В романе Булгакова "Мастер и Маргарита" в 13 главе трижды упоминается литературный критик Ариман.
Интересно, был ли знаком М. Булгаков с антропософией? На сайте он вроде бы не упоминается в числе тех, кто воспринял антропософию.
Да, Михаил Афанасьевич был знаком с антропософией, но это знакомство носило весьма поверхностный характер. Когда он писал свой бессмертный роман, то очень тщательно разрабатывал сюжетные линии своих персонажей. Образ Коровьева, фиолетового рыцаря, он нарисовал исследуя серьезные источники, взятые им в ленинской библиотеке, связанные с альбигойством. Ну, понятное дело он изучал апокрифы и историю Евангелий. Но к антропософии он никаким боком не относился.
Гораздо интереснее исследовать отношение к антропософии Сергея Есенина и Бориса Пастернака. Есенин был слушателем лекций Вольфилы и много общался с А. Белым. Считается даже, что именно Белый подсказал ему и Мариенгофу название их поэтического стиля - имажинизм, от слова имагинация. Пастернак долгое время хранил фотографию Рудольфа Штейнера у себя в столе, по воспоминаниям его многолетнего секретаря антропософки М.К. Баранович и в самом начале своего творческого пути был слушателем мусагетского ритмического кружка Андрея Белого вместе с Цветаевой и Мандельштамом. Известно что этот ритмический кружок помимо литературного просвещения, был еще местом где Эллис, Белый, Петровский вели работу по изучению книг Р. Штейнера. Очень трудно понять степень вовлечения тех или иных персонажей в это изучение. Сам Эллис в письме к Доктору за 1911 год указывает большой список фамилий - В. Ахрамович, А. Белый, Н. Бердяев, Н. Брызгалов, Р. Глиэр, С. Дурылин, Н.Н. Киселев, Н.П. Киселев, К. Крахт, А. Ларионов, Э. Метнер, Д. Недович, В. Нилендер, А. Петровский, М. Петровский, Г. Рачинский, С. Рубанович, М. Сабашникова, А. Сидоров, М. Сизов, А. Тургенева, Е. Чеботаревская и С. Шенрок. Это все были известные люди того времени, и почти все из этого списка кто печатался тогда в Мусагете. Как видим фамилий Мандельштама и Пастернака здесь нет, но возможно что они тоже были участниками некоторых групп по изучению книг Р. Штейнера.
Марина Цветаева потом даже была слушателем всего пражского курса лекций Р. Штейнера в 1923 году, который они вместе с мужем добросовестно отсидели, причем Марина Ивановна посылала засыпающему мужу С. Эфрону на задний ряд записки следущего содержания "Терпи - накормлю яичницей". Сама она видно тоже больше терпела, чем сопереживала.
В целом хочу сказать что в 10-20 годы почти вся культурная элита про антропософию знала, а многие и читали книги антропософского содержания.
Если у кого есть интересные материалы об отношении известных в прошлом и настоящем деятелей культуры к антропософскому движению - то буду очень признателен.