовав систему зодиакальных знаков у александрийских астрологов II в. н.э., работали (и работают в наше время) только с сидерическим Зодиаком. Крупнейший исследователь истории индийской астрологии Д.Пингри уверенно заявляет, что до II в. индийцы не имели представлений о Зодиаке из 12-ти знаков.»
Индийцы всегда пользовали систему накшатра – созвездий на пути Луны. Эта система обнаруживается даже в текстах Риг-веды, записанной на рубеже 2-1 тыс. до н.э. Но это датировка ЗАПИСАННЫХ текстов, которые до того изустно передавались тысячелетиями. Безусловно, 12-членный Зодиак индийцы заимствовали, поэтому много ошибочных методов проникло в гороскопную астрологию и в Индии.«Другой интересный момент. Сохранившиеся греческие гороскопы показывают, что греко-египетские астрологи первых веков н.э. пользовались другим Зодиаком (или Зодиаками), чем Гиппарх. Так, в гороскопах, приводимых астрологами II в. Антигоном Никейским и Веттием Валентом, долготы планет в среднем на 4° больше, чем по современным расчётам в гиппарховском Зодиаке. Вот, к примеру, данные гороскопа императора Адриана (р. 24 января 76 г. ок. 7:36 GT в Южной Испании близ современной Севильи):
Данные по Антигону Зодиак Гиппарха Разница
Солнце
Луна
Меркурий
Венера
Марс
Юпитер
Сатурн
ASC
MC 8° Водолея
1° Водолея
12° Козерога
12° Рыб
22° Рыб
1° Водолея
5° Козерога
1° Водолея
22° Скорпиона 2°45' Водолея
28°10' Козерога
7°00' Козерога
14°07' Рыб
19°16' Рыб
26°35' Козерога
29°58' Стрельца -5°
-3°
-5°
+2°
-3°
-4.5°
-5°
Если даже учесть возможность погрешностей при расчётах и копировании рукописей, то всё равно остаётся несомненным наличие "сдвига" в координатах. Возможно, здесь использовался сидерический Зодиак (или вариант тропического Зодиака, в котором 0° Овна отстоит от точки весеннего равноденствия на несколько градусов). Подобный "сдвиг" координат наблюдается и в греческих гороскопах более позднего времени. Например, ученик философа Прокла Марин приводит гороскоп учителя на 8 февраля 412 г., и координаты планет, указываемые им с точностью до минут дуги, в среднем на 2-3° меньше, чем их положение в Зодиаке Гиппарха.
Похоже, эти данные подтверждают использование греческими астрологами того времени сидерического Зодиака: действительно, в начале н.э. координаты планет в сидерическом Зодиаке были больше, чем в гиппарховском, во II - III вв. сидерические координаты практически совпадали с тропическими, а к V - VI вв. уже стали меньше, чем по Гиппарху. С другой стороны, есть и свидетельства использования эллинистическими учёными тропического Зодиака. В частности, сохранившиеся описания
астролябий показывают, что начала кардинальных знаков связывались с точками равноденствий и солнцестояний. Скорее всего, в эпоху эллинизма астрологи просто не считали проблему расхождения Зодиаков сколько-нибудь важной - ведь это расхождение тогда было ничтожным.»
Астрологи Греции работали правильно, только нашлось несколько «заблудших овечек». «Персидские астрологи середины I тыс. н.э. и арабские астрологи последующих столетий работали с тропическим Зодиаком Гиппарха. Это подтверждают сохранившиеся десятки арабских гороскопов на ингрессию Солнца в знак Овна: эти ингрессии совпадали с датами равноденствий.»
А вот это свидетельство поразительного упадка астрологической науки в местах ее истоков. Ведь даже Книга Иова упоминает разные созвездия и 12 зодиакальных. Следовательно, арабизм черпал сведения не из своих источников, а из эллинистических – у покоренных народов. И чем гордятся современные астрологи Запада, когда работают как арабы? Пусть называют тогда свою астрологию арабской.«Попутно отметим, что проблема тропического и сидерического Зодиаков осложнялась не только тем, что на протяжении многих столетий астрологи не могли правильно определить величину прецессии, но и тем, что ряд учёных вообще не признавал открытие Гиппарха. Например, выдающийся индийский астроном VII в. Брахмагупта вообще отрицал существование прецессии, а крупнейший сирийский астролог IX в. Сабит ибн Курра предложил альтернативную теорию "восхождения и нисхождения". Согласно этой теории (в современной литературе её называют "теорией трепидации"), точки равноденствий не движутся относительно звёзд в одном направлении с постоянной скоростью (как считали Гиппарх и Птолемей), а совершают относительно звёзд колебания взад-вперёд.
Европейские астрологи Позднего Средневековья и Возрождения в основном имели дело с тропическим Зодиаком. Однако сидерический Зодиак также был известен. Скажем, выдающийся врач XIV в. Ги де Шольяк (он был врачом пап Климента VI, Иннокентия VI и Урбана V в Авиньоне) в своём крупнейшем сочинении "Хирургия" связывал эпидемию чумы 1348 г. с конъюнкцией Юпитера и Сатурна при участии Марса 24 марта 1345 г. в 4-м градусе Водолея. Проведя проверочные расчёты, мы убедимся, что данная координата приведена согласно сидерическому Зодиаку, тогда как в тропическом Зодиаке это соединение произошло в 19° Водолея. Известный греческий учёный Георгий Трапезундский, работавший в Италии в XV в. и написавший популярные комментарии к "Тетрабиблосу" Птолемея, считал, что ошибки астрологов связаны именно с тем, что они отсчитывают знаки Зодиака от точки весны, а не от неподвижных звёзд. Однако мнение Георгия не было поддержано европейскими астрологами.»
Были же разумные люди. Еще неизвестно, кого среди европейцев (а не арабов) было больше – работающих с созвездиями или с «тропическим» календарем. Вообще основная масса «знатоков» астрологии сильно бы удивилась, узнав, что своим «познаниям» они обязаны нескольким арабам и европейцам. Тогда как огромное число астрологов работало как и в древние времена – с октатопом вокруг четырех кардинальных точек и с сидерическим зодиаком.
И почему «на протяжении многих столетий астрологи не могли правильно определить величину прецессии», если за них это уже сделал Гиппарх?«Главной цитаделью сидерической астрологии на протяжении почти двух тысячелетий являлась (и продолжает являться) Индия. Однако, хотя все индийские астрологи сходятся в том, что Зодиак "привязан" к созвездиям, среди них нет единодушия относительно точки отсчёта зодиакальных знаков. Поэтому величина расхождения между тропическим Зодиаком (он используется в Индии лишь для календарных расчётов) и сидерическим колеблется между 18° и 27° (для XX в.). Данная поправка, необходимая для пересчёта координат из тропического Зодиака, называется у индийцев "айанамша".
Как показывает практика многих астрологов, наиболее точные результаты толкования гороскопа в сидерической системе возникает в том случае, если долготы планет и Асцендент вычисляются с помощью айанамши Лахири. Н.С. Лахири утверждает, что отправной точкой следует считать неподвижную звезду Спика в 0°00' Весов, и эта система принята индийским правительством в качестве официального астрологического подхода. На 1.01.1950 айанамша Лахири составляла 23°09'34". Таким образом, если в тропическом Зодиаке Асцендент человека, родившегося в 1950 году, находится в 15°00' Девы, то в сидерическом Зодиаке долгота Асцендента - 21°51' Льва. Точное значение айанамши Лахири приводится в "Эфемеридах розенкрейцеров".
Другая распространённая традиция, которой, в частности, придерживается такой авторитетный астролог, как Б.В.Раман, принимает айанамшу, равную 21°42'47" на 1.01.1950.
Ещё один вариант приводится Аланом Лео: он ссылается на индийскую систему расчёта айанамши, согласно которой считается, что в 498 г. н.э. она имела нулевую величину и увеличивается со скоростью 50.333" в год.
После распространения идей индийской астрологии на Западе в начале XX в., английские и американские астрологи (Сирил Фэйган, Дональд Брэдли, Рой Чарльз Файрбрейс и др.) заинтересовались возможностями применения сидерического Зодиака и провели большое статистическое исследование на базе множества натальных карт. Они пришли к выводу, что величина айанамши на 1.01.1950 составляла 24°02'28". Сведения о точном значении айанамши Фэйгана-Брэдли приведены в "Американских эфемеридах" Н.Ф. Микельсена и в "Эфемеридах розенкрейцеров" (пункт SVP). Пик популярности "сидерализма" в западной астрологии пришёлся на 1950-е - 70-е гг., но постепенно сошёл на нет.»
Если Фэйган и Брэдли статистически проверяли астрологические карты и пришли к выводу, что прецессия должна быть иной чем у Лахири, почему мы должны верить сторонникам Лахири? Сам Лахири, хоть и взял за точку отсчета Спику, но координаты Спики на эклиптике определил не так, как это делали старинные индийские астрологи! Кроме того, начало Зодиака по всеобщему мнению между Овном и Рыбами – почему же астролог должен соглашаться отсчитывать Зодиак от «Колоса Девы»?
Алан Лео был теософом и пользовался утверждениями Блаватской, а они не точны. Блаватская приписывает такую скорость прецессии, какой никогда не было.
Проведите линию между звездами Рыб эта (Альфарг) и мю – это и будет начало Зодиака. Для точных вычислений воспользуйтесь вавилонской прецессией, написанной Куталёвым далее по тексту.«Существуют и прочие системы расчёта айанамши. Отдельные исследователи экспериментируют с различными её величинами и порой приходят к собственным предпочтениям, отличающимся от наиболее распространённых. В приведённой ниже таблице даны сведения о 14 вариантах сидерического Зодиака.
Сидерический Зодиак Координата Точки
весеннего равноденствия
на 1.01.1900
Джвал Кул (Djwhal Khul) 03°02'13" Рыб
Согласно Ларри Эли 03°23'20" Рыб
Согласно ДеЛюсу 03°35'13" Рыб
Согласно Фэйгану и Брэдли 06°39'22" Рыб
Согласно Мерсье (вавилонский) 06°52'47" РыбСогласно Лахири 07°32'22" Рыб
Согласно К.С.Кришнамурти 07°38'10" Рыб
Согласно Б.В.Раману 08°59'08" Рыб
Согласно А.Лео 10°23'53" Рыб
Согласно Шри Юктешвару 10°30'56" Рыб
Согласно Сундре Раджану 08°29'35" Рыб
Согласно Шиллу Понду 10°49'12" Рыб
Согласно Уша-Шаши 11°20'21" Рыб
Сасанидский 11°24'32" Рыб
2. Полемика.
Итак, вернёмся теперь к тем вопросам, которыми задался Дмитрий Солнцев в своей статье. Какой Зодиак является "истинным" и "первоначальным" - сидерический или тропический? Какая система астрологии базируется на более достоверных основаниях - индийская или западная?
Если говорить об изначальной ситуации, то в Древнем Двуречье, Древней Индии и Древнем Китае фиксировалось и анализировалось движение планет среди звёзд и созвездий. Отсюда впоследствии развилась концепция зодиакального круга. В Древнем Египте велись наблюдения суточного движения 36 групп звёзд (т.наз. "деканов"), и из этой практики впоследствии развилась концепция домов гороскопа.»
Не Домов гороскопа, а Восходящих и кульминирующих (зодиакальных) созвездий. Здесь Куталёв соглашается, что первоначально в астрологии шла речь именно о созвездиях.«Так что и круг Зодиака, и круг домов исторически обязаны своим появлением наблюдению неподвижных звёзд и созвездий. И это не требует лишних объяснений - ведь для любого наблюдателя созвездия являются самым чётким ориентиром на небе. При этом, годичный цикл с его узловыми точками равноденствий и солнцестояний ничуть не менее важен в астрологии - но для фиксирования этих точек и последующего анализа расположения планет в полученной системе тропических координат требуются гораздо более длительные наблюдения. Поэтому хронологически первой, конечно, была привязка небесных событий к звёздам и созвездиям.
С другой стороны, когда в эллинистическом мире сформировалась целостная астрологическая система, базирующаяся на концепции Зодиака, роль годичного цикла и кардинальных точек в объяснении системы зодиакальных знаков была крайне важной. И значение этого факта принижать нельзя. Обратившись к таким базовым астрологическим трактатам, как "Тетрабиблос" Птолемея или "Введение" Павла Александрийского, легко убедиться, какую важную роль в эллинистической астрологии играли понятия знаков равного восхождения, антисов и параллелей склонения; выделение знаков, созерцающих друг друга; деление знаков на командующие и подчиняющиеся... А ведь все эти вещи имеют смысл только в тропическом Зодиаке, поскольку они отсчитываются от осей равноденствий и солнцестояний!»
Значит, следует говорить о том, что в эллинистическом мире (и не ранее) появилась школа «тропического Зодиака» со своими собственными экзерсисами. И в том же эллинистическом мире продолжала существование звездная школа.«Поэтому, что означают слова: "Во времена Птолемея сидерический Зодиак совпадал с тропическим"? Это никак не значит, что Птолемей и его современники считали, что существует два разных Зодиака. Для них существовала единая, целостная картина космоса, в которой Зодиак мог быть описан как сидерически, через звёзды и созвездия, так и тропически, через положение Солнца в разные времена года. Астрологи видели, что Солнце в весеннее равноденствие входит в созвездие Овна, и потому зодиакальный знак, начинающийся от точки весеннего равноденствия, тоже называли Овном - и так далее. При этом, они как-то не особенно задумывались о том, что же будут делать астрологи последующих тысячелетий, когда созвездие Овна сместится относительно знака Овна. Главное, что в их эпоху такого смещения не было, и потому они выстроили свою астрологическую систему, исходя из зримого ими факта совпадения сидерической и тропической реальности. А вот в последующие века астрологам пришлось пересмотреть многие постулаты астрологической системы античных астрологов - и это совершенно правильно и закономерно.»
Да действительно, грекам было все равно, а нам то что делать? Исправлять их ошибку или следовать за ней? И опять же, автор противоречит сам себе: если и в те времена были астрологи, работающие с созвездиями, значит, они прекрасно понимали разницу между двумя типами координат, и им было не все равно. А вот вам, сегодня, все равно или нет? И Куталёв предпочитает далее «спрятать голову в песок», как и многие «изучающие» астрологию эклектическим способом, чтобы угодить всем.«Тем, кто исходил из сидерического Зодиака, пришлось отказаться от всех астрологических техник, связанных с равноденствиями и солнцестояниями, разработав вместо них ряд других методов, результативных именно в сидерической системе. Тем же, кто положил в основу своего подхода тропический Зодиак, никто не мешал продолжать использовать все методы, базирующиеся на кардинальных точках, но им зато пришлось придумывать новые подходы к анализу неподвижных звёзд и т.п.»
Оно и видно, что когда приступаешь к анализу гороскопов в сидерическом Зодиаке, то планеты и созвездия самым прямым и непосредственным путем дают тебе ответы что произойдет с человеком, его родными и близкими; а те, кто изучал астрологию по-арабски, вообще не видят никакого смысла в положении планет в знаках Зодиака – им приходится искать события во всяких абстракциях типа углов между планетами, в прогрессиях и профекциях и т.п.«Поэтому многосотлетняя история Зодиака напоминает мне не менее масштабную историю дрейфа континентов. Представим себе, что некогда возник единый "континент" Зодиака, сочетавший в себе сидерические и тропические характеристики. Но потом появился всё увеличивающийся разлом, и вот два расходящихся "континента", Сидерический и Тропический, отправились каждый в своё плавание по Мировому океану. Со временем жизнь на этих материках стала всё больше и больше различаться. Одни "биологические виды" (астрологические методики) стали активно развиваться на Сидерическом континенте, тогда как на другом континенте они практически вымерли. И наоборот, природные условия Тропического континента дали жизнь новым астрологическим подходам, которые никак не могли бы "выжить" на Сидерическом материке.»
«Правда всегда одна – так говорил фараон…» Обезьяны и люди произошли от общего предка. Но одни почему-то стали людьми, а другие обезьянами.«Исходя из этой аналогии, как мы ответим на вопрос: "Какой Зодиак является правильным - сидерический или тропический?". Если говорить о нынешнем их существовании, то оба этих Зодиака "правильные" - но каждый для своих условий. Если же говорить об истоках системы Зодиака, то они восходят к древнему "праматерику", когда сидерическая и тропическая составляющая были объединены.»
Во времена Древнего Вавилона эти системы не могли совпадать. Не было никогда «единого праматерика». Но был период кажущегося тождества, когда некоторые греки впали в ошибку.«Какая система астрологии базируется на более достоверных основаниях - индийская или западная? Исходные основания у них были общие, но исторические условия, в которых они затем развивались независимо друг от друга, привели к тому, что на данный момент эти две системы сильно отличаются - и именно поэтому они обе продолжают хорошо работать. Вот если бы западная и индийская традиции до сих пор пользовались набором астрологических теорий, методов и подходов, абсолютно идентичным тому набору, который существовал в античности, но при этом делали бы расчёты каждая в своём Зодиаке, тогда можно было бы заподозрить какую-то из них (или обе) в неработоспособности. Но если обе системы, повинуясь законам естественного отбора, существенно видоизменились, то это показывает, что опыт многих поколений индийских и западных астрологов позволил им выявить те подходы, которые позволяют хорошо использовать возможности именно тропического или именно сидерического Зодиака.»
Нету у «тропического зодиака» никаких возможностей. Поэтому работающие в нем практически не используют собственно Зодиак в своих предсказаниях, а стремятся найти другой инструмент, особенно «налегая» на Дома гороскопа и на углы между планетами.