Антропософский форум > Разное
Что день грядущий нам готовит?
Галина:
--- Цитировать ---
....В Новом Завете представление об условности эсхатологических пророчеств существует, можно сказать, по определению. Парадокс христианского Благовестия в том, что Первое пришествие Христово совершилось, чтобы не было Второго. И наоборот, - Апокалипсис становится возможным, потому что была Голгофа: "Поражу пастыря, и рассеются овцы" (Мк. 14: 27).
Россияне, пережившие опыт концлагерей и репрессий, их дети и внуки, чувствуют эту связь между Голгофой и Апокалипсисом как никто другой.
Интерес к эсхатологической проблематике в русской культуре резко усилился в начале XX века. Точкой отсчета можно считать знаменитые "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории" (с приложением краткой "Повести об антихристе") Владимира Соловьева.
Не случайно этот трактат был закончен в 1900 году, на рубеже двух эпох. Ему непосредственно предшествовал роман-эпопея Генрика Сенкевича "Quo vadis?" ("Камо грядеши?").
Вскоре вышел в свет "Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса" М. Барсова (1902 г.), затем последовал целый ряд беллетристических и публицистических произведений, авторы которых ставили и пытались разрешить сугубо эсхатологические вопросы:
"Грядущий хам" Дмитрия Мережковского, "У последней черты" Михаила Арцыбашева, "Апокалипсис в русской литературе" Алексея Крученых, "Апокалипсис нашего времени" Василия Розанова, произведения Федора Сологуба, Леонида Андреева, старших и младших символистов.
Из последних следует, прежде всего, выделить поэму "Двенадцать" Александра Блока и поэму "Христос воскресе" Андрея Белого.
Эсхатологические мотивы в русской живописи начала XX века, на наш взгляд, в наиболее полной и канонически безупречной форме выражены" в трех работах Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), представленных в залах Академии художеств осенью 1903 года: "Страшный Суд", "Распятие", "Сошествие во ад".
Особое внимание привлекает трехчастная композиция Страшного Суда, которую называли "гениальным избытком", - с изображением небесного, земного и преисподнего. Этот замечательный триптих, сохранив традиции древнерусской иконописи, вместе с тем явился новаторским, по сути, произведением, дальнейшим шагом в искусстве Васнецова после его росписей в киевском Свято-Владимирском соборе...
--- Конец цитаты ---
Валентин НИКИТИН Докт. филос. наук, акад. РАЕН
«Апокалипсис и эсхатологические мотивы в русской культуре XX века»
bdn-steiner.ru/modules/Books/files/906.doc
Галина:
--- Цитировать ---
Из поэтов начала XX века к апокалипсическим образам неоднократно обращался Валерий Брюсов. Его поэма "Конь Блед" написана на тему 6-й главы Откровения, с соответствующим эпиграфом. Поэма датирована 1903 годом, как и триптих М. Васнецова.
Между тем, Россия уже была "близ при дверях". Поражение в войне с Японией и революция 1905-1907 гг., антимонархические заговоры создавали предпосылки для еще более грозных потрясений, "провоцировали" художественное сознание на апокалипсическое видение и восприятие. С этим, к сожалению, связана и тогдашняя эротомания и псевдо-мистика (увлечение оккультизмом) в творчестве выдающихся мастеров - Константина Сомова и Льва Бакста, Алексея Ремизова и Михаила Кузмина.
Инфернальные обертоны заглушали основной тон - memento mori - в эсхатологических стихах Федора Сологуба, порождали вопиющие, острые и режущие слух диссонансы. Вячеславу Иванову, быть может, самому религиозному из русских поэтов XX столетия, принадлежит "Година гнева" - цикл эсхатологических стихотворений 1905-1906 гг., с плачем по России, над которой разгулялась злая стихия:
Сатана свои крылья раскрыл,
Сатана,
Над тобой, о родная страна!
("Язвы гвоздиные", 1906 г.)
Перед началом I мировой войны Вяч. Иванов имел сильно выраженные апокалипсические предчувствия:
Я видел сон в то лето пред войной.
Вращалась самодвижная громада
Твердыни круглой, - башни, сплошь стальной, -
Изделие горнил литейных ада.
В литой броне, глухих бойниц щиты
Приподымались, словно веки гада...
В годы революции и гражданской войны Вяч. Иванов написал несколько очень тревожных стихотворений: "На суде пред Божиим престолом"(1917), "Приближение" (1918), "Песни Смутного времени" (1917-1918 гг.) и др.
В творчестве его младшего современника Осипа Мандельштама эти мотивы звучат приглушенно, с ненавязчивой, но пронзительной силой, с задушевной прикровенностью в ожидании преображающего чуда. Вот гениальные строки из стихотворения 1910 г., когда поэту было всего 19 лет:
Под грозовыми облаками
Несется клекот вещих птиц:
Довольно огненных страниц
Уж перевернуто веками!
В священном страхе тварь живет,
И каждый совершил душою -
Как ласточка перед грозою -
Неописуемый полет.
Когда же солнце нас расплавит,
Серебряные облака,
И будет вышина легка,
И крылья тишина расправит?
Революция 1917 г. для русской интеллигенции явилась малым Апокалипсисом и поистине Страшным Судом, жестоким и безжалостным…
--- Конец цитаты ---
Галина:
--- Цитировать ---
… не забывать, что назначением искусства является просветление чувств - катарсис, а не погружение в кошмары.
Если эсхатология безусловна и фатальна, если у людей нет шанса на покаяние и спасение, то такая эсхатология не верна христианскому благовестию, ее нельзя считать христианской, она иного, инфернального духа, духа уныния и небытия, духа Антихристова. Все это совершенно необходимо ясно сознавать, обозревая те или иные шедевры культуры XX века, которые предлежат нашему умственному взору на шкале духовных ценностей.
В "Лицевом Апокалипсисе" М. Барсова библейское Древо Жизни представлено с человеческими головами вместо плодов. То есть, вкушение от этого Древа было посягательством на чью-то жизнь; не потому ли смерть стала страшной карой прародителям? И до сих пор смертная казнь, которую следует отменить, является адекватным возмездием за грех человекоубийства - от Каина до наших дней. Но это возмездие - прерогатива Божия: как сказано в Библии: "Мне отмщение и Аз воздам". Эсхатология призвана вызывать в нас страх Божий, но не должна превращаться в орудие инквизиции. Порукой тому подлинная культура на путях своего духовного возрастания.
Валентин НИКИТИН Докт. филос. наук, акад. РАЕН
«Апокалипсис и эсхатологические мотивы в русской культуре XX века»
bdn-steiner.ru/modules/Books/files/906.doc
--- Конец цитаты ---
Навигация
Перейти к полной версии